Экологическое воспитание детей в ДОУ
статья по окружающему миру (средняя группа)

Ивицкая Наталья Ивановна

Главной целбю работы с детьми является убеждение каждого ребенка в необходимости бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическое воспитание детей17.84 КБ

Предварительный просмотр:

      Экологическое воспитание детей в ДОУ

                                                                                       Автор: Ивицкая Н.И. воспитатель ГБДОУ

                                                                                       детский сад №7 Кировского района СПб   

С раннего возраста ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними. В этом возрасте ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Ребенок уже знает назначение многих предметов, владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, проявляет интерес к стихам, песням, сказкам, рассматривает картинки. Реализовать цели системы экологического образования у дошкольников можно в течение дня во всей образовательной деятельности.

 Главной целью работы с детьми в ДОУ  в этом направлении является убеждение каждого ребёнка в необходимости бережного отношения к  природе, давать такие знания детям, чтобы у них вырабатывались навыки по охране природы. Для достижения этой цели, необходимо разработать целостную систему экологического образования, основанную на научно-обоснованных принципах экологических программ, с учётом ФГОС дошкольного образования. Детям следует дать знания о природе, чтобы у них формировались умения и навыки к труду, а также воспитать у них любовь к природе, желание ухаживать, защищать и  приумножать её богатства. Как достигнуть этой цели? Для повышения эффективности экологического образования, необходимо использовать различные методы работы: беседы, наблюдения, исследовательская деятельность, опыты, игры, наблюдения за живыми объектами, посадка грядок, создание живого уголка, экологические выставки, экскурсии, экологические занятия, театрализованные постановки на экологическую тематику и т.д.

Экологическое образование воспитанников надо организовать так, чтобы оно проходило опосредовано, в процессе увлекательной игры. Игровой метод используется во всех возрастных группах и включает в себя игры с готовым содержанием и правилами, творческие игры.

Дидактические игры включают в себя предметные игры (игры с предметами), настольно-печатные (лото, домино, разрезные и парные картинки).

Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, овощи). В качестве примера таких игр можно назвать «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д.

Настольно-печатные игры - это  лото, домино, разрезные и парные картинки, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Малыши». «Растения», «Подбери листок» и т. д. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Подвижные игры, связанные с природой, например, подражанию повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся   «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания о природе. Получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Большое значение для экологического образования и развития детей имеют творческие игры, которые связанны с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе (работа на птицеферме, в саду, на огороде, теплице и т. д.). В процесс осознания значения труда взрослых, у детей формируется положительное отношение к нему. Для развертывания творческих игр экологического характера в группах должны быть специальные наборы игрушек - животные, овощи, фрукты, сельскохозяйственные машины и т. д.

Начиная с раннего возраста во всех возрастных группах, должны быть созданы условия для игр с природным материалом. Это песочные столы, резиновые фигурки  животных, силуэты домов и деревьев из фанеры, шишки, семена, желуди, металлические каркасы, печатки для создания рисунков на снегу и т. д.

Читая и рассказывая сказки  детям надо так же проводить  игры-драматизации с использованием настольного театра. Например, по сказкам «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка». Таким образом, у детей закрепляются знания о диких животных, и домашних животных и т.д.

Одним из методов экологического образования дошкольников является наблюдение. В детском саду в процессе образовательной деятельности и прогулок знакомим детей с природой, а также с  происходящими в ней изменениями в разное время года. Для результативности метода наблюдения, надо обязательно ставить перед детьми чёткие  цели и задачи нашего наблюдения, имеющие познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос. По знаниям, полученным детьми в процессе наблюдений, обязательно проводить рефлексию, для закрепления, уточнения, систематизирования увиденного. Хотелось бы тут  напомнить одну древнюю китайскую пословицу: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".  Ведь через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...