Главные вкладки

    Конспект НОД по экологии в старшей группе «Байки от водяного»
    методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

    Келина Светлана Анатольевна

    Цель. Познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon конспект НОД по экологии59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение детский сад «Улыбка» п.Колышлей

    Конспект НОД по экологии

     в старшей группе «Байки от водяного»

    Подготовила:

    Келина Светлана Анатольевна

    Воспитатель 1 квалификационной категории

    2019г.

    Цель. Познакомить с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

    Познавательное развитие:

    - способствовать использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств

    - формировать понимание того, что человек часть природы, что он должен беречь, сохранять и защищать ее.

    Социально-коммуникативное развитие:

    - продолжать формировать умение выслушивать чужое мнение, отстаивать свой ответ, обосновывая его

     - воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает

    Физическое развитие:

    - продолжать развивать активность детей в подвижных играх

    Демонстрационный материал: Клеенка на стол, три-четыре сосуда различной формы, формочка для песка, сухой песок, молоко, ложечки, термометр, термос с кипятком.

    Раздаточный материал: два одинаковых стаканчика(на каждого ребенка), ложечки, салфетки.

    Методические приемы:

     - Игровой (сюрпризный момент);

     - словесный (чтение стихов, вопросы, беседа, загадки);

     - наглядный (демонстрационный материал);

     - анализ занятия, поощрение.

    Ход занятия:

    Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку

    В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает,

    А как наскучит ей летать,

    На землю капает опять.   (Вода.)

    Воспитатель. Я видела рисунки, на которых вы изображали море. Какого цвета вода на ваших рисунках? Она отражает ваше настроение? (Ответы.) Давайте посмотрим на глобус. Кто знает, что это такое?

    Дети. Глобус - макет нашей планеты Земля, макет земного шара.

    Воспитатель. Какого цвета на глобусе больше?

    Дети. Синего.

    Воспитатель. Что принято обозначать на картах и на глобусе синим цветом?

    Дети. Синий цвет - вода, все моря и океаны нашей планеты.

    Воспитатель. Если быстро раскрутить глобус, может показаться, будто он одноцветный - голубой. Это потому, что этой краски действительно на нем намного больше, чем желтой, белой, зеленой, коричневой... А сегодня вы видели воду?

    Дети. Видели! Это жидкость, которая течет из крана, это снег, лед. А еще мы видели воду в бассейне, аквариуме, чашке и т.п.

    Воспитатель. И вправду, без воды жизнь представить сложно.

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, море, океане

    И водопроводном кране.

    Как сосулька - замерзает,

    В лес туманом заползает,

    Ледником в горах зовется,

    Лентой серебристой вьется

    Средь высоких, стройных елей,

    Рушится потоком селей,

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Растворяет сахар в чае.

    Мы ее не замечаем,

    Мы привыкли, что вода -

    Наша спутница всегда!

    Без воды нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без воды нам не прожить!

    Включается аудиокассета. Слышится спокойное журчание воды.

    Воспитатель. В гости к нам сегодня придет наш добрый старый знакомый Водяной.

    Водяной. Здравствуйте! Я очень рад снова всех вас видеть! Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! После этого на руках и ногах переливаются в солнечных лучах прозрачные капельки. Только непонятно: куда исчезает эта вода? И еще. Я на днях хотел искупаться в своей любимой водичке, а вместо воды - лед. Откуда он взялся?

    Воспитатель. Попробуем ответить на вопросы нашего друга? (Ответы.) Для этого надо вооружиться вниманием терпением.

    Опыт 1

    Для его проведения потребуются три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо заполнить их водой и спросить детей: какую форму приняла вода? (Ответы.) Итак, вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода - жидкость. Водяной насыпает в формочку сухой песок, затем пересыпает его из формочки в ведерко, а потом насыпает горкой на специальный поднос.

    Водяной. Видите? Песок тоже меняет форму. Значит, песок - жидкость. Воспитатель. А вы, дети, как думаете: песок - жидкость? (Ответы.) Попробуем доказать Водяному, что он ошибается! Но, пожалуйста, помните, что в споре следует неукоснительно соблюдать правило: не обижать своего собеседника, а убеждать.

    Опыт 2

    Воспитатель. Опрокинем стакан с водой. Что происходит? Вода растекается. А что будет, если опрокинуть ведерко с песком? Песок ложится горкой. Так что, песок - это жидкость? (Ответы.) Значит, вода и песок - разные вещества: вода - жидкая, песок – сыпучий. Лежит себе горкой и не собирается рассыпаться. Итак, мы узнали: вода - жидкость. Теперь необходимо определить: какого она цвета?

    Водяной. Зачем определять? Я знаю все о воде! Вода белая.

    Воспитатель. А вы как считаете? (ответы).

    Опыт З

    Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном - вода, в другом молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.

    Дети. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком - нет.

    Воспитатель. Значит, вода - прозрачная, а молоко нет. Теперь рассмотрим еще одно свойство воды - у нее есть температура.

    Водяной. Как это? Вода разве может заболеть? Разве у нее может быть температура?

    Воспитатель. Давайте объясним Водяному, может ли у воды быть температура. (Ответы.) Температура бывает не только у больного. Например, я сегодня совершенно здорова, но, если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая?

    Опыт 4

    Нальем в один стакан холодной воды, а в другой - теплой. Предлагаем детям потрогать воду пальцем. Одинаковая ли она? Чем отличается?

    Воспитатель. Значит, вода может быть теплой, холодной и горячей - в зависимости от температуры. Измеряют ее при помощи термометра. Главная его часть - крохотный пузырек с тоненькой трубкой. В пузырьке - прозрачная, голубоватая или розоватая, жидкость. Это спирт. Спирт очень похож на воду. Он, как и вода, жидкий, бесцветный и прозрачный. А подкрашен для того, чтобы было лучше видно его движение по трубочке. Давайте опустим термометр в стакан и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться, пока столбик остановится. А теперь давайте немножко отдохнем.

    Проводится игра «Дождик, лей веселей!». Дети выходят на середину комнаты, берут в руки ленты разного цвета и слушают, как стучит дождик (аудиокассет).

    На строки 1 -6 все взмахивают руками.

    Дождик, лей веселей!

    Теплых капель не жалей

    Для лесов, для полей,

    И для маленьких детей,

    И для мам, и для пап.

    Кап-кап! Кап-кап!

    На строки 7-11 двигаются подскоками (в это время воспитатель раскладывает на полу четыре обруча разного цвета).

    Будет, будет лето

    В радугу одето.

    Жаркое солнце яркого цвета,

    Яркого, красивого, желтого и синего,

    Зеленого и красного и любого разного! (П. Синявский)

    По сигналу дети собираются у обруча своего цвета, потом рассаживаются по своим местам.

    Водяной. А со мной вот что недавно приключилось. Я решил порисовать красками. Налил воды в блюдце. Достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился у открытого окошка - друзья мои, рыбки, в футбол играть начали. И я все бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел: воды в блюдце нет. Может быть, вы мне подскажете, куда она делась? Пропала? Исчезла?

    Выслушиваются ответы всех детей. Среди ответов звучит версия: вода испарилась.

    Воспитатель. Что это значит: испарилась? (Ответы.) Верно, превратилась в пар - шапку-невидимку нахлобучила и улетучилась из блюдца Водяного. Пар, т.е. мельчайшие капельки воды, не видимые невооруженным глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим: можно ли их поймать?

    Опыт 5

    Воспитатель достает из холодильника бутылку или банку, ставит на сухое блюдце. Дети наблюдают за тем, что происходит. Поверхность сосуда запотевает, т.е. покрывается мелкими капельками воды. Они становятся все тяжелее, и в конце концов сползают на блюдце. Вот так мы поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.

    Воспитатель. Вы, наверное, замечали, что ранним летним утром трава и без дождя бывает мокрой. Влага, которая днем «живет» в воздухе, оседает на землю, как только солнышко скроется. Как вы думаете, как называется эта вода? (Ответы.) Правильно, это роса. А теперь попробуйте отгадать загадки.

    Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой застлали.

    А пошли искать их днем -

    Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

    Он, белесый и сырой,

    Опустился над землей.

    Словно облако упало,

    И домов не видно стало.

    Над рекою он плывет,

    А с рассветом пропадет. (Туман.)

    Опыт 6

    Воспитатель открывает термос с кипятком. «Что вы видите?». (Ответы.) Держит над паром зеркальце - на нем выступают капельки воды. Их показывают детям.

    Воспитатель. Итак, мы узнали еще об одном состоянии воды - паре. А теперь посмотрим, от чего зависит испарение воды.

    Опыт 7

    За неделю до занятия дети налили равное количество воды в три стакана, сделали отметки уровня воды. Один стакан поставили на полочку, второй - на батарею, третий - закрыли крышкой и оставили при комнатной температуре.

    Дети достают стаканы и отвечают на вопросы воспитателя: изменилось ли количество воды? Куда она исчезла? (Частицы воды поднялись в воздух.) Где испарение происходит быстрее - в теплом или холодном месте? (В тепле частицы воды активнее поднимаются с поверхности воды.) Почему влага испаряется хуже, если емкость закрыта? (Частицы воды не могут «вылететь» из закрытого сосуда.)

    Воспитатель. Значит, испарение воды зависит от разных условий, в том числе от температуры. Вы уже знаете, что вода - жидкость. Она не имеет формы. Она принимает форму того сосуда, в который ее налили. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях.

    Водяной. Что такое нормальные условия?

    Дети. Не холодно и не жарко. Пусть так и будет: ни жары, ни мороза. Нормально!

    Воспитатель. А если мороз? Хотя бы самый маленький - всего минус один градус? Как вы думаете, что произойдет с водой? (Ответы.) Да, вода станет твердой, замерзнет: превратится в твердое вещество - лед. Снег и лед - это тоже вода, только в твердом состоянии. Что произойдет со льдом, снегом, если их «поселить» в теплое помещение? (Они растают, превратятся в лужицу.) Давайте проверим!

    Опыт 8

    Перед каждым ребенком - по две тарелочки: в одной - ледяной кубик, в другой - снег. Дети наблюдают за состоянием кубиков льда и снега.

    Водяной. Жалко, что снег растаял... Я люблю его есть: он похож на мороженое. Белый, вкусный, рассыпчатый и холодный. Скажите, кто из вас любит снег есть?

    Воспитатель. Водяной, разве можно есть снег? Он же грязный! Давайте это проверим.

    Опыт 9

    Воспитатель наливает талую воду, которая осталась на тарелке после таяния снега, в предварительно подготовленную воронку с фильтром из промокательной бумаги или салфетки. Дети наблюдают за происходящим и отвечают на вопросы: какая вода была в тарелочке? (Грязная) Как она изменилась? (Стала чистой.) Какой стала промокательная бумага (салфетка)? (Грязной.) Чистый  снег на улице? Будем его пробовать?

    Водяной. Никогда в жизни я больше не притронусь к снегу, и пробовать его не буду. Тем более еще и горло заболеть может от холодного.

    Воспитатель. Итак, вода, пар, лед - одно и то же вещество, только в разных состояниях: жидком, газообразном и твердом.

    Водяной (загадывает загадку).

    На свете нет ее сильнее!

    На свете нет ее буйнее!

    В руках ее не удержать

    И на коне не обогнать. (Вода.)

    Воспитатель.

    Человек, запомни навсегда:

    Символ жизни на Земле - вода!

    Экономь ее и береги -

    Мы ведь на планете не одни!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект занятия по экологии в старшей группе

    это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

    Конспект занятия по экологии в старшей группе

    Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

    Конспект занятия по экологии в старшей группе

    Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

    Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

    Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

    Конспект НОД по экологии в старшей группе «Воды озера Байкал»

    Конспект ОД по экологии в старшей группе с использованием регионального компонента на тему «Воды озера Байкал»...

    "Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

    Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...