открытого занятия по экологии в подготовительной группе
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Салчак Аяна Валерьевна

Задачи:

Обучающие:

Создать условия для закрепления и обобщения знания детей о зиме, явлениях природы.

Пополнить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о жизни животных в лесу зимой: где зимуют животные, чем питаются;

- учить распознавать следы зверей;

- активизировать словарь по теме «Дикие животные».

-закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе.
Развивающие:

-Обеспечить условия для развития внимания, словесно-логического мышления, воображения, наблюдательности, слуховой и зрительной памяти, связной речи;

- Развитие координации речи с движением.

- Побуждать детей к творчеству и фантазии.

Воспитательные:

-Содействовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе,

- соблюдать правила поведения в лесу.

-создать у детей радостное настроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка в зимний лес».

Воспитатель Салчак Аяна Валерьевна

21.01.2021г.

Цель: Активизировать познавательный интерес детей к времени года – зима, к диким животным, стимулировать к речевой деятельности. Уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящие в неживой и живой природе, у людей при наступлении этого времени года.

Задачи:

Обучающие:

Создать условия для закрепления и обобщения знания детей о зиме, явлениях природы.

Пополнить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о жизни животных в лесу зимой: где зимуют животные, чем питаются;

- учить распознавать следы зверей;

- активизировать словарь по теме «Дикие животные».

-закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе.
Развивающие:

-Обеспечить условия для развития внимания, словесно-логического мышления, воображения, наблюдательности, слуховой и зрительной памяти, связной речи;

- Развитие координации речи с движением.

- Побуждать детей к творчеству и фантазии.

Воспитательные:

-Содействовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе,

- соблюдать правила поведения в лесу.

-создать у детей радостное настроение.

Словарная работа: экология, живая и неживая природа, морозная, снежная, природные явления, иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа, бугор, берлога, кормушка.

Материалы и оборудование к занятию: экологические знаки, картинки – символы об изменениях зимой в природе, картинки со следами диких животных, музыки. письмо, загадки, шапочки  животных, снежинки, угощение для птиц, животных, деревья (елки, деревья), правила друзей леса (картинки-знаки), картинки животных.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое  развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое  развитие», «музыка» 

Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, художественная, двигательная.

Предварительная работа: Наблюдение примет зимы в природе с воспитателем и родителями, беседы о зимних забавах, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов, чтение художественной литературы.

Ход НОД

Воспитатель:

Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте сначала поприветствуем друг друга  ласково.

Приветствие:«Снежинка»                                                                                      Давайте ребята я начну, а вы продолжаете. Передаем  по кругу большую снежинку и приветствуем  друг друга, говорим друг другу ласковые слова.

Здравствуй Агнешечка!  И передаю. Дальше по кругу…..Доброе утро Орлашка! Добрый день мой дорогой друг Дугер-Мерген! Добрый день Демирка! Хорошего дня Лерочка! Здравствуй Шириинчик! Милый Чингис добрый день!Айда-Сай, Цогял, Тэмуджин!!!  

Воспитатель: Ребята теперь давайте сядем на стульчики и внимательно послушайте меня, я вам буду читать загадку, а вы отгадывайте.

Загадка:

Запорошила дорожки

 Разукрасила окошки 

Радость детям подарила 

И на санках прокатила. 

Догадались, кто она?

Ответы детей: Это Зима!

Воспитатель: Молодцы ребята! Отгадали.

Я  каждое утро проверяю почтовый ящик.

Айюр помоги мне пожалуйста, сходи проверь почту!

Айюр приносит из почты письмо. И дает мне.

- Что за письмо? Кто  прислал нам письмо, давайте послушайте,   я прочитаю:

Я - белоснежная Зима,
Я вам построю терема,
И сад, и лес посеребрю, 

Всех вас ребята в гости жду.
Ко мне скорее поспешите.
В лесу найдёте вы меня,

 Среди сугробов прячусь я…

Воспитатель: Это же Зима! Зима приглашает нас к себе! Ребята, вы хотели бы встретиться с Волшебницей? А готовы вы к трудностям, которые встретятся нам в пути? Мы должны подготовиться к этой встрече. Давайте вспомним, что мы знаем о зиме.
- Назовите пожалуйста
3 месяца зимы? У зимы три месяца. Как они называются?

Ответы детей: декабрь, январь, февраль.

  - Какие краски любит зима? 

Ответы детей: зима любит белые краски

 -Назовите пожалуйста признаки 

Ответы детей: Зима (какая?) холодная, морозная, веселая, снежная.

Теперь давайте вспомним: 
 - Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)

 - А что является самым главным признаком зимы? ( Снег.)

 - Откуда же берется снег? (Он подает из тучи, снег это замерший дождь.)

 - А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей). - Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи снежинки.

 - А что можно слепить из снега? Снеговик.

- Молодцы ребята! Теперь встанем в полукруг.

Физминутка«Снеговик»(массаж биологически активных зон)

Раз – рука, два – рука (поочередно вытягивают руки) 

Лепим мы снеговика. («лепят» снеговика) 

Три-четыре, три-четыре (гладят ладонями шею)

 Нарисуем рот пошире. (проводят пальцами вверху и внизу рта) 

Пять - найдем морковь для носа, (пальцами растирают крылья носа) 

Угольки найдем для глаз. (Указательными пальцами дотрагиваемся до глаз).

 Шесть - наденем, шапку косо (надеваем) 

Пусть смеется он у нас. (Ладонями растираем лоб) 

Семь и восемь, семь и восемь, Мы плясать его попросим. (Гладят колени ладонями)

Воспитатель: Молодцы ребята!

- Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете? 
Поговорки: Зима не лето, в шубу одета.
Береги нос, в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит…

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте поговорим об изменениях зимой в природе. А помогут нам картинки символы:

1. Зимой солнце светит, но не греет. 

2. Зимой небо может быть пасмурным и ясным.

 3. Ветер зимой холодный, сильный, колючий, ледяной. 

4.Деревья стоят голые, их ветки покрыты снегом. 

5. Световой день короткий 

6. Зимой идет пушистый снег.

 7. Люди тепло одеваются.

- Прежде, чем мы отправимся в лес, давайте вспомним «Правила друзей леса» (Дети называют правила, выставленные на стенд). Дети видят знаки:

 «Не ломай ветви деревьев и кустарников», «Мусор не бросать», «Не разжигать костер», «Не кричать в лесу» и т.д.
- Как вы считаете, что обозначают эти знаки? Почему вы так думаете? Что будет, если люди не будут беречь деревья? 

- Запомните, эти правила, есть ещё много лесных правил, с ними мы будем знакомиться при следующей встрече. 

Ребята нас наверно дождалась Зима! Давайте готовится!

- Что нужно надеть, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? (выполняем имитационные движения: надеваем валенки, шапку, шубу, варежки).

Ну а теперь можно отправляться в зимний лес.

Звучит музыка).Закройте глаза и послушайте: Слышите?  Величаво и не спеша идет по лесу сама волшебница ЗИМА. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит деревьям и кустам пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в зимний лес и мы, подчиняясь ее власти спешим ей навстречу, замирая от радости. Зима – Кружевница, весь лес нарядила! Откройте глаза и посмотрите как же красиво в лесу зимой! (картина – «Зимний лес»)

Воспитатель: Нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах. Потому что, зимой снег в лесу глубокий, а на лыжах очень удобно.
Имитация движений с речевым сопровождением:
Друг за другом мы встаем.
К зимушке - зиме пойдем.                                   
Дети маршируют. 
Будем бодро, весело шагать.

 Поднимай повыше ногу, 

Проложи себе дорогу. 

 Ножки с ручками согреем. 

Осторожно все идем.  Ходят « змейкой между кочками» 

  На сугробы не наступаем,

 А дружно по лыжной дорожке шагаем.  Маршируют

Воспитатель:

Вот мы и на лесной полянке (стоят макеты деревьев).

Какой  чистый воздух ! Какая красота!

- Ребята, посмотрите здесь какой - то зверь пробежал и оставил свои следы. («следы» лисы на белом листе бумаги). - Давайте попробуем отгадать, чьи это следы. Ответы детей: Я думаю, что …, я согласен (согласна), что … (девочка читает загадку, на голове у нее шапочка лисы)

Лиса Агнешка:

Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лиса) (картинка лисы зимой)

Дети садятся на стулья, беседа о лисе. Сначала рассказывают дети, воспитатель добавляет. Лисица, передвигающаяся спокойно, идёт по прямой линии, оставляя за собой чёткую цепь следов. А длинным хвостом она заметает следы. 
- В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой?

Дети. В сказках «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козел».
- У лисички шерсть золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боится она самых трескучих морозов, так как шубка у неё густая и пушистая. Лапы у лисы зимой обрастают густой шерсткой, как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы. Зима - самое тяжелое время для лисы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы поймать мышей. Но слух у лисы отличный. За много метров слышит она, как под снегом пищат мыши. Вот мышкует она, пока не насытится. Живёт лиса в основном в логове, расположенном на открытом месте. 

Девочка - лиса говорит: что то проголодалась! просит угостить её.

– Чем можно угостить лису?

Ответы детей. Угощение лисы рыбкой.

Воспитатель: Так ребята, на этом наша остановка заканчивается, встаем на лыжи и поехали дальше.
- Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы. («следы» зайца на листе белой бумаги). - Как вы думаете, чьи они? Ответы: Я предполагаю, что это…, я точно знаю, что это … 
(мальчик читает загадку, на голове у него шапочка зайца)

Заяц Демир

 Грызёт веточки зимой. 

Косоглазый, маленький, 

В белой шубке, в валенках.

Воспитатель: Правильно, ребята, это заяц. (картинка зайца зимой). Дети рассказывают о зайце, воспитатель делает заключительный рассказ. Заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время. Он к зиме меняет серый мех на белый. Белая шкурка помогает спасаться от врагов. - Какие враги у зайца? Ответы: Длинные уши помогают зайцу слышать приближающуюся опасность. Короткий хвост не мешает быстро бегать. Его задние ноги длинные и сильные, заяц ими отталкивается от земли и делает большие прыжки. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться. Зубы у зайца острые. Заяц днем больше спит, а ночью выходит добывать себе корм. Очень любит кору молодых осинок и берез. Глубокого снега он не боится, легко передвигается по нему, потому что лапы его к зиме обрастают мохнатой шерстью. Ему тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи надел. Норки у зайца нет, он спит в снежной ямке.

Мальчик – зайчик говорит: «Я сегодня ничего не ел, дайте, пожалуйста, что-нибудь вкусненькое».

 – Что дадим мы зайчику? Угощение зайчика морковкой.

Воспитатель: Так, ребята, на этом наш привал заканчивается, встаем на лыжи-и-вперед!

Остановка: Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы. (мальчик читает загадку, на нем шапочка волка) 

Волк Айюр

Он в лесу ночами рыщет,

Пропитанье себе ищет? 

Страшно слышать пасти щелк.

 Кто в лесу зубастый, серый?

Воспитатель: Пока вы думаете, я предлагаю вам со мной поиграть. 
Разбиваемся на три команды, и я каждой команде дам по картинке, вам нужно собрать фигуру животного, чья команда соберет первой, та команда имеет право назвать свой ответ первыми. ( Или: Молодцы, отгадали, я предлагаю со мной поиграть.

 Разбиваемся на три подгруппы, я каждой даю задание - собрать фигуру волка).
Игра собери картинку  волка

Молодцы, ребята, какие серые волки у вас получились! Садятся на стульчики, беседа о волке.

Воспитатель: Волк - опасный хищник. Летом он сыт, а зимой почти всегда голодный. Зимний мех у волка высокий, густой, имеет подшерсток, поэтому он не мёрзнет. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщут по полям и, ищут добычу. В поисках пищи пробегают очень большие расстояния. Недаром про них говорят “Волка ноги кормят”. Когда они голодны, то очень смелы и могут нападать на дворовых собак, овец. Волк живёт со своей семьёй в логове.

Мальчик – волчок говорит: «Зима холодная, студеная, я такой голодный». – Ребята, чем можно угостить волка зимой? Угощение волка рыбкой.

Воспитатель: Ребята, в лесу холодно, давайте немножко погреемся. 

Физкультминутка «Зайка серенький»:

Встанем, надо отдохнуть. Дети под музыку выполняют движения.

Воспитатель

Поиграли, отдохнули, согрелись.

 В путь, ребята, поспешим. 

Встаем на лыжи и едем дальше. 

Остановка: Ребята, посмотрите опять, какой - то зверь решил нас с вами потешить и оставил для нас пустые шишки, шелуху. Кто здесь побывал? А вот и следы! Кто же это? (на листе бумаги шелуха от шишки, далее «следы» белки) Ответы: Я думаю…, А я думаю…, Я точно знаю… (девочка загадывает загадку, на ней шапочка белки) 

Белка Валерия

У меня меховая шубка,
Проживаю я в лесу,

 Ягоды, грибочки,
В дупле своем грызу. (Белка)

Воспитатель: Белочка искала в шишках семена, которыми питается. Беседа о белке, сначала рассказ детей, затем воспитателя.
У белки красивый пушистый хвост. Длинные задние ноги и большой хвост помогают ей прыгать по деревьям. Зимой у белки мех мягкий и пушистый. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев. В дупле у белки сухо, тепло. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. От врагов защищается: быстро лазит по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева ягодами, грибами и орехами. 

Девочка – белочка просит угостить ее орешками. Угощение белки шишкой.

Воспитатель: Идем дальше. Интересно, а, что это за бугор из веток, присыпанных снегом ?

Ответы:
Воспитатель: Правильно, это берлога медведя. А как вы думаете, что он сейчас делает? Тттшшш тихо ребята, а то медведь проснется, мы не должны мешать сну, он так сладко спит.

 -  Медведь спит и сосет лапу, так он питается. И будет спать до весны, поэтому, идем тихо. 

- Посмотрите, а здесь бугорок. Кто – же ещё спит зимой?

 - Конечно, ёжик. Он тоже проспит до весны. 

- А вот мы вышли с вами на опушку леса. Смотрите, что это за загадочная картина на снегу? (на листе бумаги картины зверей)

Дети: Это те животные которые ходили по лесу.

Воспитатель:

 - Да это  животные, выходивших на эту полянку. Давайте рассмотрим их, может, узнаем знакомые. (Дети определяют следы, принадлежащие животным.)

Воспитатель: Зима нам приготовила еще одно задание ребята!

 Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на внимание). (картинка с зашифрованными животными). В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их. (белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка). 1 картина на двоих ребята. И давайте находим животных!

Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в лесу?

 - А каких зимой в лесу нет?

 - Каких зимующих птиц вы знаете? 

Ответы детей: воробей, сорока, синица, снегирь, дятел, ворона.

Воспитатель:

- Птицам и животным, не уснувшим на зиму, трудно и голодно в эти месяцы. 

- Почему? 

Ответы детей: очень холодно, много снега, не хватает корма…

Вывод: значит зимой всем животным и птицам очень трудно жить.

 – О чем мы должны помнить?: 

Все вместе:

Птиц, зверей оберегай

 И всегда им помогай! 

Давайте птицам оставим гостинца. 

– Чем угостим птиц? (зернышки, сухие крошки хлеба)

 - Ребята, здесь большая снежинка, а на ней что-то написано.

Прочтем?

 «Вы знаете о зиме и любите меня и ласковую и суровую. За это вам подарок от меня. Найдете его в большом сугробе. До свидания. Мне пора. Зимушка-зима».

Дети находят корзиночку со снежками – киндер.

- Ну, что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Мы побывали в сказочном красивом лесу. Давайте скажем спасибо Зима Красавица! Спасибо что пригласила нас! До свиданья!

Скажем волшебные слова:1, 2, 3 – повернись, в нашем зале очутись.

Вот и мы в зале у нас ребята.

Надеюсь, вам понравилась наша прогулка?

Рефлекция:

 Что вам понравилось?

Что было интересно?

А что вам не понравилось?

 О каком времени года мы говорили?

 Ответы детей

Воспитатель: Теперь давайте выберите каждый по одному смайлику, если вам все понравилось выбираете смайлик который улыбается!, если нет то другой смайлик

Спасибо вам всем ребята!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе "Мы друзья природы"

Конспект-викторина открытого занятия по экологии в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе для педагогических работников дошкольного учреждения.Тема: «22 апреля — День Земли».

Цель воспитателя на данном занятии - познакомить детей с датой 22 апреля, который проходит под знаком дня Земли.Объяснить детям, что Земля -это общий дом, о котором надо заботиться сообща. На занятии ...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Живая вода»

Человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю конспект на эту тему....

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Живая вода»

Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи окружающего мира, тому подтверждение экспериментальная деятельность, которая организована воспитателями в группе. Она позволяет объедин...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-чудесница»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-чудесница»...

«Будь природе другом». Открытое занятие по экологии в подготовительной группе

Цель: воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитыва...