Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию»
методическая разработка по окружающему миру

Сивцева Лариса Алексеевна

Семинар-практикум для родителей

«Путешествие в экологию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

«Путешествие в экологию»

Воспитатель: Сивцева Л.А.

Семинар — практикум «Путешествие в экологию» (Слайд 1)

Цель: (Слайд 2)

показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей,

повышение роли семьи в становлении осознанно - правильного отношения к природе.

Задачи:        

Выявить уровень экологической культуры в семье путем анкетирования родителей.

Повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Повысить уровень родительской компетентности в вопросе проведения нравственно - экологических бесед с детьми.

Укреплять сотрудничество между родителями и педагогами.

Укреплять детско-родительские отношения.

Ход семинара - практикума

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы проведем с вами семинар-практикум на тему: «Путешествие в экологию».

Как приятно, что мы имеем возможность познать истинную сласть от общения друг с другом, от общения и наслаждения природой! Значит мы не одни в этом мире! Вокруг нас столько прекрасного: пение птиц, звон капели, шум ветра, шелест листьев, голоса любимых…

Вы уже догадались, что говорить мы будем о природе, об экологии. Я подготовила материал и задания, которые помогут выявить знания об экологии.

Для начала, предлагаю придумать название своей команде. (Команды придумывают название).

Семинар предлагаю начать с дискуссии.

- Как говорят, в дискуссии познается истина, давайте вместе подумаем, что мы знаем об экологии? (ответы родителей) (Слайд3)

    Теперь обратите внимание на слайд, где представлены определения ученых, которые более четко дают понятие экологии. (Слайд 4)

Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

    Экология – наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.

В современном обществе из-за ухудшения окружающей среды возникла необходимость в повышении грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии. Перед обществом возникла задача о сохранении природной среды, естественной для его обитания и выживания. Усиление экологического воспитания – важный залог появления настоящего гражданина в будущем. Воспитать настоящего человека без любви к природе, любви действенной, подкрепляемой полезными делами, без заботы об охране природы просто невозможно.

Этот год объявлен годом экологии. Президент РФ подписал Указ и четко наметил конкретные цели тематического года (Слайд 5):

- привлечь внимание граждан к проблемам экологии,

- обезопасить существующие экосистемы,

- сохранить многообразие биологических видов.

Американский эколог Барри Коммонер сформулировал основные законы экологии так: (Слайд 6)

- ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

- ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

- ВСЕ ЧТО-НИБУДЬ ДА СТОИТ;

- ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

Задание 1.

- Как вы понимаете эти высказывания, приведите примеры

1 команда. ВСЕ СВЯЗАНО СО ВСЕМ;

Запускаем ракеты в космос, образуются озоновые дыры, нарушается баланс в воздушном пространстве, все влечет какие либо изменения, соответственно меняется экология. Простой пример: несколько раз сожгли поле, на нем со временем перестают расти те растения, которые всегда там росли, появляется, что - то другое, не свойственное данным местам, уходят какие - то грызуны, которые тут раньше всегда были и так далее.

2 команда ВСЕ КУДА–НИБУДЬ ДЕВАЕТСЯ;

Отходы одних живых организмов, останки организмов служат пищей для других. Ботву овощных растений после сбора урожая, пищевые отходы помещают в компостную яму, где они перегнивают, перерабатываются червями. Перегной, внесенный в землю, повышает ее плодородность.

1 команда. ВСЕ ЧТО - НИБУДЬ ДА СТОИТ;

(ничто не дается даром)

Чтобы чего – нибудь добиться, нужно затратить силу, энергию, время, материальные ресурсы. Даже для того чтобы собрать горсть ягод в лесу, следует потрудиться.

2 команда. ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ.

   Законы природы складывались тысячелетиями, и люди, нарушающие их, наносят непоправимый вред. Безрассудные попытки осушить болота, распахать степи, повернуть реки вспять приводят к нарушениям экологического равновесия, а иногда и к экологическим катастрофам. Более подробно с законами можно ознакомиться в книге Барри Коммонера «Замыкающийся круг».

Исходя из этих законов, можем с уверенностью сказать: если пыль существует, значит это для чего – нибудь нужно. Это нужно хотя бы для того, чтобы приучать к труду маленьких детей: ведь несложно взять тряпочку и вытереть пыль с поверхности предметов. Воспитательный плюс в пользу пыли: она помогает в воспитании и развитии трудолюбия.

Задание 2.

   А теперь мы немного проверим ваши знания о природе, предлагаю игру «Экологическое лукошко»

1. Наука о животных. (Зоология)

2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

1. Пингвин птица или животное? (Птица)

2. Наука о растениях. (Ботаника)

1. Какую траву любят кошки? (Валериана)

2. Самая высока трава? (Бамбук)

1. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

2. Трава от 99 болезней. (Зверобой)

1. Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

2. Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

1. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

2. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Задание 3.

Блиц – конкурс «Предсказание погоды»

1) Ласточки летают низко к земле – (к дождю);

2) Паук усиленно плетет паутину - (к сухой погоде);

1) Когда цветет черемуха - (к заморозкам);

2) Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию);

1) Осенью птицы летят высоко - (к теплой зиме);

2) Комары роем летают – (к теплой погоде);

1) Воробьи купаются в пыли – (к дождю);

2) Цветки одуванчика днем закрываются – (к дождю);

1) Собаки кувыркаются – (к пурге);

2) Закат ярко – алого цвета – (к морозу).

Задание 4.

Экологические задачи.

Команда 1

Петя с мамой отправились в лес за грибами.

- Смотри, смотри, мама - птичка летает так низко, что я могу ее поймать. Пусть она поживет у нас дома.

- Нет, этого делать нельзя – сказала мама.

Вопрос: почему она так ответила?

(Мама не разрешила потому, что знала это был птенец, который учился летать. В неволе он погибнет).

Команда 2

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая, ярко - голубая бабочка.

- Давай поймаем ее, - попросил Витя.

- Нельзя ловить бабочек, - сказал Коля.

- От них все равно никакой пользы нет – ответил Витя.

Вопрос: Кто из мальчиков был прав?

(Ловить и уничтожать бабочек нельзя, это не только красивое, но и полезное насекомое, бабочка питается мелкими мошками, убивая ненужных по нашему мнению, мы нарушаем экологическое равновесие).

Задание 5.

1) Сок, какого дерева сладкий (береза, клен);

2) У каких деревьев осенью листья красные (рябина, клен);

1) Какие лесные растения могут заменить мясо? (грибы-белые и шампиньоны);

2) Какое травянистое растение зацветает первым? (мать-и-мачеха);

1) Из какого дерева делают спички (осина);

2) Какое дерево считают самым долговечным в России? (дуб).

Задание 6.

Сейчас, уважаемые родители, мы с вами отдохнем и проведем несколько пальчиковых гимнастик.

1. «Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя, листья осины,

Листья дуба мы соберем (загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет наберем (шагают по столу)

2. «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянутся)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, вправо, влево)

Солнце утором лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется (покружится)

Задание 7.

Игра «Правила поведения в природе «Да – нет!».

1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? – (Нет);

2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? – (Нет);

1. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – (Да);

2. Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – (Да);

1. Если разведу костёр, а тушить не буду? – (Нет);

2. Если сильно насорю и убрать забуду? – (Нет);

1. Если мусор уберу, банку закопаю? – (Да);

2. Я люблю свою природу, я ей помогаю! – (Да).

Задание 8.

    А теперь уважаемые родители, я предлагаю вам поиграть в игру – пантомиму и продемонстрировать то, что указано в выбранной вами бумажечке.

Родители по очереди демонстрируют животных, насекомых, птиц противоположной команде, а те должны угадать, что же они показывают.

Задание 9.

    Сейчас, уважаемые команды, я предлагаю собрать вам экологические пословицы. Чья команда будет быстрее, та и получает 1 балл.

Задание 10.

Следующий конкурс называется «Угадай по звуку»

1) Звук шторма;

2) Звук дождя;

1) Стук дятла;

2) Пение соловья;

1) Кваканье лягушки на болоте;

2) Звук жужжания пчел;

1) Пение кукушки;

2) Вой волка;

1) Скрип снега;

2) Журчание ручейка;

1) Шум листвы;

2) Звук метели.

Задание 11.

А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Релаксация «Порхание бабочки».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, психического и физического утомления.

Педагог: (Звучит тихая спокойная музыка).

     Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.

Теперь пусть каждый из Вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как Ваши крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.

    А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на ароматную серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях. (Родители поочередно рассказывают о своих ощущениях).

    Педагог. Уважаемые родители, вот и подошел к завершению наш познавательный экологический семинар – практикум. Я надеюсь, что вам все понравилось, и вы узнали для себя что – то новое, чему можно научить вашего ребенка. И помните, что природа и ее развитие в наших с вами руках!

   Спасибо большое всем за внимание и до новых встреч!

На выходе, лежат два мешочка и две разных по цвету фишки. Если вам понравилось мероприятие, то голосуйте зеленой фишкой, а если считаете, что зря потратили свое время, то проголосуйте красной фишкой.

Список использованной литературы:

1. ВолосниковаТ. В. Основы экологического воспитания дошкольников / Т. В. Волосникова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20

2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников / Г. А. Горбунова // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

3. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. –М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 176с.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду — М.: ТЦ Сфера, 2005.

5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2011.

6. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2 - е изд., испр. и доп. – СПб: М 94 «Детство – пресс», 2004 -240 с.

7. Светлана Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010

8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

9. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» -М.:ТЦ Сфера, 2003 г.

10. В. И. Петрова,Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду». Пособие для педагогов и методистов - М.:ТЦ Сфера, 2010г.

11. Семенака С. И. «Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет». – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Школа заботливых родителей».

Использование нетрадиционных методик рисования с детьми раннего возраста в семейном воспитании...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ С ПЕДАГОГАМИ (РОДИТЕЛЯМИ) ПО РАЗВИТИЮ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

ИНТЕРЕСНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОЛУЧИЛО ВЫСОКУЮ ОЦЕНКУ КОЛЛЕГ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПО САМООБРАЗОВАНИЮ....

Семинар практикум совместно с родителями по теме гендерного воспитания

В конспекте описываются совместные формы и методы детского сада и семьи по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум "Школа для родителей "Метод проектной деятельности в образовательном процессе"

В течении 2014 - 2015 учебного года в нашем детском саду проводятся семинары-практикумы «Школа для родителей».— Целью этих мероприятий является непосредственное вовлечение родителей в образовательный ...

Семинар-практикум для родителей «Путешествие в экологию»

Показать родителям необходимость воспитания экологической культуры у детей....

семинар Практикум «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Цель семинара-практикума: развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями....