открытого занятия по экологии в подготовительной группе
материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Задачи:
Обучающие:
Создать условия для закрепления и обобщения знания детей о зиме, явлениях природы.
Пополнить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о жизни животных в лесу зимой: где зимуют животные, чем питаются;
- учить распознавать следы зверей;
- активизировать словарь по теме «Дикие животные».
-закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе.
Развивающие:
-Обеспечить условия для развития внимания, словесно-логического мышления, воображения, наблюдательности, слуховой и зрительной памяти, связной речи;
- Развитие координации речи с движением.
- Побуждать детей к творчеству и фантазии.
Воспитательные:
-Содействовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе,
- соблюдать правила поведения в лесу.
-создать у детей радостное настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытое занятие в подготовительной группе | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Прогулка в зимний лес».
Воспитатель Салчак Аяна Валерьевна
21.01.2021г.
Цель: Активизировать познавательный интерес детей к времени года – зима, к диким животным, стимулировать к речевой деятельности. Уточнение представлений об особенностях зимы как времени года, закрепление основных изменений, происходящие в неживой и живой природе, у людей при наступлении этого времени года.
Задачи:
Обучающие:
Создать условия для закрепления и обобщения знания детей о зиме, явлениях природы.
Пополнить и систематизировать знания детей о живой и неживой природе, о жизни животных в лесу зимой: где зимуют животные, чем питаются;
- учить распознавать следы зверей;
- активизировать словарь по теме «Дикие животные».
-закреплять с детьми нормы правильного поведения в природе.
Развивающие:
-Обеспечить условия для развития внимания, словесно-логического мышления, воображения, наблюдательности, слуховой и зрительной памяти, связной речи;
- Развитие координации речи с движением.
- Побуждать детей к творчеству и фантазии.
Воспитательные:
-Содействовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе,
- соблюдать правила поведения в лесу.
-создать у детей радостное настроение.
Словарная работа: экология, живая и неживая природа, морозная, снежная, природные явления, иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа, бугор, берлога, кормушка.
Материалы и оборудование к занятию: экологические знаки, картинки – символы об изменениях зимой в природе, картинки со следами диких животных, музыки. письмо, загадки, шапочки животных, снежинки, угощение для птиц, животных, деревья (елки, деревья), правила друзей леса (картинки-знаки), картинки животных.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «музыка»
Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, художественная, двигательная.
Предварительная работа: Наблюдение примет зимы в природе с воспитателем и родителями, беседы о зимних забавах, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов, чтение художественной литературы.
Ход НОД
Воспитатель:
Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте сначала поприветствуем друг друга ласково.
Приветствие:«Снежинка» Давайте ребята я начну, а вы продолжаете. Передаем по кругу большую снежинку и приветствуем друг друга, говорим друг другу ласковые слова.
Здравствуй Агнешечка! И передаю. Дальше по кругу…..Доброе утро Орлашка! Добрый день мой дорогой друг Дугер-Мерген! Добрый день Демирка! Хорошего дня Лерочка! Здравствуй Шириинчик! Милый Чингис добрый день!Айда-Сай, Цогял, Тэмуджин!!!
Воспитатель: Ребята теперь давайте сядем на стульчики и внимательно послушайте меня, я вам буду читать загадку, а вы отгадывайте.
Загадка:
Запорошила дорожки
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Догадались, кто она?
Ответы детей: Это Зима!
Воспитатель: Молодцы ребята! Отгадали.
Я каждое утро проверяю почтовый ящик.
Айюр помоги мне пожалуйста, сходи проверь почту!
Айюр приносит из почты письмо. И дает мне.
- Что за письмо? Кто прислал нам письмо, давайте послушайте, я прочитаю:
Я - белоснежная Зима,
Я вам построю терема,
И сад, и лес посеребрю,
Всех вас ребята в гости жду.
Ко мне скорее поспешите.
В лесу найдёте вы меня,
Среди сугробов прячусь я…
Воспитатель: Это же Зима! Зима приглашает нас к себе! Ребята, вы хотели бы встретиться с Волшебницей? А готовы вы к трудностям, которые встретятся нам в пути? Мы должны подготовиться к этой встрече. Давайте вспомним, что мы знаем о зиме.
- Назовите пожалуйста 3 месяца зимы? У зимы три месяца. Как они называются?
Ответы детей: декабрь, январь, февраль.
- Какие краски любит зима?
Ответы детей: зима любит белые краски
-Назовите пожалуйста признаки
Ответы детей: Зима (какая?) холодная, морозная, веселая, снежная.
Теперь давайте вспомним:
- Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)
- А что является самым главным признаком зимы? ( Снег.)
- Откуда же берется снег? (Он подает из тучи, снег это замерший дождь.)
- А вот кто из вас знает, почему снег хрустит под ногами? (ответы детей). - Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи снежинки.
- А что можно слепить из снега? Снеговик.
- Молодцы ребята! Теперь встанем в полукруг.
Физминутка: «Снеговик». (массаж биологически активных зон)
Раз – рука, два – рука (поочередно вытягивают руки)
Лепим мы снеговика. («лепят» снеговика)
Три-четыре, три-четыре (гладят ладонями шею)
Нарисуем рот пошире. (проводят пальцами вверху и внизу рта)
Пять - найдем морковь для носа, (пальцами растирают крылья носа)
Угольки найдем для глаз. (Указательными пальцами дотрагиваемся до глаз).
Шесть - наденем, шапку косо (надеваем)
Пусть смеется он у нас. (Ладонями растираем лоб)
Семь и восемь, семь и восемь, Мы плясать его попросим. (Гладят колени ладонями)
Воспитатель: Молодцы ребята!
- Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?
Поговорки: Зима не лето, в шубу одета.
Береги нос, в большой мороз.
Мороз невелик, да стоять не велит…
Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте поговорим об изменениях зимой в природе. А помогут нам картинки символы:
1. Зимой солнце светит, но не греет.
2. Зимой небо может быть пасмурным и ясным.
3. Ветер зимой холодный, сильный, колючий, ледяной.
4.Деревья стоят голые, их ветки покрыты снегом.
5. Световой день короткий
6. Зимой идет пушистый снег.
7. Люди тепло одеваются.
- Прежде, чем мы отправимся в лес, давайте вспомним «Правила друзей леса» (Дети называют правила, выставленные на стенд). Дети видят знаки:
«Не ломай ветви деревьев и кустарников», «Мусор не бросать», «Не разжигать костер», «Не кричать в лесу» и т.д.
- Как вы считаете, что обозначают эти знаки? Почему вы так думаете? Что будет, если люди не будут беречь деревья?
- Запомните, эти правила, есть ещё много лесных правил, с ними мы будем знакомиться при следующей встрече.
Ребята нас наверно дождалась Зима! Давайте готовится!
- Что нужно надеть, чтобы не замерзнуть в зимнем лесу? (выполняем имитационные движения: надеваем валенки, шапку, шубу, варежки).
Ну а теперь можно отправляться в зимний лес.
( Звучит музыка).Закройте глаза и послушайте: Слышите? Величаво и не спеша идет по лесу сама волшебница ЗИМА. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит деревьям и кустам пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в зимний лес и мы, подчиняясь ее власти спешим ей навстречу, замирая от радости. Зима – Кружевница, весь лес нарядила! Откройте глаза и посмотрите как же красиво в лесу зимой! (картина – «Зимний лес»)
Воспитатель: Нам нужно поспешить. На чём удобнее всего добраться до леса? (ответы детей). Я предлагаю вам прокатиться на лыжах. Потому что, зимой снег в лесу глубокий, а на лыжах очень удобно.
Имитация движений с речевым сопровождением:
Друг за другом мы встаем.
К зимушке - зиме пойдем. Дети маршируют.
Будем бодро, весело шагать.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу.
Ножки с ручками согреем.
Осторожно все идем. Ходят « змейкой между кочками»
На сугробы не наступаем,
А дружно по лыжной дорожке шагаем. Маршируют
Воспитатель:
Вот мы и на лесной полянке (стоят макеты деревьев).
Какой чистый воздух ! Какая красота!
- Ребята, посмотрите здесь какой - то зверь пробежал и оставил свои следы. («следы» лисы на белом листе бумаги). - Давайте попробуем отгадать, чьи это следы. Ответы детей: Я думаю, что …, я согласен (согласна), что … (девочка читает загадку, на голове у нее шапочка лисы)
Лиса Агнешка:
Хвост пушист, быстра сноровка,
Золотисто-рыжий мех.
Если голодно, плутовка
Кур считает лучше всех. (Лиса) (картинка лисы зимой)
Дети садятся на стулья, беседа о лисе. Сначала рассказывают дети, воспитатель добавляет. Лисица, передвигающаяся спокойно, идёт по прямой линии, оставляя за собой чёткую цепь следов. А длинным хвостом она заметает следы.
- В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой?
Дети. В сказках «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козел».
- У лисички шерсть золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстук. Не боится она самых трескучих морозов, так как шубка у неё густая и пушистая. Лапы у лисы зимой обрастают густой шерсткой, как бы в валенках, и поэтому не зябнут даже в самые лютые морозы. Зима - самое тяжелое время для лисы. Добывать пищу зимой очень трудно. Долго приходится рыскать по полю, чтобы поймать мышей. Но слух у лисы отличный. За много метров слышит она, как под снегом пищат мыши. Вот мышкует она, пока не насытится. Живёт лиса в основном в логове, расположенном на открытом месте.
Девочка - лиса говорит: что то проголодалась! просит угостить её.
– Чем можно угостить лису?
Ответы детей. Угощение лисы рыбкой.
Воспитатель: Так ребята, на этом наша остановка заканчивается, встаем на лыжи и поехали дальше.
- Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы. («следы» зайца на листе белой бумаги). - Как вы думаете, чьи они? Ответы: Я предполагаю, что это…, я точно знаю, что это … (мальчик читает загадку, на голове у него шапочка зайца)
Заяц Демир
Грызёт веточки зимой.
Косоглазый, маленький,
В белой шубке, в валенках.
Воспитатель: Правильно, ребята, это заяц. (картинка зайца зимой). Дети рассказывают о зайце, воспитатель делает заключительный рассказ. Заяц приспособился к жизни в лесу в зимнее время. Он к зиме меняет серый мех на белый. Белая шкурка помогает спасаться от врагов. - Какие враги у зайца? Ответы: Длинные уши помогают зайцу слышать приближающуюся опасность. Короткий хвост не мешает быстро бегать. Его задние ноги длинные и сильные, заяц ими отталкивается от земли и делает большие прыжки. Бежит заяц, петляет, запутывает свои следы. Но если уж настигает его враг, то он будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться. Зубы у зайца острые. Заяц днем больше спит, а ночью выходит добывать себе корм. Очень любит кору молодых осинок и берез. Глубокого снега он не боится, легко передвигается по нему, потому что лапы его к зиме обрастают мохнатой шерстью. Ему тепло и на снегу удержаться легче: как будто лыжи надел. Норки у зайца нет, он спит в снежной ямке.
Мальчик – зайчик говорит: «Я сегодня ничего не ел, дайте, пожалуйста, что-нибудь вкусненькое».
– Что дадим мы зайчику? Угощение зайчика морковкой.
Воспитатель: Так, ребята, на этом наш привал заканчивается, встаем на лыжи-и-вперед!
Остановка: Ребята, посмотрите перед нами опять, чьи - то следы. (мальчик читает загадку, на нем шапочка волка)
Волк Айюр
Он в лесу ночами рыщет,
Пропитанье себе ищет?
Страшно слышать пасти щелк.
Кто в лесу зубастый, серый?
Воспитатель: Пока вы думаете, я предлагаю вам со мной поиграть.
Разбиваемся на три команды, и я каждой команде дам по картинке, вам нужно собрать фигуру животного, чья команда соберет первой, та команда имеет право назвать свой ответ первыми. ( Или: Молодцы, отгадали, я предлагаю со мной поиграть.
Разбиваемся на три подгруппы, я каждой даю задание - собрать фигуру волка).
Игра собери картинку волка
- Молодцы, ребята, какие серые волки у вас получились! Садятся на стульчики, беседа о волке.
Воспитатель: Волк - опасный хищник. Летом он сыт, а зимой почти всегда голодный. Зимний мех у волка высокий, густой, имеет подшерсток, поэтому он не мёрзнет. Трудно бегать по глубокому снегу и добывать пищу. Зимой волки живут стаями. В стае бывает 10 - 12 волков. Стаей рыщут по полям и, ищут добычу. В поисках пищи пробегают очень большие расстояния. Недаром про них говорят “Волка ноги кормят”. Когда они голодны, то очень смелы и могут нападать на дворовых собак, овец. Волк живёт со своей семьёй в логове.
Мальчик – волчок говорит: «Зима холодная, студеная, я такой голодный». – Ребята, чем можно угостить волка зимой? Угощение волка рыбкой.
Воспитатель: Ребята, в лесу холодно, давайте немножко погреемся.
Физкультминутка «Зайка серенький»:
Встанем, надо отдохнуть. Дети под музыку выполняют движения.
Воспитатель:
Поиграли, отдохнули, согрелись.
В путь, ребята, поспешим.
Встаем на лыжи и едем дальше.
Остановка: Ребята, посмотрите опять, какой - то зверь решил нас с вами потешить и оставил для нас пустые шишки, шелуху. Кто здесь побывал? А вот и следы! Кто же это? (на листе бумаги шелуха от шишки, далее «следы» белки) Ответы: Я думаю…, А я думаю…, Я точно знаю… (девочка загадывает загадку, на ней шапочка белки)
Белка Валерия
У меня меховая шубка,
Проживаю я в лесу,
Ягоды, грибочки,
В дупле своем грызу. (Белка)
Воспитатель: Белочка искала в шишках семена, которыми питается. Беседа о белке, сначала рассказ детей, затем воспитателя.
У белки красивый пушистый хвост. Длинные задние ноги и большой хвост помогают ей прыгать по деревьям. Зимой у белки мех мягкий и пушистый. К зиме белка утепляет своё гнездо, которое служит ей надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев. В дупле у белки сухо, тепло. Забирается белка в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик. Когда очень холодно, белка не выходит из дупла. От врагов защищается: быстро лазит по деревьям, прыгает с дерева на дерева, питается на стволе дерева ягодами, грибами и орехами.
Девочка – белочка просит угостить ее орешками. Угощение белки шишкой.
Воспитатель: Идем дальше. Интересно, а, что это за бугор из веток, присыпанных снегом ?
Ответы:
Воспитатель: Правильно, это берлога медведя. А как вы думаете, что он сейчас делает? Тттшшш тихо ребята, а то медведь проснется, мы не должны мешать сну, он так сладко спит.
- Медведь спит и сосет лапу, так он питается. И будет спать до весны, поэтому, идем тихо.
- Посмотрите, а здесь бугорок. Кто – же ещё спит зимой?
- Конечно, ёжик. Он тоже проспит до весны.
- А вот мы вышли с вами на опушку леса. Смотрите, что это за загадочная картина на снегу? (на листе бумаги картины зверей)
Дети: Это те животные которые ходили по лесу.
Воспитатель:
- Да это животные, выходивших на эту полянку. Давайте рассмотрим их, может, узнаем знакомые. (Дети определяют следы, принадлежащие животным.)
Воспитатель: Зима нам приготовила еще одно задание ребята!
Сейчас мы посмотрим, какие вы внимательные (задание на внимание). (картинка с зашифрованными животными). В лесу спрятались животные, посмотрите внимательно и найдите их. (белка, лиса, волк, заяц, ласточка, бабочка). 1 картина на двоих ребята. И давайте находим животных!
Воспитатель: Молодцы! Как вы думаете, кого из этих животных можно увидеть зимой в лесу?
- А каких зимой в лесу нет?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей: воробей, сорока, синица, снегирь, дятел, ворона.
Воспитатель:
- Птицам и животным, не уснувшим на зиму, трудно и голодно в эти месяцы.
- Почему?
Ответы детей: очень холодно, много снега, не хватает корма…
Вывод: значит зимой всем животным и птицам очень трудно жить.
– О чем мы должны помнить?:
Все вместе:
Птиц, зверей оберегай
И всегда им помогай!
Давайте птицам оставим гостинца.
– Чем угостим птиц? (зернышки, сухие крошки хлеба)
- Ребята, здесь большая снежинка, а на ней что-то написано.
Прочтем?
«Вы знаете о зиме и любите меня и ласковую и суровую. За это вам подарок от меня. Найдете его в большом сугробе. До свидания. Мне пора. Зимушка-зима».
Дети находят корзиночку со снежками – киндер.
- Ну, что же, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Мы побывали в сказочном красивом лесу. Давайте скажем спасибо Зима Красавица! Спасибо что пригласила нас! До свиданья!
Скажем волшебные слова:1, 2, 3 – повернись, в нашем зале очутись.
Вот и мы в зале у нас ребята.
Надеюсь, вам понравилась наша прогулка?
Рефлекция:
Что вам понравилось?
Что было интересно?
А что вам не понравилось?
О каком времени года мы говорили?
Ответы детей
Воспитатель: Теперь давайте выберите каждый по одному смайлику, если вам все понравилось выбираете смайлик который улыбается!, если нет то другой смайлик
Спасибо вам всем ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Тема: «Грибное царство»
Ход занятия:...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе "Мы друзья природы"
Конспект-викторина открытого занятия по экологии в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе для педагогических работников дошкольного учреждения.Тема: «22 апреля — День Земли».
Цель воспитателя на данном занятии - познакомить детей с датой 22 апреля, который проходит под знаком дня Земли.Объяснить детям, что Земля -это общий дом, о котором надо заботиться сообща. На занятии ...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Живая вода»
Человек ни дня не может прожить без воды. А какая же бывает вода? Я предлагаю конспект на эту тему....
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Живая вода»
Дети дошкольного возраста по природе своей – исследователи окружающего мира, тому подтверждение экспериментальная деятельность, которая организована воспитателями в группе. Она позволяет объедин...
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-чудесница»
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе «Вода-чудесница»...
«Будь природе другом». Открытое занятие по экологии в подготовительной группе
Цель: воспитательная: формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитыва...