Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию педагога с детьми младшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие с Капитошкой»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Калабина Людмила Константиновна

конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация,  Ленинградская область,

муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской    области, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 пгт Лесогорский»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по экспериментированию педагога с детьми младшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие с Капитошкой»

Дата проведения: май 2018 года                    

Подготовила и провела: педагог  

первой квалификационной

категории

Калабина Людмила Константиновна

пгт Лесогорский 2018 год


Цель: Формирование представления детей о разнообразных состояниях воды, вовлечение в элементарную исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: формировать представления об окружающем мире, обобщить представления детей о разнообразных свойствах воды (прозрачная, текучая, одни предметы в воде тонут, а другие плавают, вода может изменять свой цвет); обогащать словарный запас детей за счёт слов: лаборатория, названия водоёмов (ручей, река, озеро, море, колодец, родник), жидкость, течёт, прозрачная, окрасилась, плавает, тонет, тяжёлый, дёгкий; в процессе экспериментирования стимулировать использование исследовательских и поисковых действий.

Развивающие: развивать любознательность, мышление, воображение, представление об окружающем мире; развивать умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, сопоставлять факты, побуждать познавательную активность детей; развивать речь детей, обогащать словарный запас, мелкую и крупную моторику.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, интерес к экспериментированию; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, организованность.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Методы: игровые, словесный, практический, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: показ, постановка цели, вопросы, указания, дополнения, обсуждения, поощрение.

Формы: игра, практическая деятельность.

Предварительная работа: игры-эксперименты с водой; просмотр мультфильма «Приключения Капитошки», беседа по его содержанию.

Чтение рассказов, сказок познавательного характера. «Про серую тучку», «Волшебная корзинка», А. Барто «Девочка –чумазая», Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка». Чтение сказки «Дождик», разучивание русских народных потешек, наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

Материалы: игрушка Капитошка, демонстрационный материал (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.; фотографии и картинки с изображением мама моет посуду, купает малыша, рыбки плавают в озере, дети поливают цветы, из крана льется вода, мальчик моет руки с мылом и т.д.)

Оборудование: центр воды и песка; тазики для воды, одноразовые прозрачные стаканы, стаканы с водой, контейнеры от киндера сюрприза, камни, гуашь, салфетки тканевые, бумажные кораблики.

Аудиозапись: звуки дождя и грома, музыкальная физкультминутка «Капелька».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети входят в группу.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, к нам в группу сегодня пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся. (Дети здороваются)

Организационный момент.

(Звучит аудиозапись «Шум дождя»). Дети встают перед воспитателем полукругом.

Воспитатель: Ребята вы слышите, что это за звуки у нас в группе раздаются?

Дети: (Гремит гром, дождь идет.)

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Это шумит дождь. Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить! (Шум дождя прекращается)

Ребята, пока шёл дождь, к нам в окно ветром кого – то занесло. (Воспитатель с детьми подходят к окну. На окне лежит игрушка Капитошка.) Вы, знаете кто это? (Предположения детей.)Давайте спросим, как его зовут. (Воспитатель от лица игрушки разговаривает с детьми.)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Капитошка. Я  маленькая капелька. Подул сильный ветер и унёс меня. Я заблудился и не знаю теперь дорогу домой. Воспитатель: Не расстраивайся Капитошка мы поможем тебе найти дорогу домой.

Основная часть.

А ты знаешь Капитошка, что дождик имеет разные названия. Вот послушай, как мы с ребятами тебе о них расскажем.

Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".

Сколько знаем мы дождей

Сосчитаем поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой - дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Дождь со снегом,

Дождь с грозой,

Дождь холодный,

Проливной!

Вот как много есть дождей

Для растений и людей. (загибать пальцы на обеих руках поочерёдно)

Воспитатель: Капитошке очень понравилась ваша игра, как много вы знаете. А вот интересно ребята, откуда на нас льется дождик? Как вы думаете?

(Ответы детей: С неба капает, из туч.)

Воспитатель: Правильно из туч. Маленькие капельки собираются в тучке. Когда им становится тесно они убегают на землю дождём.

Ребята, давайте расскажем Капитошке где ещё прячется вода?

Дидактическая игра «Где спряталась вода»

Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.) дети должны определить, где именно на картинке можно найти воду.

Молодцы ребята, а теперь давайте расскажем для чего нужна нам вода.

Дидактическая игра «Для чего нужна вода?»

Детям предлагаются картинки с изображением для чего используют воду. (фотографии и картинки с изображением мама моет посуду, купает малыша, рыбки плавают в озере, дети поливают цветы, из крана льется вода, мальчик моет руки с мылом и т.д.)

Вот видите, как нам необходима вода!

Ребята мы с вами узнали где прячется и для чего нам нужна вода. Давайте мы свами познакомимся со свойствами воды. Для этого нам с вами нужно попасть в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей.)

Лаборатория, находится далеко, на чём  можно туда добраться? (Ответы детей.) А мы с вами поедим на паровозе. Я буду паровозиком, а вы вагончиками. Цепляйтесь друг за другом. Все вагончики прицепились? Теперь можно ехать. Ту – ту! Поехали. (Включается аудиозапись песни «Едет, едет паровоз…»)

Ну, вот мы с вами и добрались до лаборатории. Проходите к столу, занимайте свои места.

Опыт 1: Перед вами стоит по два стакана. Какие они? (Пустой и полный) Что в них? (В одном ничего, а в другом вода). Возьмите в руки стаканы и определите: они одинакового веса? (Один лёгкий, другой тяжелый) Ребята, а почему один стакан тяжелее другого? (Потому что он с водой) Значит, что, мы можем сказать про воду? Вода имеет вес и она тяжелее воздуха.

Опыт 2: А теперь аккуратно перелейте воду из одного стаканчика в другой. Почему вода льётся? (Выслушиваем предположения детей). Вода льётся, потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью.

В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.

- Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему?

- Водичка прозрачная и поэтому камушки видно.  

Опыт 3: «Цвет воды». Дети подходят к другому столу. На столе стоят прозрачные стаканы с водой, гуашь, кисточки, камешки.

- Ребята, а теперь мы с вами будем волшебниками и узнаем, что воду можно окрашивать в разные цвета.  Посмотрите, у вас в баночке стоит краска (гуашь) разных цветов. Назовём эти цвета (дети называют). 

- Ребята, я сейчас возьму кисточку, она у меня не простая, а волшебная, опускаю её в баночку с краской, а затем опускаю в стакан с водой, помою в воде кисточку, и посмотрите, что получилось. (Вода окрасилась).

В конце эксперимента предлагаю детям бросить в стаканчик с водой камушки.

- Ребята, вы видите камушки в водичке? Почему?

- Водичка ваша стала цветной, непрозрачной и поэтому камушки не видно.  Вот какой волшебницей может быть обыкновенная вода.

Музыкальная физкультминутка: «Капелька»

Опыт4: «Тонет или плывет». Дети подходят к другому столу. На столе тазик с водой, камешки разного размера, контейнеры от киндера - сюрприза.

Воспитатель: Смотрите, Капитошка принес нам камешки. (Рассыпать на стол, дети рассматривают их). А теперь давайте сравним камешки. (Камешки все разные: у каждого свой цвета, форма, размер, все на что- то похожи). Сожмите камешки в руке, какие они? (Твердые.) Постучите камень о камень.

В руки камешки мы взяли,

Друг о друга постучали,

Наши камешки стучат, вот так, вот так.

Не разбить нам их никак.

Почему нельзя разбить камешки? (Они твердые). 

Камни – тяжелые или легкие? (Тяжелые.) Камни тяжелые, твердые. Давайте проверим, поплывут они по воде или нет? Опустите камешки в воду. (Дети опускают камешки в воду, они тонут.) Утонули? (Утонули.) Почему камни утонули? (Они тяжелые.) 

Камни в воде видно? А почему? (Вода прозрачная.) 

Капитошка принес нам контейнеры от киндеров. Они твердые или мягкие? (Дети сжимают их в руке, делают вывод.) Контейнеры тоже твердые. Контейнеры – тяжелые или легкие? (легкие). 

А что легче, что тяжелее – контейнеры или камешки? Давайте проверим. (Дети бросают камень в тазик с водой.) 

Куда упал камень? (На дно.) Дети бросают контейнеры.

Куда упал контейнер? -(контейнер плавает). 

Ребята, посмотрите, камень и контейнер оба твердые, но камень тяжелый, и он упал на дно, а контейнер легкий, и он плавает. В воде тяжелые предметы тонут, а легкие – плавают.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились со свойствами воды. Какие свойства воды мы с вами узнали? (Ответы детей: Вода имеет вес и она тяжелее воздуха; вода жидкая, её называют жидкостью; воду можно окрасить; в воде тяжелые предметы тонут, а легкие – плавают. ) 

Для чего нам нужна вода? (Ответы детей: Чтобы вымыть посуду, полить цветы, искупать малыша, воду мы пьем, с её помощью мы готовим себе вкусную еду. Вода нужна для жизни рыб, птиц и растений.) Молодцы ребята. Вот какая нужная вода.

«Смею вам я доложить - Без воды нам не прожить!

Мы привыкли, что вода- наша спутница всегда!» 

Вот наше путешествие подошло к концу. И нам пора возвращаться в группу. Я буду опять паровозиком, а вы вагончиками. Цепляйтесь друг за другом. Все вагончики прицепились? Теперь можно ехать. Ту – ту! Поехали. Вот мы и приехали. Капитошке тоже пора возвращаться. Теперь он знает дорогу домой. А на прощание Капитошка хочет вам подарить подарок, мыльные пузыри. (Дети прощаются с Капитошкой, благодарят за подарок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Моя семья"

В ходе НОД дети знакомятся с понятием «древо семьи», составляют рассказы о своих семьях и выполняют аппликацию древа из заготовок...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. тЕМА "пУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС"

Презентация к конспекту непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста. Тема "Путешествие в лес"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Наши мамы»

Цель:Воспитание чувства любви к самому близкому и дорогому человеку - маме, привязанности к семье....