Конспект занятия по экологическому развитию детей средней группы "Посадка лука"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Коноплева Светлана Викторовна

Конспект занятия по экологии в средней группе "Посадка лука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_posadka_luka.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологическому воспитанию

детей средней группы «Огород на подоконнике»

Тема: «Огород на подоконнике»

Цель: Приобщать детей к выращиванию огородных растений (посадка лука).

Задачи:

1. Продолжать формировать знания детей об основных условиях, которые необходимы для роста растений, в частности лука (земля, вода, тепло и солнечный свет). Учить сажать лук в землю. Уточнять и расширять знания об особенностях внешнего строения лука, его свойствах. Дать детям понятия «репчатый лук», «луковая шелуха», «зеленые перья». Продолжать знакомить с элементарными понятиями о природных витаминах.

2. Формировать трудовые умения и навыки. Развивать мышление, память, наблюдательность, любознательность, аккуратность. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

3. Воспитывать у детей потребность быть здоровыми, вести здоровый образ жизни. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание выращивать их, наблюдать за их ростом.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, коммуникация, физическая культура.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: кукла «дед», мешочек, две корзинки, карточки с изображением ягод, фруктов, лука, картинка репчатого лука и зеленого лука, плакаты («Овощи», «Порядок посадки лука», «Что нужно для роста растений»), луковицы (коричневая, белая, фиолетовая, красная), по тарелочке для каждого вида лука, 2 луковицы для посадки, 2 прозрачные баночки, вода, лейка, земля, маска «лука», тетрадь «Дневник роста лука», конструктор.

Раздаточный материал: на каждого ребенка: фартук, стаканчик, луковица, палочка для рыхления.  

Предварительная работа: дидактические игры по экологии «Чудесный мешочек», «Что где растёт»«Скажи одним словом», «Что лишнее», наблюдение и уход за комнатными растениями, рассматривание тематических карточек, отгадывание загадок, рисование и лепка овощей и фруктов, чтение стихотворений про огород.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел дедушка из деревни. Посмотрите, он принес мешочек и хочет загадать нам загадку о том, что лежит в этом мешочке.

Сидит дед

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает (лук)

- Молодцы, ребята! Конечно, это лук.

(Достать из мешочка луковицу)

- Ребята, как вы думаете, почему в загадке говорится о том, что этот дед во сто шуб одет? (ответы детей)

- Правильно!

- Посмотрите, в мешочке у дедушки есть еще карточки.

(Показать 2 карточки с изображением фруктов и ягод)

- Что изображено на карточках? (ягоды, фрукты)

- Дедушка предлагает поиграть в игру. Карточки нужно разложить в две корзины. В одну корзину мы положим карточки с изображением ягод, а в другую корзину карточки с изображением фруктов.

Дидактическая игра «Разложи по корзинкам»

Дети берут карточки, называют, что изображено у них на карточке, и кладут ее в соответствующую корзину.

Когда берут карточку с изображением лука, возникает затруднение.

- Ребята, как вы думаете, почему эту карточку нельзя положить ни в одну из этих корзин? (ответы детей)

- Правильно, потому что лук – это овощ.

- Какие овощи вы еще знаете? (ответы детей)

(Показать обобщающий плакат с «Овощи»)

- Ребята, а как вы думаете, в овощах есть витамины?

- Правильно, ребята! А где растут овощи? (на огороде)

- А сейчас можно сажать огород?

- Почему? (потому что еще не растаял снег, не видно земли, холодно и т.д.)

- А вы знаете, что огород можно разместить на подоконнике?

- Как вы думаете, какие овощи можно выращивать на подоконнике? 

(Подвести детей к ответу «лук»)

- Давайте сейчас поиграем в игру «Лучок». И дедушку пригласим поиграть с нами.

Хороводная игра «Лучок»

Дети встают в хоровод. Один ребенок стоит в центре круга, он «лучок». Дети водят вокруг него хоровод и поют:

Лучок, лучок,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

«Лучок» танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится «луком». Вариант игры: «лучок» может танцевать в паре с тем, кого выбрал.

- Ребята, а дедушка вспомнил откуда у него в мешочке оказалась карточка с изображением лука. Эту карточку нам отправила Бабушка. И еще она прислала нам луковицы, чтобы мы получше познакомились с этим овощем.

(Достать из мешочка луковицу)

- Что это, ребята? (лук)

- Это репчатый лук.

- Посмотрите, ребята, оказывается, лук может быть разной формы и цвета.

(Рассмотреть луковицы разной формы и цвета)

- Какой формы луковицы? (круглой, овальной, удлиненной)

- Какого цвета луковицы? (коричневый, золотистый, белый, красный, фиолетовый)

- Репчатый лук покрыт множеством слоёв тонкой кожицы. Когда верхняя кожица подсыхает, она становится ломкой, такую кожицу называют луковой шелухой. А как вы думаете, почему, когда лук очищают от шелухи, то человек плачет? (ответы детей)

- Потому что, у лука есть защитная реакция. При чистке лука, он выделяет жгучее вещество, от которого слезятся глаза. Но тем не менее, лук очень полезный. Люди ещё в давние времена знали: чтобы не болеть, нужно кушать лук. Есть даже такая пословица: «Лук от семи недуг». 

- Ребята, а кто знает, что такое недуг? (болезнь)

- В репчатом луке содержится много полезных веществ – витаминов, которые помогают организму противостоять простудным заболеваниям, улучшают работу сердца, животика, укрепляет десны и зубы. Больше всего лук полезен в сыром виде. Но лук, который добавляют при готовке в первые и вторые блюда также приносит большую пользу. У лука можно кушать, как саму головку, так и его зелень. Зеленый лук тоже очень полезен, он не такой горький как репчатый.

(Показать картинку с изображением луковицы и луковицей с зеленым пером)

- Как вы думаете, каким цветом лук внутри, под шелухой?

(Разрезать все луковицы пополам, рассмотреть)

- А кто знает какой лук на вкус?

- Давайте сейчас попробуем разный лук на вкус.

(Пробуем нарезанный лук. Делаем вывод: у лука может быть разный вкус)

- Вы хотите, чтобы у нас к обеду был зеленый лук?

- А где же нам его взять? (посадить)

- Правильно! К тому же, дедушка принес нам луковицы для посадки, чтобы у нас вырос зеленый лук. Давайте посадим луковицы в землю, а дедушка посмотрит, как аккуратно мы будем работать и потом расскажет об этом бабушке. Но прежде чем сажать-поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла,                                (шагать пальчиками по столу)

Хозяйка с базара домой принесла 

Картошку, капусту, морковку,              (загибать по одному пальцу на обеих руках)

Горох, петрушку и свеклу.                       

Ох!                                                                                                     (хлопнуть в ладоши)

Вот овощи спор завели на столе,        (попеременно ударять кулачками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка?                          (загибать пальчики на обеих руках)

Горох? Петрушка иль свекла?

Ох!                                                                                                    (хлопнуть в ладоши)

Хозяйка тем временем ножик взяла            (стучать ребром каждой ладони по столу)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку,                                                         (загибать пальчики)

Горох, петрушку и свеклу.

Ох!                                                                                                     (хлопнуть в ладоши)

Накрытые крышкой,

В душном горшке                                          (сложить ладошки на столе крест-накрест)

Картошка, капуста, морковка,                                                         (загибать пальчики)

Горох, петрушка и свекла.

Ох!                                                                                                     (хлопнуть в ладоши)

И суп овощной оказался неплох!                                              (показать, как едят суп)

- Ребята, вспомните какие условия необходимы для роста растений? (земля, вода, тепло и солнечный свет)

(Рассмотреть плакат «Что нужно для роста растений»)

- Молодцы!

(Раздать детям по одной луковице)

- Ребята, рассмотрите луковицу. У лука есть верх и низ. Как вы думаете, откуда у луковицы будут расти зеленые листики? (ответы детей)

- Низ луковицы называется донце, из него будут пробиваться корни. Покажите где донце у луковицы.

- Ребята, подумайте, что нам понадобится для посадки лука? (ответы детей)

- А теперь вспомним порядок посадки растений.

(Рассмотреть плакат порядка посадки растений)

-  Перед тем как приступить к работе, что мы сначала должны надеть на себя? (фартуки)

- А зачем нужно надеть фартук? (чтобы не испачкаться)

(Рассказать и показать порядок посадки лука)

- Насыпаем землю в стаканчик, перемешиваем землю так, чтобы не было комочков, чтобы земля была мягкой и однородной. После этого делаем в земле углубление и сажаем луковицу в образовавшуюся ямку, плотно прижимаем землю к луковице. Сажаем лук в землю донцем вниз.

- А сейчас надеваем фартуки и приступаем к работе.

(Дети сажают лук в землю. Воспитатель при необходимости помогает детям)

- Мы посадили луковицы в землю. Через несколько дней у луковицы сверху появятся зелёные росточки. Они называются перья лука. Вот эти зеленые перышки мы будем кушать с едой.

- Что нужно сделать теперь? (полить)

(Дети поливают лук)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

- Как вы думаете, куда нам лучше поставить стаканчики с посаженным луком? (на подоконник)

- Правильно, ближе к солнечному свету.

(Воспитатель и дети выставляют стаканчики с посаженным луком на подоконник)

- Ребята, а зеленый лук можно вырастить не только в земле, но и в воде. Сейчас я в прозрачную баночку с водой помещу луковицу донцем вниз, и мы будем наблюдать как будут расти ее корни и зеленые перышки.

(Положить луковицы в прозрачные баночки с водой. Поставить на подоконник)

- Каждый день мы с вами будем наблюдать за тем, что будет происходить с луком. Как у луковицы начнут расти корни и зеленые перышки лука. Результаты наших наблюдений мы будем заносить в «Дневник роста лука».

(Показать «Дневник роста лука»)

- Посмотри, дедушка, мы посадили все луковицы, которые нам прислала бабушка. Ребятки благодарят тебя и бабушку. И ждем вас вместе с бабушкой в гости.

(Дети благодарят дедушку и прощаются)

- Ребята, сегодня вы посадили в землю лук и теперь мы каждый день будем ухаживать за ним и наблюдать, как он растет на нашем огороде на подоконнике.

Рефлексия:

- Что мы сегодня делали на занятии?

- Как мы будем наблюдать за ростом лука?

- Что нового вы узнали?

- Зачем надо кушать лук?

- Что больше всего понравилось вам на нашем занятии?

После занятия в свободной деятельности предложить детям построить из конструктора заборчик для огорода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе на тему: «Как дикие звери готовятся к зиме»

Занятие способствует развитию речи детей, систематизирует экологические знания и учит детей устанавливать причинно - следственные связи....

Конспект занятие по экологическому развитию в средней группе на тему «Путешествие Капитошки»

Конспект занятие по экологическому развитию в средней группена тему «Путешествие Капитошки»Образовательная область: Познание.Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигат...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по теме «В гости к осени»

конспект НОД по экологическому воспитанию детей в средней группе по теме "В гости к осени"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «О тех, кто умеет летать».

Конспект НОД по экологии в средней группе на тему "О тех, кто умеет летать"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы по экологии «Я и планета моя – вместе мы одна семья».

Конспект НОД по экологии в средней группе по теме "Я и планета моя - вместе мы одна семья"...

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей средней группы «Угадай по описанию» по мотивам стихотворения С. Михалкова «Лесная Академия»

Познакомить детей со стихотворением С. Михалкова "Лесная академия". Обобщение знаний о насекомых, представлений о взаимосвязи их с природой.Расширять знания о насекомых, существенных признак...