Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Дом, в котором я живу» в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Марина Вячеславовна Брагина

Цель: обобщить знания детей о различных видах жилья человека.

Задачи: развивать речь, умение сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира; дать представление о строительных профессиях; воспитывать у детей уважение к труду строителей; воспитывать бережное отношение к своему дому.

Предварительная работа: беседа о комнатах из которых состоит дом (кухня, спальня и тд.); отгадывание загадок о мебели, бытовой технике; изготовление макетов домов; проведение конкурса рисунка «Дом, в котором я живу»; разучивание пословиц о доме; беседа о различных строительных профессиях.

Материалы и оборудование: презентация «Дом, в котором я живу», предметные картинки из серии «Дома людей», картинки с изображением берлоги, будки, дупла, сарая, набор резиновых игрушек, либо картинок (медведь, воробей, белка, лиса, собака, волк, ежик, заяц), презентация к рассказу «Этот удивительный мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda._dom_v_kotorom_ya_zhivu.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Дом, в котором я живу» в старшей группе

Цель: обобщить знания детей о различных видах жилья человека.

Задачи: развивать речь, умение сравнивать, анализировать; формировать стремление к познанию окружающего мира; дать представление о строительных профессиях; воспитывать у детей уважение к труду строителей; воспитывать бережное отношение к своему дому.

Предварительная работа: беседа о комнатах из которых состоит дом (кухня, спальня и тд.); отгадывание загадок о мебели, бытовой технике; изготовление макетов домов; проведение конкурса рисунка «Дом, в котором я живу»; разучивание пословиц о доме; беседа о различных строительных профессиях.

Материалы и оборудование: презентация «Дом, в котором я живу», предметные картинки из серии «Дома людей», картинки с изображением берлоги, будки, дупла, сарая, набор резиновых игрушек, либо картинок (медведь, воробей, белка, лиса, собака, волк, ежик, заяц), презентация к рассказу «Этот удивительный мир».

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель читает стихотворение «Кто, где живет»

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит,

Лиска рыжая - в норе,

Жучка - в тёплой конуре,

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха,

Белка спряталась в дупле,

Ёжик спит в сухой траве.

Чтение стихотворения сопровождается показом иллюстраций

Воспитатель: - О чем стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель: - А где живет человек? (ответы детей)

Воспитатель: - Сегодня на занятии, мы с вами поговорим о домах.

Воспитатель: - Какие бывают дома? (ответы детей) Из какого материала строят дома? (из дерева, камня, кирпича)

Воспитатель: - Послушайте рассказ, который называется «Этот удивительный мир» (сопровождается показом слайдов):

В очень далекие времена дом, прежде всего, должен был спасать человека от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и воинственных соседей. И строить можно было только из того материала, который был под рукой. Было дерево – из дерева, были камни – из камней.

Каменные дома в Африке. Необычные каменные дома круглой формы строят жители африканского государства Лесото. Дома покрыты соломенной крышей. Такой дом хорошо сохраняет прохладу, в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.

Дома-пещеры. Некоторые старые дома этого селения в Каппадокии (Турция) просто выдолблены в скалах и напоминают муравейник.

Хижины из бамбука и тростника. В Таиланде тепло, свои легкие хижины местные жители и сегодня строят из бамбука и тростника.

Юрта. А если вокруг песчаная азиатская пустыня? Многие живущие там народы с древнейших времен передвигались вместе со своими стадами с одного пастбища на другое, не имея постоянного места жительства. И сейчас кочующие скотоводы дома свои по старинке возят с собой, как туристы – свои палатки. Такая палатка называется «юрта», она круглая. Расставят кочевники длинные палки-жерди, свяжут их между собой на манер клетки, покроют со всех сторон войлоком – и дом готов всего за несколько часов.

Яранга. На далеком Севере, где деревья если и есть, то очень маленькие (они так и называются – карликовые) строить тоже особенно не из чего. Но без дома нельзя – ведь на Севере страшные морозы! Жилище северян – чукчей – называется «яранга». Оно похоже на юрту, но островерхое, стены в нем – из оленьих шкур. Это жилище в случае переезда можно было легко разобрать, перевезти, а потом собрать снова.

Вигвам. На ярангу похож индейский вигвам, и неудивительно – у этих народов когда-то очень давно были общие предки. Индейские дома – вигвамы – строились в форме купола из тонких стволов деревьев и покрывались сверху ветками, корой, шкурами или разноцветными ткаными ковриками (циновками).

Иглу. А канадские эскимосы строят себе дома из того, что само падает с неба! (ответы детей) Иглу – их снежный дом, он защищает от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами. Вот, наверное, какие мастера строили дворец Снежной Королеве!

Воспитатель рассказывает историю появления бетона

Воспитатель: - Кстати, бетон, из которого сегодня возводят небоскребы, не такой уж молодой материал. Его изобрели древние римляне, жившие на территории современной Италии, более 2000 лет назад. И умудрялись строить из него мосты, стадионы и даже шестиэтажные дома! Человечество на протяжении веков стремится создать себе покой, и уют и продолжает придумывать все новые удобства. Кто знает, как будет выглядеть дом человека через 100-200 лет?

Воспитатель: - Сейчас мы сыграем в игру, которая называется «Для того, чтобы…». Начало предложения вы будите говорить вместе со мной, а конец предложения – договаривать самостоятельно.

Крыша нужна дому для того, чтобы…

Двери нужны дому для того, чтобы…

Окна нужны дому для того, чтобы…

Мебель нужна дому для того, чтобы…

Кухня нужна дому для того, чтобы…

Воспитатель: - Напомните, какие пословицы вы знаете о доме? (в гостях хорошо, а дома лучше; всякий дом хозяином держится; а домик-то хоть гнилой, а свой; свой дом - не чужой: из него не уйдешь; дома и стены лечат)

Физкультминутки на тему «Наш дом»

Если на улице дождик идет, (взмахи руками перед собой)

Если метелица злая метет, (взмахи руками из стороны в сторону)

В доме под крышей укроемся мы, («крыша» над головой)

Дождик и снег нам тогда не страшны! (на месте топают ногами)

Воспитатель: - Подскажите, как называется профессия человека, который строит для нас дома? (строитель)

Воспитатель: - Конечно, это строитель. А как вы думаете, один строитель может сам построить дом. (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно! Для того чтобы построить дом, строителю нужны помощники. Такие как каменщики, маляры, плотники. Все эти профессии - строительные. Каждый рабочий занят своим профессиональным делом в совместной постройке.

Воспитатель: - Я предлагаю вам сыграть в  игру «Чем занимается?». Я буду задавать вам вопросы, а вы говорить ответы.

Игра сопровождается показом слайдов, с изображением строительных профессий

- Чем занимается каменщик? (кладет кирпичи, строит стены домов)

- Чем занимается плотник? (делает из дерева двери, окна, деревянные лестницы)

- Чем занимается электрик? (прокладывает провода, чтобы в доме был свет)

- Чем занимается маляр? (красит стены, белит потолки)

- Чем занимается стекольщик? (вставляет в окна стекла)

Воспитатель: - Видите, ребята, сколько людей с разными строительными профессиями необходимо для постройки дома! (слушают воспитателя) Теперь, давайте вспомним, из каких комнат состоят дома? (спальня, прихожая, ванная комната, гостиная, кухня)

Воспитатель: - А что есть в доме у каждого из нас? (мебель, бытовая техника, на кухне посуда)

Воспитатель: О чем, мы с вами сегодня говорили? (ответы детей)

Воспитатель: - Для чего человеку нужен дом? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, мы, те, кто живет в доме, тоже должны оберегать его, ухаживать за ним. Как мы можем это делать? (ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы ребята! Наше занятие подошло к концу!