НОД по ознакомлению с миром природы по теме «Что за чудо-дерево с иголками?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Низовкина  Надежда Александровна

Конспект по ознакомлению с миром природы. Цель: Формировать представление о внешнем виде хвойных деревьев на примере ели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с миром природы по теме «Что за чудо-дерево с иголками?»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Формировать представление о внешнем виде хвойных деревьев на примере ели.

Программные задачи:

-Расширять представление детей о ели – хвойном дереве; уточнить строение ели, характерные особенности ее внешнего вида.

-Рассказать о полезных свойствах ели, о важном ее значении для лесных обитателей и для человека.

-Совершенствовать навыки связной речи и грамматического построения речи.

-Воспитывать бережное отношение к деревьям;

Оборудование и материал: веточка ели, мешочек, игрушка Лунтик, иллюстрации ели, искусственная ель, шишка ели, картинки с изображением белки, клеста, дятла, снегиря, лося, зайца.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Предлагаю вам поиграть. Как только вы услышите команду, то должны будете выполнить задание.

Например:

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

Молодцы!

Скажите, какое сейчас время года? (зима)

Ребята, наш чудесный мешочек приготовил вам сюрприз (в мешочке лежит ветка елки). Давайте попробуем угадать, что там лежит (воспитатель предлагает детям с закрытыми глазами понюхать то, что лежит в мешочке).

Носиками вы почувствовали то, что лежит в мешочке, а теперь закройте глаза и почувствуйте своими пальчиками, что же там лежит.

Ребята, кто догадался, что лежит в мешке? (Ответы детей).

Молодцы, угадали, это ветка елочки.

Какие иголочки у елочки? (зеленые, острые, колючие)

Присаживайтесь на стульчики.

Повторите «У елки иголки колки».

А  у каких животных и растений есть иголки? (у ежика, дикобраза, кактуса)

(раздается стук в дверь)

Появляется игрушечный персонаж «Лунтик».

-Здравствуйте, ребята! Куда я попал?

(в детский сад, в группу «Паровозик»)

По дороге к вам я увидел необычное дерево, зеленое и в иголках.

Оно живое? А что на нем такое растет? А кто на этом дереве живет? А почему на нем иголки, да еще колючие, да еще зеленые? А  это дерево спит зимой? Мне так хочется побольше узнать об этом дереве.

Лунтик, мы с ребятами приглашаем остаться у нас в гостях и послушать об этом удивительном дереве.

Лунтик:  -Спасибо! Я с удовольствием останусь! И расскажу об этом дереве своим друзьям: Кузе, Пчеленку, Миле.

Елочку называют хвойным деревом. 

Потому что вместо листочков у неё хвоинки. 

Иголки у елей – это такие необычные листья. С их помощью деревья дышат, берут у солнца свет и тепло. Каждая иголочка - хвоинка живёт долго: 5-7 лет, а потом падает на землю. 

Хвоинок очень много. На ели их гораздо больше, чем листьев на самом раскидистом дереве.

Про елочку есть загадка: «зимой и летом одним цветом». (дети повторяют загадку).

Присаживайтесь на стульчики.

(Выставляются картинки)

Летом деревья зеленые и елочка зеленая, осенью деревья разноцветные, а елочка зеленая, зимой деревья голые, а елочка зеленая.

Хвоинки на елочке тоже осыпаются, но совсем мало и постепенно. Поэтому она всегда в зеленом наряде.

 А где вы видели елку? (В детском саду на участке растет, на Новый год дома, в детском саду на утреннике).

Давайте рассмотрим елочку.

У ели один ствол, покрытый коричневой корой; есть верхушка; много веток, вверху веточки короткие, внизу – длинные. В земле у ели есть корни. Корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель.

На какую геометрическую фигуру похожа елочка? (на треугольник)

А еще елочка похожа на игрушку – пирамидку.

Что растет на елочке? (шишки)

Шишка –это плод ели.

Шишки у ели коричневого цвета. Узкие длинные, как морковка. У шишки есть чешуйки (показ), под ними прячутся семена. Семена мелкие с крылышками. Из них вырастают маленькие елочки.

Хотите узнать, с кем дружит елочка?

Воспитатель говорит от имени игрушек:

«Заяц»: Я люблю в зимнюю пору грызть кору с ели, она пахучая, смолистая и очень полезна для меня. А еще я люблю прятаться под веточками ели!»

«Белка»: «А я всю зиму прыгаю с елки на елку и лакомлюсь еловыми шишками, а точнее семенами, которые находятся в шишках. А еще я люблю грызть молодые еловые веточки!»

Лось: «Я люблю грызть кору ели и молодые веточки!»

Медведь: «Я делаю берлогу под корнями большой ели! И сплю там до весны!»

Смотрите, и птицы сидят на ветках ели!

Угадайте, как их зовут (снегирь, дятел)

Они тоже любят лакомиться семенами шишек!

Смотрите, какая необычная птица! Ее зовут клест-еловик! Клеста-еловика называют «северным попугаем» за необычный клюв. Концы клюва загнуты в разные стороны и напоминают щипцы. С помощью такого клюва клест ловко достает семена из шишек ели.

Даже муравьи используют опавшую хвою при строительстве муравейника.

Видите, как елочка помогает лесным жителям!

 А сейчас немножко отдохнем, разомнемся!

Физминутка:

«Есть в лесу три полочки».

Есть в лесу три полочки: (Хлопают в ладоши)

Ели – елки – елочки.

(Руки вверх, в стороны, вниз )
Лежат на елях небеса,
(Руки вверх, встать на носочки)
На елках – птичьи голоса.
(Руки в стороны, махи руками)
Внизу на елочках – роса.
(Руки вниз, присели).

Дети вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения по показу.

-Вы знаете, какую пользу приносит ель людям?

Из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты, из нее получается красивая мебель.

Хвойную муку дают домашним животным, в ней много витаминов. Из еловой хвои делают  лекарства.

Ели высаживают во дворах, скверах и парках.  В хвое ели содержатся вещества, которые убивают болезнетворные микробы. Это дерево в любое время года очищает воздух, а значит, дарит людям здоровье.

И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат ели.

-А как мы можем помочь елочкам? (Не ломать ветки, прикапывать снег к ее корням, чтобы не замерзли).

Лунтик, теперь ты знаешь, какое это удивительное дерево.

Лунтик: А елочка зимой спит?

Да, зимой все деревья погружаются в зимний сон.

Ребята, расскажите Лунтику, что вы сегодня узнали о елочке?

Наводящие вопросы:

-Почему елочку называют хвойным деревом?

-Назовите части дерева.

-Какая шишка у ели?

-Как помогает деревце животным, птицам?

-Какую пользу ель приносит людям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы на тему "Птицы"

непосредственая образовательная деятельность с вариативной частью - экспериментальная деятельность...

Занятие по ознакомлению с миром природы на тему: "Волшебница вода"

Тема: «Волшебница вода»Программное содержание: продолжать знакомить детей с водной стихией, со свойствами воды: прозрачность вкус, с такими природными явлениями как снег, дождь, град, с видоизменениям...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с миром природы на тему: "Мы жители лесные, мы добрые и злые"

Тема: «Мы жители лесные             Мы добрые и злые»Программное содержание: расширить представления детей о лесе. Дать первоночальные реали...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы на тему: «Белая береза»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с миром природы на тему: «Белая береза»...

Методическая разработка по организации образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы по теме: «В мире стекла» для детей средней группы.

Методическая разработка по организации образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы по теме: «В мире стекла» для детей средней группы....