Конспект открытого занятия "Путешествие в историю русского быта"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Панькина Оксана Ивановна

Знакомство детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx28.07 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx618.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие в историю русского быта»

Цель: Формировать интерес и любовь к традициям русского народа. Приобщить детей  к русской народной культуре. Расширить представление детей о старинном русском быте, вызвать интерес к старинным русским традициям- встреча гостей с угощением. Обогатить творческий опыт работы техникой тестопластики.

Задачи:

  • познакомить детей с избой- жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, сито, самовар) обогатить словарь детей загадками, новыми словами);
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
  • развивать художественно-творческие способности детей.

Ход занятия

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Пригласила я гостей к себе. А вот и они…

Дети стоят перед дверью группы нарядные в русские народные костюмы. Входят в группу,  под русскую народную музыку их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм в роли хозяюшки. Группа украшена под русскую избу.

Хозяйка: Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы! Здравствуй гости дорогие! По русскому обычаю с поклоном вас встречаю. Милости прошу в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу.

Для вас у меня место готово

Красному гостю – красное место.

1ый ребенок:  Спасибо хозяюшка, что в гости позвали.

2ой ребенок:  В избу Вашу  жаркую мы пришли с подарками (преподносят хозяюшке подарки: бусы, платок).

Хозяйка: Ой, спасибо детки за ваши подарки. Проходите, присаживайтесь (дети проходят и присаживаются на лавочку).

Хозяйка: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли избами. (сл.1) И все в избе было сделано из дерева: пол, потолок, стены, мебель и посуда. Изба была теплой, в ней можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Люди приходили домой отдохнуть и набраться сил.

В каждом доме была самая нарядная и красивая комната –горница. В ней было принято принимать гостей (сл.2)

-Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным? (печь)(сл3)

- В старинной русской горнице половину места занимала печь.

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?(ответы детей)

- В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйка: Я вас ждала к себе в гости,  тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь испечь калачи к чаю.

(дети садятся за столы и приступают к работе).                                                               На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста.                        Хозяюшка: Ребята, прежде чем мы приступим к лепке калачей, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

«Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

 А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

 Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

 Сдобные ватрушки,

 Булочки и калачи –

 Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

 Будет очень вкусно! (Гладят живот)

Воспитатель напоминает детям, как лепить калачи: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края переплетают и слепляют. Готовые калачи дети укладывают на противень и хозяйка ставит в печь(пока дети выполняют работу играет спокойная народная музыка).

Ой, ты печка сударыня,

Помоги нам, боярыня

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

Подлечи и спаси,

В дом богатство принеси.

Хозяюшка: Пока наши калачи пекутся, мы с вами отдохнем.

Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

  1. В чем варили кашу, щи в русской печи?

  «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)(5)                                                                               Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

  1. «Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)(6)

- Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

- Горшки различались и по внешней отделке. Более нарядными были те, которые подавались с пищей на стол. (сл.7)

- Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

  1. «Черный конь скачет в огонь?»(8)

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

  1. «Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).(сл9)

-За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

5. «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)(10)

- В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

- Молодцы ребята. Хорошо у вас получалось играть на ложках.

Хозяйка поясняет: В старину вещи необходимые в хозяйстве называли «домашняя утварь». Ну, ребятки, скажите мне, понравилось вам в гостях у меня?

 Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего? Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания. 

Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли. Наши калачи  уже готовы (достаёт из печи уже настоящие калачи и угощает ребят).

Хозяюшка: 

Ах-качи, качи-качи

Глянь баранки- калачи

С пылу, с жару из печи

Все румяны горячи!

Пора вам в детский сад возвращаться

Калачами угощаться.

До свиданья, в добрый час

Провожу сейчас я вас.

Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Гость на порог — хозяину радость!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие в историю русского быта Подготовила воспитатель МБДОУ «Детский сад№2 «Ручеёк» Панькина Оксана И вановна 2017г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История русского быта

Познакомить старших дошкольников с историей и традициями русского быта...

Ознакомление дошкольников с историей русского быта в процессе проектной деятельности

Организация проектной деятельности по ознакомлению дошкольников с историей русского быта: план реализации проекта, конспект занятия....

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА КРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»

ПРОГРАММАПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТАКРУЖКА «РУССКАЯ ИЗБА»...

Экскурсия в музей "История русского быта"

Конспект экскурсии по музейной педагогике "История русского быта"...

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РУССКОГО БЫТА

Цель:          Повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение на...

ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Хуторок – история русского быта»

Познакомить детей с жизнью, бытом, традициями русского народа....