"Экспериментирование в мире пластмассы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сапрыкина Ирина Анатольевна

Ознакомление детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Приучать детей бережно относиться к вещам. Развитие у детей любознательности, исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

                Тема: «Экспериментирование в мире пластмассы».

Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Учить выявлять свойства пластмассы. Развивать любознательность, исследовательскую деятельность ребенка. Активизировать в речи слова: пластмасса, пластмассовые. Воспитывать бережное отношение к вещам, умение слушать друг друга и не перебивать.

Материал:

Много небольших пластмассовых предметов (игрушки, пуговицы, прищепки) по два небольших предмета из стекла, дерева, металла; прозрачные и цветные пластмассовые стаканчики, пуговицы, деревянные палочки по количеству детей; контейнеры с водой (1 на 2-х детей).

Предварительная работа: Досуги, ОД, беседы о разных видах материалов (дерево, металл, стекло). Дидактические игры «Что из чего?»«Чудесный мешочек».

                                                  Ход ОД:

В группу под музыку «А кто такие Фиксики?» заходит фиксик Нолик. Предлагает организовать прямо в группе «Фикси – лабораторию», чтобы в ней проводить удивительнейшие испытания. Объясняет, что для этого надо быть внимательным, собранным, аккуратным. Предлагает уже одетым в специальную одежду детям начать совершать увлекательные эксперименты.

Нолик. Ребята, я предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей. «Вокруг себя три раза повернись и в исследователей превратись»

После того, как дети сели за столы, Нолик напоминает правила поведения в лаборатории.

Нолик. Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь – этим мы мешаем другим.

- Аккуратно обращаться с тем, что стоит на столе.

- Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

Загадки:

Такая разноцветная,

С виду я приметная.

Легкая и тонкая,

А на звук не звонкая. (Пластмасса)

Из меня предметов масса,

А зовусь я …. (Пластмасса)

Дети. Пластмасса.

Нолик. Молодцы. Что же такое пластмасса, ребята? (ответы детей).

Пластмасса – это материал, которого нет в природе. Ученые сумели создать такой материал, такую массу, которая может быть мягкой при нагревании и принимать любую форму, а застывая, может быть твердой. Эту послушную массу и назвали пластмассой.

Нолик. Ребята, на столах у вас лежат небольшие предметы. Рассмотрите их и скажите, из чего они сделаны?

Дети. Из пластмассы.

Нолик. Правильно. Если предметы сделаны из пластмассы, значит какие они? (пластмассовые).

Нолик. А теперь посмотрите на мой стол и выберете, какие пластмассовые предметы находятся на нем? (Дети перечисляют). Уберите с моего стола лишние предметы. (Вызываю несколько человек).

Нолик. Все оставшиеся предметы схожи тем, что они? (пластмассовые). А чем же отличаются эти предметы друг от друга? (формой, цветом, величиной).

Да, а еще одни предметы цветные, а другие - нет.

Нолик. Возьмите пластмассовый прозрачный стаканчик, покажите. Положите туда игрушку. Видите, ли вы ее?

Дети. Да.

Нолик. Что вы можете сказать о пластмассе?

Дети: Пластмасса может быть прозрачной.

Нолик. Возьмите теперь цветной стаканчик и проделайте то же самое.

Дети. Мы не видим игрушки. Значит, пластмасса может быть непрозрачной.

Опыт 1. Пластик хорошо окрашивается.
Цель: демонстрация разных по цвету стаканов.

Оборудование: пластиковые стаканы разного цвета, и прозрачный.

Ход работы: перед детьми стоят разноцветные стаканы и один прозрачный. Дети рассматривают их и приходят к выводу, что пластик может быть, как бесцветным, так и окрашенным. Что придаёт ему эстетичный, приятный для глаз вид.

Объяснение: пластик хорошо окрашивается, это свойство эффективно используется при производстве пластиковых изделий.

Опыт 2. Пластик, бумага и ткань в воде.

Цель: продемонстрировать взаимодействие материалов с водой.

Оборудование: чаша с водой, кусочек ткани, бумаги и пластика.

Ход работы:
Возьмём углублённую ёмкость с водой. Опустим поочерёдно: бумагу, кусочек пластика.

Наблюдаем явление.
Результат: наблюдается намокание бумаги, её утяжеление с последующим потоплением и расползанием на части. Кусочек пластика плавает на поверхности.

Объяснение: у бумаги легко распадается структура, у пластика нет, Он не изменил свои свойства при взаимодействии с водой.

Нолик. Молодцы! А теперь потрогайте предметы и скажите, какая пластмасса на ощупь?

Дети. Может быть гладкой, а может быть шершавой.

Нолик. А сейчас мы проверим, умеет ли пластмасса петь. (Стучит деревянной палочкой по пластмассовому стакану.) Звук глухой у пластмассовых предметов. Ребята, возьмите в руки предметы и постучите по предметам палочкой. Что вы выяснили для себя?

Дети. У пластмассовых предметов глухой звук.

Нолик. А что будет, если сжать пластмассовый стаканчик в руке?

Дети делают вывод о том, что некоторые предметы можно сжать в руках, смять. Нолик предлагает сжать прищепку, крышку. Дети делают вывод, что не все предметы из пластмассы можно сжать.

Затем Нолик роняет стакан на пол.

Нолик. Ребята, посмотрите, а с нашим стаканчиком случилось что-нибудь? Нет? Почему?

Дети. Он не разбился, потому что пластмасса небьющаяся.

Нолик. Однако, вы замечали, что иногда от ваших игрушек могут отломиться куски, таким образом, пластмасса может быть хрупкой. Поэтому с игрушками нужно обращаться бережно.

Возьмите пластмассовые пластинки в руки, согните их, что происходит?

Дети: пластинки могут гнуться.

Правильно, пластмасса, гнётся и может сломаться, поэтому нужно бережно относиться к предметам из пластмассы.

Нолик. А сейчас предлагаю провести с вами маленький опыт. У вас на столе стоит емкость с водой. Возьмите пластмассовые игрушки в руки, опустите в воду и расскажите игрушки легкие или тяжелые? А почему?

Дети. Игрушки легкие, не тонут. (Если дети затрудняются ответить, Нолик сам делает вывод о том, что пластмасса легкая).

Нолик. А теперь возьмите по стаканчику, зачерпните воду и посмотрите, проходит ли через пластмассу вода?

Дети берут стаканчики, набирают в него воды и смотрят, проходит вода или нет.

Нолик. Это свойство пластмассы называется водонепроницаемость, то есть она водонепроницаемая.

Нолик. Если пластмасса такая легкая, не пропускает воду, можно ли ее использовать в окнах вместо стекол?

Дети. Нет. В комнате будет темно, солнышко не сможет заглянуть в окно и холодно, даже если пластмасса будет прозрачной.

Нолик. Молодцы, с этим опытом вы справились. Ребята, скажите, какие предметы из пластмассы используют в домашнем хозяйстве ваши родители?

Дети. Вешалки, пуговицы, тазики, прищепки, хлебница.

Нолик. Ребята, мы с вами провели ряд исследований и определили свойства пластмассы. А вот какие мы сейчас еще раз вспомним и проговорим. Пластмасса (гладкая или шершавая, твердая, прозрачная или цветная, небьющаяся, но хрупкая, водонепроницаемая, легкая.)

Воспитатель: - Ребята, что мы сегодня с вами исследовали? Что мы сегодня узнали о пластмассе? Что вам больше всего понравилось? Я думаю, вам понравилось быть маленькими исследователями? (ответы детей). Молодцы, вы очень хорошо поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру «В мире пластмассы»

Цель:Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы....

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "В мире пластмассы"

Конспект НОД по ознакомлению с миром природы "В мире пластмассы"...

Открытое занятие по познавательному развитию по окружающему миру на тему: «В мире пластмассы»

Конспект НОД по познавательному развитиюпо теме: «В мире пластмассы»Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.Задачи:Образовательная:- Учить выявлять...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию («ознакомление с окружающим миром») на тему: «В мире пластмассы» средняя группа

Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.Задачи:Образовательная: Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).Развивающая: Развивать любознательность...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «В мире пластмассы»

Знакомство детей средней группы  со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Выявление свойств пластмассы....

Конспект по окружающему миру «В мире пластмассы»

Цель:Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы....

конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему : в мире пластмассы

конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему : в мире пластмассы...