Конспект занятия «Предметы быта и утварь"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Астапенко Людмила Юрьевна

Цель: познакомить детей с предметами быта и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные:закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (печь, прялка, ухват и т. д.); обогатить словарь детей;

Развивающие: развивать внимание и память; развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера).

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 196»

Конспект занятия

«Предметы быта и утварь» 

Возрастная группа: группа общеразвивающей направленности

для детей 6-7 лет № 1

Подготовила: Астапенко Л.Ю.

воспитатель высшей

 квалификационной категории

г. Оренбург, 2021 г.

Цель: познакомить детей с предметами быта и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные:закрепить знания детей о жилище на Руси, о предметах русского быта (печь, прялка, ухват и т. д.); обогатить словарь детей;

Развивающие: развивать внимание и память; развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера).

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа;

Предварительная работа: разучивание народных игр, знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности.

Материалы и оборудование: презентация «Русская изба», народные куклы, на столах лоскутки ткани и нитки.

Ход занятия:

1.Дети садятся на стульчики. На экране изображение русской избы.

- Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог - хозяину радость. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был и есть дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды,от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- А из чего люди раньше могли построить себе дом? Правильно, из дерева. Давным-давно, на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель и многое другое.

- А как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (печь)

Печь - это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

А еще в избе было много предметов-помощников, а каких мы сейчас узнаем, когда загадки отгадаем.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка)

- Если есть деревянной ложкой, пища становится ароматней и вкуснее.

Кушая деревянной ложкой, никогда не обожжешься. По форме деревянные ложки глубокие, потому что на Руси основным блюдом был суп или жидкая каша. На стол ставили котелок, каждый член семьи черпал из него и с помощью хлеба подносил ко рту. Ложки мастера изготавливали из осины, березы и клена. В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит».

А еще деревянные ложки на Руси были музыкальным инструментом (показ видеоролика «Ложкари»)

«Новая посудина, а вся в дырках» (сито или решето)

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт» (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

«Таять может, а не лед

Не фонарь, а свет дает» (свеча)

В давние времена не было электричества, поэтому пользовались свечой или лучиной.

«У бабушки сейф

Он давно уж не новый,

К тому же совсем не стальной

А дубовый.

Он скромно стоит у нее в уголочке.

В нем бабушка держит халаты, носочки,

Отрезы на платье, немножечко пряжи,

Пуховый платочек и пенсию даже.

Но только не дверца, а крышка на нем

Тяжелая очень с висячим замком» (сундук)

В сундук убирали одежду и белье. А еще в нем хранили всякие мелочи.

2. - В старину темными зимними вечерами люди собирались в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки. Такие вечера назывались посиделками. А еще играли в разные народные игры. Что-то и мы с вами засиделись. Давайте поиграем.

Игра «Воевода» (слова народные)

Катилось яблоко

В круг хоровода.

Кто его поднял

Тот воевода.

-Воевода, воевода

Выбегай из хоровода!

Раз, два, не воронь

Беги, как огонь!

Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на следующие 2 строки бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч).

3. -Отдохнули? А я знаю народную мудрость: «Играй, играй, да дело знай». Давайте и мы с вами займемся делом. Присаживайтесь.

- Послушайте еще одну загадку.

«Волосы льняные,

В них ленточки цветные,

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна

Догадались, кто она?» (кукла)

Давным – давно, когда у людей не было игрушек, и они играли в палочки, представляя, что это игрушки. Или делали кукол из тряпочек. Такие куклы называются тряпичные. Их делали из остатков материи, из которой шили одежду или из старых маминых платьев или рубах отца. Маленьким детям кукол делали взрослые, а с пяти лет дети уже могли сделать куклу самостоятельно. Считалось, что при изготовлении кукол нельзя пользоваться иголкой, говорили что для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже. Также нельзя было рисовать кукле лицо (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).

- Каждая кукла имела своё значение. Давайте посмотрим и скажем, как каждая кукла называется и почему. (показ кукол, дети сами рассказывают, воспитатель дополняет)

Кукла Крупеничка. Осенью, когда собирали урожай, делали такую куклу и наполняли её собранным зерном. Всю зиму кукла хранилась в доме, обычно в красном углу. Если год был не урожайным, голодным из Крупенички брали немного зерна и варили кашу. Поэтому если Крупеничка была «худенькая» - это значит, что в семье бедствуют. А если полненькая, значит живут сытно.

Кукла Травница. А у этой куклы узелок с душистыми и лечебными травами. Считалось, что она оберегает человека от болезней.

Кукла Утешница. Эту куклу прятали от детей и доставали только тогда, когда ребёнок сильно плакал. Увидев яркую куклу, ребёнок забывал про свои горести. Он играл ею и ел конфеты. Она чтобы успокаивать, а раньше говорили утешать.

Кукла Колокольчик. Эта кукла – оберег отгоняла злой дух и болезни. И если в доме была такая кукла, то в нем всегда царили счастье и веселье.

- А сегодня мы с вами сделаем кукол Веснянок. Как вы думаете, почему?

- Правильно, потому что весна. Давайте пройдем за столы.

Кукла Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали на приход весны и дарили на Пасху. Ростом куколка - с ладошку, а силы, радости и молодой весенней яри в ней запас до самого лета. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета, ведь изображала она не человека, а Дух пробуждающейся природы.

- Ребята, понравилось вам наше занятие?

- А, что вам понравилось больше всего?

- О каких куклах вы сегодня узнали?

- Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Спасибо за работу вашу, за ваше старание.

В народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Должно быть всем понятно - чистым быть приятно!»

Конспект занятия для группы младшего возрастаДанное занятие предназначено для детей младшей группы. В конспекте раскрываются приемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.Программное содер...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности с ТНР по теме: «Предметы быта и утварь»

Данное занятие, конспект  которого я публикую, является итогом большой работы по приобщению  детей к культуре русского  народа, формированию осознанного  отношения к роли человека ...

Презинтация «Предметы быта и утварь»

Презентация к занятию«Предметы быта и утварь»...

Конспект занятия "Предметы русского быта"

Создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры....

«Предметы быта и утварь» (Подготовительная группа)

ООД «Предметы быта и утварь»(Подготовительная группа)Цель: формирование осознанного отношения к роли человека в развитии технического прогресса (условия быта).Задачи:— обогащать...

ООД «Предметы быта и утварь»

Формирование осознанного отношения к роли человека в развитии технического прогресса....

ООД «Предметы быта и утварь» (Подготовительная группа)

Цель: формирование осознанного отношения к роли человека в развитии технического прогресса (условия быта).Задачи:— обогащать обобщенные представления об устройстве жилища русского человека;&mda...