Конспект занятия "Предметы русского быта"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya_predmety_russkogo_byta_r.konkurs.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12«Улыбка»
Конспект НОД
Тема: «Предметы русского быта»
(Старший дошкольный возраст)
Воспитатель первой квалификационной категории: Павлова Е.В.
2020 уч. год
ЦЕЛЬ: Создание условий для развития интереса детей к культурному наследию народа, приобщение детей к традициям народной культуры.
Задачи: 1. Воспитательные: воспитание у детей уважения к культурному наследию наших предков.
2. Развивающие: развитие логического мышления детей, образного восприятия культурного народного наследия, познавательной активности, монологической речи.
3. Образовательные: знакомство детей с бытом и культурными традициями наших предков – через понятие об их жилище – доме, избе; способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому своего народа.
Материал, оборудование, место проведения группа оформленная под русскую избу.
Форма проведения: занятие.
Экспонаты: лучина, прялка, сундук, русская старинная одежда, вышитые полотенца, самовар, чугунный горшок, посуда, печь, утюг, корзина, берестяные и деревянные шкатулки, .тканые половики, ухват, кочерга.
Предварительная работа с детьми: чтение книг, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, фильмов, семейных реликвий и фотоальбомов, посещение городского музея.
Словарная работа: кочерга, ухват, лучина, сундук, прялка, рубаха, чугунок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, откуда мы с вами узнаём, как жили 100 – 150 лет назад? Ведь мы не жили в то время.
Ответы детей: Мы узнаём это из книг, смотрим по телевизору сказки и мультфильмы, видели в нашем музее старинные вещи, одежду и посуду.
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие в старину и узнаем, как жили наши дедушки и бабушки, побываем у них в доме.
Воспитатель: Ребята, сегодня меня пригласила в гости бабушка Василиса. Хотите пойти со мной?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отправляемся в дорогу. А вот и дом бабушки Василисы. Она сама нас встречает. Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте, бабушка Василиса.
Бабушка Василиса (воспитатель) встречает детей.
Бабушка: Здравствуйте, гости дорогие!
Присаживайтесь, рассаживайтесь поудобнее.
Дай бог тому,
Кто в нашем дому,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем.
Нравится ли вам у меня в избе?
Дети: Да, очень нравится.
Бабушка: Посмотрите, у меня в избе много старинных предметов. У вас дома такие есть?
Дети: Нет.
Бабушка: Попробуйте отгадать и показать то, о чем я говорю.
1.Из трубы летят колечки,
Это дым из нашей…(печки)
2.Наша барыня-сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.
Дети: Это печка.
Бабушка: Для чего мне в доме печь нужна?
Дети: еду готовить, пироги печь, греться.
Бабушка: Правильно. Печка и накормит, и согреет, и полечит.
А вот следующая загадка:
3.Черный конь скачет в огонь (кочерга).
Дети отгадывают загадки, находят нужный предмет и говорят, зачем он нужен.
4.Сколько не мучайся,
Не три его,
А белее не сделаешь. (чугунок)
5.Не бык, а рогатый,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдает,
Сам в угол идет. (ухват)
6.Сверху – дыра,
Снизу – дыра,
А посередине –
Огонь да вода! (самовар)
7.Прячет бабушка там вещи
сапоги, кафтан, сюртук. .
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут ...(сундук)
Бабушка:А вот эту загадку ни за что не отгадаете:
8). Вверху – с шерстью рогатуля,
Внизу – на нитке вертуля.
Дети не отгадывают.
Бабушка: Это прялка, ребятки (показывает). Ее так назвали потому, что на ней прядут шерсть. А работает она вот так (садится за прялку, показывает и рассказывает): Я пальцами вытягиваю шерсть и кручу нитку – начинаю прясть. А нитки наматываю на веретено (прядет и поет):
Позолоченная прялица.
Я пряду, а нитка тянется.
Я пряду, а нитка тянется.
Мне работа эта нравится.
Посмотрите, что делает веретено?
Дети: Крутится, вертится.
Бабушка: Вот за то, что оно вертится, его и назвали веретено. Повернитесь, как веретено (дети поворачиваются вокруг себя). Прясть нитки – это не легкий труд. Нужно и шерсть вытягивать, и в нитку ее скручивать, и веретено крутить, и на веретено наматывать. Что можно связать из этих ниток?
Дети: Можно связать кофту, носки, варежки, шарф (бабушка показывает шерстяные вещи).
Бабушка: Почему лучше вязать из шерстяных ниток?
Дети: Из них получится теплая одежда.
Бабушка: Посмотрите, сколько я ниток напряла.
Показывает корзину с разными клубками. Затем «нечаянно» роняет корзину, клубки рассыпаются.
Бабушка: Ой, клубки все мои раскатились, нитки перепутались. Помогите клубочки собрать и смотать.
Физпауза.
Дети собирают и сматывают клубки. Бабушка опять их роняет. Дети собирают клубки вновь.
Бабушка: Ой, спасибо Вам, детушки! Вы мне так помогли. Чем же мне вас угостить? Пирогов-то я не успела напечь. Но тесто у меня готово.А может, вы мне поможете? (дети соглашаются). Дети повязывают фартуки и встают вокруг стола. Затем вместе с бабушкой Василисой лепят пироги, сажают их на противень (бабушка обмазывает его маслом, а потом бабушка ставит противень в печь, закрывает заслонкой (бабушка обговаривает свои действия и называет предметы).
Бабушка: Ну вот, пока пироги пекутся, можно и повеселиться.
Игра «Петух»
Чух-чух-чух! Ходит по двору петух!
Хвост с узорами, сам со шпорами.
Под окном стоит, на весь двор кричит.
Кто услышит, тот бежит.
Ку-ка-ре-ку!
Уж больно я люблю танцевать. А вы? (Да). Тогда давайте спляшем?
Танец «Давайте все вместе»
Пока дети танцуют, помощник, сидящий за печкой, меняет детские пироги на настоящие.
Бабушка (нюхая воздух): Молодцы, хорошо танцуете. Ой, кажется, наши пирожки готовы. Сейчас я их достану (достает). Ах, какие румяные получились. Угощайтесь.
Бабушка: Понравилось ли вам у меня в гостях? (ДА). Еще придете? (Дети отвечают). Не забывайте, навещайте.
Воспитатель: Спасибо Вам за гостеприимство.
Живи, изба, здорово, живи богато!
Дай тебе, Боже, что и нам тоже!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"
Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...
Конспект ООД "Экскурсия в музей русского быта".
Формирование представлений о жизни и быте русского народа....
Конспект досуга "Предметы русского быта" по окружающему миру и развитию речи в старшей группе.
Содержание досуга создает атмосферу национального быта . Используя фольклор, знакомя с традициями, народными играми, происходит приобщение детей к духовной культуре,пробуждает у детей основы националь...
Конспект открытого занятия "Путешествие в историю русского быта"
Знакомство детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта ...
Конспект образовательной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию « Знакомство с русским бытом».
Содействовать нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников посредством ознакомления его с бытом русского народа....
Конспект занятия по познавательному развитию во 2 младшей группе "Знакомство с русским бытом"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Солнышко» в р.п. Сурское Конспект занятия по познавательному развитию во II мла...
Конспект НОД по теме: «Знакомство детей с предметами старинного русского быта».
Цель: познакомить с предметами старинного русского быта.Задачи:- познакомить детей с предметами старинного русского быта (печь, посуда, ухват, чугунок и т. д.).-знакомить детей с предметами домаш...