Рабочая программа дополнительного образования "Маленькие исследователи"
рабочая программа по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Манякина Юлия Александровна

Цель программы:  создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.

Работа с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

 

   Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Используются и другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.). Используются наблюдения за природой, опытническая и экспериментальная деятельность, дидактические игры, длительные наблюдения и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_malenkie_issledovateli.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе (ст. 14) , педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации».

В трудах многих отечественных педагогов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями  к результатам освоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. 
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей .Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

Дети очень любят экспериментировать и исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами, о чем неоднократно говорил Л. С. Выготский.

Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности,  и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Тесно связанно экспериментирование с трудом, ведь оно не бывает  без выполнения трудовых действий.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

Представленный материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. В данной программе содержание, средства и формы исследовательской деятельности детей подобраны с учётом их возможностей и интересов, которые, в свою очередь, обеспечивают последовательный рост осмысленного восприятия окружающего мира. Весь практический материал построен с учётом перехода от традиционной дидактики к личностно – ориентированной, при этом базовой основой является государственный образовательный стандарт.

Работа в кружке построена следующим образом:

- каждый месяц планируется 2 самостоятельные темы;

-  занятия проходят в увлекательной форме (беседы, игры – задания, проведение опытов и т. д.);

-  практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей;

- приветствуется посещение родителей, внедрение их в практическую деятельность.

Цель программы:  создание условий для формирования у дошкольников поисково-познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширять имеющиеся у детей представления об окружающейся действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: исследователя, лаборанта, ученого, сыщика.

Задачи: 

Познавательные: 

- расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей;

-  формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие: 

- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

-  развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

-  создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

- стимулировать желание детей экспериментировать;

-  формировать коммуникативные навыки;

- воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Программное содержание предполагает три направления:

1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

Основными принципами программы являются:

1. Доступность, наглядность, активность, сознательность обучения, его развивающая и воспитывающая направленность.

2. Формирование базисных основ экологической культуры.

3. Интеграция знаний из различных наук с целью формирования экологического мышления и поведения.

4. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с ребенком в

регламентированной, нерегламентированной и самостоятельной деятельности.

5. Учет психологических особенностей усвоения знаний детьми на каждом

возрастном этапе.

6. Активное овладение детьми экологическими знаниями и навыками.

7. Формирование деятельно-практического отношения к экологическим знаниям.

Организационно-методическое обеспечение программы

       Реализация программы предполагает специально организованное занятие, в процессе которого воспитанники получают навыки и знания по изучаемым темам.

      Программа кружка «Маленькие исследователи» рассчитана на 3 учебных года (с 3 до 6 лет) .

Занятия проводятся во второй половине дня два раза в месяц, с сентября по май. Продолжительность занятий соответствует возрастным особенностям дошкольников: 3-4 года - 15 минут, 4-5 лет – 20 минут, 5-6 лет - 25 минут. 

Методы и приёмы, используемые на занятиях

     Методика работы с детьми строится в направлении личностно- ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

   Содержание занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Используются и другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) .

  Для детей 3-4 и 4-5  лет используются в основном игровые приемы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.), загадывание загадок и т.д.

 Для детей 5-6 лет - широко используются наблюдения за природой, опытническая и экспериментальная деятельность, дидактические игры, длительные наблюдения и т.д.

   Уровень экологических знаний и умений детей определяется через беседы, наблюдения педагогов, решения житейских ситуаций, простые тесты — испытания, участие в экспериментировании, в стремлении к заботе о природе, экологической активности.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Объём экологических знаний и умений у детей 3-4 лет:

- знают какие животные домашние, какие дикие, где живут, чем питаются;

- называют животных по картинкам;

- называют времена года и показывают по картинкам, знают признаки каждого времени года;

- называют и показывают  погодные явления и к какому времени года относятся;

- называют и показывают овощи, фрукты, ягоды;

- знают свойства воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса)  и её значимость в жизни человека;

- знают свойства песка (сыпучий, пропускает воду, не растворяется), имеют понятие о песочных часах;

- знают, что такое ветер , его свойства и роль в жизни человека;

- имеют понятие о том, что такое облака;

- знают  о свойствах мыла, шампуни (цвет, запах, вязкость, мылкость), о сфере их использования.

Объём экологических знаний и умений у детей 4-5 лет:

- умеют различать и называть деревья , кустарники, цветы;

- знают, что такое ствол, ветки, стебель, листья, цветы, называют их;

- знают зимующих и перелётных птиц, называют их;

- имеют представления о свойствах почвы, имеют элементарные знания о песке, глине, камнях.

- знают о способах возникновения тени, её свойствах, важности её в жизни живых организмов;

- узнают предметы, сделанные из стекла , определяют его качества (толстое -тонкое, прозрачное, хрупкое и т.д.);

- имеют представление о свойствах муки (сыпучесть, соединение с водой, преобразование в тесто, способность принимать любую форму);

- имеют представления о предметах плавающих и тонущих в воде, умеют классифицировать по признаку : тонет, плавает;

- знают  о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет) и о значимости солнца в жизни всего живого на земле;

- знакомы со  свойствами воды, льда, снега, сравнивают их, выявляют особенности их взаимодействия.

Объём экологических знаний и умений у детей 5-6 лет:

- знают и называют животных по месту их обитания ( животные Африки,  Арктики, леса, водоёма и т.д.);

- расширены знания о деревьях, лесах и их значимости в природе;

- расширены представления об использовании человеком факторов природной среды, сформированы представления  о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека и животных;

- умеют опытным путём доказывать свойства песка, воды, воздуха;

- умеют опытным путём определять свойства предметов, массу, размер;

- знакомы со свойствами дерева и металла;

- имеют представления о свойствах зеркал, имеют понятие о том, что такое «зеркальное отражение»;

- знакомы с увеличительным стеклом, понятием «линза», имеют понятия о свойствах, назначении, применении в жизни;

- знакомы с понятием магнит и    его способностью притягивать некоторые предметы;

- знакомы с бумагой разной фактуры, знают  её назначение, из чего делается.

Мониторинг освоения программы

      Для оценки уровня экологических  знаний и эффективности работы по данной программе используются критерии диагностики по экологическому образованию.

Критерии диагностики по экологическому образованию

( по С.С.Кашлеву)

Младшая группа

Высокий

   1. Ребёнок владеет экологическим содержанием беседы, проявляет активность в общении со взрослыми, с интересом отвечает на вопросы и решает проблемные ситуации.

   2. Практически на все вопросы даёт адекватные, однозначные и исчерпывающие ответы. Часто проявляет экологическую эрудированность.

   3. Ребёнок владеет устойчивой мотивацией к бережному отношению к природе. Представления ребёнка носят целостный характер.

Средний

   1. Ребёнок отчасти владеет экологическим содержанием беседы. Какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем, в решении проблемных ситуаций.

2. Не на все вопросы ребёнок даёт адекватные ответы, допускает ошибки, затрудняется отвечать.

3. Ребёнок обладает неустойчивой мотивацией к бережному отношению к природе.

Низкий

   1. Ребёнок слабо владеет экологическим содержанием, какие-то разделы позволяют ему проявляться активнее в общении с воспитателем. Активность ребёнка инициирует педагог, поддерживая его интерес к разговору.

  2. На большинство вопросов ребёнок допускает множество ошибок, затрудняется отвечать или не отвечает совсем.

  3. Ребёнок обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к бережному отношению к природе, не задумывается об этом.

Средняя группа

Высокий

1. Глубокое осознание необходимости охраны природы, рационального природопользования.

2. Многосторонние, развитые экологические интересы.

3. Систематические, межпредметные научные и эмпирические экологические знания.

4. Ответственное, бережное отношение к природе.

5. Адекватность экологического сознания и поведения в природе (знание правил поведения в природе и закономерностей развития природы соответствует поведению в природе).

6. Широкий спектр открытого проявления положительных чувств и эмоций от общения с природой.

Средний

1. Есть некоторое осознание необходимости охраны природы, рационального природопользования.

2. Поверхностные, ситуативные экологические интересы. Присутствует интерес к экологической деятельности.

3. Наличие научных и эмпирических экологических знаний, имеющих некоторую взаимосвязь между собой.

4. Бережное, но всегда грамотное отношение к природе.

5.  В основном адекватное поведение в природе в соответствии с имеющимися знаниями о правилах поведения.

6. Проявление спектра положительных чувств и эмоций от общения с природой. Некоторый набор сформированных практических экологических умений.

Низкий

1. Нет осознания необходимости охраны природы и своей личной причастности к этому.

2. Фрагментарные экологические знания, в большей мере эмпирические.

 3. Потребительское отношение к природе.

4. Неадекватность экологического сознания и поведения в природе.

5. Положительные чувства и эмоции при общении с природой практически не проявляются или скрыты.

6. Набор экологических знаний крайне ограничен, степень их развития невысока.

Старшая группа

Высокий

1. Выраженное осознание своей личной причастности к решению экологических проблем в ближайшем окружении, убедительная аргументация своей позиции.

2. Многосторонние, развитые экологические интересы. Ярко выраженный интерес и потребность в экологической деятельности.

3. Систематические, межпредметные научные и эмпирические экологические знания.

4. Глубокое осознание самоценности природы, многосторонней ценности природы для человека, общества.

5. Ответственное, бережное отношение к природе.

6.  Широкий спектр открытого проявления положительных чувств и эмоций от общения с природой.

7. Разнообразные сформированные практические экологические умения. 

Средний

1. Есть осознание своей личной причастности к решению экологических проблем, но оно ситуативно и не всегда аргументировано.

2.  Поверхностные, ситуативные экологические интересы. Присутствует интерес к экологической деятельности.

3. Наличие научных и эмпирических экологических знаний, имеющих некоторую взаимосвязь между собой.

4. Осознается многосторонняя (разнообразные аспекты) ценность природы.

5. В основном адекватное поведение в природе в соответствии с имеющимися знаниями о правилах поведения.

6. Есть потребность в периодическом общении с природой. Проявление спектра положительных чувств и эмоций от общения с природой.

7. Некоторый набор сформированных практических экологических умений.

Низкий

1. Нет осознания необходимости охраны природы и своей личной причастности к этому.

2. Отсутствуют выраженные экологические интересы.

3.  Фрагментарные экологические знания, в большей мере эмпирические.

4. Не осознается многосторонняя ценность, самоценность природы.

5. Неадекватность экологического сознания и поведения в природе.

6. Нет потребности в постоянном общении с природой. Положительные чувства и эмоции при общении с природой практически не проявляются или скрыты.

7. Набор практических экологических умений крайне ограничен, степень их развития невысока. 

Утверждаю

Заведующий МБДОУ ДС №78

«Исток» г. Смоленска

____________ С.Н. Ермолаева

Рабочая программа кружка                                               «Маленькие исследователи»

        Руководитель кружка:

Манякина Юлия Александровна

Смоленск, 2019г

Название месяца

Тема занятия

Содержание

Оборудование (материалы, атрибуты, игры), форма проведения

Дата проведения

Отметка о выполнен

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

 1.Домашние животные

2. Кто живёт в лесу?

1.Весёлая капелька

2. Песочный городок

1.  К нам весна шагает быстрыми шагами

2. Плывут по небу облака

1. Овощи и фрукты

2. Мыльные чудеса

1. Солнечный блик

2. Минидосуг "Кладоискатели"

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни

 Учить детей выделять и называть части тела животных, выявлять их отличительные особенности (длинные уши, короткий хвост у зайца; коричневая окраска у медведя; маленькие острые уши, большой пушистый хвост, рыжая окраска у лисы); познакомить с некоторыми сведениями об условиях жизни, особенностях поведения (живут в лесу; заяц скачет, ест траву; лиса бегает, ловит мышей; медведь ходит, ищет ягоды, мед).

Познакомить со свойствами воды: прозрачность, текучесть, бесцветность; уточнить значение её для всего живого;  включать детей в совместные со взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, учить выделять свойства изучаемого объекта, развивать познавательный интерес.

Выявить свойства сухого и мокрого песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Закреплять с детьми названия времён года по их признаку , закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость, развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, что такое облака и какие они бываю . Развитие наблюдательности. 

Продолжать формировать знания об овощах, уточнить знания о цвете и форме овощей и фруктов;

обобщить и закрепить знания о месте произрастания; развивать умение работать коллективно.

 

Расширить знания о свойствах шампуни и мыла (цвет, запах, вязкость, мылкость), о сфере их использования; познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством мыла, растворенного в воде

Формировать представления о свойствах солнечных лучей (тепло, отражение, свет), беседа о значении солнца для человека и всего живого

Обобщение и систематизация представлений, умений, знаний, полученных детьми в течении года с помощью развивающих игр

Беседа с показом иллюстраций по теме, дидактическая игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята» 

Иллюстрации по теме, стишки про лес и его обитателей, рифмовки о животных

Загадки о воде,

беседа о значении воды, рисование капель,

подвижная игра « Капельки и тучки», опыт с водой: стаканчики с водой, краски и кисточки, предметы тяжелые и лёгкие (ложка, чашка, бумага, колпачки от фломастеров)

Песок, вода, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей , воронки, картинки с изображением детей (ребенок обсыпается песком, ребенок ест песок, ребенок трёт глаза),  песочные часики

Чтение стихотворения “Март”, «Весна идёт», Д/и " Четыре времени года" ( большие картины с временами года и маленькие карточки для каждого ребёнка),

экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова, продуктивная деятельность "Облака из ваты"

Беседа с рассматриванием изображений овощей и фруктов; сюжетно - ролевая игра магазин «Фрукты- овощи», дидактическая игра «Что где растет»

Предварительная работа: наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур; чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», Чтение сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"; игра "Надувайся пузырь", беседа, экспериментирование "Делаем мыльные пузыри" (кусочки мыла, коктейльные трубочки,  прозрачные стаканчики, краски, белые листы бумаги, салфетки

.Наблюдение за солнцем на прогулке, беседа о значении солнца с рассматриванием иллюстраций по теме ; экспериментирование "Солнечный зайчик" (с маленьким зеркалом)

Сундучок с шоколадными медалями, письмо с заданиями, карта, геометрические фигуры, пластмассовые фрукты и овощи, загадки про животных, вода в миске, мыло или шампунь, лопатки и формочки для песка, цифры от 1 до 5; игры:  "Построй мостик", "Угадай кто", "Пенный замок", "Варим суп и компот", "Печём куличики"

Перспективное планирование работы по кружку на 2019-2020 гг.

Название месяца

Тема занятия

Содержание

Дата проведе-ния

Отметка о выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Осенняя пора

 

2. Изучаем деревья

1. Ветер, ветер, ты могуч!

   

2. Гроза-опасное явление !

1. Стаи птиц

2. Такая разная бумага

1. Морская вода

2. Путешествие в мир стеклянных вещей

1. Разноцветные сосульки

2. Наши помощники-органы чувств

1. Реактивный шарик

2. Испарение

1.  Почему все падает на землю

2. Путешествие Капельки

1. Маленький цветочек

 

2. Веселые песчинки

Подведение итогов

1. Чтение художественной литературы: стихи и загадки про осень.

2. Беседа "Что происходит осенью".

3. Совместная аппликация "Осенний листопад"

1. Рассматривание и изучение деревьев на прогулке.

2. Беседа "Деревья: строение и разновидности"

3. Рисование "Осеннее дерево"

1. Наблюдение во время прогулки за таким природным явлением как ветер

2. Беседа "Что такое ветер?"

3. Опыт со свечой

1. Просмотр медийной презентации " Гром, гроза и молния"

2. Беседа "Чем опасна гроза?"

1. Чтение художественной литературы: стихи и загадки про птиц.

2. Беседа "Птицы зимующие и перелётные"

3. Лепка "Воробей"

1. Беседа "Бумага: откуда берётся и что умеет?"

2. Опыты с разной бумагой

1. Беседа "Почему вода в море солёная?"

2.  Проведение экспериментально-исследовательской деятельности.

«Как сделать морскую воду»

1. Беседа « Стекло: оно какое и из чего сделано?»

2. Экспериментально-исследовательская деятельность «Волшебные стеклышки».

1. Беседа «Лед- это вода?»

2.  Экспериментально-исследовательская деятельность «Твердая вода. Почему не тонут айсберги»

1. Беседа «Органы чувств – что это?»

2.  Экспериментально-исследовательская деятельность «Изучаем органы чувств человека»

1. Беседа «Воздух и его свойства»

2.  Экспериментально-исследовательская деятельность «Воздух»

1. Беседа «Куда делась вода?»

2.  Экспериментально-исследовательская деятельность с водой

1. Беседа «Почему все падает на землю?»

2.  Экспериментально-исследовательская деятельность с предметами «Как земля притягивает разные предметы»

1. Беседа «Круговорот воды в природе»

2.  Экспериментально-исследовательская деятельность с водой

1. Беседа «Как растут растения».

2.   Экспериментально-исследовательская деятельность « Сажаем бархатцы»

1. Беседа «Песок: какой он?»

2.  Экспериментально-исследовательская деятельность с песком

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию, представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Перспективное планирование по кружку на 2020-2021 год

Месяц

Тема

Содержание занятий

Дата проведения

Отметка о выполнении

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

«Что происходит осенью»

«Горы, камушки, песок»»

«Воздух-невидимка»

«Звук»

«Из чего сделаны предметы»

«Стекло»

«Что, как и почему»

«Неизвестное рядом»

«Мы сажаем огород»

1. Знакомство с оборудованием для экспериментов

Познакомить детей с приборами, которые необходимы для проведения экспериментов и опытов. Вспомнить и закрепить правила безопасности при работе с оборудованием.

2. Почему осенью листья желтеют?

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Показать детям взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора: с понижением температуры изменяется цвет листьев (осенью холоднее, чем летом)

1. «Песок природный фильтр».  Дать возможность опытным путем увидеть свойства песка с которыми дети уже знакомы (сыпучесть, рыхлость, при добавлении воды клейкость), познакомить с новыми свойствами: песок может служить двигателем. Емкость с песком, вода, «мельничка», пустая емкость умеренной глубины,  прозрачные ёмкости, ёмкости с песком, палочки, лупы, ситечки, полиэтиленовые бутылки.

2. «Какими бывают камни. Что такое горы?». 

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями; учить классифицировать камни по разным признакам Коллекция камней.

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе, экспериментальным путём показать, как разрушаются камни и горы. Прозрачные емкости, емкости с песком и глиной, картины с изображением горных ландшафтов и песчаных пустынь, коллекция камней, глобус.

1. «Почему дует ветер?» . Уточнить у детей свойства воздуха : не видим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий – поднимается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. Рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча.

2. «Почему в космос летают на ракете». 

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета. Листы бумаги, воздушные шары, коллаж «Все, что летает», изображение ракеты.

1. «О дрожалке» и «пищалке». 

Познакомить детей с понятием «звук», выявить причину возникновения звука – дрожание предметов. Ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.

2. «Как сделать звук громче».

 Обобщить представления детей о физическом явлении - звуке: звук слышим с помощью уха, звуки бывают высокие и низкие, передаются с помощью звуковых волн, можем его усилить с помощью специальных предметов. Расчёска с мелкими и крупными зубьями, рупор, слуховая труба, механические часы, блюдце целое и блюдце с трещиной, таз с водой, камешки, резиновый мяч; музыкальные инструменты, сделанные детьми из бросового материала.

1. «Древесина: ее качества и свойства»

Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности: гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

2. «Металл: его качества и свойства»

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Помочь понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом.

1. «Стекло: его качества и свойства»

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

2. «Как помогает исследованию стекло?» 

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. Лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, семена, листья деревьев, волокна шерсти животных.

1. Почему лампочка светит?

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка». Познакомить детей с принципом работы электрической лампочки. Развивать умения выдвигать гипотезы и предположения, анализировать сопоставлять различные факты, делать выводы и заключения.

2. Магнит - фокусник

Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

1.  Этот загадочный космос

Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.

2. Как человек приручил огонь. Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.

1. Что есть в почве или из чего она состоит?

Познакомить с состоянием почвы. Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.  Дать детям возможность, проведя опыт, убедиться в необходимости почвы для жизни растений, понять как качество почвы влияет на рост и развитие растений, выделить разные по составу почвы.

2. Мы сажаем огород. Формировать представление о плодах, об их разнообразии и назначении, развивать умение различать семена по внешнему виду. Учить приемам посева крупных и мелких семян, закреплять умения длать соответствующие трудовые операции, используя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Юный исследователь"

рабочая программа дополнительного образования "Юный исследователь"...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления т...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста (2 - 7 лет) "Маленькие исследователи".

Цель:1. Приобщение к знаниям по экологии, накопленным человечеством, с учетом возрастных особенностей 2 - 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС.2. Формирование у дошкольников нового экологического ...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Я познаю мир» («Мы исследователи») для детей 4-5 лет

Программа кружка «Мы исследователи» направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследо...

«Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска»

laquo;Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие экологи» для детей 5-6 лет на 2020-20121 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения &laqu...

Рабочая программа дополнительного образования «Маленькие исследователи»

Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у детей умений ...