Конспект ООД "Я - человек"
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Кольцова Татьяна Сергеевна

Беседа в подготовительной  группе  «Я - человек».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе игровой деятельности

Задачи:

Образовательные:

Способствовать обогащению словаря (познакомить с понятием гуманность; гуманный человек; обоняние; осязание)(познавательное развитие)

 

Развивающие:

1.      Способствовать развитию представлений о значении для человека органов чувств (слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира (познавательное развитие):

• способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы;

• способности строить и мотивировать свои предположения;

• умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения.

• умению передавать различное эмоциональное состояние.

2.      Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений (речевое развитие).

3.      Способствовать развитию умения договариваться (социально-коммуникативное развитие).

 

Воспитательные:

•  Создать условия для осознания ребенком себя частью природы (социально-коммуникативное развитие), а также потребность быть здоровым.

Организация детских видов деятельностей:

•     совместная деятельность ребенка со взрослым;

•     самостоятельная деятельность ребенка;

•     познавательно-исследовательская деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_chelovek.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа в подготовительной  группе  «Я - человек».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе игровой деятельности

Задачи:

Образовательные:

Способствовать обогащению словаря (познакомить с понятием гуманность; гуманный человек; обоняние; осязание)(познавательное развитие)

Развивающие:

1.      Способствовать развитию представлений о значении для человека органов чувств (слух, зрение, обоняние и осязание в познании мира (познавательное развитие):

• способности умению выделять необходимую информацию, применяя разнообразные способы;

• способности строить и мотивировать свои предположения;

• умению анализировать результаты практической деятельности и делать умозаключения.

• умению передавать различное эмоциональное состояние.

2.      Стимулировать речевую активность посредством высказывания детьми своих мыслей и предположений (речевое развитие).

3.      Способствовать развитию умения договариваться (социально-коммуникативное развитие).

Воспитательные:

•  Создать условия для осознания ребенком себя частью природы (социально-коммуникативное развитие), а также потребность быть здоровым.

Организация детских видов деятельностей:

•     совместная деятельность ребенка со взрослым;

•     самостоятельная деятельность ребенка;

•     познавательно-исследовательская деятельность.

Методы и приёмы:

Наглядные  (показ, демонстрация);

Словесные  (художественное слово, беседа, вопрос – ответ);

Игровые  (д/и);

Практические  (упражнения; опыты).

Предварительная работа: беседа «Человек и его здоровье»,проведение этических бесед «Вежливые слова», «Об уступчивости»; чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра»; чтение книг Г. Остера «Вредные советы»; рассматривание иллюстративного материала об организме человека, плакатов, схем; чтение энциклопедической литературы, загадывание и отгадывание загадок; беседы о строении тела, об организме человека, о пользе здорового питания; проведение упражнений, дидактических игр по лексической теме «Человек».

Словарная работа: командирхранить как зеницу ока,гуманный человек, обоняние, осязание.

Оборудование: ноутбук, презентация с заданиями; конвертики; киндер капсулы с овощами, фруктами и шоколадом для узнавания на запах; хлеб для узнавания на вкус (соль, сахар); аудиозапись звуков природы и музыкальных инструментов для узнавания на слух; сенсорный ящик с предметами.

Ход образовательной деятельности

Вводная часть

 (организационный момент)

Воспитатель зачитывает стихотворение:                                         

Высокие, низкие, далекие, близкие,

Гиганты, гномы, малыши,

Слабыши и крепыши,

Блондины, брюнеты, шатены,

Всякие есть на планете,

И папы, и мамы, и дети –

Роднее нет их  на свете.

Все вроде разные на вид,

Но есть у каждого – руки, и ноги, и рот,

Два уха, два глаза и нос.

В. Ребята, о ком это стихотворение?

Д. О людях

В. Сегодня мы будем говорить о человеке. Как вы думаете кто такой человек?

1. Человек - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом и членораздельной речью.

2. Человек - Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда....

В. Все люди разные на вид. Но какими бы мы не были разными, все равно мы похожи своим телосложением. И у каждого человека есть части тела и органы чувств. Ребята, давайте вспомним и назовем, какие же основные части тела есть у человека?    

Д. Голова, шея, туловище, руки, ноги.

В. Ребята, ответьте мне на такой вопрос: «Кто такой командир?»

Д. Это человек, который подаёт команды. Он главный.

В: Вы правильно сказали. А знаете ли вы, что в каждом из вас живёт свой командир? Кто из вас знает, как его зовут?

Главнее его

Нам с тобой не найти,

Заставит он сесть

И заставит идти.

Запомнит стишок

И задачку решит,

И шуткою новой

Всех рассмешит.

Придумал он радио

И телефон,

Машины, ракеты —

Это всё он.

И книги на полках

Библиотек...

И трудится он

Пока жив человек!

Д. Это мозг.

(рассматриваем изображение человеческого мозга). 

В. Верно, а где находится мозг?

Д. В голове у человека.

В. Он подаёт нам сигналы об опасности, управляет движениями нашего тела, руководит всеми нашими органами.

Значит человек - существо разумное, у каждого человека свой особенный характер, эмоции.

В. Ребята, давайте поиграем в игру, называется  «Опиши какой».

Д/и «Опиши какой» (картинки героев сказок)

Опишите в нескольких словах, какой может это герой?

В игре вводится новое понятие «Гуманность»

В. А если человек гуманный? Какой он? Как вы думаете?

Д. предположения детей

В. Гуманность - это уважение к людям, забота о их благе, сострадание, доброжелательность, милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду, готовность прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро и противостоять злу. Гуманный человек - бережно и заботливо относится к другим людям, растениям, животным.

В. А каким человек становится человек, если он не бережет природу?

Д: ответы

Основная часть

В. Сегодня, я предлагаю отправиться в «Институт здоровья». Мы побываем в разных лабораториях, где проводятся исследования органов чувств человека. Какие органы чувств человека вы знаете?

Д. Глаза, уши, нос, язык, руки.

В. Правильно, они помогают нам познавать окружающий мир и, поэтому мы называем их нашими помощниками.

Заходим в первую лабораторию.

В.  Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, поймете, какой орган чувств, здесь исследуют (на столе лежит конвертик).

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются (глаза)

В. Правильно, это глаза. Один из ценнейших органов чувств человека. В этой лаборатории изучают зрение. Для чего нам нужны глаза?

Д. ответы детей

В. Правильно, глазами мы видим мир. Благодаря им мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Что надо сделать для того, чтобы наши глаза хорошо видели? (Дети перечисляют правила).

Д. ответы детей

ü  Нельзя близко и долго смотреть телевизор;

ü  Нельзя тереть глаза  грязными руками;

ü  Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов;

ü  Нельзя долго играть в компьютерные игры;

ü  Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль;

ü  Когда пишем, рисуем, читаем – сидеть прямо, сильно не наклоняться;

ü  Не носить длинную челку, собирать волосы;

ü  Есть морковь;

ü  Делать гимнастику для глаз.

В.    

Д/и «Доскажи словечко»

                                                  Прислушайся! Когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

                                                Недаром люди говорят:

                                               «Храните как зеницу… (ока!)»

И чтоб глаза твои, дружок,

           Могли надолго …… (сохраниться),

                                                   Запомни два десятка строк

На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто —

            Не играй предметом………. острым!

   Глаза не три ………… (не засоряй),

Лежа книгу …………….(не читай);

         На яркий свет смотреть………(нельзя) —

Тоже портятся……..(глаза).

Телевизор в доме есть —

Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому…..(экрану).

Не пиши, склонившись…… (низко),

Не держи учебник…. (близко),

И над книгой каждый….. (раз)

Не сгибайся, как от ветра,

От стола до самых….. (глаз)

Должно быть сорок сантиметров!

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза ….(беречь!)

Заходим во вторую лабораторию (открываем конвертик с загадкой).

В.  Отгадайте загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят (уши)

В. Да, в этой лаборатории изучают органы слуха. Сколько ушей у человека? Для чего нужны уши?

Д. Ответы детей

В. Да, вы правы, у всех людей по два уха.

В. Где расположены уши у человека?

Д. По обе стороны головы.

В. В отличие от глаз, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие – то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности.

Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.

В. Что нужно делать, чтобы наши уши были здоровыми и хорошо слышали?

Д. ответы детей

ü  Нельзя засовывать в уши какие – либо предметы.

ü  Не допускать попадания в уши воды.

ü  Регулярно мыть уши.

ü  Не слушать очень громкую музыку.

ü  Не пользоваться часто наушниками.

ü  Носить шапку, чтобы не болели ушки.

В. А сейчас проверим хороший ли у вас слух.

Д/и «Узнай по звуку»

 Спрятав руки за ширмой, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одного стакана в другой, шелестит бумагой, стучит ложками, разрывает бумагу, звук металлофона, погремушки, бубна, пакет шуршит.

Дети каждый раз должны определить источник звука.

Заходим в третью лабораторию

В. Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку(читаем конвертик):

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит  (нос)

В. Для чего человеку нужен нос?

Д. Дышать, чувствовать запахи.

В. А какие бывают запахи?

Д. Сильные и слабые, приятные и неприятные, резкие и т.д.

В. О чем запах может предупредить человека?

Д. Ответы

В. Можно почувствовать запах дыма при пожаре или когда на плите что-то подгорает. Если продукты плохо пахнут – они испортились, их нельзя есть и др.

В. Ребята, а вы знаете, что способность человека воспринимать и различать запахи, находящиеся в окружающей среде, называется ОБОНЯНИЕ.

Восприятие запахов всегда провоцирует возникновение эмоций. Обоняние помогает нам наслаждаться пищей и избегать вредных веществ. Человек способен различать до 10 000 запахов.

В. Ребята, носом мы вдыхаем воздух, а дышим мы чем?

Д.  ответы (легкими и показ на картинке где находятся легкие)

В. Легкие совершают около 20 вдохов в минуту. Мы делаем вдох – межреберные мышцы тянут ребра в стороны – грудная клетка расширяется. Мы делаем выдох – мышцы расслабляются, объем легких уменьшается, из них выходит воздух.

В. Если положить руки на грудную клетку так, чтобы пальцы правой и левой ладоней касались друг друга. Глубоко вдохнуть, задержать дыхание, выдохнуть. Что произошло, когда мы глубоко вдохнули?

Д. ответы

В. При вдохе грудная клетка стала шире. Ладони, лежащие на груди, слегка приподнялись и раздвинулись в стороны. Между ладонями появилось расстояние.

В. А когда выдохнули?

Д.  ответы

Во время выдоха пальцы снова коснулись друг друга.

В.  Показ иллюстраций легких здорового человека и курильщика.

Чем отличаются 2 изображения друг от друга? (у здоровых людей легкие розового цвета, а у людей, которые постоянно дышат загрязненным воздухом, они становятся грязно серыми. Поэтому следует избегать вдыхания табачного дыма, не находиться рядом с курящими взрослыми, не стоять вблизи выхлопных труб автомобилей).

Д. предположения детей

В. Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай по запаху».

Д/и «Угадай по запаху»

Попробуем угадать, что находиться под этими салфетками. А носики нам в этом помогут.

(Детям предлагается с закрытыми (завязанными) глазами определить по запаху, что находится в киндер - баночках). Апельсин, лук, лимон, чеснок, мята.

Заходим в следующую лабораторию

(читаем конвертик)

Всегда во рту,
А не проглотишь (язык)

В. А как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?

Д.  на вкус

В. В этой лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык.

А каким может быть вкус?

Д. ответы детей

                                                              Д/ игра «Определи на вкус»                            

Хлеб (пресный, соленый, сладкий)

В. Итак, язык помогает ощутить вкус пищи. Но все ли стоит пробовать на вкус?

Д. ответы

В.  Гуляя по лесу, например, можно ли пробовать на вкус грибы или незнакомые ягоды? Почему?

Д. Ответы

В. А что еще нельзя пробовать?

Д. ответы  (лекарства, незнакомые продукты)

Заходим в следующую лабораторию

(читаем конвертик)

В. Мы с вами оказались в последней лаборатории.

Четверо ребят в одной шубе сидят,

а пятый — в шубёнке стоит в сторонке (руки)

Здесь изучают органы чувств, руки. Что мы можем почувствовать с помощью рук?

Д. ответы

В. Привожу примеры: Если возьмем в руки: чашка с чаем – горячая /холодая,

                                          кончик иглы – острый,

                                          промокли под дождем – одежда влажная,

                                          кошка – пушистая,

                                          наждачная бумага – шершавая.

В. Ребята, ОСЯЗАНИЕ - это возможность познавать окружающий мир с помощью прикосновений.

Проводится игра «Узнай предмет на ощупь»

Игра с сенсорным ящиком

Заключительная часть

В. Вот и закончилась наша экскурсия по «Институту Здоровья».

Что вам больше всего понравилось? Что запомнилось? О чем хотелось еще узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия"Человек и его тело"

активизировать нравственно-мыслительную, аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности); учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, ...

Конспект "Права человека" (подготовительная группа)

В ходе проведения НОД продолжаем знакомить детей правами человека, записанных в Декларации прав человека, в доступной для дошкольников форме....

Конспект НОД «Человеку друг огонь – только ты его не тронь!»

Знакомство детей с правилами пожарной безопасности...

конспект занятия "Человек и части тела"

Занятие по ознакомлению дошкольников с названиями частей тела человека....

Конспект НОД "Человек"

Конспект НОД по речевому развитию в группе зпр  на тему "Человек"...

конспект занятия " Человек и части тела"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе...

Конспект НОД "Человек части тела"

Конспект здоровьесберегающей НОД "Человек. Части тела". Для подготовительной логопедической группы с общим недоразвитием речи....