Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе.«Перелетные птицы».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Баяндина Марина Александровна

smiley

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи  в средней  группе.

Цель: Создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательной деятельности «Перелётные птицы».

Задачи: 

  • Создать условия для побуждения детей к речевой активности, умение выражать свои мысли;
  • Создать  условия  для развития  инициативы  и самостоятельности;
  • Создать  условия  для формирования  взаимодействия с взрослым и детьми;
  • Продолжить знакомить детей с перелётными птицами, воспитывать                                     любовь к птицам, желание помогать им, заботиться о них. Расширение и активизация  словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, развитие звукового анализа.

Материалы к занятию: Конверт, разрезная картинка с изображением птицы «скворец», карточки с заданиями.

 Предварительная работа: Беседа о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций, чтение стихов о перелетных птицах, наблюдение за птицами во время прогулок, разучивание пальчиковой игры "Птенчик".

                                           Ход образовательной деятельности:

    Организация рабочего              пространства

    Деятельность взрослого

      Деятельность детей

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Организационный момент: Воспитатель предлагает детям пройти на ковер

– Ребята, сегодня я нашла в группе письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям группы «солнышко», значит нам. - Как вы думаете от кого оно? (ответы предположения детей) - Как мы  можем узнать от кого оно? (Ответы детей) Открыть, прочитать

«Привет, ребята! Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам письмо, то выполните все задания по порядку».

 - Что будем делать? - Как мы будем это делать? (ответы предположения детей)

Основная часть

-Ребята, если  вы хотите узнать, от кого оно, тогда  внимательно слушайте задания.

– Откуда прилетают птицы весной? (Из тёплых стран). Почему они улетали? Как вы думаете, почему их называют перелётными? Что общего у птиц? (голова, туловище, шея, крылья, хвост,  клюв, перья, пух, лапы,  грудь). Чем они отличаются? (размером, голосами, опереньем, окраской).

1 «Отгадай и присядь» 

-Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

2 Игра «Путаница».

Дети образуют прилагательные от существительных.

Наступил первый весна день. - Наступил первый весенний день.

Дует теплый весна ветер. - Дует теплый весенний ветер.

В небе светит яркое весна солнце. - В небе светит яркое весеннее солнце.

На полянах расцветают первые весна первоцветы. - На полянах расцветают первые весенние первоцветы.

Все птицы поют весна песню. - Все птицы поют весеннюю песню.

Все живое радуется весне. 

Игра «Скажи, какой, скажи какая». 

Дети отвечают на вопросы, образуя сложные слова.

  • У цапли длинные лапы (какая цапля?) - Длиннолапая цапля.
  • У аиста красный клюв (какой аист?) - Красноклювый аист.
  • У лебедя белые крылья (какой лебедь?) - Белокрылый лебедь.
  • У чижа жёлтая грудь (какой чиж?) - Желтогрудый чиж.
  • У ласточки чёрная голова (какая ласточка?) - Черноголовая ласточка.
  • У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка?) - Длиннохвостая трясогузка.

Физкультминутка.

Птенчик в гнездышке проснулся, встрепенулся.
Потянулся.
И головкой покивал, и хвостиком повилял.

По ходу физкультминутки дети выполняют соответствующие тексту движения.

Широко раскрыл он клювик, громко, громко запищал:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи….
Червячка скорей неси.
Мама с папой закружили,
Угощение тащили.
Червячок, блоха и мошка, кушай, кушай, наша крошка.

Пальчиковая зарядка

Птенчик сыт, опять он спит.
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить.

Одна ладошка широко открыта – ротик птенца, пальцы другой руки собраны
вместе – клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую
ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук.

4 Игра с мячом «Назовите ласково».

Дети отвечают на вопросы, образуя уменьшительно-ласкательную форму от существительного и прилагательного.

  • Пестрая  утка - … (пестренькая уточка).
  • Серая кукушка - … (серенькая кукушечка).
  • Шустрая трясогузка - … (шустренькая трясогузочка).
  • Добрая птица - … (добренькая птичка).
  • Короткий хвост - … (коротенький хвостик).
  • Тонкая шея - … (тоненькая шейка).
  • Белое крыло - … (беленькое крылышко).
  • Острый клюв - … (остренький клювик).

5 Игра «Скажите наоборот». 

Дети подбирают  антонимы.

  • У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).
  • Журавль большой, а соловей … (маленький).
  • У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).
  • У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
  • У пеночки хвост короткий, а у трясогузки …(длинный).
  • У соловья серая грудка, а у ласточки …(белая).
  • Аист белый, а грач …(черный).

6 Упражнение «Так бывает или нет»

Дети отвечают на вопросы, развивают логическое мышление.

- Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле.

Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц   вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?)  (птенцы).Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов). Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят  гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).

Игра «Сложите картинку».

Дети собирают картинку из частей.

- Сложите картинку, и вы узнаете от кого это письмо.

- Кто же у нас получился? (Скворец). Так значит, это скворец прислал нам письмо.

Сегодня мы очень много говорили о перелётных птицах. Выполнили все задания. Молодцы! 

                                                        Заключительная часть

      - Что мы делали?  - Как мы это делали?  - Зачем мы это делали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Перелетные птицы"

конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

Конспект занятия по ФЦКМв под товительной группе "Безопасный дом"

Конспект занятия по ФЦКМв под товительной группе "Безопасный дом"...

Конспект занятия по Нищевой Тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы».

Игры и упражнения по теме"Перелётные птицы. Водоплавающие птицы"...

Конспект занятия в средней группе «Трудно птицам зимовать, будем птицам помогать»

Цель: Создание условий для развития познавательных способностей через ознакомление детей с перелётными и зимующими птицами. Задачи:Образовательные:- продолжать формировать обобщенное представлени...

Конспект ООД в средней группе "Зимующие птицы". Описание птиц. Составление рассказа по картинкам

Конспект ООД в средней группе "Зимующие птицы". Описание птиц. Составление рассказа по картинкам...