Семинар-практикум «Путешествие в экологию»
консультация по окружающему миру
Семинар-практикум «Путешествие в экологию»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_puteshestvie_v_ekologiyu.doc | 62 КБ |
puteshestvie_v_ekologiyu_wecompress.com_.pdf | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Путешествие в экологию»
Семинар-практикум «Путешествие в экологию»
Воспитатель: Котова О.Д.
МАДОУ д\с «Успех» с. Кабанск
Цель: дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей.
Задачи:
1. развивать у педагогов стремление осуществлять экологическое воспитание детей;
2. формировать профессиональные знания и умения по методике экологического образования;
3. развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов.
Ход семинара слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему: «Путешествие в экологию». Цель и задачи семинара представлены на слайде. (Слайд 2)
Как приятно, что мы имеем возможность общения друг с другом, общение и наслаждение природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев, голоса любимых…
Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии. Мы подготовили материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии, об экологическом образовании наших детей и повысить компетентность в вопросах экологического воспитания.
1. Семинар предлагаем начать с дискуссии.
- Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии? (ответы коллег) слайд3
Теперь обратите внимание на слайд, где представлены определения ученых, которые более четко дают понятие экологии. (слайд 4)
Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
А что такое экологическое воспитание? (слайд 5)
Это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций и нравственно этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение окружающей среды.
Главная цель экологического воспитания – формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.
В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.
(слайд 6):
Перед образовательными учреждениями также поставлена цель – формировать человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Любовь к природе должна прививаться с раннего детства, когда дети начинают знакомиться с травкой, цветами, насекомыми, птицами, животными, с различными явлениями природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе (слайд 7)
Актуальность экологического воспитания дошкольников обусловлена тем, что взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который должен быть использован в процессе экологического образования, что позволяет ему стать фактором общего формирования и развития личности.
Уже с раннего детства необходимо объяснять детям, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Осознанное правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.
Экологическое воспитание мы должны реализовывать в образовательной области «Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. (задачи ФГОС ДОУ)
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах экологического воспитания, то среди них будут: (слайд 8):
- введение ребенка в мир природы,
- формирование у детей элементарной системы знаний о природе,
- развитие познавательного интереса к миру природы;
- формирование у детей трудовых навыков и умений,
- формирование у детей способности видеть красоту родной природы, бережного и заботливого отношения к ней.
Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине.
Все эти задачи тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. Давайте рассмотрим основные линии экологического образования дошкольников, т. е. одну из структур экологического образования «Наш дом природа», которая представлена на слайде 9.
Первый уровень - ребенок вводится в мир природы с позиции целостного восприятия окружающего мира. В этом уровне изучаются отличия объектов природы от искусственных, объектов живой природы от неживой.
Второй уровень предполагает более подробное ознакомление с отдельными компонентами природы: сначала неживой (блоки «Вода», «Воздух», «Камни, песок, глина», затем - с компонентом, включающий живую и неживую природу («Почва», и, наконец, - с компонентами живой природы (блоки «Растения», «Животные»).
Третий уровень возвращает ребенка к целостному восприятию природы, но на более высоком уровне: на основе полученной информации осмысливаются наиболее доступные для понимания ребенком взаимосвязи между компонентами живой и неживой природы на примере леса (блок занятий «Лес»).
Четвертый уровень (обобщающий): блок занятий «Человек и природа», в котором на конкретных примерах рассматриваются некоторые проблемы взаимоотношений людей с природой (в первую очередь, самого ребенка) и возможные пути их решения.
Обсуждая вопрос об экологическом воспитании дошкольником, должны понимать, что среда в учреждении должна создавать условия для: (слайд 10)
познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
эколого-эстетического развития ребенка (привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
формирования экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе и в быту);
экологизация различных видов деятельности ребенка (условия для самостоятельных игр с природным материалом, использование природного материала на занятиях по изодеятельности и т. п.).
С введением ФГОС определили требования к развивающей предметно – пространственной среде, вы с ними знакомы.
Назовите составляющие развивающей среды, используемые для экологического воспитания дошкольников в вашем детском саду – ответы коллег (слайд 11):
Можно выделить два направления:
а) создание новых элементов среды;
б) экологизация существующих.
В первом направлении: экологические центры, экологические комнаты (классы, лаборатории для проведения исследовательской работы, зимние сады, экспериментальные и живые уголки в группах, особое оформление интерьера коридоров, экологические тропинки.
Второе направление - уголок природы, модели и схемы, наглядный материал, календарь природы, картотеки, паспорта растений, мини огороды в группе и др.
Говоря об элементах развивающей предметно – пространственной среды, мы назвали один из таких элементов - экологическая тропа. Мы бы хотели немного затронуть этот вопрос. В нашем детском саду функционирует экологическая тропа.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основной критерий выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекаемых внимание детей объектов, их доступность для дошкольников.
Как вы считаете, что относится к объектам экологической тропы (слайд 13):
Цветники
Скворечники
Кормушки для птиц
Детский огород
Уголок лекарственных растений
Уголок леса
Центр воды и песка
В качестве объектов экологической тропы в нашем детском саду выбраны - естественные и искусственно созданные объекты педагогами и родителями. Создавая экологическую тропу на территории детского сада, мы- воспитатели постарались максимально использовать деревья, кустарники, макеты грибов, муравейника, пчелиного улья, скворечники. Так же были изготовлены макеты для экспериментальной деятельности.
Дети бережно относятся к ней, считают своей, проявляют больший интерес.
Для повышения интереса детей педагог совместно с ними можно выбрать «хозяина тропинки», еще интереснее если в каждой группе будет свой хозяин или хозяйка: Боровичок, Лесовичок, Волшебница Флора, Земляничка, Божья коровка и др. Можно разделить на станции: «Теневой навес» (беседка, «Белая (русская) березка», «Зеленая аптечка», «Госпожа Ель», «Цветочная поляна», «Пернатый мир», «Муравьиный дом», «Мусоринка» и др.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада представлены на слайде 14.
– Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
– Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
– Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
– Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
– Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
– Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
– Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Для того, чтобы добиться определенных результатов в экологическом воспитании, необходимо использовать разные методы и формы работы.
-Какие методы вы знаете?
-наглядные методы экологического воспитания детей (наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов) (слайд 15, 16);
-Практические методы экологического воспитания дошкольников (игра; элементарные опыты; моделирование);
-Словесные методы экологического воспитания дошкольников (рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы);
- Основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников (наблюдение);
-Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию - занятия; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).
Так как ведущей деятельностью является игра, то экологическое воспитание не является исключением и также реализуется через игру.
4. Предлагаю вам несколько игр.
Придумать разминку пантомима(выбрать и шляпы)
А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко» (слайд18)
- Наука о животных. (Зоология)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)
- Пингвин птица или животное? (Птица)
- Наука о растениях. (Ботаника)
- Какую траву любят кошки? (Валериана)
- Самая высока трава? (Бамбук)
- Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)
- Трава от 99 болезней. (Зверобой)
- Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)
- Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)
- Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Блиц –конкурс «Предсказание погоды»(слайд 19)
Ласточки летают низко к земле – к дождю
Паук усиленно плетет паутину- к сухой погоде
Когда цветет черемуха- к заморозкам
Кошка свернулась клубочком – к похолоданию
Осенью птицы летят высоко- к теплой зиме
Комары роем летают – к теплой погоде
Воробьи купаются в пыли – к дождю
Цветки одуванчика днем закрываются – к дождю
Семинар подходит к концу и хотелось бы услышать ответ на вопрос: «Почему, на ваш взгляд, нужно заниматься экологическим воспитанием с дошкольного возраста?» (Потому что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нём.)
Вопросы, затронутые на семинаре – практикуме, не оставили возможно никого из вас равнодушными, способствовали повышению вашей компетентности в вопросах экологии. Надеемся, что он был для вас полезным и интересным. Вы освежили в памяти все об экологическом воспитании. Желаем вам успехов в работе.
Спасибо за внимание! Слайд 22
Список использованной литературы
Нормативные документы:
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изм.)[Электронный ресурс] // Режим доступа: www.consultant.ru (Дата обращения: 10.03.2017).
Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru (Дата обращения: 10.03.2017).
Литература:
1. ВолосниковаТ. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20
2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г. А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
3. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. –М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 176с.
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду — М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
6. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: М 94 «Детство – пресс», 2004 -240 с.
7. Светлана Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010
8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов по экологии "Экология и мы!"
На неделе экологической культуры у нас в Центре был проведен семинар для педагогов «Экология и мы!». Целью проведения семинара было повышение профессионального мастерства педагогов. Формой прове...
Семинар - практикум "Путешествие в экологию"
Дать практическую направленность экологическим знаниям воспитателей....
Семинар – практикум «Путешествие в экологию»
Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагоговЗадачи:Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явле...
Сценарий для Семинара-Практикума " Космическое путешествие на планету Радости"
Сценарий может подойти для обобщнение и показа любого материала. И любой материал можно сюда подтянуть по смыслу.Попробуйте))...
Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию»
Показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей....
Семинар-практикум Метод моделирования в эколог. воспитании как средство развития речи дош-ов
Семинар-практикум Метод моделирования в эколог. воспитании как средство развития речи дош-ов...