Конспект опытно – исследовательской деятельности в старшей группе по экологии
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Толмачева Елена Анатольевна

«Необыкновенный мир магнитов». старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_magnity.docx22.07 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Образовательная область: познание, коммуникация, социализация, безопасность, труд.

Задачи:

Образовательные:  Сформировать представления о свойствах магнита. Продолжать учить, самостоятельно осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; делать выводы. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы.

Развивающие: развивать познавательную активность ребёнка в процессе ознакомления со скрытыми свойствами магнита; речь; внимание; логическое мышление; любознательность.

Воспитательные: воспитывать желание приходить на помощь другим; воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа:

-Беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»: Что такое подземные богатства? Что внутри шахты?

-Проведение детьми опытов с магнитами.

-Знакомство с магнетизмом.

-Исследование детьми в свободной деятельности дидактической игры «Рыболов», «Подбери предмет», «Магнитная геометрическая мозайка».

Оборудование и материал:

-магниты (каждому ребёнку)

-различные металлические предметы (скрепки, кусочки проволоки, шурупы, булавка, монеты в 1 копейку, 5 копеек, 1 рубль).

-плюшевая игрушка, деревянный карандаш, пуговица, алюминиевая ложка, бумажный кораблик.

-стеклянная ёмкость с водой.

-рыбки из цветной клеёнки с глазами - кнопкой.

-кусочек пенопласта в виде ёмкости.

-портновская игла для мачты, цветная бумага для паруса, миска или таз с водой. Скрепки.

Непосредственная образовательная деятельность:

Восп.: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им. Я приглашаю вас сегодня отправиться в клуб «Любознайка», где мы узнаем много интересного и станем настоящими волшебниками.

-Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Мы прибыли в клуб « Любознайка». Чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них.

-Топ – топ! Хлоп – хлоп!

Вокруг себя повернись

В маленьких волшебников

Скорее превратись!

- Вот теперь мы настоящие волшебники.

Восп. :  Ребята, в нашем клубе « Любознайка»  есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.

  1. Нельзя ничего пробовать на вкус.
  2. Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними.
  3. «!» - означает, что опыт небезопасный. Его может проводить только взрослый.

- Ребята, сегодня мы с вами в нашем клубе, будем  экспериментировать и делать опыты с магнитом.

- Этот жадный предмет

Всё железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает……что это? (магнит).

Послушайте ребята, я вам расскажу небольшую легенду. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря, огромная гора. У подножья этой горы данным -давно люди нашли камни, обладающей невиданной силой- притягивать к себе некоторые предметы. Недалеко от горы был город, в котором жил храбрый рыцарь. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся. Смело он разгуливал, где хотел. Только в одном месте он ни разу не был- возле той самой горы. Гора притягивала к себе рыцарей и уже никуда не отпускала. Но рыцарь был очень храбрый. Да и любопытно ему было, что за  колдовство в этом месте скрыто. Но как ни был рыцарь силён и отважен. Гора всё равно притянула его к себе. Он был не только храбрым, но и умным. Он нашёл способ как от неё освободиться и освободил всех рыцарей. Вот такая интересная и поучительная легенда о храбром рыцаре. И скажите, мне пожалуйста:

  1. Какой способ нашёл рыцарь, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи)
  2. Ребята. Посмотрите, что я нашла около горы ( на столе стоит макет горы и рядом магнит).
  3. Вот перед вами обычный магнит. Много секретов в себе он хранит!
  4. Какой он на ощуп? (твёрдый, холодный, тяжёлый, гладкий).
  5. Какие предметы притягивает магнит?  (металлические).

-Давайте проверим:

                                                                                  ОПЫТ  1.

                                                           Всё ли притягивают магниты?

Оборудование (на каждого ребёнка или на пару):

  • плюшевая игрушка
  • деревянный карандаш
  • пластмассовая пуговица
  • металлические предметы (булавка, гвоздь, скрепка, алюминиевая ложка, монеты 1 копейка, 5 копеек. 1 рубль)
  • магнит

Ход опыта:

  1. поднести магнит по очереди ко всем предметам.
  2. Предметы, которые притягиваются к магниту, отложить в правую сторону, а те, которые не притягиваются – в левую.

( Можно детям дать «Листок наблюдений» , на котором изображены предметы, и предложить обвести карандашом те из них, которые притягиваются магнитом).

Результат опыта: некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а не металлические не притягиваются.

Вывод:  магниты- это куски железа или стали. Обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые  металлы, например: железо, сталь. Другие металлы, например: алюминий, не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань, не реагирует на магнит.

- Делать  научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Начинаем по порядку нашу дружную зарядку.

Начинаем бег на месте, финиш метров через 200

Хватит, хватит, прибежали, потянулись, подышали!

Руки вверх, руки вниз. На носочках потянись.

Руки ставим на бочок, на носочках скок, скок, скок.

 Вот мы руки развели, словно удивились.

И друг другу до земли в пояс поклонились!

ОПЫТ 2.

Действует ли магнит через другие материалы?

Оборудование (на каждого ребёнка или на пару):

  • Стеклянная ёмкость с водой
  • Рыбки из цветной клеёнки с глазами- кнопкой
  • Маленький магнит

Ход опыта:

  1. В ёмкость с водой опустить рыбку
  2. Прислонить магнит к внешней стороне ёмкости на уровне рыбки. После того, как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке ёмкости вверх. Так надо выложить всех рыбок.

Результат опыта: рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать. Не замочив рук.

Вывод : сила магнита действует и сквозь стекло и сквозь воду.

- Благодаря ,своей способностью притягивать предметы под водой магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

ОПЫТ 3

Может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстояний?

-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру – опыт « Магнитная регата».

Оборудование (на каждого ребёнка или на пару):

  • Кусочек пенопласта в виде лодочки
  • Портновская игла для мачты
  • Цветная бумага для паруса
  • Маленький магнит
  • Миска или таз с водой

Ход опыта:

  1. Построить лодочки из пенопласта, прикрепив мачты с парусами.
  2. Пустить лодочки плавать в таз с водой. Управлять лодочками, двигая магнит над тазом ( не касаясь их).

Результат опыта: магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод: сила магнита действует даже на расстояний.

Восп.:  Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые вещества).

ОПЫТ 4

Все ли части магнита имеют одинаковую силу?

«Магнитная цепочка».

Оборудование (на каждого ребёнка или на пару):

  • Магнит
  • Скрепки

Ход опыта:

А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую. Она тоже притянулась, теперь третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно…..цепочка не разорвалась. (потом дети самостоятельно проводят опыт).

Результат опыта: скрепки притягиваются друг к другу, они намагничиваются.

Вывод: скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

- А нам пора возвращаться домой. Встаньте в круг.

А теперь пора прощаться,

В детский сад нам возвращаться.

Вот мы и дома. А нас встречает корреспондент. Ребята, он хочет взять у вас интервью о том. где вы были и что вы видели.

- Ребёнок берёт интервью ,опираясь на вопросы:

  1. Где вы были?
  2. С каким волшебным камнем вы познакомились?
  3. А магнит притягивает железные предметы?
  4. Магнитные силы проходят через разные материалы?
  5. Действует ли магнит на расстояний?
  6. А могут скрепки держаться без магнита?

Воспт.: Молодцы! Вы хорошо усвоили новый материал. Свойства магнита широко используется в жизни человека. И в этом мы ещё не раз убедимся. И за хорошую работу в нашем клубе «Любознайка», я хочу подарить каждому в подарок магнитик. До свидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».

Основная задача формирование реалистического представления о природе, круговороте воды в природе; продолжение  обучения сравнивать, анализировать, обогащение причинно-следственных свя...

Непосредственная образовательная деятельность по экологическому воспитанию. Исследовательская деятельность в старшей группе «Волшебница вода».

Задача: формировать реалистические представления о природе, круговороте воды в природе; продолжать учить сравнивать, анализировать, обогащать причинно-след-ственные связи, способствовать развити...

НОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе на тему: «Путешествие в королевство Воды».

Цель проекта: обобщить и расширить знания и представления детей о неживой природе – воде.  Задачи проекта: Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; во...

Сценарий образовательной ситуации по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Три тайны воды».Тип образовательной  ситуации: открытие нового знания. Интеграция образовательных областей: ü познавательное развитие;ü социально-коммуникативное разв...

Конспект ОД по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»

Конспект ОД  по экологии с элементами исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в королевство Воды»...

Исследовательская деятельность в старшей группе. Проект «Живая ёлочка — зелёная иголочка» (старшая группа)

. Если мы хотим дышать чистым воздухом, то надо постараться отказаться от лесной красавицы, ведь она нам принесет куда больше пользы. Необязательно рубить елку, чтобы встретить Новый год. Ис...

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе по экологии: « Я природе помогу, мусор дружно уберу».

Повышение уровня экологической культуры и совершенствование знаний у старших дошкольников о способах сбора и утилизации бытовых отходов посредством познавательно-исследовательской деятельности. Обогат...