"Птицы - наши друзья"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Лютикова Анастасия Сергеевна

 

Проект создания в группе мини-музея

«Птицы – наши друзья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_ptitsy.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», ул. Советская,43

 Кулундинского района Алтайского края

Проект создания в группе мини-музея

«Птицы – наши друзья»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Воспитатели:

Лютикова А.С.
Соколова Ю.А.

2020 г.

Вид проекта: познавательный

Участники: воспитатели, родители и дети средней группы.

Продолжительность проекта: январь 2021 – март 2021 (долгосрочный).

Актуальность. В ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелетных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к птицам, побуждая чувства ребенка. Очень важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе.

Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

-развивать интерес к изучению природы

-формировать бережное отношение к птицам

-расширять представления детей о зимующих, перелетных, экзотических птицах

-формировать элементарные экологические представления

-создать положительный эмоциональный фон

Планируемый результат: изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого ребенка. Дети научатся относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

Этапы реализации проекта:

1.подготовительный

2.основной

3.заключительный

Подготовительный этап:

1.Изучение познавательной литературы.

2.Чтение художественной литературы: В.Бианки «Чей нос лучше?», «Сова»; К.Чуковский «Цыпленок», Б.Житков «Храбрый утенок», Е.Чарушин «Болтливая сорока», Н.Сладков «Лесные сказки», В.Сутеев «Цыпленок и утенок», русские народные сказки «Гуси-лебеди», «Кочеток и курочка».

3.Наблюдение за птицами на прогулках.

4.Беседы «Зимующие и перелетные птицы», «Домашние птицы», «Удивительные птицы» (экзотические).

5.Продуктивная деятельность: рисование «Голубь», «Дымковская утка», «Что это за птица», «Филимоновский петушок»; лепка «Птичка» (по мотивам народных игрушек), «Птицы на кормушке», «Лебедь»;  аппликация «Снегирь на ветке рябины», «Синичка», «Птенцы в гнезде», «Сказочная птица».

6.Слушание аудиозаписей «Птичьи голоса».

7.Работа с родителями: сбор экспонатов для мини-музея, заучивание с детьми стихов о птицах.

8.Сделали карточки «Птицы Красной книги».

Основной этап – открытие мини-музея. Дети прочли стихи о птицах, загадывали загадки. Дети совестно с родителями подготовили сообщения о птицах нашего края. Из сообщений мы узнали, чем каждая птица питается, как себя ведет в то или иное время года, где и когда гнездится, о ее оперении и т.д. Из рассказов детей мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами. Следовательно, с наступлением зимы, когда  природа замирает, птицам нечем питаться, и они улетают в теплые края, в лучшие для них условия выживания. Остальные птицы ( ворона , воробей, синица, сорока и др.) остаются зимовать, т.к. переносят климат нашей местности.

Разделы мини-музея:

- «Чучела птиц». Экспонаты данной коллекции могут быть использованы в процессе образовательной деятельности, в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

- «Сами своими руками». Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации образовательной деятельности в образовательных областях «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в самостоятельной игровой деятельности детей.

- «Пугало птиц», «Птицы Красной книги».  Экспонаты используются для закрепления знаний о зимующих и перелетных птицах, исчезающих птицах.

- «Библиотека». Здесь собраны карточки, познавательная и художественная литература о птицах, которые могут быть использованы в образовательной деятельности.

- «Игротека». Игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке. Дети могут использовать их самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

В мини-музее оформлен альбом «Птицы глазами детей», в который вошли рисунки, аппликации, выполненные детьми старшей группы.

На открытии музея дети рассматривали экспонаты, слушали рассказы воспитателя, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Некоторые дети сами рассказывали о своей птице, принесенной из дома.

Заключительный этап.

Мини-музей послужил площадкой для проведения занятия «Тайны птичьего мира».

Совестно с детьми были сформулированы правила поведения в природе относительно птиц:

-Не шуметь в лесу, не пугать птиц!

Не разорять птичьи гнезда!

-Не уносить домой птенцов, выпавших из гнезда!

-Подкармливать птиц зимой!

-Делать скворечники!

Проделанная работа нашла положительный эмоциональный отклик в сердцах детей и их родителей.

Перспектива развития мини-музея:

-Проведение экскурсий для других групп детского сада.

-Разработка экологических знаков по правилам поведения в природе относительно птиц.

-Написание книжек-малышек или большой книги о птицах.

-Проведение досуга «Вечер стихов».

-На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

Литературные произведения о птицах

1.В.Бианки «Рассказы и сказки»

2.Л.Толстой «Воробей на часах»

                        «Лебеди»

3.А.Куприн «Скворцы»

                        «Песня скворца»

4.И.Соколов-Микитов «Жаворонок»

5.С.Аксаков «Лебедь»

6.Е.Чарушин «Яша»

                        «Воробей»

7.Б.Житков «Галка»

                      «Храбрый утенок»

8.Д.Мамин-Сибиряк «Приемыш»

9.М.Пришвин «Журка»

                           «Лесной доктор»

10.Г.Скребицкий «Смышленые птицы»

                                 «Сиротка»

                                  «Чир Чирыч»

11.Н.Сладков «Воробьишкина весна»

                           «Зимние долги»

                            «Курорт « Сосулька»

12.Н.Романова «Котька и птичка»

13.Т.Домаренок «Кукушечка»

                                 «Два гнезда»

                                  «Кто разукрасил синичку»

14.Русские народные сказки

      «Ворона и рак»

       «Лиса и тетерев»

       «Журавль и цапля»

       «Мышка и воробей»  

Сценарий презентации мини-музея

                                                                                                                                                                   -   Прекрасен и многолик мир птиц. Маленькие и большие, с великолепным оперением и самые обыкновенные, домашние и лесные, черные и белые, певчие и стучащие – всякие, ценимы людьми.

Птицы сопровождают нас повсюду. Птицы – это наши друзья. Многие из них — санитары лесов, полей, парков. Люди любят и ценят птиц. Поэтому

1 апреля отмечается «Международный День Птиц» — всемирный экологический праздник.

 Мы тоже любим птиц и создали в группе мини-музей «Птицы - наши друзья».

 В нашем мини-музее есть разные экспонаты. Это:

-чучела птиц

-поделки птиц, сделанные своими руками

-фотографии птиц

-познавательная и художественная литература о птицах.

В экспозиции представлено «Пугало птиц», где находятся изображения птиц, объединенные по определенному признаку.

  -Ребята, посмотрите сюда и назовите птиц, которых здесь видите (дети называют).

-Как можно назвать всех этих птиц?(зимующие)

-А почему их так называют?(приспособлены жить в нашей местности и не улетают осенью в теплые края)

-А как называют птиц, которые улетают на юг? (перелетные)

-А почему птицы улетают на юг? (им нечего есть, т.к. природа замирает, и нет ягод, насекомых, а также они не могут переносить холод)

 -А вот эта экспозиция о птицах, занесенных в Красную книгу.

-Ребята, а что такое Красная книга? (здесь записаны животные и растения, которых осталось очень мало и которые нужно особенно беречь)

-А вы знаете, какие птицы занесены в Красную книгу? (дети называют и показывают)

 -У нас также есть альбом «Птицы глазами детей», куда вошли рисунки и аппликации детей нашей группы.

-А теперь, ребята, давайте расскажем нашим гостям, что мы знаем о птицах, т.е. будем экскурсоводами.

Загадываю загадки, дети отгадывают, а потом один ребенок показывает эту птицу и рассказывает  о ней.

Хищный нрав у этой птицы,

С ней вам лучше не водиться.

Клюв раскрыл в порыве страсти

Кровожадный хищник… (ястреб)

ЯСТРЕБ

Ястреб – одна из самых быстрых и сильных хищных птиц. У него острое зрение и отличный слух. У ястреба широкие крылья, они помогают птицам долгие часы парить в воздухе, высматривая добычу. Разные виды ястребов живут как в лесах, так и в степях. Свои гнезда устраивают в земле. Как только самка откладывает первое яйцо, она начинает его насиживать. Из-за этого птенцы вылупляются из яиц по очереди, и часто в одном гнезде живут малыши разного возраста.

Ястребы охотятся на перепелок, голубей и тетеревов. Могут они нападать и на домашних кур, если оставить их без присмотра. Нередко добычей ястреба становятся зайцы и кролики.

Роль хищных птиц в природе очень важна. Они охотятся не ради удовольствия, а чтобы прокормить себя и свою семью. При этом их добычей, как правило, становятся слабые или больные животные.

Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло. (сова)

Сова        

          Сова - ночная хищная птица. Её организм хорошо приспособлен для ночной охоты на мелких птиц и грызунов. Превосходное зрение, отличный слух, бесшумный полёт, исключительная подвижность головы, острые когти, сильные лапы - это качества хорошего охотника. Глаза у птицы большие и круглые, но днём сова видит плохо, и поэтому до заката солнца прячется в дуплах деревьев и старых строениях. Совы живут поодиночке. Гнезд не строят. Одним из видов совы является сыч.

Он в черной одежде,

Но все-таки врач.

Спасает поля от вредителей…(грач)

Грач

Грач– стройная черная птица.

Он внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от вороны, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в стаях.

Грач летает на большие расстояния, но много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях за городом или в городских садах.

Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря,. Для перелётов весной и осенью грачи собираются в огромные стаи.

В апреле  мама-самка откладывает яйца. Через  месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях насекомых. Мы рады этому, т.к. это насекомые-вредители.

Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, может поймать даже молодого зайчонка.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая (сорока)

Сорока

У сороки есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные ". Всем известна, её привычка красть и прятать блестящие предметы. Сорока селится на открытом месте, где много деревьев и кустов. Её гнездо большое, сверху прикрытое колючей крышей. Оно построено из сухих ветвей, покрытых слоем глины и грязи. Самка насиживает яйца, а самец помогает ей кормить птенцов. Сороки держатся парами и не удаляются далеко от гнезда. К зиме большинство сорок разлетаются по деревням и ищут себе еду. Сорока ест насекомых, гусениц, разоряет гнёзда других птиц. Кроме того, она охотно употребляет в пищу различные ягоды, фрукты, зерна.

Сорока очень смышленая птица и хорошо привыкает к неволе. Выращенная из птенца сорока становится совершенно ручной. Она может научиться подражать голосам многих животных, скрипу двери, другим звукам, а также голосу человека.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.  (аист)

АИСТ

С древних времен люди считали белых аистов символом удачи. Если аисты свили гнездо на крыше дома – это непременно должно принести счастье его хозяину.

Люди сочинили про аистов множество легенд. По одной из них, аисты приносят родителям новорожденных детей. Аисты селятся рядом с человеком. Аист-самец выбирает себе подругу, с которой живет всю жизнь. Пара аистов вьет большое гнездо из веток, которое устраивает на деревьях , скалах, на домах.

Гнездо служит для аистов уютным домом много лет. Каждый год, возвращаясь весной из теплых стран, аисты ремонтируют гнездо, вплетают в него новые ветки.

В середине весны самка откладывает от 3 до 8 яиц. Насиживают их оба родителя. Питаются аисты лягушками и ящерицами, червями, насекомыми и их личинками.

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (снегирь)

СНЕГИРЬ

Снегирь получил своё название потому, что он с первым снегом прилетает к нам с севера. У самца грудка красная, а у самки - буровато-серая. Селятся снегири в лесах и держатся небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а с  приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. Если кто-нибудь из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь.

В апреле снегири строят гнезда на ветвях деревьев невысоко над землей. Самка свивает его из веточек, затем выстилает слоем тонких корешков и шерсти. Птенцов родители выкармливают поочередно семенами и насекомыми. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают. Лучшие грозди рябины снегирь, даже если он голоден, все равно уступит самке.

Гордая птица,
Воды не боится,
Очень пригожа,
На двойку похожа,
Как зовут, ответь!
Это белый ... (ЛЕБЕДЬ)

Лебедь

          Лебедь  считается самой крупной и красивой водоплавающей птицей. Окраска оперения белая, но есть и чёрные лебеди. Шея у этой птицы длинная и гибкая. Гнездится она в зарослях стоячих водоёмов. Стаи лебеди не образуют, а держатся парами, кормятся водными растениями, сочной травой прибрежных лугов и рыбой. Лебеди - перелётные птицы, на зиму улетают в тёплые страны. 

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (Воробей) 

ВОРОБЕЙ

Воробьи – давние соседи человека. Они строят свои гнезда рядом с домами людей, а иногда и прямо на них – под крышей, в щелях стен или за карнизами окон и дверей. Воробьи едят любую пищу, помогают огородникам, уничтожая вредных насекомых. Но при случае могут навредить и посевам, выклевывая зернышки. «Вора бей!» – кричали в старину крестьяне, завидев на своих полях стайку маленьких птичек. Отсюда и пошло название воробья.

Воробьи бывают городские и полевые. Городские воробьи – небольшие серенькие птички, а полевые окрашены ярче – у них коричневая шапочка на голове и две светлые полоски на крыльях.

Воробьи общаются друг с другом громким чириканьем, сообщая о местах кормежки или о том, что к стае подкрадывается хищник. Вместе проще находить пищу и избегать опасности. Порой стайка воробьев давала отпор даже грозному ястребу!

За теплое время года воробьиха успевает 2–3 раза отложить яйца и вывести потомство. Ученые подсчитали, что при такой плодовитости воробьи должны были бы уже вытеснить с нашей планеты всех остальных птиц. Но этого не происходит, потому что не все птенцы выживают, погибая от хищных зверей и птиц.

-Молодцы, ребята! Вы настоящие знатоки птиц!

А теперь давайте послушаем стихи о пернатых друзьях.(дети читают стихи)

-Молодцы!

А знаете ли вы о правилах поведения в природе относительно птиц?(да)

-Давайте их назовем:

1.Не шуметь в лесу, не пугать птиц!

2.не разорять птичьи гнезда!

3.Не уносить домой птенцов, выпавших из гнезда!

4.Подкармливать птиц зимой!

5.Делать скворечники!

А какое значение играют птицы в жизни человека? (истребляют насекомых и оберегают от них поля, сады и огороды, хищные птицы уничтожают мелких грызунов-вредителей полей и распространителей разных болезней, из пуха и перьев делают одежду, одеяла и подушки, домашние птицы дают яйца и мясо, перьями птиц в старину писали как теперь пишут ручкой, птицы приносят радость своей красотой и пением, питаясь семенами переносят их с места на место, что способствует распространению растений, помет птиц служит удобрением и позволяет получать большой урожай овощей и фруктов).

 

-Умнички! Вы уже много знаете о птицах и можете поделиться своими знаниями с другими. Цените и берегите птиц, заботьтесь о птицах в трудные для них времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект проведения непосредственно – образовательной деятельности в рамках тематической недели «Птицы наши друзья» Тема дня: «Зимующие птицы» Тема НОД: «Совушка - сова» Возраст: младший дошкольный Направление развития: «Художественно – эстетическо

План конспектпроведения непосредственно – образовательной   деятельностив рамках тематической недели «Птицы наши друзья»Тема дня: «Зимующие птицы»Тема НОД: «Совушка - сова»Возраст: младший д...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!"

Сценарий празднования дня птиц в средней группе детского сада " Птицы - наши соседи! Птицы - наши друзья! Вместе нам жить на планете Земля!" Сценарий может быть полезен педагогам ДОУ....

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ ТЕМА: ПТИЦЫ НАШЕГО ДВОРА.

Тема:«Птицы нашего двора»Цель: Закрепить знания детей о птицах нашего города, отмечая их отличительные особенности.Задачи:Образовательные: Активизировать в речи знакомые слова (клюв, корму...