Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему: «В гости к весне»/
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карелина Татьяна Николаевна

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gosti_k_vesne.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему:

"Весна. Изменения в природе".

                                                            «В гости к весне»

                                                          Подготовила и провела воспитатель Карелина Т.Н. 12.03.21

 

Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны и весенних явлениях.

Задачи:

Образовательные задачи:

- учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

- расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе, показать взаимодействие живой и неживой природы.

- расширить знания детей о жизни животного  и растительного мира; о труде взрослых весной.

Развивающие задачи:

- развивать логическое мышление, воображение, память через игры;

- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание;

- развивать умение работать в подгруппах.

Воспитательные задачи:

- воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей);

- воспитывать интерес и желание узнать новое;

- воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам, насекомым.

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за весенними признаками;

- чтение произведений и рассматривание картин о весне;

- работа в календаре погоды, рассматривание иллюстраций на тему «Весна»;

Материалы и оборудованиепрезентация «В гости к весне». Проектор, экран, картинки с изображением месяцев, картинки с изображением птиц (грач, ласточка, воробей), картинки с изображением цветов (ромашка, одуванчик, ландыш), аудиозаписи «голоса птиц», «шум ручья и капели», «рычание медведицы», «голоса лисят», «шум леса», «насекомые», «прилетели грачи», пазлы : «В деревне», «Волшебный лес», раскраски о весне.

Роль Весны – девочка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся! (Дети здороваются с гостями.)

Дети какое время года наступило? (Весна)

А теперь встанем в круг и поприветствуем красно солнышко и друг друга.

Коммуникативная игра «Здравствуйте».

(воспитатель с детьми)

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

 

Поднимают руки к солнышку.

Качают над головой руками.

Руками делают круговые движения

Трут кулачками глаза

Руки разводят в разные стороны

Воспитатель: Ой, ребята, мне показалось, что кто-то постучал? Давайте, посмотрим кто там? 

Входит девочка Весна!

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

 посевы поливаю.

Движения полна…

Зовут меня …весна

Я приглашаю вас совершить путешествие ко мне в гости.

Начало презентации. (слайд № 1)

 Воспитатель: Напомните нам, каждое сейчас время года? Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май). (слайд № 2)

-Какой сейчас месяц? (март)

- Вы знаете, что бывает начало весны, бывает середина весны и конец весны.

- Сейчас, идет март – это начало весны.

- Скажите какие изменения в природе происходят сейчас? (ответы детей)

В марте есть такой день - День весеннего равноденствия – 20 марта. День и ночь длятся 12 часов. День равен ночи. (слайд № 3)

Природу никак нельзя обмануть, даже если лежат глубокие снега и люди носят зимнюю одежду, и мы чувствуем, что весна приближается. День становится длиннее, а ночи короче. (слайд № 4)

Солнечные лучи начинают прогревать землю и от этого становится теплее. Небо становится насыщенно синего цвета, хотя нет- нет, да и затянет его тяжелымитучами из которых вдруг посыплют снег перемешанный с дождем. (слайд № 5)

Тают сосульки и звенящая, веселая капель оповещает нас о приходе весны. В народе говорят: «Плачет зима, уходить от нас не хочет!» (слайд № 6)

Появляются первые проталины. (слайд № 7,8)

Весело журча, бегут по земле ручьи. (слайд № 9)

Начинает таять лёд. Льдины, большие и маленькие быстро плывут по течению, сталкиваются, и на реке начинается ледоход. (слайд № 10)

Когда реки и озёра переполняются водой от растаявшего снега, вода заполняет луга, леса, поля. Это называется половодьем. (слайд № 11,12)

Новую весну встречают набухшие на деревьях и кустах почки. (слайд № 13)

Весне радуется все живое на земле. Начинает пробиваться молодая травка. (слайд № 14)

Начинают цвести некоторые растения. Одним из первых появляется подснежник. Как не вспомнить о пушистых и нежных подснежниках? Само сочетание цветов и снега придает сказочное, радостное и весеннее настроение. (слайд № 15)

Мать-и-мачеха – нижняя часть листьев этого цветка пушистыми нежными волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой. Это мать. А верхняя часть листьев жесткая и холодная. Это мачеха. (слайд № 16)

После зимней спячки просыпаются медведи…и они выходят из своей берлоги уже с медвежатами. (слайд № 17)

Просыпаются ежи и барсуки. (слайд № 18)

Ранней весной рождаются у лисы лисята. (слайд № 19)

У многих животных начинается линька - это означает, что звери меняют зимнюю, густую шубку на более редкую - летнюю. (слайд № 20)

Настало время возвращения перелетных птиц.  Раньше всех птиц прилетают грачи. Они важно ходят по первым проталинам. (слайд № 21)

У всех птиц весной серьезная задача: им нужно успеть построить свои гнезда, отложить яйца и заняться выводом потомства. Птенцам нужен корм, и чтобы добыть его, птицы уничтожают огромное количество вредных для человека насекомых. Будьте осторожны! Не берите в руки птенцов, т.к. птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо, а птенцы погибают.-  Затем прилетают ласточки, жаворонки и скворцы. (слайд № 22,23)

С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов.(дети называют насекомых). (слайд № 24)

А ещё хочется сказать о красоте весеннего леса. Попадая туда, словно попадаешь в сказку. Ведь весной там начинается своя лесная жизнь. Всё оживает и растения и животные и деревья и кустарники, все радуются приходу весны. (слайд № 25)

Посмотрите, какие красивые кустарники. Верба - символ весны, она расцветает в марте,  еще до подснежников и цветет желтыми пуховками, в мае начинает цвести черемуха, сирень, яблони и другие фруктовые деревья. (слайд № 26,27,28)

С наступлением тепла домашних животных- овец, коров, коз, баранов выгоняют на пастбища. Весной, домашние животные, как и дикие животные, тоже линяют и из их шерсти люди изготавливают теплые свитера, варежки, носки, шапочки. (слайд № 29,30)

Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы. (слайд № 31-35)

А сейчас я предлагаю прогуляться, но кто куда пойдет, мы узнаем позже. (физминутка)

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки к верху поднимаем,

В стороны мы разведём,

Вниз опустим и пойдём.

(Дети садятся на коврик).

Здравствуй лес, весенний лес,

Полон сказок и чудес,

Что в глуше твоей таится,

Что за зверь, какая птица,

Всё открой не утаи,

Ты же видишь мы свои.

Задания «Сложи пазлы», одной команде «В деревне», другой «Волшебный лес».

(вопросы куда пришли, кого видите (обобщение – дикие животные, домашние животные, птицы, насекомые, что делают весной)

Игра «Что лишнее» (на доске) (птицы -  ласточка, грач, воробей) зимующая. Цветы – ландыши, ромашки, одуванчик).

«Проверь себя» (из презентации). (слайд № 36-41)

  1. Ранней         весной, когда лес еще не оделся зеленой листвой, цветет это дерево или кустарник? Цветет желтыми пуховками.(Верба)
  2. Узнай растение по описанию.

«Своё название это растение получило благодаря листьям. Сверху они зелёные, гладкие, жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким войлоком волосков, как будто тёплые» (мать-и-мачеха).

  1. Какую птицу называют «вестником весны»?(Грач)
  2. Какое животное появляется, из своего дома, весной уже с детёнышами?(медведь)
  3. Почему весной  на пушных зверей не охотятся? (у большинства зверей весной рождаются детеныши)

Молодцы!

Весна - счастливое время года и признаков у нее много, нужно только внимательнее приглядеться. (слайд № 42)

- Вот и закончилось наше путешествие в гости к Весне. Дети, вы, бы хотели еще больше узнать о жизни весной животных, птиц, растений, о таких явлениях как гроза, радуга? (ответы детей)

 

Весна:  Спасибо, вам дети, в подарок, я принесла весенние раскраски. Раскрашивайте и создавайте свою весеннюю красоту.