"Народное творчество"
проект по окружающему миру

Калинина Оксана Анатольевна

Познавательно-творческий проект с детьми разновозрастной группы (2 - 5 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dproekt_narodnaya_kultura.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение детский сад «Малютка» МБОУ Алтайская средняя общеобразовательная школа №5

Познавательно-творческий проект

«Народное творчество»

с детьми разновозрастной группы (2 – 5 лет)

Сроки проекта: с 09.03.2021 по 26.03.2021

Воспитатель: Калинина О.А.

с. Сараса, 2021


Актуальность

Духовно-нравственное воспитание – одна из главных задач, решаемых в детском саду. Дошкольный возраст -  важный этап становления личности человека, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Поэтому именно с дошкольного возраста необходимо закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности, уважение к культуре и обычаям предков, народным традициям. Использование в работе с дошкольниками культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Формирование у дошкольников представлений об истории русской народной культуры помогает воспитать чувства патриотизма, любви к своей Родине, чувства гордости за свою нацию, за прошлое своего народа, уважения к своей семье.

Цель проекта: формирование духовно-нравственных и патриотических чувств детей через знакомство с русскими народными традициями, с прикладным творчеством, с устным народным творчеством.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с разными видами народного творчества.
  • Знакомить с народными игрушками: дымковской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими.
  • Продолжать знакомить с  разными формами устного народного творчества.
  • Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства.
  • Развивать художественно — творческие способности детей.    
  • Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Методы и формы работы:

- рассматривание иллюстраций, альбомов о прикладном народном творчестве;

-рассматривание иллюстраций к произведениям устного народного творчества;

- вопросы, разъяснения, беседы,

- заучивание потешек, закличек;

- использование пословиц, загадок, поговорок;

- чтение русских народных сказок;

- проведение русских народных игр;

- использование игрушек и изделий народных промыслов в самостоятельной и организованной деятельности;

- драматизация сказок.

Ожидаемые результаты:

- развитие интереса к истории и традициям русского народа;

- знакомство с устным народным творчеством (сказки, загадки, пословицы, потешки и др.);

- знакомство с народными игрушками;

- освоение техники рисования элементов узоров дымковской, богородской росписи.

Этапы проекта:

I этап – подготовительный:

  • Подбор и анализ литературы по теме проекта.
  • Подбор иллюстративного материала, материала для игровой деятельности по теме проекта.
  • Ориентировать детей и родителей на совместную деятельность по реализации проекта.
  • Подбор различных средств и материалов для продуктивной и творческой деятельности.
  • Составление плана мероприятий по реализации проекта.
  • Оформление развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с темой проекта.

II этап – практический

План мероприятий по реализации проекта

в разновозрастной группе  (2 – 5 лет)

№ п/п

Дата проведения

Тема мероприятия

Цель

09.03.21

Беседа «Масленица пришла»

Познакомить с русским народным праздником «Масленица», традициями его празднования

Разучивание заклички на Масленицу

Познакомить с закличкой, помочь ее запомнить

10.03.21

Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой

п/и «Кошки-мышки», «Горелки»

Познакомить с народной подвижной игрой, развивать двигательную акьтивность

Беседа «Почему Масленица называется Масленицей»

Продолжать знакомить с русским народным праздником «Масленица», традициями его празднования

11.03.21

Чтение закличек на праздник «Масленица»

Познакомить с закличками

Рисование «Солнышко, нарядись и в блиночек превратись!»

Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

12.03.21

Праздник «Сударыня-барыня Масленница!»

Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям

Чтение сказки «Жихарка»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой

15.03.21

Рассматривание альбома «Дымковская роспись»

Продолжать знакомить с историей народного творчества, с дымковской росписью, элементами ее узоров

Чтение сказки «Лиса-лапотница»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой

Рисование «Дымковская уточка»

Учить выполнять элементы дымковской росписи

16.03.21

п/и «Жмурки», «У медведя во бору..»

Познакомить с народной подвижной игрой, развивать двигательную активность

Беседа «Красавица матрешка»

Познакомить с народной игрушкой - матрешкой

Драматизация сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Прививать интерес к драматизации знакомой сказки, развивать память, мышление, речь, воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки

17.03.21

Чтение потешки «Солнышко-ведрышко…»

Продолжать знакомить с  разными формами устного народного творчества (потешка).

Рисование «Укрась платье матрешки»

Формировать навыки изобразительной деятельности, учить выполнять узоры

18.03.21

НОД Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой «У страха глаза велики» (обраб.М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки

д/и «Найди похожий узор»

Развивать внимание, усидчивость, память

Беседа «Веселая Неваляшка»

Познакомить с народной игрушкой -неваляшкой

19.03.21

НОД Лепка «Маленькая Маша» (По мотивам потешки)

Учить детей лепить маленькую куколку: шубка – толстый столбик, головка – шар, руки – палочки. Закреплять умение раскатывать глину прямыми движениями (столбик – шубка, палочки – рукава) и кругообразными движениями (головка). Учить составлять изображение из частей. Вызывать чувство радости от получившегося изображения.

Чтение потешки «Кот на печку пошел…»

Продолжать знакомить с  разными формами устного народного творчества (потешка).

Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке».

 

Закрепить полученные ранее знание детей о народной игрушке - матрёшке.

22.03.21

Чтение потешки «Идет лисичка по мосту…»

Продолжать знакомить с  разными формами устного народного творчества (потешка).

Беседа «Русские народные игрушки»

Расширять и уточнять знания детей о русской народной игрушке

п/и «Гуси», «Салки»

Познакомить с народной подвижной игрой, развивать двигательную активность

23.03.21

Аппликация «Украсим платочек»

Формировать навыки изобразительной деятельности

Чтение сказки «Бычок — черный бочок, белые копытца»

Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой

24.03.21

Конструирование «Терем -теремочек»

Продолжать формировать умения создавать постройку, использовать ее в обыгрывании

Знакомство со считалкой «Катилось яблоко..»

Познакомить с еще одной формой устного народного творчества (считалка), разучить ее.

25.03.21

НОД Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зернышко».

д/и «Раз матрешка, два матрешка..»

Закреплять счет в пределах 5

26.03.21

п/и «Прятки»

Познакомить с народной подвижной игрой, развивать двигательную активность

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

Прививать интерес к драматизации знакомой сказки, развивать память, мышление, речь, воспитывать чувство товарищества, взаимоподдержки

Работа с родителями

  1. Консультации «Фольклор в развитии ребёнка»
  2. Совместное с детьми творчество «Мой любимый сказочный герой»
  3. Создание альбома «Народное творчество»

III этап – заключительный:

  • Праздник «Масленица»
  • Выставка творческих работ детей
  • Выставка совместных творческих работ детей и родителей

Приложения

Заклички, потешки

Заклички на встречу Масленицы для детей

***

Вот приехала Масленица,

Сударыня-боярыня Масленица!

С сыром, маслом и блином,

Да с румяным пирогом!

***

Широкая Масленица,

Мы тобой не нахвалимся!

Приезжай к нам в гости

На широкий двор,

С детьми поиграть,

На горках покататься!

***

Эй, веселей, собирайся, народ!

Нынче Масленица в гости идет!

К нам скорее вы спешите

И друзей своих зовите!

Потешки

***

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

***

Шла лисичка по мосту,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Выкупала Ваньку,

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

***

Солнышко-ведрышко,

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зеленую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

Считалка

Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада,

Мимо града,

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Подвижные народные игры

КОШКИ-МЫШКИ

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.

Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи.

Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота».

Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

ЖМУРКИ

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих.

Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды.

Они подходят к медвежьей берлоге со словами:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

ГУСИ

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин.

Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий.

«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:

– Гуси, гуси!

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да-да-да!

– Так летите!

– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!

После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

САЛКИ

Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.

Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.

Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.

Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.

Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован».

«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

ПРЯТКИ

Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся.

Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома». Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон».

Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся. Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево. Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры. Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков.

В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, – первым).

Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут считаться обнаруженными.

ГОРЕЛКИ

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическая часть педагогического проекта "Развитие творчества детей в процессе создания иллюстраций к произведениям русского народного творчества" в дальнейшем именуемый "Книжкин-художник".

Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает   эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей. ...

"Роль устного народного творчества в речевом развитии детей дошкольного творчества".

Актуальность проекта·        Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество. Возможность испо...

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины.

Знакомство детей с русским народным творчеством, в контексте приобщения дошкольников к музыкальному творчеству Белгородчины....

Устное народное творчество. Влияние устного народного творчества на нравственное воспитание дошкольников

Описание проекта Вид проекта: познавательно-игровой Тип проекта: информационно-творческий Продолжительность: краткосрочный (срок реализации проекта 14 дней) Участники проекта: группа детей среднего до...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...