Методическая разработка по познавательному развитию «Экскурсия по экологической тропе».
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Рящикова Ирина Алексеевна

Тема: «Экскурсия по экологической тропе».

Педагогическая цель: Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе веснойвидеть и описывать увиденное распространенными предложениями. Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                       

1. Образовательные: расширить представления детей об экологической тропе;                                                                                                                                                                                                    2. Развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;                                                                                                              3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Целевые ориентиры образования: обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; проявляет любо­знательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, практическая.

Средства реализации: карта с маршрутом, семечки для птиц, семена овса, лопата, грабли, лейка с водой, спилы деревьев.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)

Направление: приобщение к экологической культуре.

Тема: «Экскурсия по экологической тропе».

Педагогическая цель: Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе веснойвидеть и описывать увиденное распространенными предложениями.                                                                                                                                                                                                                                                   Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                                       1. Образовательные: расширить представления детей об экологической тропе;                                                                                                                                   2. Развивающие: развивать познавательную активность, любознательность, связную речь, воображение, игровые умения детей;                                                  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Целевые ориентиры образования: обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; обладает начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет.

Освоение содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, практическая.

Средства реализации: карта с маршрутом, семечки для птиц, семена овса, лопата, грабли, лейка с водой, спилы деревьев.

Организационная структура игрового занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1

2

3

Мотивационно -              побудительный

Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня Старичок-Лесовичок пригласил нас в путешествие по экологической тропе. Посмотреть, что изменилось в природе с наступлением весны. Он оставил нам карту с маршрутом. (Находимся в уголке нетронутой природы».

Ребята, а вы знаете, где живет Лесовичок и почему его так назвали? (Потому что он родился, рос и всю жизнь в лесу – а теперь следит за порядком у нас в детском саду).

Давайте вспомним девиз занятия:

« С голубого ручейка начинается река. А занятие – начинается с улыбки».

Ребята, давайте вспомним как нужно вести себя на экскурсии:

Инструкция по технике безопасности

  • Выполнять инструкции экскурсовода                                                                                      
  • Иметь при себе медицинскую аптечку.                                                                      
  • Нельзя трогать и нюхать растения.                                                                                    
  • Не срывать и использовать в пищу траву, плоды и ягоды.                                                                  
  • Не лазать по ограждениям, деревьям и кустарникам.                                                    
  • Не спрыгивать с возвышенности и оборудования.                                                                                                                                                                

Отвечают на вопросы.

Организационно-             поисковый

Ребята давайте посмотрим на карту. Куда нас зовет стрелочка?

- К столбам, на которых висят кормушки. Как называем эту остановку? (Птичья столовая). Взгляните, ребята, в них осталось немного корма от прошлого раза. Почему он остался?

- Правильно, птицам уже не голодно, как зимой. Появились насекомые, растения, у птиц хватает корма. Нужен ли им тот корм, который мы принесли с собой? Как вы думаете, чем заняты птицы весной?

- Верно, создают пары, ищут себе друзей для того, чтобы свить гнездо и отложить в него яйца. Из них появятся птенцы и птицам нужно будет выкармливать их. Вспоминайте, чем птицы выкармливают своих птенцов? Приносят ли они пользу лесу? Людям? Для чего нам нужны птицы?

- Конечно, чтобы любоваться ими, восхищаться их пением. Давайте послушаем их пение, как еще его можно назвать?

      - Молодцы, вы правильно все сказали!

Рассуждают, отвечают на вопросы,

Делают собственные выводы.

- Пойдем дальше, куда нас привела стрелка? (к дорожке здоровья). Правильно, с наступлением весны и тепла мы снова разместили «Дорожку здоровья».

      - Зачем на территории детского сада нам нужна «Дорожка здоровья»? (для ходьбы босиком, чтобы закаляться и быть здоровыми).                                                                           - Из чего она состоит? (спилы, песок, шишки, колючие коврики).

 - Молодцы! Идем дальше.

- Вот мы с вами и на месте. Куда нас привела стрелка? Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой)                                                                                                                         - А как называют людей, которые составляют прогноз погоды? (метеорологи)                                                                                                                                                        - Прежде, чем мы с вами начнем говорить о погоде, отгадайте загадки.  Готовы?

Это важный показатель,                                                                                                         Градусник – ее приятель.                    Если жарко - высока,                            А в мороз она низка. (Температура)

Он на лужах, посмотри,                    Выдувает пузыри.                                 Хочет, чтобы я и ты                               Не забыли про зонты. (Дождь)

Пушистая вата                                       Плывет куда-то.                                   Чем вата ниже,                                       Тем дождик ближе.(Облака)

По полю рыщет,                                     поет да свищет,                                   Деревья ломает,                                     к земле приклоняет.(Ветер)

Ты весь мир обогреваешь                     Ты усталости не знаешь,                       Улыбаешься в оконце,                          И зовут тебя все ...(Солнце)          

  - Молодцы, ребята! Все отгадали.

А какая сегодня погода? Давайте определим какая температура воздуха? Что нам поможет определить? Дети, термометр нужен для измерения температуры воздуха. Для него сделана специальная будка, которая скрывает термометр от прямых лучей солнца.  Есть ли ветер? Как вы определили? (с помощью вертушки). Что нам поможет определить направление ветра? (ловушка ветра)                                                  Есть ли сегодня осадки? Молодцы!

Физкультминутка

Быстро встаньте, улыбнитесь»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево. Вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели- встали, сели -  встали

И на месте побежали.

Методическое обеспечение: nsportal.ru

- Посмотрим куда ведет нас стрелка? А привела она нас на станцию «Поле злаков».

Трудовая деятельность «Посадка овса»

Прежде чем мы будем сажать, давайте внимательно рассмотрим землю.

-  Какая земля?

-  А теперь посмотрим, какие  зерна: крупные, светлые. Ребята, вы уже знаете как нужно сажать овес. Как? (Вскапываем землю, рыхлим, берем зерна овса разбрасываем и присыпаем землей. Потом польем водичкой).

-  Куда сажают зерна? (в землю)

-  Что произойдет с зернами? (они прорастут)

-  Что нужно для того чтобы зерна проросли? (поливать, ухаживать, добавить землю и чтобы постоянно падал свет).                                                                       -  Для чего мы посадили зерна? (чтобы выросла трава)

-  А для кого мы посадили овес? Кого мы им кормим? (кроликов)

-  Теперь можно приступить к посадке. Молодцы ребята!

- Ребята, Лесовичок приглашает вас к своему любимому дереву в гости. Следующая станция «Дерево мудрости» (смотрим на карту). Угадайте, что это за дерево? (Ива).

Как изменилась она с тех пор, когда мы ее рассматривали зимой. А что изменилось?                                                                                                                        - Да, появились листочки. Они маленькие, нежно-зеленого цвета. Я осторожно наклоню к вам ветку, потрогайте их, понюхайте. Какие они на ощупь, на запах?

- Действительно, они клейкие, липкие, со своеобразным запахом. Наверное, так пахнут и руки Весны. Ребята, а почему я очень аккуратно наклонила ветку?

- Конечно, чтобы не сломать ее. Ведь мы должны беречь и охранять природу, а не губить ее.

Ребята, посмотрите на наши деревья какие они разные, большие и маленькие. Как вы думаете, можно ли определить возраст дерева? Как? (Рассуждение детей – чем больше дерево, тем оно старше, наверное, по количеству веток, толщине ствола).

Рассказ воспитателя о кольцах

Дерево растет всю жизнь. Каждый год на концах веток вырастают молодые побеги, от чего крона становится выше и шире.

И каждый год под корой образуется новый слой древесины и ствол и ветки каждый год становятся толще. Внутри ствола есть кольца, которые хорошо видны на срезе, например, на поверхности пня. Эти кольца называют ГОДИЧНЫМИ, по ним можно узнать возраст дерева и историю его жизни.

И сейчас, я вам раздам спилы, и мы попробуем разглядеть и сосчитать возраст деревьев.

Раздаются спилы, где видны годичные кольца.

Широкие кольца (показ) – это годы, когда было много тепла и дождей и дерево росло особенно быстро. Узкие кольца (показ) – память о засушливых, холодных годах, когда рост дерева тормозится. Бывает так, что с одной стороны кольца широкие, а с другой - узкие. Возможно, возле дерева росло рядом другое растение, которое затеняло часть его ствола.

Давайте рассмотрим спилы.  Посчитаем, сколько годичных колец на наших спилах? (Дети определяют количество колец и устанавливают возраст дерева)

Теперь вы сами умеете определить возраст дерева по годичным кольцам и можете рассказать об этом своим родителям.

- И в конце нашей экскурсии поиграем в игру «Угадай дерево и найди его»

- Ребята, надо на слух, по описанию узнать и назвать деревья. Слушайте внимательно.

- Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина).

- Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).

- Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа).

     - Похож  на другие хвойные деревья? Низкий, почти лежит на земле. Он кустарник. Иголочки маленькие в виде чешуек, но в отличие от туи они колючие. Ствол у него кривой. Веточки тонкие. (Можжевельник)

Молодцы!

Проговаривают слова вместе с воспитателем, выполняют двигательные упражнения по тексту физкультминутки.

Рефлексивно -                    корригирующий

Молодцы, вы правильно все сказали, вот и закончилось наше путешествие по карте, которую оставил нам Старичок - Лесовичок. Скажите, ребята, правильно ли мы вели себя в природе, не обидели ли кого – нибудь? (Ответы детей)

- Чему научились? (Ответы детей)

- Что нового узнали? (Ответы детей)

- Что повторили? (Ответы детей) 

- Молодцы! И на этом наше путешествие заканчивается.

Благодарит и хвалит детей за старание.

Выражают свои эмоции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Конспект Непосредственно - образовательной деятельности по «Познавательному развитию» «Наблюдения на экологической тропинке с детьми старшей группы в условиях санатория» с использованием современной образовательной технологии - и

В конспекте используется современная образовательная технология " Исследовательская деятельность", ЭОР. Конспект создан с учетом возможностей детей с ОВЗ в условиях детского санатория....

Методическая разработка по познавательному развитию (раздел экологическое воспитание) в старшей группе

Организация образовательной деятельности с дошкольниками. Педагогическое сопровождение родителей. Создание развивающей предметно-пространственной среды....

Методическая разработка по познавательному развитию в средней группе Экскурсия знакомство "Я поведу тебя в музей"

Методическая разработка  по познавательному развитию в средней группе Экскурсия знакомство "Я поведу тебя в музей"...

Методическая разработка по познавательному развитию в младшей группе( раздел экологическое воспитание)" Деревья зимой"

Дополнить представление детей о деревьях зимой посредством прогулки и от восприятия прочтённых научно-познавательных и художественных произведений...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по экологической тропе» «Живая природа»

Данный конспект занятия способствует формированию системы экологических знаний дошкольников и представлений о природных объектах тропы и экологической культуры поведения в природной среде....