Проект "Занимательные опыты"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Город детства»
Проект «Занимательные опыты»
Составила: Овтина Т. Г.
группа № 12 «Солнышко»
Продолжительность проекта:
краткосрочный январь -апрель 2021 г.
рп Дрожжино
2021 г.
Актуальность проекта
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
НАЗВАНИЕ | «Занимательные опыты» |
Руководитель проекта | Овтина Т. Г. |
Интеграция образователь -ных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. |
Возраст воспитанников | Дети подготовительной группы 6-7 лет |
Состав группы | Воспитанники подготовительной группы |
Тип проекта | Групповой; долгосрочный; поисково-исследовательский. |
Вид проекта | Исследовательский |
Срок реализации проекта | 4 месяца |
Проблема | Кто такие исследователи? |
Цель проекта | Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности. |
Задачи проекта | 1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; 2.Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством; 3.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); 4.Развивать наблюдательность; 5.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности; 6.Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач. |
Принципы | Принцип научности: |
Методы и технологии реализации проекта | Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности. |
Формы работы |
|
Этапы работы над проектом | 1 этап: Подготовительный
2 этап: Основной
3 этап: Заключительный
|
Предполагае -мые результаты | 1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире; 2.Создание единого инновационного пространства; 3.Чёткое выполнение поставленной задачи; 4. Повышение уровня мотивации к занятиям. |
Материалы |
|
Перспективное планирование
через реализуемые познавательные области
Образовательные области | НОД | Совместная деятельность в режимных моментах | Самостоятельная деятельность детей | Итоговое меропри-ятие |
январь | Диагностика | |||
январь | «Воздух –невидимка» | |||
Познавательное развитие | Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха». | Дидактическая игра «Свойства воздуха». | Просмотр презентации «Охрана воздуха» | |
Речевое развитие | Беседа «Воздух – невидимка» | -Беседа «Чистый воздух». Чтение сказки «Соломинка, пузырь и лапоть»; С.Маршак «Мяч», «Мыльные пузыри» | Рассматрива-ние иллюстраций в книгах. | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Полет на воздушном шаре» | Рисование (нетрадицион-ное): выдувание через соломинку. | ||
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Шарики»; Дыхательная гимнастика «Ветерок» | Подвижные игры «Пузырь»; Игры «Надуй шарик»; эстафеты с воздушными шариками |
январь | «Вода – волшебница» | |||
Познавательное развитие | ФЦКМ «Волшебница вода» | Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». | Дидактическая игра «Свойства воды». | Просмотр презентации «Кругово-рот воды в природе» |
Речевое развитие | Беседа «Кому нужна вода» | Чтение сказки «Федорино горе», «Мойдодыр» А.Введенский «Песенка о дожде»,Н.Забо-лоцкий «На реке» | Рассматрива-ние иллюстраций в книгах. | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Идет снег» | Рисование акварельными красками, раскрашивание раскрасок | ||
Социально-коммуникатив-ное развитие | С-р игры «Стирка», «Мы готовим обед» | Трудовое поручение «Мытье игрушек». Дежурство в уголке природы (полив комнатных растений, протирание пыли с листьев) | Фотовыс-тавка « Мами-ны помощни-ки» | |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Волшебница вода»; Пальчиковая гимнастика «Большая стирка», «По воду» | Подвижные игры «Ручеек», «Путешествие капельки» | ||
февраль | «Снег – снежок» | |||
Познавательное развитие | Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды», «Замершая вода двигает камни». | Дидактическая игра «Свойства снега и льда». | Просмотр презентации «Снег» | |
Речевое развитие | Беседа «Защитные свойства снега» | Чтение сказок «Снегурочка», «Морозко», стихов И. Суриков «Белый снег пушистый», К.Бальмонт «Снежинка» | Рассматрива-ние иллюстраций в книгах, | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Белый снег пушистый» | Изготовление елочных игрушек «Ледяные фигурки» | Рассматрива-ние снежинок через лупу; Рисование снежинок | |
Социально-коммуникатив-ное развитие | Инсценировка сказки « Снегурочка» | Рассматрив-ание следов на снегу; Лепка снеговиков, постройка снежной крепости | Фотовыс-тавка «Снеговики» | |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Зимние забавы»; Дыхательная гимнастика «Снежинки» | Подвижные игры «Снежинки»; «Меткие стрелки» | ||
март | «Я – человек» | |||
Познавательное развитие | ФЦКМ «Основные системы нашего организма» | Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу» | Дидактическая игра «Полезная еда», «Чудесный мешочек». | Просмотр презентации «Строе-ние организ-ма» |
Речевое развитие |
| Беседы «Зачем нужны уши, глаза, язык, т.д.», отгадывание загадок. | Рассматрива-ние иллюстраций в книгах. | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Дети делают зарядку» | Слушание музыки | Рассматрива-ние иллюстраций в книгах, лепка, рисование. | Выставка рисунков |
Социально-коммуникатив-ное развитие | Инсценировка сказки «Красная Шапочка» | С-р игры «Больница», «Семья». | Фотовыс-тавка «Моя семья» | |
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Мой организм»; Пальчиковая гимнастика «Моя семья» | Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок». | ||
март | «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» | |||
Познавательное развитие | ФЦКМ «Волшеб-ные свойства магнита» | Эксперименты:«Притягивание предметов к магниту», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы». | Дидактическаяигра «Рыбалка» | Просмотр презентации «Магнит» |
Речевое развитие |
| Беседа «Какие предметы притягиваются магнитом». | Дидактические игры: «Что лишнее», «Магнитная азбука» | |
Художественно-эстетическое развитие | Изготовление игры «Магнитная рыбалка» | Рисование «Компас», «Магнит на холодильник» | Выставка рисунков | |
Социально-коммуникатив-ное развитие |
| С-р игры «Моряки», «Путешествен-ники» | ||
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Мой организм»; Пальчиковая гимнастика «Моя семья» | Подвижные игры «Пяточка, носочек», «Угадай, чей голосок». |
Март | «Чудеса растений» | |||
Познавательное развитие | ФЦКМ «Уход за растения-ми» | Эксперименты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух». | Дидактическаяигра «Как растет цветок» | Просмотр презента-ции «Комнат-ные растения» |
Речевое развитие |
| Беседа «Как мы ухаживаем за растениями» | Дидактические игры: «Что нужно для роста растений», «Садовник» | |
Художественно-эстетическое развитие | Аппликация «Цветок для мамочки» | Слушание П. Чайковский «Вальс цветов», «Красные маки» | Рассматрива-ние иллюстраций; рисование растений. | Выставка рисунков |
Социально-коммуникатив-ное развитие | Организация огорода на окне.
| Дежурство в уголке природы. | ||
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Мир растений»; Пальчиковая гимнастика «Цветы» . | Подвижные игры «Елочки, пенечки» | ||
Апрель | «Земля – наш общий дом» | |||
Познавательное развитие | ФЦКМ «Земля – наш общий дом» | Эксперименты: «Вращение Земли вокруг Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». | Дидактическаяигра «Живое – неживое» | Просмотр презента-ции «Глина, песок»» |
Речевое развитие |
| Беседы «Почему происходит смена времен года», «Почему бывает день и ночь» | Дидактические игры: «Времена года», «Части суток»» | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Глобус» | Слушание песен «Земля в иллюминато-ре» | Рассматрива-ние иллюстраций, глобуса, карты полушарий. |
|
Социально-коммуникатив-ное развитие | С–р игры: «Космонавты», «Полет на Луну».
| Рассматрива-ние иллюстраций, с-р игры. | ||
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Планета»; Пальчиковая гимнастика «Планеты» . | Подвижные игры «Море волнуется», «День – ночь». | ||
март | «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» | |||
Познавательное развитие | ФЦКМ «Солнце-звезда» | Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. | Дидактическаяигра «Горячо – холодно» | Просмотр презента-ции «Значе-ние Солнца» |
Речевое развитие |
| Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?». | Дидактические игры: «Кому нужно солнце» | |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Солнеч-ный день» | Слушание песен «Светит солнышко для всех», «Солнышко-ведрышко» | Рассматрива-ние иллюстраций. |
|
Социально-коммуникатив-ное развитие | Инсценировка сказки «У солнышка в гостях».
| Рассматрива-ние иллюстраций, с-р игры. | ||
Физическое развитие | Утренняя гимнастика «Солнечные зайчики»; Пальчиковая гимнастика «Солнышко» | Подвижные игры «Солнышко и дождик»,«День – ночь». |
Работа с родителями
1. Анкетирование родителей.
2. Консультации:
- «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»,
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,
- «Научите ребенка любить живую природу»,
- «Значение экспериментальной деятельности для детей»,
- «Экспериментируем дома».
3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ(подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории).
4. Наглядная информация ( подборка иллюстраций, картин; сбор информации;
5. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов;
6. Обмен опытом.
Ожидаемые результаты.
- Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
- Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
- Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
- Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/08/picture-65520.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-219482-1369680469.jpg)
Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)
Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/24/picture-353029-1385282865.jpg)
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/16/picture-368698-1387207219.jpg)
Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"
Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-516558-1420653406.jpg)
Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-472004-1422254897.jpg)
Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».
В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-593104-1478949020.jpg)
Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...