Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию педагога с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с Капитошкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_eksperimentirovaniyu_s_vodoy_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация, Ленинградская область,
муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 пгт Лесогорский»
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию педагога с детьми младшего дошкольного возраста
Тема: «Путешествие с Капитошкой»
Дата проведения: май 2018 года
Подготовила и провела: педагог
первой квалификационной
категории
Калабина Людмила Константиновна
пгт Лесогорский 2018 год
Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные: формировать представления об окружающем мире, обобщить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет); обогащать словарный запас детей за счёт слов: лаборатория, названия водоёмов (ручей, река, озеро, море, колодец, родник), жидкость, течёт, прозрачная, окрасилась, плавает, тонет, тяжёлый, дёгкий; в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.
Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас, мелкую и крупную моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Методы: игровые, словесный, практический, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.
Приемы: показ, постановка цели, вопросы, указания, дополнения, обсуждения, поощрение.
Формы: игра, практическая деятельность.
Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; просмотр мультфильма «Приключения Капитошки», беседа по его содержанию.
Чтение рассказов, сказок познавательного характера. «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка». Чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.
Материалы: игрушка Капитошка, демонстрационный материал (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.; фотографии и картинки с изображением мама моет посуду, купает малыша, рыбки плавают в озере, дети поливают цветы, из крана льется вода, мальчик моет руки с мылом и т.д.)
Оборудование: центр воды и песка; тазики для воды, одноразовые прозрачные стаканы, стаканы с водой, контейнеры от киндера сюрприза, камни, гуашь, салфетки тканевые, бумажные кораблики.
Аудиозапись: звуки дождя и грома, музыкальная физкультминутка «Капелька».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети входят в группу.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в группу сегодня пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся. (Дети здороваются)
Организационный момент.
(Звучит аудиозапись «Шум дождя»). Дети встают перед воспитателем полукругом.
Воспитатель: Ребята вы слышите, что это за звуки у нас в группе раздаются?
Дети: (Гремит гром, дождь идет.)
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)
Ребята, пока шёл дождь, к нам в окно ветром кого – то занесло. (Воспитатель с детьми подходят к окну. На окне лежит игрушка Капитошка.) Вы, знаете кто это? (Предположения детей.)Давайте спросим, как его зовут. (Воспитатель от лица игрушки разговаривает с детьми.)
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Капитошка. Я маленькая капелька. Подул сильный ветер и унёс меня. Я заблудился и не знаю теперь дорогу домой. Воспитатель: Не расстраивайся Капитошка мы поможем тебе найти дорогу домой.
Основная часть.
А ты знаешь Капитошка, что дождик имеет разные названия. Вот послушай, как мы с ребятами тебе о них расскажем.
Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой - дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный,
Проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Воспитатель: Капитошке очень понравилась ваша игра, как много вы знаете. А вот интересно ребята, откуда на нас льется дождик? Как вы думаете?
(Ответы детей: С неба капает, из туч.)
Воспитатель: Правильно из туч. Маленькие капельки собираются в тучке. Когда им становится тесно они убегают на землю дождём.
Ребята, давайте расскажем Капитошке где ещё прячется вода?
Дидактическая игра «Где спряталась вода»
Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.) дети должны определить, где именно на картинке можно найти воду.
Молодцы ребята, а теперь давайте расскажем для чего нужна нам вода.
Дидактическая игра «Для чего нужна вода?»
Детям предлагаются картинки с изображением для чего используют воду. (фотографии и картинки с изображением мама моет посуду, купает малыша, рыбки плавают в озере, дети поливают цветы, из крана льется вода, мальчик моет руки с мылом и т.д.)
Вот видите, как нам необходима вода!
Ребята мы с вами узнали где прячется и для чего нам нужна вода. Давайте мы свами познакомимся со свойствами воды. Для этого нам с вами нужно попасть в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей.)
Лаборатория, находится далеко, на чём можно туда добраться? (Ответы детей.) А мы с вами поедим на паровозе. Я буду паровозиком, а вы вагончиками. Цепляйтесь друг за другом. Все вагончики прицепились? Теперь можно ехать. Ту – ту! Поехали. (Включается аудиозапись песни «Едет, едет паровоз…»)
Ну, вот мы с вами и добрались до лаборатории. Проходите к столу, занимайте свои места.
Опыт 1: Перед вами стоит по два стакана. Какие они? (Пустой и полный) Что в них? (В одном ничего, а в другом вода). Возьмите в руки стаканы и определите: они одинакового веса? (Один лёгкий, другой тяжелый) Ребята, а почему один стакан тяжелее другого? (Потому что он с водой) Значит, что, мы можем сказать про воду? Вода имеет вес и она тяжелее воздуха.
Опыт 2: А теперь аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? (Выслушиваем предположения детей). Вода льётся, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью.
В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.
- Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему?
- Водичка прозрачная и поэтому камушки видно.
Опыт 3: «Цвет воды». Дети подходят к другому столу. На столе стоят прозрачные стаканы с водой, гуашь, кисточки, камешки.
- Ребята, а теперь мы с вами будем волшебниками и узнаем, что воду можно окрашивать в разные цвета. Посмотрите, у вас в баночке стоит краска (гуашь) разных цветов. Назовём эти цвета (дети называют).
- Ребята, я сейчас возьму кисточку, она у меня не простая, а волшебная, опускаю её в баночку с краской, а затем опускаю в стакан с водой, помою в воде кисточку, и посмотрите, что получилось. (Вода окрасилась).
В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.
- Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему?
- Водичка ваша стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно. Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.
Музыкальная физкультминутка: «Капелька»
Опыт4: «Тонет или плывет». Дети подходят к другому столу. На столе тазик с водой, камешки разного размера, контейнеры от киндера - сюрприза.
Воспитатель: Смотрите, Капитошка принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их). А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные: у каждого свой цвета, форма, размер, все на что- то похожи). Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.
В руки камешки мы взяли,
Друг о друга постучали,
Наши камешки стучат, вот так, вот так.
Не разбить нам их никак.
Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые).
Камни – тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни утонули? (Они тяжелые.)
Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная.)
Капитошка принес нам контейнеры от киндеров. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.) Контейнеры тоже твердые. Контейнеры – тяжелые или легкие? (легкие).
А что легче, что тяжелее – контейнеры или камешки? Давайте проверим. (Дети бросают камень в тазик с водой.)
Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают контейнеры.
Куда упал контейнер? -(контейнер плавает).
Ребята, посмотрите, камень и контейнер оба твердые, но камень тяжелый, и он упал на дно, а контейнер легкий, и он плавает. В воде тяжелые предметы тонут, а легкие – плавают.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились со свойствами воды. Какие свойства воды мы с вами узнали? (Ответы детей: Вода имеет вес и она тяжелее воздуха; вода жидкая, её называют жидкостью; воду можно окрасить; в воде тяжелые предметы тонут, а легкие – плавают. )
Для чего нам нужна вода? (Ответы детей: Чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни рыб, птиц и растений.) Молодцы ребята. Вот какая нужная вода.
«Смею вам я доложить - Без воды нам не прожить!
Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!»
Вот наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться в группу. Я буду опять паровозиком, а вы вагончиками. Цепляйтесь друг за другом. Все вагончики прицепились? Теперь можно ехать. Ту – ту! Поехали. Вот мы и приехали. Капитошке тоже пора возвращаться. Теперь он знает дорогу домой. А на прощание Капитошка хочет вам подарить подарок, мыльные пузыри. (Дети прощаются с Капитошкой, благодарят за подарок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию движений с детьми младшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации для воспитателей ДОУ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экспериментированию с водой в младшем дошкольном возрасте
Конспект предназначен для воспитателей младшей группы...
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Моя семья"
В ходе НОД дети знакомятся с понятием «древо семьи», составляют рассказы о своих семьях и выполняют аппликацию древа из заготовок...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста На тему «Берегите природу»
Цели: Формирование у детей основы экологической культуры....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста. Тема: «Мамочка моя»
Закрепление знаний о детенышах животных. Развивать чувство любви к матери....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. тЕМА "пУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС"
Презентация к конспекту непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста. Тема "Путешествие в лес"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Наши мамы»
Цель:Воспитание чувства любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанности к семье....