Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста по проектной деятельности "Огород на подоконнике"
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Кузнецова Галина Алексеевна

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни

В. А. Сухомлинский

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех. Взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Целью работы: формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачи:

1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

В течение учебного года с детьми было проведено много мероприятий, в том числе  проект  «Огород на подоконнике», который  был разработан, чтобы вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развивать у них интерес к познавательно-исследовательской деятельности в области овощеводства и цветоводства, воспитать любовь к природе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11»

Кузнецова Галина Алексеевна

воспитатель, муниципальное казенное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11», ст.Новомарьевская

Шпаковский район Ставропольский край

E-mail:anna6823@yandex.ru

методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста по проектной деятельности

«Огород на подоконнике»

ст. Новомарьевская, Шпаковский район

2019г.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………3

2.Основная часть. Проект «Огород на подоконнике…………………………….5

2.1.Реализация проекта……………………………………………………………8

2.2.Отчет по реализации проекта………………………………………………..10

3.Заключение………………………………………………………………………11

4.Литература…………………………………………………………………….12

5.Приложения……………………………………………………………………13

5.1.Беседы………………………………………………………………………….13

5.2.Развлечения……………………………………………………………………26

5.3.Дидактические игры………………………………………………………….31

5.4.Подвижные игры……………………………………………………………..34

5.5.Опыты…………………………………………………………………………36

5.6.Загадки про овощи и фрукты……………………………………………….37

5.7.Художественная литература………………………………………………….40

5.8.Консультации для родителей………………………………………………..44

Введение

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни

В. А. Сухомлинский

В 2018-2019 учебном году  темой своего самообразования я выбрала «Экологическое воспитание дошкольников», чтобы заложить у детей первые представления о мире растений и животных и их зависимости от условий жизни (у меня вторая младшая группа), ведь тема природы очень интересна для детей.

Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода без кормежки). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).

Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.

Проблема экологического воспитания в настоящее время волнует всех. Взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания.

Целью моей работы по самообразованию:

формирование у детей осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

Задачи:

1. Образовательная: расширять и обобщать знания детей о мире природы.

2. Развивающая: развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.

3. Воспитательная: формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.

В течение учебного года с детьми было проведено много мероприятий, в том числе  проект  «Огород на подоконнике», который  был разработан, чтобы вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развивать у них интерес к познавательно-исследовательской деятельности в области овощеводства и цветоводства, воспитать любовь к природе.

Проект «Огород на подоконнике»

Тип проекта: познавательный.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки проведения: март-апрель 2019г.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатель группы, родители.

Цель: формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.

Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.

Задачи проекта:

1.Формировать у детей знания о росте и потребности растений.

2.Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами.

3.Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию.

4.Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.

5.Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.

Актуальность проекта

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Методы и формы работы:

1.Беседы с включением игровых ситуаций.

2.Наблюдение за растениями.

3.Трудовая деятельность.

4.Исследовательская деятельность.

5.Дидактические и подвижные игры.

6.Чтение художественной литературы.

7.Проектная деятельность.

Предполагаемый результат

У детей будут сформированы знания, что изсемечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, кабачки и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный (февраль)

Определение цели и задач проекта.

Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.

Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения).

Разработка комплексно - тематического плана работы.

Создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике».

2.Основной (март, апрель)

Рассматривание семян: овощей - кабачка, кинзы, гороха, патиссона, лука, редиса; цветов - календулы, бархатцев, циннии.

Посадка семян и лука.(Фото 1,8)

Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:

подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление; (Фото 2)

оформление огорода на окне; (Фото 3)

        наблюдение за растениями. (Фото 6,7,12-18)

дизайнерское оформление. (Фото 4,5)

проведение бесед, развлечений, чтение художественной литературы (Фото 9-11)

Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей и фотографирование.

3. Заключительный (апрель)

1)Анализ полученных результатов.

2)Фотоотчет по проекту «Огород на подоконнике»

Реализация проекта

Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё  выше и выше, а день всё  длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров. Но нет ничего приятнее, когда первая весенняя зелень поспевает прямо у тебя на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу.  Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Беседы

1. «Что такое огород и что на нём растёт»

2. «Наш огород на окне»

3. «Полезный лук»

4. «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Развлечения:

1. «Веселый огород»

2. «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Дидактические игры:

1. «Что растет на огороде?»

2. «Что растет на нашей грядке?»

3. «Найди по описанию»

4. «Что добавилось?»

5.  «Вершки – корешки»

6. «Красный, зеленый, оранжевый»

7. «Четвертый лишний»

8. «Скажи ласково»

9. «Один – много»

10. «Веселый счет»

11. «Из чего -  какой?»

12. «Подбери слово»

13. «Рассказ об овоще»

14. «Сложи картинку»

Проведение опытов.

Подвижные игры:

1. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

2. «Огуречик … огуречик ..»

3. «Овощи – фрукты»

4. «Кабачок»

Чтение художественной литературы:

сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых», «Бобовое зёрнышко»; стихи об овощах и фруктах, загадки про овощи.

Раскрашивание раскрасок на тему «Овощи»

Работа с родителями:

1. Консультации для родителей «О луке детям», «Огород на окне»

2. Приобретение оборудования: контейнеры, семена, земля.

3.Создание условий для организации «экологического пространства» на территории детского сада (благоустройство клумбы).

Отчет по  реализации проекта

1. У детей появился интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

2. Дети стали понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не поливать оно может засохнуть и т. п.) В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

 3. У детей расширились знания о растениях, они стали называть овощи по названию, какой они формы, цвета.

4. Дети были привлечены к самостоятельной деятельности по выращиванию растений, они очень активно участвовали в посадке семян, поливке, рыхлению и удобрению растений овощных культур. У них сформировалось положительное отношение к своему труду и к труду взрослого.

5. По ходу проекта у детей обогатился словарный запас за счет загадок, сказок, стихов, экологических игр об овощных культурах.

6. Дети получили положительные эмоции, радость, восторг от новых знаний.

7. Пополнилось оснащение предметно - развивающей среды новыми необходимыми пособиями и материалами, учебно-методической базы по данной проблеме.

8. За сравнительно короткое время реализации проекта у детей сформировалось бережное отношение к растениям.

9. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Заключение

Проект «Огород на подоконнике»  подарил детям большое удовольствие, красоту и огромную пользу здоровью. Ребят очень увлек процесс ухода и выращивания огорода. Они активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Так как дети еще маленькие, мелкая моторика развита в этом возрасте слабо, мы выбрали для посадки крупные семена (лук, горох, кабачки и др.) Мы проявили творческий подход, и огород прекрасно украсил интерьер нашей группы.

Каждый ребенок, который принимает участие в творческом проекте, сам того не понимая, становится маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки и появления побега, затем роста растения. Заходя утром в группу, дети бежали посмотреть на огород. Мы научились наблюдать за ростом растений, за результатами своей работы, научились  ухаживать за растениями в комнатных условиях, расширили  знания и представления детей о полезных свойствах овощей,  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. У детей обогатился словарный запас, они научились работать в коллективе, проявлять инициативность, бережно относится к растениям.

Детям очень понравилось заниматься овощеводством, мы с нетерпением ждали посадки огорода на улице!

В апреле мы высадили в огород кабачки, патиссоны, выращенные в огороде на подоконнике, на клумбу: календулу, бархатцы, циннии. Также в огороде мы посадили лук, чеснок, картофель и кукурузу. Все лето мы ухаживали за растениями в огороде, пропалывали сорняки, поливали растения. Дети с интересом участвовали в трудовой деятельности в огороде и с нетерпением ждали урожая.

Литература

1. С. Н. Николаева Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве

2. Шорыгина Т. А. Овощи. Какие они? М. Издательство ГНОМ и Д, 2004.- 88с

3. О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. – 64 С.

4. С.Н. Николаева Парциальная программа «Юный эколог» Система работы в младшей группе детского сада. – 2-е изд., испр. – М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2017. – 104 с.

6. Интернет ресурсы

Приложения

Беседа «Что такое огород и что на нём растёт»

Цель: формировать обобщённые представления об овощах: овощи - это части и плодырастений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу.

Задачи:

1)образовательные: углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой; уточнить представления о многообразии овощей; повышать уровень познавательной активности и интеллекта ребёнка, интерес, к ним;

2)развивающие: развивать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении; совершенствовать грамматический строй речи, умение отвечать на вопросы, выстраивать ответы логически правильно, развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память, мелкую и общую моторику.

3)воспитательные: воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос; воспитывать интерес к познанию нового, активность, инициативность; формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии.

Наглядные средства обучения: поднос с овощами, предметные картинки «Овощи», загадки про овощи и фрукты.

Ход беседы:

Ребята! Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зеленые огурчики, сочные красные помидоры — все это овощи.

Какие еще овощи вы знаете?

Верно! Свекла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, щавель и укроп, сельдерей и петрушка.

Овощами называют сочные части возделываемых растений. Это могут быть листья, кочаны, корни, клубни, луковицы, соцветия и плоды. Сами же растения получили название овощных культур.

В нашей стране возделывают около восьмидесяти видов овощных культур, а всего в царстве растений овощными свойствами обладают не менее 1200 видов.

Одни овощи были привезены к нам с берегов Средиземного моря (капуста, морковь, петрушка, сельдерей), другие — из Индии (огурец), стран Центральной и Южной Америки (помидор, кабачок), из Юго-Западной Азии (сладкий и горький перец).

А где растут овощи?

Правильно! В огороде на грядках.

Земля в огороде — мягкая, рыхлая, плодородная. А знаете ли вы, что самый верхний слой земли называется почвой? Он образовывается многие сотни лет и содержит все, что необходимо растениям для жизни: воду и воздух, минеральные соли и перегной.

Корни растений вбирают воду с растворенными в ней минеральными солями. А кислород нужен им для дыхания. Перегной образуется из перегнивших листьев, стеблей и корней растений. Микробы, живущие в почве, превращают его в минеральные соли.

В почве обитают и земляные черви, и кроты, и землеройки, и личинки насекомых.

Черви, кроты, землеройки — друзья и помощники садовода и огородника: они рыхлят почву, измельчают и перемешивают остатки растений, уничтожают вредных насекомых. Через ходы, прорытые ими в земле, к корешкам растений поступают влага и воздух.

Послушайте стихотворение.

Помощник крот

Как-то раз весною крот

Посетил наш огород.

Он проверил клумбы, грядки

И заметил непорядки:

Портят слизни и жуки

Огородные ростки,

Слишком уж земля тверда —

Не проходит вглубь вода.

И сказал помощник крот:

— Я спасу ваш огород!

Разрыхлю я чернозем,

Истреблю личинок в нем.

Под землей ходы пророю —

Дождь наполнит их водою.

За работу взялся крот,

И расцвел наш огород!

Спеют в нем морковь и репка,

И капуста стала крепкой,

Созревают лук, чеснок,

Крот-дружище нам помог!

Еще бегут по полям и дорогам серебристые змейки февральских метелей, а у садоводов и огородников уже начинаются предпосевные хлопоты: надо купить семена растений, позаботиться об удобрениях, приготовить ящички и горшочки для рассады, смастерить домики для пернатых друзей — птиц.

Когда весенние лучи растопят снега, оттаявшая земля напитается талой водой, снежицей, и согреется — можно идти работать в огород. Скоро появится первая травка, оденутся зелеными листьями деревья и кусты. Недаром ведь говорят: «Была бы водица, а зелень народится».

Представьте себе, дорогие ребята, что мы с вами взяли ведра, лейки, лопаты, грабли и отправились в огород.

Как же нужно ухаживать за овощами, чтобы получить хороший урожай?

Правильно! Нужно рыхлить землю, удалять сорняки, бороться с тлей, бабочками-капустницами, колорадским жуком и другими вредными насекомыми, прореживать посевы, чтобы растения росли свободно, не мешая друг другу.

Что-то мы еще забыли?

Ну конечно, огород необходимо поливать утром и вечером, чтобы растениям хватало влаги.

Особенно хорошо растут овощи там, где им хватает и влаги и солнечного света. Поэтому огороды нередко разбивают на берегах рек, озер, прудов — и из этих водоемов берут воду для полива гряд.

Послушайте стихотворение.

Добрая реченька

В летнюю погоду

Теплым ясным вечером

Поит огороды

Маленькая реченька.

Замер тополь чутко,

Ива серебрится.

Реченька-голубка,

Дай ведро водицы!

Где вились уклейки

И резвились днем,

Ведрами и лейками

Воды мы наберем.

Трогает верхушки

Тонкий луч заката,

Мы польем петрушку,

Огурцы, томаты.

Скоро сумрак ляжет

На зерцало вод,

И «спасибо» скажет

Речке огород!

Летом на грядках созревают овощи: зажигаются фонарики сладкого перца, начинают краснеть помидоры, наливаются соком кабачки — и приходит время собирать урожай.

Послушайте стихотворение.

Добрый урожай

Как чудесно в огороде

Поработать ясным днем!

Теплый луч по грядкам бродит,

Мятой пахнет чернозем.

Пахнет сладкой спелой сливой

И картофельной ботвой,

Медом белого налива

У меня над головой.

Все поспело, все созрело —

Добрым будет урожай!

Здесь для всех найдется дело,

Не ленись, да собирай!

Осенью, после того как урожай овощей собран и убран в подполы, кладовые и закрома для хранения, работы на огороде не прекращаются. Необходимо собрать и сжечь ботву растений, перекопать землю. Крупные комья разбивать граблями и тяпками не надо — так почва сильнее промерзнет в зимние морозы, и вредители, зарывшиеся в нее, погибнут. Кроме того, крупные пласты земли задержат весной во время таянья снегов больше влаги.

Ребята, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.

Овощи — основная еда, без которой человеку не обойтись! Ведь наша пища большей частью состоит из растений.

Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и морковки, колечки лука, листья сельдерея, петрушки и укропа.

Еще больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу.

Овощи — настоящая кладовая витаминов, минеральных солей и других полезных веществ, необходимых человеку.

Многие овощи хорошо хранятся и кормят нас круглый год. Другие можно и зимой выращивать в теплицах и парниках. Некоторые овощи, такие как лук, чеснок, редька, баклажан, перец, обладают целебными свойствами и способны предупреждать и излечивать болезни.

Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используются на корм скоту. Из овощей получают крахмал (картофель), сахар (сахарная свекла) и другие нужные людям продукты.

Итог беседы:

Что называют овощами?

Где растут овощи?

Какой уход требуется овощам?

Почему овощи считают основной едой человека?

Беседа «Полезный лук»

Цель беседы: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука,  

сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный ивитаминный.

Задачи:

1)образовательные: формировать   знание  детей  о  строении  луковицы,  об  условиях,  необходимых для роста растения, уточнить знания детей о характерных признаках лука; упражнять детей в правильных приемах посадки луковиц; пополнить словарь детей за счет слов, обозначающих признаки луковицы и приёмы посадки (луковица, корешки, донце, углубление, условия, перышки, шелуха, витамины).

2)развивающие:развивать психические процессы; развивать  эмоциональную  отзывчивость  детей,  внимание,  поддерживать активность,  инициативность  и  самостоятельность  в  познавательной деятельности; развивать речь, мышление, память.

3)воспитательные: вызвать у детей желание ухаживать за луком, выращенным своими руками; воспитывать  понимание  ценности  здоровья  у  детей,  желание  не  болеть, воспитывать  трудолюбие,  желание  добиваться  результата,  участвовать  в общем деле.

Ход беседы:

Ребята,  сегодня  к  нам  пришло  письмо  от  Пугала  Огородного. Он  пишет,  что  в  овощном  царстве  случилось  горе  луковое.  Королева Простуда напала на овощное царство, заточила весь лук в темницу и теперь в овощном  царстве  все  кашляют,  чихают  и  простужаются.  Ведь  лук  от  всех

недуг. Недуг – значит болезнь. Получается – лук от всех болезней помогает,

микробы убивает.

Помогите спасти лук и вылечить жителей овощного царства.

Ребята, поможем?

Дети: Да!

Воспитатель:  Отправляемся  в  путь.  Туда  ведут  следы:  красные  и  белые.

Красные  следы  –  это  горячие  следы  болезни.  Наступать  на  них  нельзя.  А рядом  белые  следы  –  это  следы  здоровья.  По  каким  следам  мы  с  вами пойдем? Как вы думаете?

Дети: По белым.

Воспитатель:  Идем  друг  за  другом,  не  наступая  на  красные  следы.  Трудна дорога в овощное царство, много препятствий может встретиться на пути. А вот и первое препятствие дремучий черный заколдованный лес! Чтобы через него  пройти  надо  его  расколдовать.

1. Задание

Дидактическая игра «Подбери рифму»

В огороде у Антошки

Накопали мы…. (картошки)

Этим летом баба Фёкла

Вырастила чудо -…. (свёклу)

Очень любит мальчик Вовка

Хрумкать сочную … (морковку)

Любит козочка Августа

Есть зелёную…. (капусту)

Поливает дед Егор

В огороде …. (помидор)

Ох, не хочет червячок

Горький пробовать… (лучок)

Молодцы, ребята, справились с заданием.

Идем дальше. Следующее препятствие – глубокая река. Как же ее перейти? Мост  разрушен.  Необходимо  выполнить  задание  и  собрать  мост  из бревнышек (каждое бревнышко – ответ)

2 Задание  

Дидактическая игра  «Один-много»

Воспитатель берет в руки овощ и называет его в единственном числе, затем

передает его ребенку и просит назвать множественное число.

Одна морковка, а как сказать, если их много? Много … морковок.

Один огурец — много … огурцов.

Один помидор — много … помидоров.

Один перец — много...  перцев.

Одна картошка — много … картошки.

Одна капуста — много … капусты

Один лук – много … лука

Вот мы и переправились.  

Ребята,  смотрите,  здесь  три  темницы.  Давайте  понюхаем  и  по  запаху

определим, в какой из них спрятан лук.

3 Задание

Дидактическая игра «Угадай по запаху»

На дверях темницы три замка, только отгадав  загадки, мы  сможем  рассеять

злые чары Королевы Простуды и освободить лук. А загадки наши про то, что

необходимо луку для роста и развития.

1.Загадка про солнце.

- Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце, А зовут тебя все ...Солнце

2. Загадка про воду.

- Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без…Воды

3. Загадка про землю

-  Она богаче всех на свете,

По ней бегут, несутся дети.

А по весне стоит вся в цвете,

И так красива на рассвете.

И кормит всех людей на свете.

Что это? Подскажите, дети – Земля

Открывается последний замок и высыпается лук.

Дети  собирают  количество  луковиц  –  на  каждого  ребенка  по  одной  +1

воспитателю, возвращаются на свои места.

Воспитатель:  Заплакала  Королева  Простуда  и  покинула  овощное  царство.

Ребята, а почему она заплакала? Да, потому что

Ох уж этот злющий лук!  

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг. (Е. Жуковская)

Вот испугалась его Простуда и убежала.

Ребята, рассмотрите внимательно наши луковицы.

Луковица золотая

Круглая, литая.  

Есть у нее один секрет-

Нас она спасет от бед: Может вылечить недуг

Витаминов полон лук!

Посадка лука

Возьмите  в  руки  луковицу.  Скажите,  какого  цвета  лук?  (Ответы  детей)  -

желтый, коричневый, зеленый

Какой он формы? (Ответы детей) - круглой

Потрогайте его пальцем  и  скажите: лук  твердый или  мягкий, гладкий или

колючий?  (Ответы  детей)  –  лук  твердый,  гладкий,  в  светло-коричневой

шелухе.  

У лука есть верхушка, вот отсюда растет зеленый лук. (Показ)

Воспитатель: А вот с  другой стороны у  луковицы – донце. (Показ)  Давайте

скажем  вместе:  «Донце».  (Дети  повторяют)  Рассмотрите  донце  с  помощью

лупы. Что вы видите?

Маленькие корешки.

Воспитатель: Лук сажают корешками в землю. Своими корешками  лук будет

«пить» воду

Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру «Расти,

расти лучок»

Вы  будете луком, а  я  буду  лук  сажать  в  землю,  донцем  вниз.  Все  присели.

Теперь  я  беру  лейку  и  поливаю  лук  водой.  Лук  начинает  расти,  у  него

появляются  зеленые  листики.  Зеленый  лук  становится  большим-большим.

Вот и вырос наш зеленый лук. (Дети встают) Есть у нас огород – там зеленый

лук  растет  –  вот  такой  вышины-вот  такой  ширины)  Ты  лучок  выходи  и

немного попляши.

В огороде поутру погляди на грядку: - наклоны вперед - назад

Лук зеленый на ветру делает зарядку - потягивание вверх;

На зарядку встали вряд репа и редиска, - ходьба на месте;

Там листочки вверх глядят, - поднять руки вверх, помахать

Здесь – пригнулись низко - присесть

Молодцы,  ребята.  А  теперь  давайте  подойдем  к  столу,  где  каждый  по

очереди посадит свою луковицу в землю.

Показ с объяснением:

1.Нахожу у луковицы донце с корешками. Сажаю ее в землю корешками.

2. Надавливаю на луковицу, чтобы она крепко села в землю.

3. Поливаю землю вокруг луковицы.

4. Вытираю руки салфеткой.

Воспитатель: перед тем, как мы начнем работать, нам необходимо вспомнить

правила безопасности:

1.Не брать лук и землю в рот.

2.Не брать грязные пальцы в рот и не тереть ими глаза.

А  теперь  каждый  из  вас  по  очереди  сажает  лук  (вызываю  каждого

поочередно, контролирую процесс посадки)

Воспитатель: Дети, куда же лучше поставить наш «огород»? ответы детей.

Давайте  поближе  к  солнышку  – на  подоконник,  у  солнышка  света  много,  а

свет очень нужен растениям.  

Итог беседы

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались? (ответы)

Для чего мы посадили луковицы?  (  Чтобы  вырастить  зеленый  лук)  

Чего  в  зеленом  луке  очень много? (витаминов)

Для чего нам нужны витамины? (укрепить здоровье)

Что вы узнали нового?

Чем вам понравилось заниматься?  

Беседа «Овощи, фрукты – полезные продукты!»

Цель: научить детей выбирать продукты, полезные для здоровья. Вызвать стремление к здоровому питанию.

Задачи:

1)образовательные: учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы, способствовать поиску новой информации об овощах и фруктах, их пользе для здоровья, учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов; формировать интерес к произведениям русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки).

2)развивающие:развивать психические процессы; развивать  эмоциональную  отзывчивость  детей,  внимание,  поддерживать активность,  инициативность  и  самостоятельность  в  познавательной деятельности;  развивать речь, мышление, память.

3)воспитательные: воспитывать  понимание  ценности  здоровья  у  детей,  желание  не  болеть.

Ход беседы:

Воспитатель: вчера Кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Её дети их очень любят. Витамины вкусные, красивые.

А вы, ребята, пробовали витамины?

Витамины бывают не только в таблетках.

А в каких продуктах есть витамины?

Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

А сейчас послушайте в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).

Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы мне будете говорить, что на них изображено, и мы с вами узнаем, в чем же содержится большое количество витаминов!

Воспитатель показывает  по очереди изображение овощей и фруктов, а дети называют не только само название, но и отвечают на вопросы: какой (цвет, форма, вкус).

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий.

Воспитатель: Ой! К нам кто-то идет! Кто это ребята? (Открывается дверь, в гости к ребятам пришла кукла Аленка).

Кукла Аленка: Ребята, здравствуйте! Я слышала, что вы часто болеете? А вот я нет! А знаете почему? Вот послушайте!

Никогда не унываю

И улыбка на лице,

Потому что принимаю

Витамины А, Б, С.

Очень важно спозаранку,

Есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам

И не только по утрам.

Помни истину простую

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую,

Или сок морковный пьёт.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон

Хоть и очень кислый он.

Дидактическая игра: «Правильно - неправильно!»

Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!»

А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1.Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок,

И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2.Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить

Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3.Чтобы правильно питаться, вы запомните совет:

Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4.Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5.Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, да в дверь не может проползти.

6.Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Итог беседы:

Ребята, что бы быть здоровыми нужно есть овощи и фрукты, богатые витаминами. Вы запомнили, в каких овощах и фруктах содержаться витамины?

Какие ваши любимые овощи?

Беседа «Наш огород на окне»

Цель:расширять представления детей о саде и огороде;обобщить и расширить знания школьников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;

привлечь к работе как можно больше детей.

Задачи:

1)образовательные: осуществлять выращивание овощей на окне, рассада цветочных культур;закреплять знания детей об условиях необходимых для роста растений; рассказать детям о каждой выращенной культуре, об особенностях выращивания; проследить рост растений от семени до ростка; понять какую роль играют условия в разные периоды их роста и развития.

2)развивающие: развивать связную речь детей, расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления детей о признаках объектов.

3)воспитательные: воспитывать желание добиваться результата; участвовать в общем деле, развивать трудовые умения; прививать умение детей самостоятельно ухаживать за огородом, выполняя соответствующие манипуляции, на основе уже полученных навыков и умений;

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, посмотрите за окно, какое сейчас время года?

Дети: Весна.

В. : Правильно, весна! Какие признаки весны мы с Вами можем отметить?

Д. : Тает снег, прилетают перелетные птицы, становится теплее, появляются первые проталины, первые цветы.

В. : Совершенно верно! Скажи дети, а что же происходит на огороде?

Д. : Взрослые и дети начинают сажать овощи, цветы, ягоды!

В. : Давайте, мы с Вами вместе рассмотрим наш огород.

Огород, огород

Что за чудо! Вот так класс!

На подоконнике у нас,

Мини-огород живет,

Растет, и урожай дает!

Дети с воспитателем рассматривают огород, на котором высажены садово-огородные культуры: горох, кинза, лук, редис, бархатцы, цинния. Ребята замечают, что ростки саженцев направленны к свету!

В. : Ребята, посмотрите внимательно на наш огород, как вы думаете, что необходимо нашей рассаде, чтобы мы получили хороший урожай?

Д. : Земля, вода, воздух, свет, тепло.

В. : Правильно, ребята. Давайте рассмотрим каждое условие по отдельности.

Самое важное условие для развития и роста любого растения – это земля. Чтобы получить хороший урожай, мы с вами набрали земли, прорыхлили почву. Посадили семена. Но что еще необходимо сделать для нашего семени, чтобы оно проросло?

Д. : Вода.

В. : Правильно, ребята, чтобы семечко дало росток, необходимо его полить. Любой живой организм не может обойтись без воды. Итак, мы с вами посадили, полили наше семечко и через некоторое время мы увидели, что появился маленький росточек, затем первый листочек, второй и т. д.

Как вы думаете, без чего наше растение не сможет существовать.

Д. : Без воздуха.

В. : Правильно. Растения, как и мы с вами, дышат воздухом, т. е. или необходим кислород и углерод. А теперь, посмотрим на наш огород. Как вы думаете, почему эти ростки мы не можем сейчас высадить в открытый грунт.

Д. : На улице еще холодно, земля не прогрелась солнце, и наши ростки могут погибнуть.

В. : Совершенно верно, как Вы думаете, какое еще условие необходимо для дальнейшего роста наших растений?

Д. : Тепло. Земля должна быть прогрета.

В. : Да, ребята, тепло представляет собой основной фактор жизни растений.

Давайте мы внимательно посмотрим на наши ростки.

Что мы можем увидеть?

Д. : Ростки повернуты в сторону окна.

В. : Почему?

Д. : Растение тянется к свету, к солнцу.

В. : Да, ребята, чем больше света, тем лучше и быстрее растут наши растения. Они как мы, радуются каждому лучику солнца.

Физкультминутка:

Я волшебной палочкой превращаю вас в маленькие семена. (Дети приседают, обхватывают ноги, головы опущены.)

Тепло, свет, вода дружили с семенами. Ростки росли, росли, тянулись к свету. (Дети, покачиваясь, приподнимаются на носки.)

Из ростков выросли прекрасные растения. (Руки над головой – ладони раскрыты.)

Забыли полить растения, завяли, поникли они. (Дети медленно приседают; руки поникли, на лице грусть.)

Полили растения, ожили растения, радостно тянутся к свету. (Дети плавно приподнимаются, взмахивают руками, прыгают на месте.)

В.: Молодцы! Отдохнули, а теперь продолжим нашу работу. Сначала я покажу вам, ребята, как выглядит процесс посадки овощей, а потом вы сами посадите свои овощи. У нас подготовлены специальные контейнеры с землей для посадки овощей. Вот так высаживают лук: втыкаем лук в землю донцем вниз. Затем его поливаем и ставим в светлое теплое место. Теперь высаживаем чеснок. Сначала мы палочкой сделаем неглубокую лунку в середине стаканчика. В эту лунку заглубляем зубчик чеснока донцем вниз. Теперь землю нужно слегка прижать ладошкой, а затем аккуратно полить из леечки. Стаканчики ставим в светлое теплое место.

(Воспитатель демонстрирует детям поэтапно посадку овощей, комментируя весь процесс.)

В.: Вот, что у меня получилось! Ребята, перед вами контейнеры с землей. В них вы будете высаживать свои лук

(Всю последовательность посадки воспитатель с детьми повторяет на модели; затем дети приступают к посадке).

В.: Ребята, как вы думаете, завтра мы уже сможем попробовать лучок? Нет, надо подождать некоторое время, пока лук прорастет – даст зеленые стрелки. А для этого за посадками нужно ухаживать.  Ребята, давайте еще раз повторим как нужно ухаживать за луком.  Ответы детей.

В.: Молодцы! Правильно – нужно поливать и рыхлить землю, в которую мы посадили лук. Сегодня мы с вами очень много узнали нового! Много поработали! Теперь у нас на подоконнике появился свой огород, за которым мы ежедневно будем наблюдать и ухаживать.

Развлечение  «Веселый огород»

Цель: закрепить названия овощей, расширить представления детей об отличительных особенностях овощей, о том, что их можно есть в сыром и вареном виде, что в них много витаминов.

Предварительная работа: чтение и заучивание наизусть стихов об овощах, рассматривание овощей, игра «Во саду ли, в огороде», домино «Овощи и фрукты».

Атрибутика: 2 набора муляжей - овощей, шапочки-ободки  с изображением овощей (свекла, кабачок, капуста, помидор, огурец), поднос с кусочками вареных и сырых овощей для игры, 2 корзинки, 2 обруча.

Ход развлечения:

Воспитатель в образе «бабушки - загадушки» (на голове платочек, в руках – корзинка с муляжами-овощами) входит в группу.

В.: Здравствуйте, ребята. Я – бабушка - загадушка, припасла вам овощей и для супа и для щей. Хотите со мной поиграть? Тогда садитесь рядком да поговорим ладком (дети рассаживаются полукругом на стульчики).

У меня на грядке выросли загадки, а отгадки  - в моей корзине. Слушайте внимательно, найдите обязательно (воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, затем находят отгаданный овощ в корзине и достают его).

Сидит девица в темнице

А коса на улице (морковь)

Изогнутые, длинненькие

А зовут их - «синенькие» (баклажаны)

Все зовут его синьор

Это – красный…(помидор)

Растет она в земле,

Известна  в целом мире,

Частенько на столе

Красуется в мундире (картошка)

Летом на грядке – зеленый,

А зимой  в бочке  - соленый  (огурец)

В.: Молодцы, ребятки, отгадали мои загадки. А вы сами знаете  про овощи стихи? Хочу вас послушать.

(Воспитатель  надевает детям шапочки - ободки, дети читают по очереди стихи про овощи)

1.Тетушка Фекла,

Красная свекла!

Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей!

2.Кабачок, кабачок,

Подремать лег на бочок,

Ты похож на поросенка

Только  где же пятачок?

3. В огороде  за забором

Поспевают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

 4.Среди листиков зеленых

Спрятался огурчик.

Отыскать его нетрудно —

Вот же он, голубчик!

Он хрустящий и пахучий,

Он блестящий и колючий,

Положу его в салат –

То-то будет аромат!

5.Капуста молодая

Листочки завивает.

Станет, словно шар кругла,

Велика, как голова.                                  

В.: Ай да молодцы, ребята, хорошие стихи знаете. А теперь

Пойдем с вами в огород:

Посмотрим,  как у нас растет

Морковь, укроп, петрушка.

Полна ль воды кадушка?

Все поспело, все созрело -

Добрый будет урожай!

Здесь для всех найдется дело,

Не ленись, да собирай!

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери урожай».

(Воспитатель распределяет детей на две команды, в 2 обруча кладет  одинаковые наборы овощей-муляжей, командам  дает 2 корзинки, в которые дети по очереди собирают по одному овощу, бегут к своей команде и передают корзинку следующему игроку.Победит та команда, которая первой соберет в корзину все овощи)

В.: А у меня для вас есть овощные чистоговорки:

Я начну, а вы кончайте

Дружно, хором отвечайте!

Засмеялся помидор

(дети: ор-ор-ор-ор)

Пляшет вкусный кабачок

(чок-чок-чок-чок)

Маршируют огурцы

(цы-цы-цы-цы)

В домике живет горох

(ох-ох-ох-ох)

В грядке прячется морковь

(овь-овь-овь-овь)

Громко плачет горький лук

(ук-ук-ук-ук).

 В.: Очень хорошо вы помогали мне, хочу поиграть с вами во вкусную игру «Угадай овощи»

Воспитатель показывает детям кусочки сырых и вареных овощей на подносе, и предлагает им с закрытыми глазами угадать на вкус предложенный овощ: сырая морковь, огурец, вареная картошка, редис, сырой лук, вареная свекла, помидор

В.: Молодцы, ребята, все вы угадали и хорошо играли. А на прощанье вам  — подарок от меня (дарит детям настольную игру).

Развлечение «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Цель: способствовать воспитанию элементарных правил здорового образа жизни.

Задачи: способствовать закреплению знаний детей о витаминных качествах овощей и фруктов, об их значимости в жизни людей, необходимости применять их в питании взрослых, детей, воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням

Оборудование: магнитофон, записи с детскими песнями, дидактическая игра «Где растут овощи и фрукты», корзина с фруктами и овощами.

Ход развлечения:

Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня зайчик собирался прийти в гости. Но где, же он? Может быть, заблудился?

Зайчик:

Здравствуйте! А вот и я!

Только болен я, друзья.

У меня усталый вид,

Очень голова болит.

Ломит спину, колет бок,

Нужен врач, он мне б помог.

Воспитатель:

- Хватит охать и реветь,

Стыдно зайчику болеть.

Приходи к нам в детский сад,

Здесь узнаешь от ребят:

Как здоровым, сильным быть,

Как без грусти день прожить.

Правда, дети, мы ведь сможем?  

Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь побыстрее вылечить Зайку. Конечно, же нам в этом помогут витамины. Витамины помогают детям и взрослым быть здоровыми и крепкими. Одни витамины помогают детям расти, а другие - глазам хорошо видеть. А ещё есть витамины от болезней. Если ребёнок получает эти витамины мало, то он часто болеет, теряет аппетит и плохо растёт. Особенно богаты витаминами это фрукты и овощи.

Назовите фрукты и овощи которые вы знаете и любите? А чтобы поправиться сделай – ка, зайка, с нами витаминную зарядку.

Витаминная зарядка

Пейте все томатный сок И. п. раз, два, три, четыре Ходьба на месте.  

Кушайте морковку          И. п. раз, два, три, четыре руки к плечам, руки вверх.

Все ребята будете            И. п. руки на пояс раз, два, три, четыре

Крепкими и ловкими      И. п. руки на пояс раз, два, три, четыре – приседания

Грипп, ангину, скарлатину  И. п. руки на пояс раз, два, три, четыре - прыжки

Все прогонят витамины  И. п. о. п. раз, два, три, четыре - ходьба на месте

Воспитатель: - Если ты, Зайка, будешь употреблять витаминные продукты, то обязательно поправишься быстро.  

Зайка: - А, наши ребята любят есть овощи и фрукты?  

Ответы детей

Воспитатель: - Очень любят и всем советуют.

Зайка: - Я понял,

Чтоб здоровым, сильным быть -

Надо фрукты, овощи любить.

Все без исключенья –

В этом нет сомненья!

Воспитатель: Ну, конечно, Зайка,

Чтобы быть здоровому,

Дары бери садовые!

Витаминная родня –

Дети солнечного дня!

Тот, кто ест морковку,

Станет сильным, крепким, ловким.

А кто любит, дети, лук –

Вырастает быстро вдруг.

Кто капусту очень любит,

Тот всегда здоровым будет!

Ребята, давайте покажем Зайке, как мы готовим витаминный салат

Пальчиковая гимнастика «Мы капустку рубим, рубим»

Зайка: -  Молодцы, ребятки. А помогите мне собрать урожай овощей и фруктов на моей полянке.

Подвижная игра «Зайки на полянке»

Зайка: - Теперь я знаю, что нужно делать, чтобы быть сильным, крепким и здоровым. Нужно питаться овощами и фруктами, чтобы быть здоровыми, красивыми, умными.

Воспитатель: - Да, да, и еще не забывайте мыть руки, овощи и фрукты перед едой!

Дидактические игры

«Что растёт в огороде?»

Цель: выявить характер представлений ребёнка об овощных культурах, правилах их жизнеобеспечения и пользе для человека.

Используется метод беседы.

Материал: карточки с изображением овощей, садово-огородного инвентаря,

природных явлений. Игровой персонаж – пугало, от имени которого педагог задаёт вопросы детям.

Покажи и назови овощи. Какие из них ты любишь?

Какие не любишь, почему?

Как ты думаешь, овощи полезны для человека? Почему?

Хочешь ли ты сам вырастить овощи?

Как ты думаешь, что тебе для этого потребуется?

Какой водой и как нужно поливать овощи?

Как ты думаешь, а сами овощи любят витамины (подкормку)?

Что может произойти с овощными растениями, если не ухаживать за ними?

«Что растет на нашей грядке?»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат -

Наша грядка просто клад.

Но арбузы не растут тут.

Если слушал ты внимательно,

То запомнил обязательно.

Отвечай-ка по - порядку:

Что растет на нашей грядке?

«Найди по описанию»

Цель: развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением. Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

 «Что добавилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

Картинки рассматривай и их запоминай,

Я новые добавлю, а ты их называй.

(Предметные картинки с изображением овощей.)

«Вершки-корешки»

Цель: уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.

Ход игры:

Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.

- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину.

- Все овощи разложены. Молодцы!

- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.

«Красный, зеленый, оранжевый»

Цель: уточнить представление детей об основных цветах, учить образовывать прилагательные, обозначающие признак предмета по цвету.

На картинки посмотри,

Какой по цвету овощ, ты скажи.

(Предметные картинки с изображением овощей.)

Красный помидор, зеленый огурец и т.д.

 «Четвертый лишний»

Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.

На картинку посмотри,

Предмет лишний назови

И свой выбор объясни.

Помидор, огурец, яблоко, морковь.

Помидор, перец, редиска, огурец.

Огурец, помидор, кабачок, баклажан.

 «Скажи ласково»

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ты дружочек не зевай,

Да словечко приласкай.

 (Помидор – помидорчик, огурец – огурчик и т.д.)

«Один – много»

Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.

Мы волшебники немного,

Был один, а станет много.

(Помидор – помидоры – много помидор  и т.д.)

«Веселый счет»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».

Сколько их – всегда мы знаем,

Хорошо мы все считаем.

(Один помидор – два помидора – пять помидор  и т.д.)

«Из чего – какой?»

Цель: закрепить в речи детей употребление относительных прилагательных и способов их образования.

Вот предмет, а из чего,

Люди сделали его.

(Сок из моркови – морковный сок и т.д.)

«Подбери слово»

Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.

Дети все на свете знают,

Что каким у нас бывает.

Помидор какой? – красный, круглый, большой, сочный, сладкий. И т.д.

 «Рассказ об овоще»

Цель: учить детей составлять описательный рассказ по опорной схеме.

На овощ посмотри,

По схеме расскажи.

По порядку говори,

Ничего не пропусти.

Цвет                    

Форма                    

Размер                  

Вкус

Например: Это помидор. Он красного цвета. Круглой формы. Большого размера. На вкус сочный и сладкий.

 «Сложи картинку»

Цель: познакомить детей с разнообразием овощей, учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие, внимание, мышление, речь, мелкую моторику.

У каждого ребенка картинка с изображением овоща, разрезанная на 4 части.

- Какой овощ у тебя получился?  (Помидор.)

Подвижные игры

Игра малой подвижности « Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол).

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

 «Огуречик… огуречик…»

Цель: формировать умение прыгать на двух ногах в прямом направлении; бегать не наталкиваясь друг на друга; совершать игровые действия в соответствии с текстом.

Ход игры: На одном конце зала – воспитатель, на другом дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

 «Огуречик, огуречик не ходи на тот конечик,

Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет».

После окончания речевки, дети убегают в свой дом. Воспитатель произносит слова в таком ритме, чтобы дети могли на каждое слово подпрыгнуть два раза. После того как игра освоена детьми роль мышки можно поручать наиболее активным детям.

«Овощи — фрукты»

Цель: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.

Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов

Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:

« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».

«Кабачок»

Цель: развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски.

Опыты

Опыт 1: «Что внутри комочка?»

На тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её ложечкой.

-Что вы увидели? (камешки, песчинки, веточки) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)

Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.

Опыт 2 «Воздушные пузырьки»

Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.

-Что вы наблюдаете? (пузырьки поднимаются на поверхность)

-А где воздух «прячется» в земле? (между мелкими частицами)

Вывод: В земле содержится воздух.

Опыт 3: «Растворимость земли»

Землю в стакане с водой хорошо перемешайте ложечкой, подождите немного.

-Растворилась ли земля в воде?

Вывод: Земля в воде не растворяется, но окрашивает воду в черный цвет.

Опыт-наблюдение « Рост лука в разных условиях»

Цель: выявить, какое растение развивается лучше

Содержание опыта: одно растение посажено в почву, другое – в воду, третье в бумагу

Через 2 недели: лук в почве и воде пророс, пустил корни, а в бумаге остался без изменений.

Вывод: растению для роста нужна земля и вода, т. к. в них есть питательные вещества.

Опыт: Вода и растение

Цель опыта: Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений

Содержание опыта: проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).

Опыт: Солнце и растение

Цель: Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений

Содержание опыта: два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету

Загадки про овощи и фрукты

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И малые детки. (Яблоко)

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Длинноножка хвалится –

Я ли не красавица,

Всама – то косточка,

Да красненькая косточка. (Вишня)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (Арбуз)

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя, резкий.

Горький вкус имеет он

Обжигает… не лимон. (Лук)

В огороде – жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь.

Он как полная луна,

Вкусные в нём семена. (Тыква)

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек.

Что это? (Горошек)

Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?  (Репка)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

На стебле зелёный крюк,

А на нём висит сундук.

В сундуке восемь ребят

Молча рядышком сидят. (Горох)

Маленький и горький, луков брат. (Чеснок)

Фиолетовый кафтан

Носит овощ … (Баклажан)

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные. (Огурцы)

Дом зеленый тесноват:

Узкий длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Осенью пришла беда -

Треснул домик гладкий,

Поскакали кто куда

Круглые ребятки.  (Горох)

Сто одежек -

Все без застежек. (Капуста)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи -

Меня в них ищи. (Капуста)

Она прячется от солнца

Под кустом в глубокой норке,

Бурая – не мишка,

В норке - но не мышка.  (Картошка)

Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

Зразы и вареники,

Печёнки в кожуре,

И отличную окрошку

Можно сделать из...  (Картошки)

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь - очень гладкая,

На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

Над землей трава,

Под землей бордовая голова. (Свекла)

В огороде хоть росла,

Знает ноты соль и фа. (Фасоль)

Художественная литература

С. Михалков «Овощи»

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!...

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!...

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!...

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!...

И суп овощной оказался не плох!

Стихи про овощи

Я – морковка, рыжий хвостик.

Приходите чаще в гости.

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щечки заалели,

Ешь морковку, сок мой пей,

Будешь только здоровей!

Я – толстый красный помидор,

Люблю детишек давних пор.

Я – витаминов сундучок,

А ну-ка, откуси бочок!

Я – и свежий, и соленый.

Весь пупырчатый, зеленый.

Не забудь меня, дружок,

Запасай здоровье впрок.

А я - сочная капуста,

Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

А какие вкусные

Щи мои капустные!

В черной шляпе - топ да топ -

По дорожке скачет боб.

Подкрутил усы горох: чем я плох? Совсем не плох.

Говорит ему фасоль:

- Ты, горох, у нас - король.

Мы, бобовые, гордимся,

Что для разных каш годимся,

Что плоды у нас в стручках,

Как в волшебных сундучках.

Но полезные белки

Мы не прячем под замки.

Те, кто с детства дружат с нами,

Те растут богатырями.

Белая и хрусткая,

Зовут меня капусткою.

Вкусная, полезная –

Прогоню болезни я.

Да, я – перец, но не тот,

Что язык так сильно жжет.

Я мясистый, витаминный,

Запаси меня на зиму.

Мое имя – баклажан.

Фиолетовый кафтан,

Ты сырым меня не жуй!

Для икры я пригожусь.

Я и в супе, и в салате,

В пирогах я и в оладьях.

Ты меня попробуй, крошка,

Я – всем нужная картошка!

Я шепну тебе на ушко:

Я - не клоун, но - петрушка.

Сочная и длинная –

Зелень витаминная.

И зеленый, и душистый.

И, как елочка, пушистый.

Я – укроп, делюсь секретом:

Нужен я зимой и летом.

Я – лук, я – Чипполино,

Веселый, озорной.

Простуды и ангины

Не справятся со мной

Стихотворения про лук

Всем на зависть нынче лук.

Чудной формы и упруг,

Точно шарик непокорный,

Вырывается из рук.

Он на редкость круглый – вижу,

Золотистый, красный, рыжий.

Но, снимая кожуру,

Прекратишь свою игру.

Глаз защиплет не на шутку.

Зареветь решил, как будто?

Лук в саду и в огороде,

Да при всём честном народе,

Развивается, растёт.

От болезней нас спасёт.

Да, удачный вырос лук.

Всё свершилось. Но не вдруг.

Труд затрачен мною был.

За посадкой я следил.

Вырос крупный лук-порей.

И теперь ты не болей.

Репчатый — в салат добавь.

И на стол смелее ставь.

Необычный лук-батун,

И сибирский лук слизун.

Ароматный, горьковатый –

Плачешь? Кто же виноватый?

Александр Прокофьев «Огород»

В огороде много гряд,

Есть и репа, и салат.

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Наш зеленый огород

Нас прокормит целый год.

Консультация для родителей «О луке детям»

Кто из нас не знает, что такое лук? Скорее всего, таких незнаек нет. И не надо быть опытным луководом, чтобы вырастить это растение. Белый, желтый, фиолетовый – каких только цветов не бывает эта древнейшая на земле овощная культура.

Родина репчатого лука – горные районы Средней Азии. В качестве культурного растения первыми его научились использовать жители Индии и Афганистана. Затем он начал своё «победное шествие» и в другие страны мира.

Был такой старинный обычай.

Когда в южных селениях по улице двигался свадебный кортеж, то во главе его шёл крестьянин с огромным венком из репчатого лука – символом благополучия молодой семьи. Праздничный венок был надет на шею. Блестящие луковицы сверкали на солнце, и «перешёптывались» между собой в своей особой «луковой» манере. До сих пор венки, косы, плетеницы из лука в ходу.

Род лука имеет в своём активе свыше шестисот видов, распространенных по всему свету. Все виды лука имеют высокие вкусовые качества.

Около двухсот пятидесяти из них произрастают в диком виде в Средней Азии, в Крыму, на Алтае и Дальнем Востоке, в Сибири, в Европейской части страны. Эта культура имеет огромное народнохозяйственное значение. Лук используется в качестве пищевого, витаминоносного, лекарственного, декоративного, медоносного растения. При огромном количестве различных видов, к возделываемым относятся гораздо меньшее количество. Из луковых растений, завоевавших место на наших садовых и огородных участках, наиболее распространены семь видов: батун, душистый, порей, репчатый, слизун, шнитт, и чеснок.

Лук-батун – многолетнее растение, имеющее полые трубчатые листья, как у лука репчатого, но не образующего такой же луковицы (у батуна появляется небольшая по размеру луковица цилиндрической формы, переходящая в ложный стебель). Родиной этого вида лука является Китай. По-другому это растение можно назвать: лук дудчатый, татарка, зимний, песчаный. Лук-порей – двухлетнее травянистое растение. Относится к числу ценных в пищевом отношении овощных культур. Его родина – Средиземноморье. Широко распространён в Западной Европе (Франция, Дания, Голландия). Репчатый лук – двухлетнее растение с хорошо сформированной луковицей. В диком виде не найден. Его родная сторона – Средняя Азия и Афганистан. В культуре известен свыше четырёх тысяч лет до н.э.
Полезные свойства лука подмечены человеком давно. Луковые культуры приносят пользу всем, особенно их зелёные листья, которые содержат витамин С и каротин. Свежая зелень луковых – хорошее противоцинготное средство, она возбуждает аппетит, улучшает пищеварение. Зелёный лук всех видов полезен больным острым респираторным заболеванием или гриппом, так как в его состав входят фитонциды, губительно действующие на болезнетворные микроорганизмы. Лук-порей рекомендуется при нарушениях обмена веществ.

Консультация для родителей «Огород на окне»

В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети  наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный  материал.

В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой, и в тоже самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы - пожарные" (методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста)

Методическая разработка для педагогов дошкольного образования. Образовательная область "Познание"....

Презентация.Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста .Инструктаж по правилам дорожного движения.

Презентация.Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста .Инструктаж по правилам дорожного движения....

Методическая разработка "Развитие детей младшего дошкольного возраста"

На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собственног...

методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста " День рождения города"

Цель: воспитание любви и уважения детей младшего дошкольного возраста к городу, в котором они живут...

Методическая разработка. Экскурсия детей младшего дошкольного возраста в бассейн

Привлечь внимание детей и родителей к плаванию, как к увлекательному и полезному виду спорта....

Методическая разработка. «Развитие детей младшего дошкольного возраста (двух-трех лет)»

На втором-третьем году жизни у малыша активно развивается физическое тело — он становится более подвижным и активным. Это возраст, когда впервые проявляется его самостоятельность и чувство собст...

Методическая разработка для детей младшего дошкольного возраста тема «Мебель»

Программное содержание: Образовательные: Учить детей отвечать на вопросы. Закрепить в речи детей обобщающие слова; побуждать детей поддерживать диалог; формировать представление по теме: мебель, вос...