Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе «Секреты переработки» (экология)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елизавета Андреевна Московцева

Конспект предназачен для детей старшего дошкольного возраста. 

Если у вас закончился порошок или скопились крышечки, не торопитесь все это выбрасывать в мусорное ведро!

Это послужит неиссякаемым источником вдохновения и творческих идей для тех, кто мыслит нестандартно, экспериментирует смело и способен увидеть нечто привлекательное в самых обыденных вещах.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sekrety_pererabotki.docx359.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32 Петроградского района Санкт - Петербурга.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе

«Секреты переработки»

в рамках конкурса педагогических достижений

«Педагог ДОО. Лестница успеха»

подноминация «Воспитатель. Молодые надежды»

Воспитатель

Московцева ЕлизаветаАндреевна

Санкт – Петербург 2020

Цель: расширение знаний о принципах системы раздельного сбора мусора и знакомство с этапами переработки вторсырья.

Задачи:

  1. Образовательные
  • Продолжать расширять и углублять знания детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека.
  • Формировать представления детей об утилизации мусора, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов;
  • Закреплять умение детей дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены и сортировать мусор для переработки.
  1. Развивающие

  • Активизировать словарный запас за счет новых слов (природные ресурсы, отходы, металл, макулатура, руда, нефть, переработка, бытовые отходы, пластмасса и др.)
  • Стимулировать        интерес        к        исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы;
  1. Воспитательные

  • Воспитывать бережное отношение к чистоте улиц города, мотивировать к раздельному сбору мусора и рациональному использованию природных ресурсов Земли.

Образовательные технологии:

Исследовательская деятельность

  • Экспериментальная деятельность по переработке мусора
  • Изготовление новых вещей из вторсырья ИКТ-технология
  • Презентация для детей «Секреты переработки»
  • Видео- и аудио - сопровождение

Материально-техническое оснащение:

  • Мультимедиа – презентация «Секреты переработки»
  • Макет Земли
  • Схемы, карточки с этапами переработки, эко-удостоверения
  • Магнитная игра «Учимся сортировать мусор»
  • Оборудование для экспериментальной работы (бумага, прозрачная основа для мыла, блендер, формы(емкости), скалка, микроволновая печь, пресс)

Предварительная работа:

  • Комплекс занятий на тему «Природные ресурсы Земли или с чего делают стекло?» «Откуда берется мусор и как с ним бороться?», «Мусор-друг или враг?».
  • Чтение книг Мирко Мазелли «История мусора», Женевьева Руссо и Эстель Меенс «Мусор, берегись!»
  • Рисование плакатов «Мир без мусора или мусорная катастрофа»
  • Игры и игровые ситуации «Рассортируй правильно», «Мусорная корзина», «Эко-привычки или как правильно ходить в магазин»

План НОД по теме:

«Секреты переработки»

  1. Организационный момент. Мотивация
  1. Приветствие.
  2. Проблемная ситуация.
  1. Основная часть
  1. Самостоятельная работа детей
  2. Совместная работа педагог-ребенок
  1. Заключительная часть
  1. Рефлексия

Ход НОД:

  1. Организационный момент:

Дети проходят в группу, где воспитатель сидит в спец. одежде с удочкой

«добывает из Земли» природные ресурсы.

  • Здравствуйте ребята, я уже вас заждалась, подходите ко мне!

Дети встают вокруг стола воспитателя.

  • Сейчас мы вместе будем добывать природные ресурсы. Кто мне скажет, что значит природные ресурсы? (ответы детей)
  • Кто хочет мне помочь?

Дети по очереди достают из Земли разные предметы (камень, бутылочку с черной жидкостью, мешочек с песком, кусочек дерева:

-Что это? (камень)

  • Это кусочек горы – камень - руда, но не простой. Внутри него есть металл. А для чего людям нужен металл? (ответы детей)
  • А вот это нефть. Она жидкая и имеет чёрный цвет. Она копилась под землёй миллионы лет. Что можно изготовить из неё? (ответы детей)
  • А вот это песок. Для чего люди добывают песок? (ответы детей)
  • А это дерево. Его ствол состоит из прочного материала — древесины. Что можно получить из древесины? (ответы детей)

- Вот сколько полезных природных ресурсов дает нам Земля. Но разве этого хватит, чтобы изготовить полезные вещи? Необходимо продолжить добычу.

Дети продолжают добывать ресурсы, но вытаскивают только мусор (пластиковую бутылочку, железную пластинку, пакет и т.п.

-Ой, ребята, что-то странное происходит, вместо полезных природных ресурсов, нам попадается один мусор.

На экране появляется наша планета:

«Ох, как же я устала…люди забирают мои природные ресурсы: роют карьеры, добывают нефть, вырубают леса, делают полезные вещи для себя, а потом возвращают мне всё это обратно в виде мусора. Скоро я вся покроюсь мусорными свалками. Помогите мне. Спасите свою планету».

- Ребята, что это такое сейчас произошло? (ответы детей)

- Как мы можем помочь нашей планете? (ответы детей)

Дождаться ответа детей о сохранении природных ресурсов и важности сортировки мусора и его переработки. Если возникают трудности, обратить внимание детей на послание Земли и вспомнить, о чем она просила.

  1. Основная часть:

- Тогда предлагаю нам отправиться на перерабатывающий завод и узнать о секретах переработки мусора. Но любой завод – это место,  где важно соблюдать правила личной безопасности, поэтому нам необходимо надеть защитную спецодежду. Дети надевают спецодежду. Комплект одежды для каждого ребенка: каски желтого (пластик), зеленого (стекло), красного (железо) и (бумага) синего цвета и

жилеты с эмблемой завода по цветам.

Воспитатель обращает внимание детей на кучу мусора (игровые карточки) возле макета Земли.

  • Прежде чем мы отправимся на завод, нам необходимо навести здесь порядок.
  • Посмотрите на эту свалку мусора, надо её разобрать. Как мы будем это делать и что нам понадобиться?
  • А цвет вашей каски подскажет, на какой завод вы отправитесь, и какое сырье вам необходимо собрать для переработки из этой кучи мусора.
  • Ребята в желтых касках, какой мусор будете собирать вы?
  • А вы ребята в зеленых касках?
  • А что будут собирать дети в синих касках?
  • А кто в красных касках, какой мусор у вас?

Игра «Сортировка мусора»

Дети выполняют задание, сопровождая стихами:

Мы по улице идем, на которой мы живем, Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем. Раз в ведро, два в корзину,

Наклоняем дружно спину. Если дружно потрудиться, Всё вокруг преобразится.

Воспитатель засекает 1 минуту. Под музыку дети продолжают сортировку.

- С кучей мусора вы справились, разобрали все предметы по материалам в свои контейнеры. Сейчас нужно отнести контейнеры на соответствующие заводы. Напоминаю, цвет вашей каски и контейнера совпадает с цветом эмблемы завода.

Дети переносят предметы на соответствующие столы. В итоге должно получиться, что на каждом «столе-заводе» собраны предметы из одного материала.

Прежде чем продолжить вести занятие, проверяем, что на каждом столе на переработку отправлены нужные предметы, если попадаются лишние, воспитатель

предлагает «отвезти» на соответствующий завод.

  • Вы подготовили вторсырье – это первый этап переработки. Подумайте, какие еще этапы должно пройти вторсырье, чтобы стать новой вещью? (ответы детей)
  • Давайте проверим, у меня есть инструкция!

Воспитатель достает инструкцию, но все листы перемешались.

  • Ой, а в ней все листы – то перепутались, вам необходимо разложить их в той последовательности, как вы считаете правильным.

Дети выполняют задания, раскладывают карточки

-Ребята, я вспомнила, у меня же есть инструкции в эл. форме! Давайте, сравним.

На экране появляется правильная последовательность. Сравнительный анализ выполненного задания.

  • Скажите, с чего начинается работа на любом перерабатывающем заводе? (с измельчения сырья)
  • А что делают, на следующем этапе? (нагревают)
  • Когда        разогрели        или        расплавили        сырьё,        какой        следующий        этап? (заливают/разливают в подготовленные формы)
  • На всех ли перерабатывающих заводах собрана инструкции в правильной последовательности? Все ли этапы у вас совпали?

Дети могут обратить внимание, что переработка бумаги проходит другие этапы, так как бумагу нельзя нагревать, она может воспламениться и сгореть.

Если дети не заметили, воспитатель обращает внимание детей на разницу в этапах работы заводов.

  • Инструкции нами изучены, и мы можем приступить к изготовлению новых вещей, НО не все заводы сегодня будут работать, а только по переработке пластика и бумаги.
  • Теперь определим на какой завод мы отправимся сначала, предлагаю выбрать большим числом голосов.

Воспитатель по выбору детей определяет последовательность посещения заводов.

Завод по переработке бумаги (изготавливаем основу для открыток)

  • Сотрудники завода продемонстрируют нам полный цикл изготовления из старой бумаги основы для открыток. (выходят дети в синих касках и выполняют инструкцию, остальные повторяют на своих местах)
  1. Измельчить бумагу (разрывают на мелкие кусочки бумагу, салфетки);
  2. Замочить в   водяном   растворе   и   хорошо   перемешать   (в   блендере)

выполняется воспитателем;

  1. Отжимаем, получившуюся массу с помощью сита;
  2. Раскатываем массу в тонкий слой с помощью пресса (скалки);
  3. Отправляем в сушку до полного высыхания.
  • А пока наша переработанная бумага сохнет, мы отправляемся на Завод по переработке пластика
  • Сотрудники завода продемонстрируют нам полный цикл изготовления из старого пластика новые пластиковые бутылки. Конечно, настоящий пластик мы не можем переработать в домашних условиях, поэтому мы заменим пластик основой для мыла.
  1. Измельчаем пластик (прозрачная основа для мыла);
  2. Нагреваем (в микроволновой печи); Выполняется воспитателем
  3. Выливаем в подготовленные формы;
  4. Остужаем;

Вся экспериментально-практическая деятельность выполняется детьми под руководством воспитателя.

  1. Заключительная часть:

  • Каждый завод справился со своей задачей и изготовил новые вещи из вторсырья. Теперь надо подождать пока бумага полностью просохнет, а бутылочки застынут.
  • Вам понравилось работать на перерабатывающих заводах?
  • Как вы думаете, мы смогли помочь нашей планете?
  • А в чем состояла важность нашей сегодняшней работы?
  • Подводя итог, хочется вас поблагодарить за вашу работу, вы успешно прошли все этапы переработки мусора, создали из него новые вещи, тем самым сохранили природные ресурсы Земли и еще раз вспомнили о важности бережного отношения к природе. Каждый из вас получает удостоверение эко-эксперта по переработке мусора, Я надеюсь, что вы продолжите сохранять и беречь нашу планету и будете рассказывать вашим друзьям и близким, как мы можем это делать.

Приложение

БУМАГА

ПЛАСТИК

СТЕКЛО

ЖЕЛЕЗО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе "Секреты здоровья"

Занятие о здоровом образе жизни.Цель занятия:способствовать формированию представления о здоровье,как одной из главных ценностей человеческой жизни....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной деятельности «Коммуникация» с использованием ИКТ. Тема: "Навстречу Олимпиаде".

Тема: «Навстречу Олимпиаде». Цель: расширение представлений об окружающей действительности через ознакомление детей с зимними Олимпийскими видами спорта. Задачи: Образовательные: -Обогащение и уточнен...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по экологии. Тема "Юные спасатели леса".

Создать условия для расширения представлений детей об охране окружающей среды, об экологах, заботящихся об окружающей среде....

Образовательная область «Познание» раздел «Экология» непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Секреты воздуха»

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, расширение знаний детей о воздухе....

Конспект непосредственно образовательно деятельности в подготовительной группе на тему "Экология и здоровье человека"

Сформировать представления детей о чистоте окружающий среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле. Заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: дома, в ...