Методическая разработка на тему "Развитие мелкой моторики в раннем возрасте"
методическая разработка

Камбарова Малика Гуламовна

Методическая разработка на тему: "Развитие мелкой моторики в раннем возрасте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_melkaya_motorika.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

на тему: «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики

1. Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.

2. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

3. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

В последние годы многие мамы сталкиваются с проблемой «слабых пальцев» у малышей. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Они с трудом овладевают навыками расстёгивания пуговиц, завязывания шнуровок и проч. Как следствие – адаптационные проблемы в детском саду. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на уровень его физического и психического развития. Уровень развития движений ребенка определяет. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы.

В Японии, например, целенаправленная тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста (по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Дети любят махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку - белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как тренируют руку. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками, застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание. И это все мелкая моторика. Позже, с возрастом, различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.

.

Важность развития мелкой моторики.

- Мелкая моторика тесно связана с нервной системой, имеет прямое отношение к памяти ребенка, к его вниманию и зрению, в восприятию. Развивая мелкую моторику, вы развиваете не только его пальцы.

- Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, вы влияете на почерк ребенка, его речь, скорость реакции, и проч.

- По уровню развития мелкой моторики можно говорить (прим. — как об одном из показателей) о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.

- Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.

-Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка.

- Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Виды игр для развития мелкой моторики.

         Мелкую моторику рук развивают;

- различными играми с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;

-игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);

-игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.,

-рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.),

-застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

        Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Рекомендации для родителей.

- Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

- В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

- Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

- Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

- Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

- Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно.

- Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

- Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

- После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

- Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

- Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

- Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Пальчиковые игры

Котята.

У кошечки нашей есть десять котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких, два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых и самых красивых.

(ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу и разъединены,

покачивают руками, не разъединяя их).

"Самолет"

Я построю самолет,                      (разводим руки широко в стороны)

Шлем надену — и в полет.          (показываем «шлем» над головой)

Сквозь волнистые туманы,

Полечу в другие страны,               (шевелим пальчиками)

Над морями и лесами,

Над горами и полями,                   (делаем «брызгающие» движения пальцами)

Облечу весь шар земной.              (обхватываем воображаемый шар)

А потом вернусь домой.               (взмахивающие движения ладонями)

Упражнения на развитие координации движений рук, ловкости рук

Солнце, заборчик, камешки.

«Солнышко» - Руки подняты вверх, пальцы обеих рук растопырены.

«Заборчик» - Ладони расположены «на ребро», пальцы сомкнуты.

«Камешки» - Руки сжаты в кулаки.

Камень, ножницы, бумага.

«Камень» - Руки сжаты в кулаки.

«Ножницы» - Указательный и средний пальцы разведены, остальные -

сжаты в кулак.

«Бумага» - Ладони обеих рук – вверх, пальцы сомкнуты.

Кулак, ладонь.

Обе руки лежат на столе ладонями вниз, одна рука сжата в кулак.

Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Менять положение рук, постепенно убыстряя темп.

Вот ладошка, вот кулак.

Все быстрее делай так.

Оладушки.

Правая рука на столе лежит ладонью вверх, левая – вниз. Одновременная смена положения рук. Ускорение по мере усвоения движения.

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем,

И опять играть начнем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Как развивать мелкую моторику рук детей дошкольного возраста»

1. Что же такое мелкая моторика2.Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка3.С чего начинать работу4. Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки...

Методические рекомендации: «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»

Методические рекомендации:  «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»...

Методическая разработка по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста с использованием пальчиковых игр.

Перспективное планирование по развитию мелкой моторики с использованием пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...

Методическая разработка "Взаимосвязь развития мелкой моторики рук и связной речи у дошкольников старшего возраста "

Обоснование гипотезы, собраны необходимые диагностические материалы, результаты работы по данной теме....

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"....

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»

Раннее детство считается стартовым периодом развития интеллекта и здоровья. А значит, этапы развития  раннего детства заслуживают особого внимания. Ранний возраст - это в буквальном смысле...