Конспект НОД по познавательному развитию (знакомство с окружающим миром) в средней группе по теме: «Невероятное путешествие в морские глубины»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Смирнова Татьяна Александровна

Интеграция образовательных областей: «Позновательное развитие», «Речевое развитие», «ХЭР», «Физическая культура».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razviti1.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конспект НОД по познавательному развитию

      (знакомство с окружающим миром) в средней группе по теме:

             

                «Невероятное путешествие в морские глубины»

Цель: Систематизировать знания детей о морях, океанах и морских обитателях.

Задачи: - продолжать расширять знания детей о планете Земля, о морских жителях, их особенностях, внешнем виде, питании, передвижении; - познакомить детей с полезными свойствами морской воды; - ввести понятия – «батискаф», «кораллы», «коралловые рифы», «кристаллы», «китовый ус»; - развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; - обогащать и активизировать словарный запас детей словами и понятиями: модель Земли, морские обитатели, кристаллы, названия океанов и морей.

Предварительная работа.

Рассматривание глобуса, карты, книг и иллюстраций на тему «Подводный мир», беседы «Морские обитатели», чтение познавательной литературы о морских глубинах и его обитателях, отгадывание загадок.

Ход НОД:

Воспитатель: -Ребята, сегодня я приглашаю вас в удивительное морское путешествие. Мы узнаем много интересного о море и его обитателях, опустимся в его глубины. Но прежде чем отправимся в путешествие мы должны отгадать загадку. 

  • Загадка «На ноге стоит одной, Кружит-вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны». Что же это такое? 
  • Дети: - Это глобус.
  •  Воспитатель: - А что такое глобус?
  •  Дети: глобус-это модель нашей земли.
  •  Воспитатель: - Посмотрите он весь разноцветный. Какого цвета больше? 
  • Дети: - Голубой краски на глобусе больше, чем зеленой и коричневой. 
  • Воспитатель: - Что означает голубая краска на глобусе? 
  • Дети: - Голубой краской на глобусе обозначены моря и океаны. 
  • Воспитатель: - какой можно сделать вывод ребята?
  •  Дети: что на земле больше воды, чем суши. 
  • Воспитатель:- Да, моря и океаны занимают в 2 раза больше места, чем суша. Ребята, все моря и океаны очень глубоки. Даже самая высокая гора и та скрылась бы в соленой пучине. Существует 5 океанов.: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый, Южный. 
  • Воспитатель: Какие вы знаете моря?  Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое, Белое. Воспитатель: Их очень много и всех невозможно перечислить. Давайте послушаем звуки которые звучат на море, в океане. Звучит запись шума моря. Дети слушают (шум ветра, шум прибоя, шелест морской гальки, крик чаек, плеск рыб, гудок парохода) и отгадывают. 
  • Воспитатель: - Ну что же, а теперь пора отправляться в наше путешествие ,настала пора погружаться под воду и познакомиться с разнообразным миром. Воспитатель: - А, как вы думаете с помощью чего можно опуститься на морское дно? (ответы детей) 
  • Воспитатель: ,на дно морское можно опуститься с помощью батискафа. Батискаф - это такой большой железный шар с иллюминаторами, внутри у него много разных приборов, чтобы наблюдать за морской жизнью. (Показываю картинку.) - В первое подводное путешествие лучше плыть всем вместе на большом батискафе. Нам предстоит узнать и увидеть море, его подводных обитателей, богатства морского дна. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению. Погружаемся. Музыка (звук погружения)
  1. 1-2-3 все поплывём! В мир подводный попадем. Сейчас начнутся чудеса, Нужно лишь смотреть во все глаза. - Вот мы оказались в подводном мире.
  2.  Пальчиковая гимнастика «Подводный мир» Посмотри скорей вокруг! (делают ладошку у лба «козырьком»)
  3. Что ты видишь, милый друг? (приставляют пальцы колечками у глаз)
  4.  Здесь прозрачная вода (разводят ладони в стороны)
  5.  Плывёт морской конёк сюда. (волнообразные движении ладонями вперёд)
  6. Вот медуза, вот кальмар (опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки)
  7.  А вот это – рыба шар. (соединить пальцы обеих рук в форме шара)
  8. А вот, расправив восемь ног, (показывают тыльную сторону обеих ладоней и перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук) Гостей встречает осьминог. 

Воспитатель: - А вы знаете, что все морские обитатели живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине. На магнитной доске изображены этажи океана Воспитатель:- Это верхний слой океана. Какого он цвета? Спускаемся в толщу воды, что изменилось? А на самой глубине, какого цвета вода? Какой вывод можно сделать? - Чем глубже спускаемся в толщу воды, тем становится темнее. Почему? (лучи солнца не могут пробиться сквозь толщу воды, поэтому на большой глубине совсем темно) - Хотите узнать, кто на каких этажах живет?

  • : - Да.
  • - Сейчас мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Звучит запись дельфинов. – Что это за звуки, слышите? - Ребята, смотрите, мелькнуло морское животное. (Показ картинки дельфина). Да это же. (Дельфин). Что вы знаете о дельфинах? Вы были в дельфинарии? А что дельфины делали? Дельфин – очень умное, самое сообразительное животное. Дельфинята любят играться, скатываться со спины, как с горки, выпрыгивать с воды, чтобы мама догоняла. Больного детеныша заботливая мать носит на себе, они так - же спасают своих раненых товарищей. Дельфины очень умные и добрые животные. А еще дельфины лечат людей, были случаи, дельфины спасали тонущих людей. Дельфины занесены в Красную книгу, на них у нас в стране запрещена охота. 
  • Воспитатель:- Молодцы! - А это кто? 
  • Дети:- Летучая рыба –
  • Воспитатель: в воде плавает, как и все другие рыбы. Длинные и широкие плавники у нее сложены и прижаты к телу. Спасаясь от хищников, летучие рыбы разгоняются и выпрыгивают из воды. Распустив крылатые плавники, они с огромной скоростью мчаться над волнами. Снижаются, отталкиваются от воды.
  •  Звучит запись китов.
  • справа по борту плывёт чудо-великан. (Показ картинки кита). Кто же это? (Синий кит). Ответ: Кит Дети : - Киты
  • Воспит– самые крупные животные в мире, киты дышат воздухом, кормят детенышей молоком, оно такое жирное, что по густоте похоже на зубную пасту - Живут киты в верхних слоях воды, так как тоже дышат воздухом и для этого часто выныривают. Питаются эти гиганты мелкими рыбёшками и рачками.
  • Киты и дельфины – это млекопитающие животные. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде. Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух! Почему эти рыбы и животные живут только в верхнем слое?(ответы детей)
  •  Воспитатель: А теперь давайте повеселимся вместе с нашими морскими жителями. 
  • Физ. минутка «А рыбы в море плавают вот так…»
  •  Воспитатель: Что-то задержались мы на верхнем этаже. Спускаемся на средний этаж, в толщу воды. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? Дети: Солнечные лучи сюда пробираются с трудом.
  •  Воспитатель: Ой, кто же это плывёт? (Показ картинки акулы).
  • Хищная большая рыба налетела словно глыба. Мигом жертву заглотнула ненасытная… (акула). Ребята, а что вы знаете про акулу?
  • - Акула - это хищная рыба. Кожа акулы покрыта острой чешуёй. Глаза способны видеть предметы только в чёрно-белом изображении. Зубы акулы - страшное оружие, ими она хватает, убивает свою жертву и разрывает ее на клочки. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов.
  •  Воспитатель: - В отличие от китов акулы дышат жабрами. Питаются животной пищей. Среди акул немало и таких, которые опасны и для человека: тигровая акула, акула - молот, кошачья акула, белая акула и самая большая китовая акула. - Давайте уплывём подальше от этой опасной рыбы. - Посмотрите, какие красивые медузы
  • Важна, степенна, холодна, А сквозь нее вода видна. (Медуза) Дети: - Медузы – загадочные и очень красивые обитатели морей и океанов планеты Земля. Медузы могут жить лишь в солёной воде. Есть — малюсенькие, а есть гиганты. Их окрас может быть белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным
  • Воспитатель:- Медузы бывают разных размеров, с муху и очень большие, просто очень огромные. А вы отдыхая, видели на море настоящих медуз? (ответы детей). Почему их нельзя трогать? (ответы). Да, ребята так она защищается от врагов. Нас она не знает, друзья мы или враги, поэтому может обжечь. А еще медузами питаются рыбы и морские животные. - Ну что, поплыли дальше? 
  • Маскируюсь я умело, Цвет меняю так же смело, Восемь ног и голова, Отгадайте, кто же я? Ответ: Осьминог
  • Осьминоги живут в толще воды. У осьминога мягкое тело не имеет костей и может свободно изгибаться в разные стороны. Назвали осьминога так потому, что от его короткого туловища отходят восемь конечностей. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу. 
  • Воспитатель:  Вы можете подумать, что осьминог - очень опасное животное. на самом деле, несмотря на свои восемь щупальцев, осьминог очень застенчив и всегда прячется. Если его напугать, он начинает менять окраску. Он может превращаться в красного, голубого, коричневого и даже белого. Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю. Вы верите, что мы можем показать, как это происходит. А это правда, хотите посмотреть? Показывает опыт «Реактивное движение» Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик). А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её? От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.

Погружение продолжается.

Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте? - А как могут выглядеть обитатели глубины? Почему вы так думаете? 

Для вас сюрприз (разрезные картинки) Давайте соберём картинки и узнаем кто же здесь обитает?(скат, морская звезда, камбала, удильщик). - В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. В тёмных океанских глубинах, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика. Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы. Скаты живут в глубине, их тело приобрело плоский вид, так лежащие на дне скаты незаметны. Другие скаты с помощью электр. заряда могут охотиться на свою жертву. Это электрические скаты. Морские звёзды- показать вам красивое существо похожее на цветы. Из- за своей окраски они очень заметные животные. Они хищники, поедают моллюсков, мелких рыбёшек, кораллы. Хотя рта у них невидно, они караулят свою добычу, обхватывают её щупальцами, сдавливают и съедают. - Ещё кто на глубине живет (камбала, краб, кораллы) Как называются рыбы, живущие на большой глубине? Глубоководные. Вот мы с и побывали в подводном мире, и увидали многих обитателей, знаем кто на какой глубине живёт. Всплываем в батискафе на поверхность. - Музыка (звук погружения) А вот здесь у меня для вас сюрприз. Здесь ни краб, ни осьминог, ни кит, а другие дары моря. Как вы думаете, что здесь может быть? Ответы детей- ракушки могут быть… Воспитатель: - Посмотрите, какие здесь красивые кораллы! Воспитатель:- Вы уже знаете, что в морях и океанах вода солёная, а где можно применять морскую воду? Ответы детей. Воспитатель: Морская вода очень полезная, она содержит много минеральных веществ. Ею можно полоскать горло. С ней принимают лечебные ванны. Из морской воды добывают специальные вещества, из которых делают лекарства, мази. Из морской воды добывают морскую соль и продают в аптеках. А сейчас я приглашаю вас к столу рассмотреть соль, морскую капусту Воспитатель: Ребята, рассмотрите кристаллы морской соли дети рассматривают. На что они похожи? (на сахар, иней и т. д.) . Какого цвета? (белого) Какой формы? (прямоугольной, в форме звездочки и т. д.)

Игра «Хорошо-Плохо?» – На столах картинки с изображением моря. Надо отобрать картинки где море – это хорошо (море дарит прохладу, у моря мы отдыхаем, оздоравливаемся, купаемся , по морям и океанам люди перевозят грузы. Очень полезны для человека морские животные, рыбы, моллюски). И картинки где море - это плохо (На морях бывают сильные штормы и бури. Там гибнут люди и корабли, в море можно утонуть, могут напасть хищники). И ещё бывают очень опасные землетрясения в океане, от этого поднимается огромная волна-цунами, она может пройти от одного материка до другого и снести всё на своем пути. Есть ещё одна опасность – подводные вулканы. И тогда горы пепла и огня поднимаются над водой, вода нагревается и превращается в пар и даже может произойти взрыв. Игра «Этажи океанов и морей» На столах картинки обитателей морей и океанов. Выбирайте любого и расселяйте на свой этаж. - Молодцы, как много всего вы знаете. Я надеюсь, что вы продолжите изучать морские тайны. Ведь их так много и даже есть неизведанные тайны. - Мне очень понравилось с вами путешествовать, вы все большие молодцы. Любите дети природу: Реки, озёра, моря, О ней проявляйте заботу - Будут тогда чудеса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Путешествие к Царице Водице".

- Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разл...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе№1 на тему «Русские обычаи, традиции и народное творчество».

Познакомить детей с традициями и творчеством русского народа в доступной для детей форме. Расширять кругозор детей, развивать любознательность, формировать эстетический вкус. Воспитывать люб...

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ознакомлению с окружающим миром в средней группе На тему: «Путешествие капельки Капитошки»

Программное содержание:Закрепить полученные знания о воде. Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, парообраз...

Методические рекомендации по проведению ННОД по образовательной ситуации «Ознакомление с окружающим миром» в старшей группе по теме: «Невероятные приключения детей в сказочной стране».

Данная методическая разработка составлена  по организации ННОД по образовательной  ситуации «Ознакомление с окружающим миром» в старшей разновозрастной группе по теме «Неве...

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). В средней группе. Тема: «Путешествие в космос»

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром). В средней группе.Тема: «Путешествие в космос».Цель: расширять знания детей о космосе и первых космонавтах.Задачи:Познакомить...

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе

Тема: «Узнай всё о себе, воздушный шарик».Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:1. Учить устанавливать связь между мат...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе на тему "Летнее путешествие"

Туристическая неделя в средней группе на тему "Летнее путешествие"...