Проект "Занимательные опыты"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Овтина Татьяна Григорьевна

Проект "Занимательные опыты"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_2.docx36.5 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

Проект «Занимательные опыты»

Составила: Овтина Т. Г.

группа № 12 «Солнышко»        

Продолжительность проекта:

краткосрочный январь -апрель 2021 г.

рп Дрожжино

2021 г.


Актуальность проекта

         В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

       Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

    Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

    Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

   


ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

НАЗВАНИЕ

«Занимательные опыты»

Руководитель проекта

Овтина Т. Г.

Интеграция образователь -ных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Возраст воспитанников

Дети подготовительной группы 6-7 лет

Состав группы

Воспитанники подготовительной группы

Тип проекта

Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский.

Вид проекта

Исследовательский

Срок реализации проекта

4 месяца

Проблема

Кто такие исследователи?

Цель проекта

 Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи проекта

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством;

3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

4.Развивать наблюдательность;

5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

Принципы

Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности  процесса поисково-исследовательской деятельности;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка,эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Методы и технологии реализации проекта

Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Формы работы

  • Совместная деятельность воспитателя с ребенком;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Фронтальные занятия;
  • КВН, развлечения;
  • Наблюдения в природе;
  • Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
  • Беседы по теме эксперимента;
  • Целевая прогулка.

Этапы работы над проектом

1 этап: Подготовительный

  • Мотивация детей.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
  • Разработка комплексно - тематического плана работы.
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
  • создание центра экспериментально-поисковой деятельности;
  • Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

2 этап: Основной

  • Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности 
  • Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту.
  • Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

3 этап: Заключительный

  • Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.
  • Проведение викторины «Мы - экспериментаторы»

Предполагае -мые результаты

1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире; 2.Создание единого инновационного пространства;                         3.Чёткое выполнение поставленной задачи;                                     4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

Материалы

  • Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
  • Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.
  • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
  • Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
  • Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
  • Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.
  • Красители: ягодный сироп, акварельные краски.
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
  • Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.
  • Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
  • Клеенчатые передники, полотенца.

     

Перспективное планирование

через реализуемые познавательные области

Образовательные области

НОД

Совместная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Итоговое меропри-ятие

январь

Диагностика

январь

«Воздух –невидимка»

Познавательное развитие

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Просмотр презентации «Охрана воздуха»

Речевое развитие

Беседа «Воздух – невидимка»

-Беседа «Чистый воздух».

Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри»

Рассматрива-ние иллюстраций в книгах.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Полет на воздушном шаре»


Рисование (нетрадицион-ное): выдувание через соломинку.

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Шарики»;

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Подвижные игры «Пузырь»;

Игры «Надуй шарик»; эстафеты с воздушными шариками

январь

«Вода – волшебница»

Познавательное развитие

ФЦКМ «Волшебница вода»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси».

Дидактическая игра «Свойства воды».

Просмотр презентации «Кругово-рот воды в природе»

Речевое развитие

Беседа

«Кому нужна вода»

Чтение сказки «Федорино горе», «Мойдодыр»

А.Введенский «Песенка о дожде»,Н.Забо-лоцкий «На реке»

Рассматрива-ние иллюстраций в книгах.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Идет снег»


Рисование акварельными красками, раскрашивание раскрасок

Социально-коммуникатив-ное развитие


С-р игры «Стирка», «Мы готовим обед»

Трудовое поручение «Мытье игрушек».

Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли  с листьев)

Фотовыс-тавка            « Мами-ны помощни-ки»

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Волшебница вода»;

Пальчиковая гимнастика «Большая стирка», «По воду»

Подвижные игры «Ручеек», «Путешествие капельки»

февраль

«Снег – снежок»

Познавательное развитие

Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни».

Дидактическая игра «Свойства снега и льда».

Просмотр презентации «Снег»

Речевое развитие

Беседа «Защитные свойства снега»

Чтение сказок «Снегурочка», «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка»

Рассматрива-ние иллюстраций в книгах,

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Белый снег пушистый»

Изготовление елочных игрушек «Ледяные фигурки»

Рассматрива-ние снежинок через лупу;

Рисование снежинок

Социально-коммуникатив-ное развитие


Инсценировка сказки                 « Снегурочка»

Рассматрив-ание следов на снегу; Лепка снеговиков, постройка снежной крепости

Фотовыс-тавка «Снеговики»

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Зимние забавы»;

Дыхательная гимнастика «Снежинки»

Подвижные игры «Снежинки»;

«Меткие стрелки»

март

«Я – человек»

Познавательное развитие

ФЦКМ «Основные системы нашего организма»

Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу»

Дидактическая игра «Полезная еда», «Чудесный мешочек».

Просмотр презентации «Строе-ние организ-ма»

Речевое развитие

 

Беседы «Зачем нужны уши, глаза, язык, т.д.», отгадывание загадок.

Рассматрива-ние иллюстраций в книгах.

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Дети делают зарядку»

Слушание музыки

Рассматрива-ние иллюстраций в книгах, лепка, рисование.

Выставка рисунков  

Социально-коммуникатив-ное развитие


Инсценировка сказки «Красная Шапочка»              

С-р игры «Больница», «Семья».

Фотовыс-тавка «Моя семья»

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Мой организм»;

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок».

март

«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» 

Познавательное развитие

ФЦКМ «Волшеб-ные свойства магнита»

Эксперименты:«Притягивание предметов к магниту»,  «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

Дидактическаяигра «Рыбалка»

Просмотр презентации «Магнит»

Речевое развитие

 

Беседа «Какие предметы притягиваются магнитом».

Дидактические игры: «Что лишнее», «Магнитная азбука»

Художественно-эстетическое развитие



Изготовление игры «Магнитная рыбалка»

Рисование «Компас», «Магнит на холодильник»

Выставка рисунков  

Социально-коммуникатив-ное развитие


           

С-р игры «Моряки», «Путешествен-ники»

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Мой организм»;

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок».

Март

«Чудеса растений»

Познавательное развитие

ФЦКМ «Уход за растения-ми»

Эксперименты:

«Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух».

Дидактическаяигра «Как растет цветок»

Просмотр презента-ции «Комнат-ные растения»

Речевое развитие

 

Беседа «Как мы ухаживаем за растениями»

Дидактические игры: «Что нужно для роста растений», «Садовник»

Художественно-эстетическое развитие

Аппликация «Цветок для мамочки»

Слушание П. Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки»

Рассматрива-ние иллюстраций; рисование растений.

Выставка рисунков  

Социально-коммуникатив-ное развитие


Организация огорода на окне.

       

Дежурство в уголке природы.

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Мир растений»;

Пальчиковая гимнастика «Цветы» .

Подвижные игры «Елочки, пенечки»

Апрель

«Земля – наш общий дом»

Познавательное развитие

ФЦКМ «Земля – наш общий дом»

Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Дидактическаяигра «Живое – неживое»

Просмотр презента-ции «Глина, песок»»

Речевое развитие

 

Беседы «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь»

Дидактические игры: «Времена года», «Части суток»»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Глобус»

Слушание песен «Земля в иллюминато-ре»

Рассматрива-ние иллюстраций, глобуса, карты полушарий.

 

Социально-коммуникатив-ное развитие


С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну».

       

Рассматрива-ние иллюстраций, с-р игры.

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Планета»;

Пальчиковая гимнастика «Планеты» .

Подвижные игры «Море волнуется», «День – ночь».

март

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Познавательное развитие

ФЦКМ «Солнце-звезда»

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Дидактическаяигра «Горячо – холодно»

Просмотр презента-ции «Значе-ние Солнца»

Речевое развитие

 

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Дидактические игры: «Кому нужно солнце»

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Солнеч-ный день»

Слушание песен «Светит солнышко для всех», «Солнышко-ведрышко»

Рассматрива-ние иллюстраций.

 

Социально-коммуникатив-ное развитие


Инсценировка сказки «У солнышка в гостях».

       

Рассматрива-ние иллюстраций, с-р игры.

Физическое

развитие

Утренняя гимнастика «Солнечные зайчики»;

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Подвижные игры «Солнышко и дождик»,«День – ночь».

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультации:

  • «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
  •  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
  • «Научите ребенка любить живую природу»,
  • «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
  • «Экспериментируем дома».

3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ(подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).

4. Наглядная информация ( подборка иллюстраций, картин; сбор информации;

5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;

6. Обмен опытом.

Ожидаемые результаты.

  • Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  • Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
  • Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...