Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию»
материал

Ярес Елена Викторовна

Показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_rod.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию»

Семинар подготовила:

воспитатель МБДОУ

детский сад №79 «Голосистое горлышко»

Ярес Елена Викторовна

Цель: - показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей.

Задачи:

- выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей;

- повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом;

- повысить уровень родительской компетентности в вопросе проведения нравственно-экологических бесед с детьми;

- укреплять сотрудничество между родителями и педагогами;

укреплять детско-родительские отношения.

Ход семинара - практикума

Воспитатель: - Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы проведем с вами семинар-практикум на тему «Путешествие в экологию».

- Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев.

- Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии. Я подготовила материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии.

- Для начала, предлагаю придумать название своей команде. (Команды придумывают название).

- Семинар предлагаю начать с дискуссии.

- Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии? (ответы родителей)

- Теперь обратите внимание на слайд, где представлены определения ученых, которые более четко дают понятие экологии.

- Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

- Экология - наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

- В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания - важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

Задание 1

Воспитатель: - Как вы понимаете эти высказывания, приведите примеры

1 команда. ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ.

- Запускаем ракеты в космос, образуются озоновые дыры, нарушается баланс в воздушном пространстве, все влечет какие либо изменения, соответственно меняется экология. Простой пример: несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется, что - то другое, не свойственное данным местам, уходят какие - то грызуны, которые тут раньше всегда были и так далее.

2 команда. ВСЕ КУДА-НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ.

- Отходы одних живых организмов, останки организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.

1 команда. ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ.

(ничто не дается даром)

- Чтобы чего-нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

2 команда. ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

- Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам. Более подробно с законами можно ознакомиться в книге Барри Коммонера «Замыкающийся круг».

- Исходя из этих законов, можем с уверенностью сказать: если пыль существует, значит это для чего-нибудь нужно. Это нужно хотя бы для того, чтобы приучать к труду маленьких детей: ведь несложно взять тряпочку и вытереть пыль с поверхности предметов. Воспитательный плюс в пользу пыли: она помогает в воспитании и развитии трудолюбия.

Задание 2

Воспитатель: - А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко».

1. Наука о животных. (Зоология)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

1. Пингвин птица или животное? (Птица)

2. Наука о растениях. (Ботаника)

1. Какую траву любят кошки? (Валериана)

2. Самая высока трава? (Бамбук)

1. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

2. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

1. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

2. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

1. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

2. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Задание 3

Блиц-конкурс «Предсказание погоды»

1) Ласточки летают низко к земле - (к дождю);

2) Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде);

1) Когда цветет черемуха - (к заморозкам);

2) Кошка свернулась клубочком - (к похолоданию);

1) Осенью птицы летят высоко - (к теплой зиме);

2) Комары роем летают - (к теплой погоде);

1) Воробьи купаются в пыли - (к дождю);

2) Цветки одуванчика днем закрываются - (к дождю);

1) Собаки кувыркаются - (к пурге);

2) Закат ярко – алого цвета - (к морозу).

Задание 4

Экологические задачи

Команда 1

Петя с мамой отправились в лес за грибами.

- Смотри, смотри, мама - птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома.

- Нет, этого делать нельзя – сказала мама.

Вопрос: почему она так ответила?

(Мама не разрешила потому, что знала это был птенец, который учился летать. В неволе он погибнет).

Команда 2

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая, ярко - голубая бабочка.

- Давай поймаем ее, - попросил Витя.

- Нельзя ловить бабочек, - сказал Коля.

- От них все равно никакой пользы нет – ответил Витя.

Вопрос: Кто из мальчиков был прав?

(Ловить и уничтожать бабочек нельзя, это не только красивое, но и полезное насекомое, бабочка питается мелкими мошками, убивая ненужных по нашему мнению, мы нарушаем экологическое равновесие).

Задание 5

1) Сок, какого дерева сладкий (береза, клен);

2) У каких деревьев осенью листья красные (рябина, клен);

1) Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы-белые и шампиньоны);

2) Какое травянистое растение зацветает первым? (мать-и-мачеха);

1) Из какого дерева делают спички (осина);

2) Какое дерево считают самым долговечным в России? (дуб).

Задание 6.

Воспитатель: - Сейчас, уважаемые родители, мы с вами отдохнем и проведем несколько пальчиковых гимнастик.

1. «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листья дуба мы соберем (загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет наберем (шагают по столу)

2. «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянутся)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утором лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется (покружится)

Задание 7

Игра «Правила поведения в природе «Да – нет!»

1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? – (Нет);

2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? – (Нет);

1. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – (Да);

2. Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – (Да);

1. Если разведу костёр, а тушить не буду? – (Нет);

2. Если сильно насорю и убрать забуду? – (Нет);

1. Если мусор уберу, банку закопаю? – (Да);

2. Я люблю свою природу, я ей помогаю! – (Да).

Задание 8

Воспитатель: - А теперь уважаемые родители, я предлагаю вам поиграть в игру-пантомиму и продемонстрировать то, что указано в выбранной вами бумажечке.

- Родители по очереди демонстрируют животных, насекомых, птиц противоположной команде, а те должны угадать, что же они показывают.

Задание 9

Воспитатель: -  Сейчас, уважаемые команды, я предлагаю собрать вам экологические пословицы. Чья команда будет быстрее, та и получает 1 балл.

Задание 10

Следующий конкурс называется «Угадай по звуку»

1) Звук шторма;

2) Звук дождя;

1) Стук дятла;

2) Пение соловья;

1) Кваканье лягушки на болоте;

2) Звук жужжания пчел;

1) Пение кукушки;

2) Вой волка;

1) Скрип снега;

2) Журчание ручейка;

1) Шум листвы;

2) Звук метели.

Задание 11 Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Релаксация «Порхание бабочки»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, психического и физического утомления.

Воспитатель: (Звучит тихая спокойная музыка).

- Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.

- Теперь пусть каждый из Вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как Ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

- А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на ароматную серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях. (Родители поочередно рассказывают о своих ощущениях).

Воспитатель: - Уважаемые родители, вот и подошел к завершению наш познавательный экологический семинар-практикум. Я надеюсь, что вам все понравилось, и вы узнали для себя что-то новое, чему можно научить вашего ребенка. И помните, что природа и ее развитие в наших с вами руках!

- Спасибо большое всем за внимание и до новых встреч!

- На выходе, лежат два мешочка и две разных по цвету фишки. Если вам понравилось мероприятие, то голосуйте зеленой фишкой, а если считаете, что зря потратили свое время, то проголосуйте красной фишкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию»

Семинар-практикум для родителей«Путешествие в экологию»...