Познавательно-исследовательский проект «Космос»
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Шамсутдинова Зульфия Фандависовна

Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektkosmos.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Теремок» с. Куяново» муниципального района

Республики Башкортостан Краснокамский район

Познавательно-исследовательский проект «Космос»

                             

                                                       Выполнила: воспитатели

МАДОУ « Детский сад №15

« Теремок» с. Куяново» Шамсутдинова З.Ф.

Ситдикова И.Н.

                                                                                                           

Продолжительность проекта: краткосрочный (недельный).

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.)

Цель проекта: Формирование представлений о роли человека в изучении космического пространства.

Задачи:

  • Систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах;
  • расширить знания детей о государственных праздниках;
  • формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей, их творческого потенциала;
  • воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
  • воспитание бережного отношения к тому, что есть на нашей планете;
  • воспитание коммуникативных навыков, дружеских взаимоотношений.

Продукты проекта:

  • книжки-самоделки «Мое созвездие», «Загадки о космосе»
  • конструирование ракеты из бумаги, из коробок, из бросового материала;
  • лепка из пластилина «Летающие тарелки и пришельцы из космоса».
  • Рисование на тему: «Путь к звездам», аппликация с элементами рисования «Звездный коллаж», коллективная работа «Солнечная система».
  • выставка книг о космосе;
  • разгадывание ребусов о планетах, разгадывание кроссворда «Загадки астронома».

Ожидаемые результаты по проекту:

  • Сформированность у детей элементарных знаний по теме «Космос»
  • Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта
  • Заинтересованность детей темой о космосе, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
  • Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
  • Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о космосе, космических явлениях, представить свои рисунки, поделки.

Краткое содержание проекта.

 В данном проекте представлено знакомство с нашей планетой Земля, с космосом, освоением космоса, работой космонавтов. Реализация проекта осуществляется через  игровые занятия, организацию исследовательской деятельности.

Для создания художественного образа был представлен наглядный материал: глобус, карта звездного неба, иллюстрации, фотографии.

Этапы реализации проекта:

1 этап-подготовительный.

   1.Выявление первоначальных знаний детей о космосе.

   2.Информация родителей о предстоящей деятельности.

   3.Подбор литературы о космосе, фотографий.

На первом этапе проводились беседы с детьми, читали рассказы о космосе, рассматривали иллюстрации и энциклопедии по теме «Космос».

Дети задавали очень много вопросов, например:

- Почему нельзя достать до неба? (Дарина К.)

- Звезды круглые или квадратные? Почему мы их ночью видим, а днем нет? (Данилэль)

- Кто такие космонавты? Почему они летают в космос? (Стелла).

Анализ вопросов, которые задавали дети о космосе и космических объектах, позволили сделать ряд важных выводов:

  • Познавательные возможности дошкольников в области естествознания очень велики.
  • Подавляющее большинство вопросов возникает у детей на основе наблюдений реальных явлений и собственных логических рассуждений.
  • Дети задают много вопросов о космосе, звездах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное будоражит детскую фантазии.

Как найти ответы на все интересующие вопросы:

- Яна предложила попросить маму найти картинки про космос в интернете.

-Тимофей решил попросить родителей рассказать то, что они знают о космосе.

Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников.

2 этап – деятельностный.

Был составлен план реализации проекта (системная паутинка) в соответствии с образовательными областями.

Детям был предложен наглядный и дидактический материал: глобус, карта Солнечной системы, иллюстрации, картинки. В процессе деятельности дети учились рассуждать, анализировать. Работа проходила последовательно и в системе.

В ходе реализации проекта дети получили представление о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: форме, размере, движении вокруг Солнца и своей оси. Узнали имя первого космонавта Земли – Юрий Гагарин.

Данная деятельность способствовала развитию логического мышления, творческого воображения, а также умения детей устанавливать причинно-следственные связи объектов и явлений.

Методический и дидактический материалы были скомплектованы по принципу тематического планирования. Суть тематического планирования в том, что:

  • при ознакомлении с окружающим миром дети знакомились с новой темой посвященной космосу;
  • все остальные виды деятельности (развитие речи, лепка и другие) продолжают данную тему;
  • родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала.

Для познавательного развития с детьми мы проводили ежедневные беседы на темы: «Юрий Гагарин – первый космонавт планеты», «Планеты и звезды», «Земля – наш дом во Вселенной». Целью данных бесед является расширение представлений дошкольников о Вселенной.

Занимаясь художественной деятельностью ребята лепили веселых марсиан, космические корабли, делали аппликацию +рисование на тему «Звездный коллаж», коллективное рисование «Солнечная система». Все эти работы выставлялись на выставке,раскрашивали готовые шаблоны о космосе.

Наиболее эффективной является совместная деятельность детей, педагогов и родителей по изучению темы космос. С помощью родителей был создан альбом «Наши созвездия» и различные поделки на космическую тему из бросового материала.

3 этап – завершающий.

Итогом нашей работы по проекту стал досуг – викторина «Знатоки космоса». Он прошел весело и ребята получили возможность показать все свои приобретенные знания и умения.

Таким образом, в процессе реализации проекта «Открытый космос» у наших ребят наряду с развитием познавательных способностей обогатился словарный запас, расширились представления о космосе.

   

 

     Приложения

Приложение 1.

Системная паутинка к проекту.

Образовательная область «Физическая культура».

Подвижные игры: «Дотронься до звезды»;

                                   «Найди планету».

Образовательная область «Познание».

ФЦКМ «Земля – наш общий дом»;

 ФЭМП «Большое космическое путешествие»;

Конструирование «Наш космический корабль».

Образовательная область «Коммуникация».

«Ракета летит к звездам»;

Образовательная область «Художественное творчество».

Рисование «Путь к звездам»;

Аппликация+рисование «Звездный коллаж»;

Лепка «Веселые инопланетяне»

Раскрашивание готовых шаблонов « Космос»

Чтение художественной литературы:

Чтение рассказа «Первый в космосе» В. Бороздин;

«Малышам о звездах и планетах» Е. Левитан;

«Тайна третьей планеты» К. Булычев;

«Незнайка на Луне» Н. Носов.

Стихи для заучивания наизусть в свободное время.

«Космонавт».

На луну летать мы будем,

В небе скучно ей одной,

Непременно нужно людям,

Познакомиться с луной.

«Ракета».

В небо ракета

Стрелою взлетела,

В ней космонавт сидит

Сильный и смелый.

«Ракета и я».

В парке новая ракета,

Краскою побелена.

В парке новая ракета

На луну нацелена.

Я не струшу,

Я рискну,

Я отправлюсь на Луну.

На Луне моря сухие,

Значит, я не утону!

Досуг-викторина на тему «Знатоки космоса».

Программное содержание

Цель: Закрепить имеющиеся знания о космосе.

Задачи

Образовательные:

Систематизировать знания детей о планетах солнечной системы, космонавтах, космической технике

Обогащать словарь детей (космодром, скафандр, невесомость, телескоп и т.д.)

Развивающиеся:

Развивать интеллектуальные способности детей

Развивать силу, выносливость

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в команде, сопереживать друг другу

Создавать эмоционально благоприятную атмосферу

Материал: Картины о космосе, соответствующие загадкам

Рисунок по точкам с цифрами (ракета) для конкурса капитанов

Спортивный инвентарь для соревнований

Мольберт для каждой команды с изображением планеты и названием команды

Звезды – бонусы за правильные ответы

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о космосе, о знаменитых космонавтах.

2. Разгадывание загадок.

3. Чтение книг.

4. Рисование ракеты.

5. Просмотр презентации о планетах.

6. Просмотр картинок, портретов, разных журналов о космосе.

 

Ход викторины

1. Вступительная часть. Беседа.

Воспитатель: Ребята! А вы знаете, какой праздник сегодня отмечает вся страна? (День космонавтики). Правильно! Это праздник космонавтов и людей, кто участвует в создании космических ракет. Как вы думаете, почему человек захотел полететь в космос?

Воспитатель: А вы ребята знаете что-нибудь о космосе? Сегодня у нас будет командное соревнование между двумя группами. Одна команда будет «Сатурн», а другая команда -  «Юпитер». Вы должны отвечать на вопросы, которые задаю вам, и за это вы будете получать звезды. В конце нашей викторины, мы их подсчитаем, и та команда у кого будет больше звезд, та и выиграла. Но если ответы будут выкрикиваться с места, или хором, все вместе отвечать, то звездочка будет забираться. Поэтому будьте внимательны, и кто первый поднимает руку, тот и отвечает.

 

2. Викторина. Вопросы.

  • Как звали человека, который заинтересовался и основал космос? (Циолковский)
  • А какого числа отмечают день космонавтики? (12 апреля 1961 год)
  • А почему этот день так назвали? (В этот день впервые в космос полетел человек)
  • А какие главные герои летали в космос до людей и благополучно вернулись? (Лайка, Белка и Стрелка)
  • Как звали человека, который впервые полетел в космос и благополучно вернулся? (Юрий Алексеевич Гагарин)
  • На каком космическом корабле летал Гагарин? (Восток – 1)
  • Как звали человека, который первый вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
  • Как звали первую женщину, летавшую в космос? (Валентина Терешкова)
  • Каких космонавтов вы еще знаете? (Герман Титов, Андриан Николаев, Владимир Комаров,
  • А как люди находят в космосе? (в невесомости)
  • Как они принимают пищу? (с помощью тюбиков)
  • Как называется снаряжение космонавтов? (Скафандр)
  • Какие планеты вы знаете? (Юпитер, Сатурн, Венера, Марс, Уран, Меркурий, Земля, Нептун)
  • Какими чертами характера должен обладать космонавт? (сильный, смелый, выносливый, храбрый, талантливый, умный, быстрый)

 

3. Физкультминутка. Эстафета «Быстрые и сильные»

Воспитатель: Ребята! Что делают космонавты, перед тем как отправится в полет? (Они готовятся, тренируются на тренажерах). Правильно! Мы с вами сейчас тоже немного подготовимся! И проверим, какая команда сильней, быстрей и выносливей?

1 задание: Прыжки на одной ноге. (выполняют капитаны команды).

2 задание: Ходьба с предметом (мячиком)

3 задание:

Воспитатель: Молодцы, Ребята! Вы все сильны, быстрые, а главное в вас присутствует командный дух.

 

4. Загадки. Игра «Дополни словечко»

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Сегодня вам нужно не только отгадать загадку, но и найти ответ на картинках.

Чтобы глаз вооружить                                              

И со звездами дружить,                                              

Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный … (телескоп)

 

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,
Несемся на… (Ракете)

 


У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски … (космонавт)

 

Самый первый в космосе,
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт … (Гагарин)

 

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам … (Луна)

 

Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется… (Земля)

 


Он дружит с ветром и водой,
Она – с Полярною звездой. 
Никак не могут встретиться
Медведь с Большой … (медведицей)

 

 Специальный космический есть аппарат, 
Сигналы на Землю он шлет всем подряд,
И как одинокий путник,
Летит по орбите … (спутник)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (комета)

 

 Что видим мы, взглянув в оконце,
Нам ярким светом светит … (солнце)

 

5. Капитанский конкурс.

Воспитатель: Сейчас будет задание для капитанов. Нужно выполнить задание правильно и быстро. А остальные из команды поддерживают своих капитанов.

Задание. Вам надо прямыми линиями соединить все точки по порядку и сказать, что у вас получилось. Кто сделает первым и все правильно, та команда

и получит звездочку.

Дополнительные вопросы капитанам:

- На чем летают космонавты? (ракета)

- Как называется место, откуда стартует ракета?

(космодром)

 Капитанский конкурс

3. Заключительная часть. Подведение итогов.

Каждая команда считает свои звезды. Командир команды говорит ведущему результат. Далее проходит чаепитие со всеми детьми.

Список литературы.

1.О.А.Скоролупова  Занятия с детьми старшего возраста «Покорение космоса».

2.Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова «Наша Родина».

3. «Воспитательно-образовательный процесс: планирование на каждый день» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский педагогический проект «Влияние сезонных изменений на жизнь животных нашего края» в старшей группе детского сада.

Познавательно - исследовательський проект об изменениях поведении животных в осенне-зимний период проводился с детьми старшей группы с целью установить причинно-следственные связи между изменениями в ...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Первоцветы Кубани - первые весточки весны!"

Закреплять и сстематизировать знания детей о первых весенних цветах, растущих унас в станице....

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей младшей группы детского сада «Этот удивительный мир птиц»

Зачастую в ходе образовательно-воспитательного процесса выясняется, что дети имеют недостаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому данный проект позвол...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Познавательно – исследовательский творческий проект для детей средней группы «Развитие познавательного интереса через опытно-экспериментальную деятельность» на тему «Магия песка»

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и создать развивающую, познавательную, безопасную предметн...

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Загадочный космос»

Эта тема очень интересна и увлекательна. В ДОУ дети получают представления о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах, о...