доклад на тему : « Эколого – экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»
консультация по окружающему миру

Природа  –  удивительный  феномен,  воспитательное  воздействие  которого  на духовный  мир  ребенка-дошкольника  трудно  переоценить.  Природа  является источником  первых  конкретных  знаний  и  радостных  переживаний,  часто запоминающихся на всю жизнь.

В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Детский сад является главным звеном непрерывного экологического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._ekologo_ekperimentalnye_proekty.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12

Педагогический совет №4

Тема: « Эколого – экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»

Выполнил воспитатель: Конашенкова Н.Н.

Ребёнка с самого рождения окружает мир живой природы.

Природа  –  удивительный  феномен,  воспитательное  воздействие  которого  на духовный  мир  ребенка-дошкольника  трудно  переоценить.  Природа  является источником  первых  конкретных  знаний  и  радостных  переживаний,  часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Формирование начал экологической культуры можно рассматривать как становление у детей осознанно – правильного отношения к природе, также отношение к самому себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья, их зависимости от состояния окружающей среды.

В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры. Детский сад является главным звеном непрерывного экологического образования. 

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Чтобы каждый ребенок мог сказать себе «Я сделал это сам!» и стал первооткрывателем своего мира, детский сад должен научить и дать дошкольнику возможность приобрести и накопить детский опыт самостоятельно. Поэтому для успешной реализации всех проектов необходимо научить каждого ребенка не только мыслить, находить и решать проблемные ситуации, но и получить самостоятельно благодаря личному опыту ответы на вопросы, полученные в результате исследовательской деятельности.

Опыты напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, быстрее и полноценнее он развивается.

Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, необходимо подобрать содержание, доступное их пониманию.  Во время проведения экологических проектов у детей воспитываются  добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности. 

Дети по природе своей - исследователи.

 «Почему пожелтели листья?»,

«Куда течёт ручей?»,

 «Зачем черепахе панцирь?» - эти и другие вопросы они задают взрослым.

Надо понимать, что нужно не только ответить на вопрос, но и ввести ребёнка в мир природы, раскрыть её красоту, научить любить и охранять этот мир. Традиционных занятий, наблюдений, бесед недостаточно. Современные дети более раскрепощены, самостоятельны.

Структура детских проектов состоит из 3 этапов:

Этапы проекта:

1. Подготовительный — постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с родителями и детьми, выбор и подготовка оборудования и материалов.

2. Собственно исследовательский — поиск ответов на поставленные вопросы.

3. Заключительный — обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Во второй младшей группе я провела проект «Зимующие птицы », начался после того как мы с детьми в очередной раз говорили о том, что не все птицы улетают на юг. С наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать.

Вместе с родителями дети изготавливали кормушки. Мы с детьми придумывали, где лучше разместить «столовую»

Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, чтобы помочь зимующим птицам, подправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением.

Главный итог проекта – сотворчество ребят и взрослых, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Виды экологических проектов и их задачи.

«Огород на окне»

Задачей данного проекта стоит формирование у детей знания о росте и потребности растений (тепло, влага, свет.) Формирование  умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Развитие любознательности, интереса к исследовательской деятельности.

 «Земля – наш общий дом

Задачей этого проекта служит:  Формирование  у  детей  бережного, ответственного, эмоционально-доброжелательного отношения к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

Формирования  навыков наблюдения и экспериментирования в процессе

поисково-познавательной деятельности.

 Желание    охранять и укреплять здоровье детей.

 "Цветочный калейдоскоп"

Задачей этого проекта является: углубление знаний  детей о цветах и их разнообразии.  Дети учатся сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения. Закрепляют  понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы. Формируется  бережное отношение к цветам и  желание ухаживать за цветами.

 «Воздух вокруг нас»

Этот проект позволит обогатить знания и представления детей о воздухе, его свойствах, действиях с ним, повысит словесную активность и поисковую деятельность, развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудит интерес к окружающему миру, заботу об окружающем мире, сформирует умение делать открытия.

«Снег и лед – это вода»

После этого проекта  дети узнают, что в природе все взаимосвязано, что снег и лёд являются одним из состояний воды.  Какой бывает снег, узнают  разнообразие снежинок, научатся  самостоятельно проводить лабораторные опыты со снегом, определяя его свойства.

Актуальность и эффективность всех проектов заключается еще в том, что внедрение проектной деятельности в образовательный процесс поможет детскому саду накопить не только уникальный опыт, но и вовлечь в процесс воспитания и обучения детей и их родителей.

Познавательно - исследовательский проект  для детей старшей группы

                                        ««Снег и лед – это вода»  

Тип проекта: Исследовательски-творческий

Участники: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители

Сроки: краткосрочный

Продукт проекта:  «Опыты со снегом и льдом»,

Актуальность: Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Секреты льда и снега»

предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Проблема: гуляя зимой на участке, дети стали рассматривать снег и лёд и тогда их заинтересовал вопрос что происходит со снегом и льдом когда греет солнышко? Мы решили путём экспериментирования разобраться в их свойствах.

Цель:

Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования.

Задачи:

Расширять представления детей о свойствах снега и льда.

 Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег и лед в тепле тают и превращаются в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

 Обогащать словарный запас детей: опыт, эксперимент, прозрачный, бесцветный.

 Привлекать родителей к совместной деятельности.

Предполагаемый результат: расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире, в том числе про снег и лёд.

Развить познавательные умения через экспериментальную деятельность.

Уметь применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни. Быть аккуратными при играх со снегом и льдом.

Реализация

Проект делится на 3 этапа:

1 этап подготовка к проекту: 05.02-07.02.2021

2 этап реализация проекта: 08.02-15.02.2021

3 этап завершение проекта: 15.02-19.02.2021

Ожидаемый результат:

Умение устанавливать элементарные причинно-следственные

связи: снег тает в тепле и превращается в воду, а вода на морозе превращается в лед.

Понимание детей, что снег и лед – это замерзшая вода. Уметь применять навыки познавательно – исследовательской деятельности с водой, льдом и снегом в повседневной жизни.

Развитие любознательность, внимание к природным явлениям.

Быть аккуратными при играх со снегом и льдом.

Работа с родителями

Ежедневное информирование родителей по реализации проекта.

Знакомство родителей с опытами, которые будут проводить их дети дома.

Консультации: «Закаливание», «Экспериментальные опыты со льдом и снегом», «Как вызвать интерес у ребёнка к экспериментированию и как его поддерживать!»

Этапы проекта:

Подготовительный:

1) Разработка плана реализации проекта.

2) Подбор методической литературы.

3) Обогатить предметно-экологическую среду в группе для реализации проекта.

4) Вовлечь родителей в проектную деятельность.

5) Рассматривание плакатов, связанных с объектом неживой природы – снегом, льдом и водой.

6) Подбор подвижных и речевых игр.

7) Составление и создание опытов, экспериментов с водой.

8) Наблюдения на прогулке.

9) Проведение беседы о свойствах льда и снега.

10)Заучивание поговорок про снег, лёд и воду.

2 этап. Реализация проекта.

Образовательные области

Виды детской деятельности

Речевое развитие

(Развитие речи)

Физическое развитие (Физическая культура)

Художественно-

эстетическое развитие

Социально-

коммуникативное

развитие

Познавательное развитие

НОД: Обучение рассказыванию по картине

"Зимние развлечения".

Разгадывание загадок.

Словесные игры «Как на ёлке снег" «Из чего - какой» (горка из снега-снежная и т.д.), «Скажи наоборот».

Чтение художественной литературы

Русские народные сказки: «Два мороза».

Литературные сказки:«Морозко».

Выставка книг о зиме.

НОД: Чтение стихотворений о зиме,

Чтение сказки П. Бажова "Серебряное

копытце"

П/и «Два мороза», «Мороз красный нос»,

«Снежки-пушинки».

Народные хороводные игры: «Метелица», «Что

нам нравится зимой».

Игровые упражнения «Скольжение по ледяным

дорожкам»

Игры со снегом: «Постройка снеговиков и

крепости»

Беседа «Одевайся по погоде, а не по моде».

Консультация для родителей: «Закаливание»

НОД: (Рисование): «Снежинка», «Деревья в инее», «Дети гуляют зимой на участке»;

НОД: (Аппликация): «Пушистые снежинки»;

НОД: (Лепка): «Девочка в зимней шубке» ,

Свободное творчество – изготовление снежинок, рисование по замыслу по теме «Зима», лепка «Снеговик»

НОД (Музыка) Слушание «Времена года»

П.И.Чайковского, «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Танцевальное творчество «Метель» Г.Свиридова,

Разучивание песен «Что нам нравится зимой»

Социализация

Сюжетно-ролевые игры.

Дидактические игры «Выполни рисунок», «Узнай по описанию», «Зимние запасы».

Безопасность

Беседы: «Осторожно, гололед».

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде».

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Труд

Расчистка дорожек от снега на участке.

Ручной труд: свободное творчество, подделки из ваты и ватных дисков.

Исследовательская деятельность: проведение

опытов и экспериментов со снегом.

Дидактические игры по экологии: «Земля, вода, и воздух», «Выбери нужное», «Где снежинки?»

НОД: «Снеговик у нас в гостях», «Царство

льда и снега»

3 этап. Заключительный.

Презентация

Без экологии, друзья, нам прожить никак нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".

Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения  к природе у ребенка  дошкольного возраста  является экспериментирование. Это очень интересное и по...

Доклад на педагогическом совете "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников".

Одним из средств экологического воспитания дошкольников является опытно-экспериментальная деятельность. В данном материале говорится об основных принципах и методах экспериментальной деятельности. При...

Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания

В настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образова...

«Эколого-экспериментальные проекты как средство экологического воспитания»

Природа –  удивительный феномен, воспитательное воздействие которВ настоящее время экологические проблемы, как известно стали общими для всего населения Земли. Ведь небрежное и даже жестоко...