Образовательная область «Познание» раздел «Экология» непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Секреты воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Валова Елена Александровна

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования, расширение знаний детей о воздухе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 г. Вязьма Смоленской области

Образовательная область «Познание»

раздел «Экология»

 непосредственно образовательная деятельность в старшей группе

«Секреты воздуха»

                                                      Е.А. Валова, воспитатель

       Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.

        Задачи:

Образовательная:

- учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас;

- обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;

-  продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;

- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;

- формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.

Развивающая:

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- развивать умение детей решать проблемные задачи;

- формировать умение мыслить логически;

- развивать любознательность, наблюдательность, память, речь;

Воспитательная:  

- воспитывать положительное, бережное отношение к окружающему миру;

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать умение проявлять терпимость к мнению товарища;

- воспитывать аккуратность при проведение опытов.

       Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественная литература», «Труд», «Здоровье».

       Словарная работа: Воздух – невидимка, лаборатория, грудная клетка, смолистый запах.

        Предварительная работа: разучивание стихотворений, беседа «Можно жить без воздуха?», просмотр презентации «Воздух».

        Материал: Посылка, два воздушных шарика, коктейльные трубочки, одноразовые стаканчики с водой, тазик с водой, свеча, блюдце,   полиэтиленовые пакетики, пустой стакан, губка, бумажные салфетки, презентация, карточки «Что загрязняет воздух», лабораторные шапочки.

 

Ход ООД.

Дети под музыку «Ищу в природе красоту» заходят в группу и занимают свои места.

                                                        СЛАЙД 2

Воспитатель: Ребята, вы слышите чей-то голос? Прислушайтесь внимательно.   

Раздается голос Земли:

- Я планета Земля, сейчас я очень больна.

И в этом поверьте лишь людей вина.

Дам шанс вам вину за всех искупить.

За это вы должны заботой меня окружить.

Отправлю вам посылку с заданием внутри,

Разгадайте мою загадку и узнайте мои секреты.

Буду я опять здоровой и счастливой

Скажу вам спасибо за это!

Удачи вам мои юные экологи.

Воспитатель:   Ребята, смотрите! Вот посылка, о которой говорила нам планета Земля.        (Ставит ее на стол. Открыв посылку достает письмо, зачитывает загадку для детей)

СЛАЙД 3

Воспитатель:     Он нам нужен, чтобы дышать,

                              Чтобы шарик надувать.

                              С нами рядом каждый час,

                              Но невидим он для нас!

Дети:       (Воздух!)

СЛАЙД 4

Воспитатель:    Ребята, а что вы знаете о воздухе?

Дети:          Он прозрачный невидимка,
                    Лёгкий и бесцветный газ.
                    Невесомою косынкой
                    Он окутывает нас. (Варя)

                     Он в лесу – густой, душистый,
                     Как целительный настой,
                     Пахнет свежестью смолистой,
                     Пахнет дубом и сосной. (Микаел)

                      Летом он бывает тёплым,
                     Веет холодом зимой,
                     Когда иней красит стёкла
                      И лежит на них каймой. (Соня)

                       Мы его не замечаем,
                      Мы о нём не говорим.
                      Просто мы его вдыхаем –
                      Ведь воздух всем необходим. (Артем З.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, что Земля нам еще отправила. (Воспитатель из посылке достает два воздушных шарика: один – большой, надутый,  а второй - сдутый).

Беседа о свойствах воздуха с дыхательными упражнениями.

1. Ребята, посмотрите один шарик такой веселый, довольный, толстый, большой, а второй – такой грустный, худенький, маленький, как вы думаете почему они такие разные?

Дети:  (В грустном шарике мало воздуха, он сдулся и т.д.)

Воспитатель: А что же нужно сделать, чтобы шарик стал круглым, упругим (воспитатель показывает первый шарик) вот таким!

Дети:  (Посильнее надуть его!)

Воспитатель:  Если мы будем надувать шарик, что будет появляться у него внутри?

Дети:  (Воздух!)

2. Ребята, а давайте поднесём ладошку ко рту попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Что вы почувствовали?

Дети:  ( Воздух, движение воздуха.)

Воспитатель: Правильно, значит воздух имеет свойство перемещаться двигаться, а какой воздух?

Дети:  (Тёплый.)

3. А теперь отодвиньте ладошку подальше, наберите в грудную клетку воздух через нос, а теперь выдохните на ладошку. Что вы почувствовали?

Дети:  (Струю воздуха.)

Воспитатель:  А какая струя воздуха?

Дети:  (Холодная, прохладная.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете где же есть воздух, где он находится?

Дети: ( Везде, вокруг нас и т.д.)

 Игра-эксперимент «Поймай воздух»

 А давайте сейчас это докажем и немного поиграем. Возьмем маленькие прозрачные пакетики. Какие они сейчас?

Дети: (Гладкие, худенькие, ровные  и т.д.)

Воспитатель: А теперь надо встать, раскрыть пакетик и сделать движение вверх-вниз, вправо-влево и зажать края кулечка. (Дети выполняют.)

Воспитатель: Что с ним произошло? Что лежит внутри мешочка?

Дети: (Он стал толстым, выпуклым, полным, потому что в нем появился воздух.)  

Задания в лаборатории.

Воспитатель:  А теперь ребята я вам предлагаю пройти в нашу лабораторию, но для начала надо надеть экипировку, чтобы быть похожими на настоящих ученых, исследователей. (Дети надевают белые шапочки и проходят в имитированную лабораторию).

  1. Воздух в стакане.

Что воздух есть вокруг нас мы доказали, теперь докажем что воздух есть в этом стакане. (Перевернутый вверх дном стакан дети опускают в тазик с водой).

  1. Воздух у нас в грудной клетке. (Дети с помощью трубочки пускают пузыри каждый в своем стакане).
  2. Воздух в губке. (Поочередно опускаем губки в тазик с водой).

Воспитатель: Ребята, что мы доказали с помощью этих опытов?

Дети: Что воздух есть вокруг нас и во всех предметах.

Воспитатель: Давайте сейчас займем свои места. Ребята так если воздух находится вокруг нас, почему мы сейчас друг друга видим?

Дети:  (Потому что воздух бесцветный, прозрачный.)

Воспитатель:   Молодцы, правильно! Ребята, а как вы думаете воздух имеет запах и вкус?

Дети:  (Да или нет.)

Воспитатель:  Дети давайте носиком вдохнем воздух, а ротиком его выдохнем. Какой запах имеет воздух?

Дети:  (Никакого,  у воздуха нет запаха….)

Воспитатель: А теперь попробуем «откусить» кусочек воздуха. Какой он на вкус?

Дети: (Воздух безвкусный…..)

Воспитатель:   Ребята, какие вы можете сделать выводы о воздухе? Какие у него свойства? 

СЛАЙД 5

Дети:  (Он теплый и холодный, воздух есть везде, он двигается, он прозрачный и не имеет цвета, не имеет запаха и вкуса….)

СЛАЙД 6

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и отправиться в лес, подышать свежим воздухом.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете воздух нам очень нужен?

Дети:  (Да.)

Воспитатель:  А зачем?  

Дети:  (Дышать).

Воспитатель:  Ребята попробуйте задержать дыхание, закройте носик руками. Да, ребята, нам жить без воздуха, нельзя! А кому ещё нужен воздух?

Дети:  (Животным, растениям.)

СЛАЙД 7-11

Воспитатель:  Правильно, всем живым на земле нужен воздух! У воздуха есть ещё одно свойство, от которого может зависеть наше с вами здоровье, и здоровье нашей планеты Земли.

 Воздух может загрязняться. Как загрязняется воздух я вам сейчас покажу.

Показ опыта педагогом.

Опыт со свечой. Воспитатель показывает детям блюдце, закопчённое от свечи, предлагает потрогать блюдце пальцем.

Какой стал палец?

Дети:  (Грязный, чёрный…..)

Воспитатель: Вот такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом и в наши лёгкие, которыми мы дышим. Вытирайте ручки, грязные салфеточки складывайте в контейнер.

Дидактическая игра «Что мешает воздуху быть чистым?»

Вот на этом столе лежат карточки. Давайте вы подойдете к столу и возьмете ту карточку, на которой изображено то, что загрязняет воздух?

А затем сравним с картинками на экране.

(Дети выполняют задание)

СЛАЙД 12

Ребята, как же загрязняется воздух? Виноваты ли люди в загрязнение воздуха?

СЛАЙД 13

Дети:  (Да люди виноваты. Воздух загрязняют заводы, автомобили, пожары, костры и т.д.)

Воспитатель: Ребята, что вы можете предложить, чтобы вылечить нашу планету Земля и отчистить наш воздух?

Дети: (Сажать деревья, не разводить костры, др.)

СЛАЙД 14

Воспитатель: Правильно ребята. Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники. А когда вы вырастите, можете придумать такие устройства, очистители труб и машин, тогда воздух совсем не будет загрязняться.  Чтобы воздух стал как можно чище, свежее и нам легко было бы дышать.

        В заключении открытого занятия ребенок зачитывает стихотворение, призывающее беречь Землю.

СЛАЙД 15

Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите! (Таня П.)

Земля:   Ребята, какие вы все  молодцы. Я не сомневалась в том, что вы поможете мне дышать свежим воздухом. Поэтому я и оставила в посылке для вас сладкие подарки.

Консультации по формированию основ экологической культуры дошкольников, картотека элементарных опытов и экспериментов в детском саду, картотека экологических игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занимательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" (конструктивно-модельная деятельность) в старшей группе по теме "Роботы"

Форировать умение детей самостоятельно моделировать и конструировать на заданную тему, в умении находить собственное решение....

Образовательная деятельность в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект ООД в старшей  группе по ознакомлению с окружающим с элементами \экспериментирования....

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Воздух».

Материал представляет из себя конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "Воздух". С помощью данного конспекта вы узнаете, как создать ус...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе «Секреты переработки» (экология)

Конспект предназачен для детей старшего дошкольного возраста. Если у вас закончился порошок или скопились крышечки, не торопитесь все это выбрасывать в мусорное ведро!Это послужит неиссякаемым ис...