Проект "Солдатский платок"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Колокольчик»
Методическая разработка
практико-ориентированного проекта
«Солдатский платок»,
посвященного 75-летию Великой Победы
для детей среднего дошкольного возраста и родителей
Автор:
воспитатель
Зунгруева Олеся Олеговна.
п. Лазаревский, 2020 г.
Описание содержания проекта «Солдатский платок»
Тип проекта: практико-ориентированный, творческий, среднесрочный.
Участники проекта: воспитанники, родители, педагоги.
Сроки проведения проекта: с 20 февраля по 20 марта 2020 года.
Актуальность
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важных задач современного общества. Детство - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине. Поэтому важно ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к изучению её истории в будущем.
Проектная деятельность является одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания. В современном обществе происходит разрушение традиционных устоев семьи в результате кризиса в духовно-нравственной сфере. Патриотическая направленность проекта обеспечивает воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Проект "Солдатский платок" - это отличный метод истинного патриотического воспитания. Чтобы сделать такой платок, взрослым придется вспомнить семейную историю, достать старые фотографии и рассказать об этом детям. За каждым платком - рассказ о простом солдате Великой Отечественной Войны.
В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Цена и память о ВОВ у каждой семьи разная. И жива эта личная память, пока живы свидетели, те люди, которых не обманешь, и которые не позволят забыть. Поэтому и через века не должна ослабевать память о них, не должен умаляться их героизм. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у дошкольника сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. На конкретных фактах из жизни старших членов семей (прадедушек, прабабушек – участников ВОВ, их трудовых и фронтовых подвигах) можно привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг».
Учитывая выше сказанное, реализация практико-ориентированного проекта «Солдатский платок», посвященного 75-летию Великой Победы является особенно актуальным и значимым в патриотическом воспитании подрастающего поколения России.
Цели и задачи проекта
Цель: Формирование знаний и представлений у детей среднего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны через исследовательскую и творческую деятельность.
Задачи проектируемого процесса на детей:
- Вызвать у детей интерес к знаниям о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ, к историческому прошлому.
- Сформировать у детей знания и представления о подвигах своих прадедов, их воинских наградах, памятникам воинам.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания и представления в жизненных ситуациях: возложение цветов к обелискам и памятникам, уважительное отношение к ветеранам, участие в общесадовских мероприятиях посвящённых 75-летию Победы.
- Развивать исследовательскую деятельность дошкольников.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по формированию уважительного отношения к героям ВОВ, укрепления связи между поколениями.
- Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания дошкольников через чтение художественной литературы об участниках ВОВ, информационные стенды, совместную творческую деятельность.
- Способствовать активному участию родителей в исследовательской деятельности, мероприятиях, направленных на формирование у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к памяти героев ВОВ, посещение экспозиций музеев и памятников города.
Задачи проектируемого процесса на образовательную среду:
- Разработать подходы к созданию в ДОО образовательной среды, способствующей формированию знаний и представлений у детей среднего дошкольного возраста о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ через исследовательскую и творческую деятельность.
- Пополнить предметно-развивающую среду групп детей среднего дошкольного возраста макетами на военную тематику, мини-библиотекой и мини-музеем с фотографиями прадедов, с информацией и стихах об их героических подвигах, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр (бинокли, каски, пилотки, погоны и прочее).
Рабочий план реализации проекта «Солдатский платок»
Этапы и сроки реализации
I этап. Подготовительный – 20.02 – 25.02.2020 г.
Сбор данных, разработка проектных мероприятий (сценариев). Анализ материально-технической базы ДОО.
II этап. Основной (практический) – 26.02 – 17.03.2020 г.
Реализация проектных мероприятий «Солдатский платок». Информационно-просветительская деятельность на уровне ДОО и города.
III этап. Итоговый 18.03 - 20.03.2020 г.
Итоги реализации проекта. (Мониторинг результатов проекта, освещение в соцсетях и на сайте ДОУ).
Рабочий план реализации проекта
План-график мероприятий проекта «Солдатский платок»
п/п | Мероприятия | Срок проведения | ||
Анкетирование родителей (законных представителей) детей среднего дошкольного возраста по теме проекта. Презентация проекта «Солдатский платок». (для родителей, бабушек и дедушек воспитанников) | 20.02.2020 г. 20.02.2020 г. | |||
Образовательно-воспитательная деятельность: «Была война» по разделам образовательной программы (познавательное развитие, социально-личностное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). | 25.02 – 16.03 2020 г. | |||
Консультации для родителей: -создание мини-музея с фото «Наши деды – славные победы» - создание Солдатского платка | 25.02.2020 г. | |||
Организация и презентация выставки книги «Как наши деды воевали» | 3.03.2020 г. | |||
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок военной тематики. | 25.02 – 16.03 2020 г. | |||
Музыкальная гостиная «Солдатская песня». Прослушивание и разучивание военных песен. | 28.02.2020 г. 13.03.2020 г. | |||
Экскурсия в музей боевой славы в Кировский сельский лицей | 26.02.2020 г. | |||
Экскурсия в Лазаревскую сельскую библиотеку для ознакомления с детской художественной литературой о войне. Просмотор выставки «Дети и война» | 02.03.2020 г. | |||
Семейная презентация «Солдатский платок» | 16.03.-17.03.2020 г. | |||
Итоги реализации проекта. Видеопрезентация проекта «Солдатский платок». Объединение всех платков в одно полотно для стены памяти. | 18.03 – 20.03. 2020 г. |
Конкретные ожидаемые результаты
Расширены и систематизированы знания о Великой Отечественной войне.
Закреплен навык составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ.
Усвоен алгоритм создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов.
Сформировано уважительное отношение к участникам войны, бережное отношение к семейным фотографиям.
В ходе реализации проекта будут подготовлены:
- Мини-музей с фото «Наши деды – славные победы»
- Выставка книг «Как наши деды воевали»
- Солдатские платки, изготовленные участниками проекта;
- Информационно-рекламные буклеты для родителей;
- сборник видео и фото архива проектных мероприятий.
В ходе реализации мероприятий проекта, все его участники овладеют практическими навыками поисковой, исследовательской, творческой деятельности, приобретут положительный опыт эмоциональной поддержки и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Педагоги и родители придут к единой воспитательной стратегии, направленной на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников Великой Отечественной войны.
Приложение 1
Рекомендации для родителей (тезисы)
– участников проекта «АЛЛЕЯ СЛАВЫ», посвященного 70-летию Великой Победы
- Вспомните всё, что вы знаете о членах своей семьи – участниках Великой Отечественной войны – их имена, степень вашего родства, факты их жизни, подвига, их рассказы о событиях тех лет.
- Расспросите более осведомленных в данном вопросе членах семьи (бабушек, дедушек).
- Найдите в семейном архиве фотографии, письма и пр.
- Для совместной деятельности с ребенком выберите тот материал, который на ваш взгляд вызовет у ребенка наибольший интерес, эмоциональный отклик.
- Для определения временных рамок используйте: «Я тогда еще не родился», «Когда моя бабушка была девочкой», «Мой прадедушка был молодой как твой папа»…
- При рассматривании фотографий обратите внимание ребенка на детали – одежда, прическа, предметы интерьера и пр. Сравните с сегодняшним днем.
- Выберите для составления рассказа тот материал, который наиболее заинтересует ребенка, вызовет у него вопросы, эмоциональный отклик.
- Избегайте понятия «немец». Используйте слова «враг», «фашист», «захватчик».
- Избегайте страшных подробностей (убит, расстрелян и пр.). Лучше использовать понятия «погиб», «не вернулся с войны».
- Краткость – сестра таланта. Ваша «страница семейной истории» не должна быть слишком длинной и подробной.
- Пусть ребенок попробует рассказать сначала вам то, что он узнал и запомнил. Помогайте ему вопросами, деликатно уточняйте важные детали. Предложите ему рассказать вашу историю другим членам семьи. Даже если у ребенка не получится связный рассказ, не огорчайтесь. Ваш труд не пропадет даром. Ребенок подрастет, и вы вернитесь к своей истории.
- Принесите в электронном или письменном виде ваш рассказ и фото вашего семейного героя в детский сад, педагогу группы.
Приложение 2
Анкета для родителей
«Надо ли говорить с ребенком старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной войне?»
Уважаемые родители! Просим Вас высказать свою точку зрения:
(Вы можете дать один или более ответов, нужное подчеркнуть)
- Надо ли с дошкольниками говорить о войне?
- да
- нет
- 23 февраля, 9 мая достаточно
- Что важнее:
- рассказать о лишениях во время войны,
- рассказать о героизме
- рассказать о Победе
- другое _________________________________________________________________
- Надо ли рассказывать дошкольнику обо всех ужасах войны, лишениях, потерях?
- да
- нет
- да, но доступным для ребенка языком
- Можно ли ребенку смотреть взрослые фильмы о Великой Отечественной войне?
- да
- нет
- некоторые, например_____________________________________________________
__________________________________________________________________
- Отмечаете ли Вы дома День Победы как семейный праздник? Вспоминаете ли своих членов семьи участников ВОВ? Поздравляете ли ветеранов?
- да
- нет
- Читаете ли ребенку книги о ВОВ?
- да
- нет
- ему не интересно, мне не интересно
- у нас нет книг на эту тему
- Знаете ли Вы, что в этом возрасте можно рассказывать ребенку о ВОВ?
- да
- нет
- Нужна ли Вам помощь детского сада в данном вопросе?
- да
- нет
- В нашем детском саду разработан и начинает реализацию практико-ориентированный проект «Солдатский платок», посвященный 75-летию Великой Победы, который поможет нам, педагогам и вам, родителям, выработать единую воспитательную стратегию, направленную на формирование знаний и представлений у детей о героическом прошлом своих прадедов, участников ВОВ. А вы хотите принять участие в проекте «Солдатский платок»?
- да
- нет
Спасибо за внимание и ваше активное участие в жизни ДОУ.
Будьте добры, представьтесь
__________________________
Приложение 3
Работа над платками.
Размер платка: квадрат размером 15х15 см
Цвет ткани: Белый цвет платка олицетворяет солдата, без вести пропавшего в годы страшного военного лихолетия.
Красный цвет платка – это символ героев, павших смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны.
Синий цвет – память о героях, вернувшихся домой с долгожданной Победой.
На платке делается вышивка или надпись (фамилия, имя, звание, место сражения бойца).
Использованная литература
- Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, сценарии мероприятий / авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. - Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
- Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. – 168 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).
- Антонов, Ю.Е. Великой Победе посвящается: Праздники в детском саду / Ю.Е. Антонов. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
- Борисова, Е. В. Воспитание патриотизма в современной социокультурной ситуации / Современное социокультурное пространство: традиции и новаторство: материалы научно-практических межвузовских конференций // Борисова Е. В. / Ред. колл.: В. М. Захаров и др., – М.: Изд-во ГОУВПОГАСК, 2010. - №2.
- Ветохина, А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста / А.Я.Ветохина, З.С. Дмитренко - Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2009.
- Воспитание личности дошкольника и младшего школьника: Сборник докладов научно-практической конференции. - Ханты-мансийск: издательство «ИПК и РРО», 2003. – 270 с. Доможакова,Т.И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста / Т.И. Доможакова // Управление ДОУ. Научно-практический журнал. – М.: 2006. - № 8. – 80 с.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», принятая постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федерального архивного агентства (Росархива): //archives.ru/programs/patriot_2015.shtm
- Гладкова, М. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию / М. Гладкова // Ребёнок в детском саду. Иллюстрированный методический журнал. – М., 2008. – № 2. – 11 с.
- Данилина, Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» 3-е изд., испр. и доп. / Г.Н. Данилина. - М.: АРКТИ, 2005. – 184 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).
- Дыбина, О Направленность ребёнка на мир семьи в контексте патриотического воспитания / О. Дыбина // Иллюстрированный методический журнал. – М., 2009. - № 2. – 3-5 с.
- Жук, Л.И. Весной сорок пятого года…/ Ред. сост. Л.И.Жук - Мн. Изд.ООО «Карсико-Принт», 2012.-128 с.
- Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества / Л.А. Кондрыкинская. Методическое пособие по патриотическому воспитанию дошкольников – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / С.А. Козлова. Т.А. Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: издательский центр «Академия», 2006. – 416 с.
- Кокуева, Л. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: Дис. ... канд. пед. наук: Ярославль, 2002. - 228 с.
- Кокуева, Л.В. Воспитание патриотизма у детей / Л.В. Кокуева // Вестник ИРО. Научно-методический журнал [Электронный ресурс] www.iro.yar.ru - Ярославль, 2009. - № 4 (7). – 99 с.
- Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. - (серия «Вместе с детьми»).
- Конкевич, С. Беседы с детьми дошкольного возраста о Великой Отечественной войне / С. Конкевич // Детство-Пресс, М., 2012. – 20 с.
- Малыгина, В.А. Система работы ДОУ по формированию основ патриотизма у дошкольников / В.А.Малыгина // Научно-методический журнал Методист ДОУ, ООО «ТЦ Сфера». - М., 2010. – Вып.6. – 128 с.
- Маханева, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / М.Д. Маханева // М: АРКТИ, 2004.
- Михалёва, Т.И. Литература о Великой Отечественной войне в гражданском становлении личности / Т.И. Михалёва. – М. : Школьная библиотека, 2005. – 128 с.
- Сценарный материал к 65-летию Великой Победы // Классный руководитель. – 2010. – № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/22/picture-50592.jpg)
Открытый показ логоритмического занятия:"Ой, да чудо-платок"
Конспект логоритмического занятия для детей старшего дошкольного возраста (авторский материал) "Ой, да чудо-платок"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-132990-1351543550.jpg)
конспект занятия "Красивый платок"
Это занятие знакомит детей со свойствами ткани, учит различать геометрические фигуры, цвета, ориентироваться в системе узор и в пространстве сюжетной композиции....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-216449-1362419941.jpg)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно...
Проект "Плат, платок, платочек"
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должна стать частью души ребёнка, порождающим личность....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/13/picture-335017-1584109372.jpg)
Музыкальная игра "Волшебный платок" для детей младшего возраста.
Игра используется на осенних праздниках как сюрпризный момент....
Оренбургский пуховый платок.
история создания пухового платка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/27/picture-311870-1701112347.jpg)
Презентация и конспект "Павлово-посадский платок"
Презентация и конспект занятия по рисованию "Павлово-посадский платок"...