Проект "Путешествие в Африку" для детей 5 - 7 лет
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Макарова Татьяна Михайловна

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_v_afriku.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект " Путешествие в Африку".

               1. Актуальность проекта.

           Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира - открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформированного у него образа мира.

          Формирование образа мира - сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь.

           Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.

           

             2.  Цели и задачи проекта.

       

           Цель.

         

            Формировать у детей старшего дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости на планете Земля.

           

          Задачи.

     Воспитательные:

- сформировать у дошкольников знания об общепринятых нормах поведения;

- воспитывать любовь к своему родному краю;

- воспитать дружеские отношения к своим сверстникам, умение говорить друг другу добрые слова;

- воспитывать уважение к людям другой национальности;

- сформировать у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни.

      Развивающие:

- развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств

(символов, моделей);

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- развивать умение детей правильно выражать свои мысли, не перебивать других;

- развивать наблюдательность, воображение, умение сопоставлять, делать выводы;

- развивать художественно - творческие способности, поэтический и музыкальный слух;

- развивать у детей способность к сотрудничеству, умению договариваться.

     

        Образовательные:

- формировать умение входить в изображаемые обстоятельства;

- расширять представление детей об Африке, ее климате, растительном, животном мире, жителях, населяющих этот континент и их традициях;

- учить детей ориентироваться на карте, глобусе;

- формировать знания о свойствах песка;

- упражнять в названии экзотических фруктов.

           Срок реализации проекта: 1 неделя.

           3.  Партнеры проекта: дети, педагоги, родители.

           4. Целевая группа проекта.

            Чтобы дети воспринимали жизнь в саду как единый праздник, нам взрослым: родителям и педагогам необходимо организовать пребывание в детском саду с максимальной пользой для ребят.

Всем известно, что детей 5 - 7 лет называют " почемучками". Познавательная активность очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Проектная деятельность - это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы. Она включает в себя несколько последовательных этапов: выбор темы проекта, планирование проектной деятельности, проживание темы проекта и рефлексию.

            Первый этап: выбор темы проекта.

      Тема проекта была предложена детьми, после того, как одна девочка из нашей группы съездили в Египет и привезли с собой фотографии, после просмотра - у детей появилось много вопросов.

            Второй этап - планирование проектной деятельности.

       Перед тем, как приступить к воспитательно - образовательной деятельности детей, я для себя распределила работу между педагогами, детьми. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

           

Этапы проекта

       Деятельность педагога

             Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему ( цель).

2. Вводит в игровую ( сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу.

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

1. Помогает в решении задачи.

2. Помогает спланировать деятельность.

3. Организует деятельность.

1. Объединение в рабочие группы.

2. Распределение амплуа.

3 этап

1. Оказывает практическую помощь (при необходимости).

2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап

1. Подготовка к итоговой непосредственной деятельности:

" Путешествие в Африку".

1. Продукт деятельности готовят к презентации.

2. Активное участие в представлении (зрителям ) продукта деятельности.

               Третий этап - проживание темы проекта.

          В проживании темы проекта можно выделить два вида событий. Они задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально - насыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний. Другие - создают необходимые условия для обобщения детского опыта, его осознания и рефлексии. Сначала создаются условия для погружения детей в тему. Каждый ребенок должен увидеть разнообразные эмоционально - привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле. Затем дошкольник овладевает знаниями и способами их применения в деятельности, вместе со взрослым пробует применить полученные знания и умения в разнообразных ситуациях. После чего создаются условия для того, чтобы ребенок стал реальным субъектом освоенной им деятельности. Активные помощники и участники проектной деятельности - родители. Именно они помогают создать в группе необходимую развивающую среду по теме проекта: приносят из дома имеющиеся у них предметы, книги, альбомы, помогают в изготовлении костюмов, декораций, пособий. Без участия родителей у нас просто физически не хватало бы времени на создание такой яркой и динамичной развивающей среды.

                Четвертый этап - рефлексия по теме проекта.

           Продуктом детской деятельности явился альбом, где дети совместно с воспитателем собрали материал об Африке: фотографии с итоговой непосредственно образовательной деятельности, иллюстрации флоры и фауны Африки, жителей Африки, карта Африки, иллюстрации с изображением ландшафта Африки и т. д.

        5.  Ресурсное обеспечение проекта.

          Физическая карта мира, глобус, набор карточек - моделей с изображением разных видов Африки; иллюстрации с изображением животных и растений Африки, муляжи экзотических фруктов, альбом: " Экзотические фрукты", оборудование для опытно - экспериментальной деятельности, иллюстрации с изображением людей африканского континента, дидактические игры: " Что, где растет?"; " Обитатели жарких стран", " Кто, где живет?"; видео материалы документальных фильмов о природе и животных африканского континента и мультфильмов: "Король Лев", " Крошка Енот", " Доктор Айболит", музыкальные произведения народов Африки и детские песенки про Африку.

          6. Механизм реализации проекта.

            Сначала мы вместе с детьми заполнили таблицу:

                            Что мы знаем ?

                  Что хотим узнать ?

В Африке очень жарко. Там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы. Там не бывает зимы. Кожа у людей там черного цвета.

Во что играют африканские дети?

Какие еще животные живут в Африке?

Какие растения, кроме пальм, там растут?

Какие страны есть в Африке?

Почему на карте Африке есть желтый цвет? и др

         Затем был составлен план проектной деятельности.

День недели

              Первая половина дня

          Вторая половина дня

Понедельник

Рассматривание глобуса и карты, определение местоположения Африканского континента, прокладывание маршрута, выбор транспортного средства, подготовка к путешествию: обучение приемам складывания багажа.

Составление списка необходимых вещей.

Просмотр мультфильма: " Король Лев".

Дидактическая игра: " Что, где растет?".

     Вторник

Рассматривание иллюстраций с изображением животных Африки.

Беседа: " Почему в Африке не живут белые медведи?".

Чтение К. Чуковского " Доктор Айболит"

Сюжетно - ролевая игра:  "Путешествие в Африку".

Дидактическая игра: " Кто, где живет?".

Рассматривание игрушек- животных, живущих в Африке, принесенных детьми из дома.

        Среда

Просмотр видеоматериала об Африке.

Беседа о просмотренном фильме: что нового узнали, что поразило?

Рисование на тему: " Жизнь в Африке".

Рассматривание пустыни Сахара.

Рассматривание экзотических фруктов (муляжи).

Игра: " Чудесный мешочек", " Узнай фрукт по вкусу".

Прослушивание музыкальных произведений африканского народа.

     Четверг

Рассматривание иллюстраций с изображением местных жителей: негра, араба.

Рассказ воспитателя об условиях проживания, обычаях.

Чтение африканских сказок.

Рассказ воспитателя о тропиках.

Чтение отрывков из энциклопедии

о многообразии животного и растительного мира тропиков.

Подвижные игры африканских народов.

     Пятница

Решение проблемных ситуаций: " Как сварить еду без огня и кастрюли?", " Из чего построить укрытие от солнца и дождя?", " Что делать, если ночь застала в джунглях?".

Рассматривание иллюстраций с изображением саванны.

Рассказ подготовленного заранее ребенка" Животные и растения саванны".

Непосредственно образовательная деятельность " Путешествие в Африку" (открытое мероприятие для родителей и педагогов), обмен впечатлениями, чаепитие.

Изготовление альбома: " Африка": фотографии, иллюстрации, рисунки.

           

                  7. Ожидаемые результаты.

           Предложенная система работы, поможет

педагогам:

- повысить свое профессиональное мастерство по воспитанию интеллектуально развитой личности, способной понимать, анализировать, любить окружающий мир и природу;

детям:

 - больше интересоваться окружающим миром;

- сформировать первоначальные представления о континенте " Африка", его местоположении, ландшафте, климатической особенности, животном и растительном мире;

- развить творческие способности и коммуникативные навыки;

- сформировать начальные предпосылки исследовательской деятельности;

- сформировать различные компетенции;

родителям:

- такая система позволит подвести родителей к элементарному пониманию взаимоотношений детей с окружающим миром;

- понять необходимость развития представлений о планете Земля, положительному отношению к ней, выработке у детей первых навыков грамотного и безопасного поведения в чужой стране;

- приобрести первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной совместной деятельности со своими детьми.

               8. Оценка результатов.

        Особое место в проекте занимает диагностика педагогического процесса.

Педагогическая диагностика - измерение и оценка результатов части педагогической деятельности - основа продуктивного и творческого труда воспитателя. Она призвана оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребенка.

        Педагогическая диагностика направлена на решение целого ряда взаимосвязных задач. Она призвана выявить:

- в какой степени ребенок освоил данную тему;

- как ребенок овладел познавательными и речевыми умениями;

- в какой степени у ребенка сформированы разные виды отношения к людям другой национальности и культуры.

        Для диагностического исследования я использовала: беседы, рассматривание иллюстраций, игры, проблемные ситуации.

       

         9. Дальнейшее развитие проекта: Новогодний праздник: " Дед Мороз в Африке".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...