Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Мы исследователи».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ожогина Алевтина Ивановна

Занятие -  экспериментирования с водой, воздухом, магнитом, снегом и льдом в лабораторных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_issledovateli.docx25.59 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  «Мы исследователи».

Программное содержание:

-  уточнить представления детей о некоторых свойствах воды: вода прозрачная, у воды нет запаха, вода - это жидкость, в воде одни вещества растворяются, а другие нет;

- обобщать и уточнять знания детей о воздухе и его свойствах: невидимость, прозрачность, упругость – свойство сжиматься, легкий, легче воды, не имеет форму, имеет вес;

- Познакомить детей со свойствами льда и снега.

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом.

-  Закреплять представления о магните;

-  развивать умение выявлять причинно-следственные связи и делать элементарные умозаключения;

- развивать наблюдательность, познавательную активность в процессе экспериментирования;
-  активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

-  прививать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую культуру.

Материал к занятию: лёд, снег, палочки, листы цветной бумаги, песок, трубочки, воздушные шары, целлофановые пакеты, магниты, скрепки, болты, гайки, кусочки дерева и  пластмассы, звукозапись с шумом воды, хрустом снега.

Ход занятия.

- Ребята, вы знаете кто такие исследователи? А хотите сегодня быть исследователями?
- Солнце, дождь, облака…   Как одним словом можно это назвать? (Природа).

 «Вот на земле огромный дом под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром, лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты и все твои друзья.
Куда б дороги ни вели, всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли зовется этот дом».
- Ребята, какая бывает природа? ( живая и неживая.) Что относится к живой природе?

 - А что можно отнести к неживой природе? ( песок, камень, глина, горы, небо, солнце, град,  молния…)

- Закройте глаза, ребята и послушайте внимательно  (закрывают глаза, звучит шум воды).

- Что это вы услышали?

- Отгадайте загадку:

« Мною можно умываться,

я умею поливаться.

 В кранах я живу всегда.

Ну, конечно я ….( вода).
- Ребята, а где в природе можно встретить воду? ( в реке, океане, в ручье, в озере…).
- А вода что делает? (бежит, течет, плещется, журчит, булькает, переливается, льется…).
- А из чего состоит вода? ( из капелек ).
Давайте вспомним, какая вода?

1. Вода прозрачная.
2.У воды нет запаха.

3.У воды нет вкуса.

4.Вода жидкая, может течь и не имеет формы.
5. В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются.

- Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь,

Он невидимый и всё же

Без него мы жить не можем  (воздух).

- Давайте докажем, что вокруг нас есть воздух,  и мы не можем жить без него?

Ребята, ведь никто  из вас не видел воздух.  Посмотрите вокруг, налево, направо, вверх и вниз, вы видите воздух? А увидеть воздух мы можем с помощью специальных опытов.

Опыт: 

  1.  Мы дышим воздухом.  

Убедиться в этом нам поможет стакан с водой и соломка. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через соломку в воду.

Что видим? – пузырьки. Что это значит? – Мы дышим воздухом.

Вывод: вокруг нас действительно есть воздух, но он прозрачный, невидимый.

  1. Какой формы воздух?

Взяли воздушный шар, надули, он принял форму шара,

Вывод: воздух не имеет формы, он принимает форму того предмета, в котором находиться

  1. Воздух имеет силу

Надуть воздушные шары и резко выпустить их из рук – они улетели

Вывод:  сила воздуха заставляет шарик вырываться и двигаться вперед – по такому принципу работает реактивный двигатель корабля.

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

- Мы знаем, что магнит сильный и притягивает к себе много предметов. Каких?

- Правильно, железных. Но если он такой сильный, то может он притягивает и другие предметы?

- Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы у вас на столе магнит притягивает. Проведите на бумаге стрелки к тем предметам, которые притягиваются магнитом.

- Ребята, а вы помните сказку «Золушка»? Там мачеха приказала девочке разобрать горох и чечевицу. А у нас перемешан горох с гайками и болтиками. Давайте  отберём горох. Как это сделать быстрее? Правильно с помощью магнита.

- Вы такие молодцы, во всём разобрались. Просто настоящие исследователи.

Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)

 День становится короче, а ночь - длиннее.

Солнце редко выглядывает из - за туч и греет слабо.

 Понижается температура воздуха.

 Идет снег. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.

 Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни.

 Реки, озера, другие водоемы покрываются льдом.

Молодцы! А что происходит с живой природой?

 В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.

 Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.

- Какие птицы зимой  остаются в наших краях? (зимующие - воробьи, вороны,  синицы, вороны)

- А что же изменилось в жизни людей с приходом зимы? (ответы детей) .

  • Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища.

Зима приглашает нас в свою лабораторию,  в которой она приготовила для нас опыты, которые помогут нам узнать больше о свойствах снега и льда.

Дети одевают белые халаты и очки.

-Уважаемые коллеги, скажите, снег хорошо или плохо?

Хорошо, потому что это зимние забавы, и снег укрывает всё и согревает. Плохо: снег холодный,  нужно тепло одеваться, можно заболеть, если брать в рот; зверям и птицам из - за снега нечего есть в лесу.

- Когда лёд приносит пользу? (Каток, ледяные дорожки, покрывает реки и пруды – оберегает подводный мир, люди используют лед на реках и озерах, как дорогу.)

–Почему со льдом надо обращаться осторожно? (Лед скользкий: можно упасть; нельзя ходить под сосульками.)

Опыт№ 1. Сравнение свойств снега и льда

- А теперь проходите на свои места. Посмотрите в контейнеры перед вами,

что в них находится?

 - Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда.

Что вы чувствуете? Что у вас осталось на ладошке? Какой можно сделать вывод?

Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды.

- Какого цвета снег? (Каждая группа выставляет символ с изображением снега на мольберт).

-А лед имеет цвет?

Значит он какой? - бесцветный  (символ с изображением выставляется на мольберт).

Вывод: Снег - белого цвета, лед - бесцветный.

- Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска?

- Значит снег какой? (Непрозрачный).

(Дети выставляют символ с изображением на мольберт)

А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).

(символ с изображением выставляется на мольберт).

Вывод: Снег - непрозрачный, лед - прозрачный.

- Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег?

Дети: Снег рыхлый. (символ с изображением выставляется на мольберт).

- Про лёд мы такого сказать не можем. Но лёд мы можем разбить. Значит он какой?

 Дети: Лёд хрупкий. (символ с изображением выставляется на мольберт).

Вывод: Снег - рыхлый, лед - хрупкий.

Теперь ребята, расскажите по символам всё, что вы узнали про снег и лёд.

Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.

- Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.

Опыт № 2. “Почему лед не тонет?”

- А сейчас  возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда.

Посмотрите, что происходит со льдом? Если лед оставить в воде, что с ним произойдет?

Вывод: что лед не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.

Опыт № 3. “Почему снег хрустит?”

Звучит фонограмма "Хруст снега".

Воспитатель: Ребята, что это за звук?

А вы когда - нибудь слышали,  как хрустит снег?

А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами?

  • Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель:

Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Ребята, что вы слышите?

Результат: Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Воспитатель.

– Вот и закончились наши исследования в лаборатории.

Вам понравилось делать опыты?

Мы все дружно провели большую работу, подведём итог.

Воспитатель раздает цветные сигнальные карточки - смайлики, грустный поднимают при ответе (нет), улыбающийся при ответе (да).

- Снег при таянии превращается в воду? (да)

- Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)

- Снег бесцветный? (нет)

- Лед прозрачный? (да)

- Лед рыхлый? (нет)

- Снег белый? (да)

- Лед тяжелее воды? (Нет).

- Лед тает в воде? (Да)

- Снежинки и соль - это кристаллы? (Да).

Молодцы! А вы хотите еще вернуться в лабораторию волшебницы зимы?

Я думаю, она приготовит нам еще много интересных и занимательных опытов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Безопасность») Тема: «Сказочный цветик»

Конспект непосредственно – образовательной  деятельностив подготовительной к школе группе(образовательная область «Безопасность»)Тема: «Сказочный цветик»...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора Игра-викторина: «Что? Где? Когда

Конспект непосредственно – образовательной  деятельности в подготовительной к школе группе(образовательная область «Познание»)формирование целостной картины мира, расширение кругозораИгра-в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» «Приключения с Незнайкой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Разработанный мною конспект посредством создания ситуации занимательности способствует решению по...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...