Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко» с детьми старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект по экологическому воспитанию «Чудесное лукошко»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chudesnoe_lukoshko.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по экологическому воспитанию

«Чудесное лукошко»

с детьми старшей группы

Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

Продолжительность: три недели

Участники: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество»

Актуальность: необходимость расширить знания и представления у детей дошкольного возраста о сезонных изменениях осенью, об овощах, фруктах, их свойствах; развивать связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Цель проекта: расширять представления детей о труде на полях-садах осенью. Систематизировать знания детей по теме «Овощи и фрукты». Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Чудесное лукошко».

Задачи:

  • обогатить представление об овощах, произрастающих в регионе (томат, тыква, баклажан, репка, свекла, лук, капуста);
  • обогащать словарь за счет обозначения качества (вкуса, цвета, величины и т.д.);
  • развивать связную речь через составление описательного рассказа об овощах;
  • воспитывать культуру поведения за столом при дегустации блюд.

Виды деятельности:

  • игровая деятельность;
  • нравственное воспитание;
  • наблюдение;
  • чтение художественной литературы;
  • продуктивная деятельность;
  • развитие музыкально-ритмической деятельности;
  • трудовое воспитание;
  • совместная деятельность детей и родителей.

Обеспечение:

  • настольно-печатные игры;
  • специально подобранная литература;
  • аудио записи по теме;
  • подбор иллюстраций.

Предполагаемый результат:

-знать и называть овощи, их части;

-владеть обобщающим понятием;

-определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;

-находить сходство и различия по нескольким признакам;

-составлять описательный рассказ об овоще с использованием опорной схемы;

-знать, как растут овощи, где, как ухаживать за ними, о полезных свойствах, время сбора овощей, что можно приготовить из них, как заготавливают овощи на зиму;

-уметь с помощью природно-бросового материала совместно с родителями находить оригинальные решения в создании необычных овощей.

Продукт проектной деятельности:

  • конкурс поделок из овощей «Волшебные превращения»;
  • составление альбома по рисункам детей: «Чудеса природы» (творческое рассказывание по своим рисункам);
  • изготовление альбома «Овощи, фрукты».

Презентация проекта:

  • Праздник осени

Системная паутинка

№ п/п

Образовательная область

Формы организации детской деятельности

Задачи

Участники

Познавательно-речевое развитие

1

«Коммуникация»

Беседы:

- беседа с использованием личного опыта детей;

-знакомство с профессиями: агронома, полевода;

- при помощи чего осуществляется торговля овощами и фруктами;

Свободное общение:

 «Что такое овощи-фрукты?»

 «Какая польза от овощей – фруктов»

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Воспитатели

Родители

Дети

Рассматривание иллюстраций в книжном уголке.

- учить детей составлять описательный рассказ по выбранной иллюстрации, развивать связную речь детей, мыслительную деятельность.

Воспитатель

Дети

Д/и « Узнай, о чём я говорю»

- учить детей описывать предмет и угадывать его по описанию;

- развивать словарное творчество, мыслительную деятельность.

Воспитатели

Дети

Д/и «Составь загадку»

- учить детей составлять загадки о деревьях с элементами ТРИЗ;

- развивать образное мышление.

Воспитатели

Дети

Составление описательных  рассказов об овощах и фруктах.

Формировать умения детей рассказывать ( по плану) о предмете, развивать связную речь детей, обогащать словарь определениями

Воспитатели

Дети

Д/и: «Назови ласково».

Закреплять умение детей образовывать имена существительные при помощи уменьшительно ласкательных суффиксов; учить определять семантические особенности измененного слова.

Воспитатели

Дети

Д/и «Подскажи словечко»

Закреплять умение детей образовывать относительные прилагательные

Воспитатели

Дети

Совместное обновление рубрики/стенда для родителей/:

«Ешьте больше овощей, фруктов - будете здоровы!»

Воспитатели

Родители

Дети

2

«Познание»

Рассказ воспитателя:

- «Что посеешь, то и пожнёшь»;

- «Нет трудов нет и плодов»;

- заучивание загадок, стихов.

Рассматривание:

- фото, репродукций, иллюстраций, муляжей, натуральных овощей, фруктов, рисунки других детей;

Исследовательская, деятельность:

- рассматривание и сравнение овощей, фруктов (по форме, размеру, длине, вкусу )

Дидактические, познавательно-речевые, пальчиковые игры:

- Д/и " Кто скорее соберет";

- Д/и " Что сажают в огороде"( см. приложение);

- Д/и" "Подскажи словечко";

- пальчиковые игры «Садовник», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Компот»

- развивающие образовательные ситуации на игровой основе

- развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве), мелкую моторику пальцев рук;

- способствовать повышению познавательного  интереса у детей к теме: «Овощи, фрукты», расширять представление об овощах и фруктах; учить детей эмоционально воспринимать увиденное,  побуждать  выражать свои впечатления в связанных высказываниях;

- развивать умение детей сравнивать овощи и фрукты, устанавливать их сходство и различие, развивать мыслительную деятельность;

- повышать познавательно-исследовательский интерес у детей; формировать представления о строении овоща и фрукта; учить детей выделять признаки различия и сходства между ними

 (форма, величина, окраска)

Воспитатель

Дети

3

«Чтение художественной литературы»

Чтение стихотворений, рассказов и сказок по данной теме:

Стихотворения:

-Барто A.Л. «Морковный сок»;

-Бжехова Я. «Помидор»;

-Квитка Л. «Осень». «Кочан»;

-Кончаловский H. «Показал садовод»;

-Коркин B. «Что растет на нашей грядке?»

-Полякова T. «Рано солнышко встает...»

-Сапгир Г. «Цветы на картошке»

-Трутнева E. «Урожай, урожай!»

-Чиарди Дж. «На этот раз пойдет рассказ...»

Рассказы и сказки:

-белорусская народная сказка .»Пых»;

-Бехлерова Е. «Капустный лист»;

-Маршак С. «Синьор Помидор»;

Масаинов О.,Гневашев И. «Артисты с грядки»;

-Носов Н. «Огурцы»

-Пинясов Я. «Хитрый огурчик»

Русские народные сказки:

-«Репка»;

-«Мужик и медведь»;

-Сапгир Г. «Загадки с грядки»;

-Синявский П. «Непобедимое пугало»;

-Толстой Л. «Корешки и вершки»;

-А.Пластов. «Костер в поле»;

-Дж. Родари «Чиполлино»;

Стихотворения:

-Аким Я. «Яблонька»

-Квитко Л. «Новая яблоня». «Жалоба деоевьев». «Сливы. Вишенка»

-Коринец Ю. «Последнее яблоко»

-Кутанин С. «Сад»

-Рашид У. «Наш сад»

-Токмакова И. «Яблонька»

Рассказы и сказки:

«Гуси –лебеди»

-СвинцовВ. «Сказка про яблоньку»

-В.М. Каратай «Уборка урожая»

-М.Сарьян «Натюрморт. Виноград»,

- М.Сарьян «Натюрморт»

-В.Ван Альст «Натюрморт с фруктами»

- В.Сутеев «Мешок яблок».

- К. Ушинский «История одной яблоньки».

- Л.Толстой «Старик сажал яблони...»

- Сухомлинский В. «Внучка старой вишни»

- Толстой Л. «Косточка»

- познакомить детей с новым  стихотворением, учить детей эмоционально воспринимать стихи; понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворений, побуждать выражать свои впечатления в связанных высказываниях;

- способствовать повышению интереса у детей к художественным произведениям по теме: «Овощи и фрукты»; учить детей эмоционально воспринимать худ. произведение, побуждать  выражать свои впечатления в связанных высказываниях,  расширять представление об  овощах и фруктах;

- учить детей эмоционально воспринимать стихи,  развивать умение слушать и понимать содержание поэтического текста, отвечать на вопросы по содержанию, формировать основы экологической  культуры;

- воспитывать эмоциональное восприятие художественного произведения; учить передавать свои впечатления в связанных высказываниях, обогащать словарь определениями, активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов

Воспитатель

Родители

Дети

Социально-личностное развитие

4

«Социализация»

«Труд»

«Ручной труд»

- экскурсия:

в магазин в «овощной отдел »;

- участие в приготовлении фруктового салата или винегрета, др.блюд из овощей и фруктов.

- сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»
  • «Кафе»

-составление алгоритмов сюжетно-ролевым играм с помощью моделей совместно с педагогом (последовательность приготовления фруктового салата);

-обыгрывание сказки «Репка» для малышей;

- знакомство с профессиями – овощевод-полевод;

- участие в приготовлении блюд из овощей и фруктов;

5

«Безопасность»

- беседа с детьми:

«Почему нельзя употреблять немытые овощи, фрукты?»

- беседа со старшей мед. сестрой " Если хочешь быть здоров! "

Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.

Расширение представлений о месте человека в природе, о том как нужно вести себя, чтобы не вредить себе и окружающей среде.

Художественно-эстетическое развитие

«Художественное творчество»

Продуктивная деятельность:

- рисование: «Фрукты в вазе»

- лепка: «Угощение для крота» ( овощи и фрукты)

- аппликация: «Овощи на тарелке»

«Музыка»

По плану музыкального руководителя

М/и «Апельсин»

Формировать выразительность и грациозность движений, развивать умение согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать внимание, воображение.

Развивать умение согласовывать  движения с текстом и музыкой; развивать, память, внимание, воображение.

Физическое развитие

«Физическая культура»

«Здоровье»

Подвижные игры:

- «Сортируем овощи»

- «Апельсин»

- «Огород у нас в порядке»

Формировать выразительность движений, упражнять в беге на носочках; учить детей находить предметы по сходству.

Свободное общение:

«О витаминах и пользе их для детского организма»

«О пользе овощных и фруктовых соков»

Создание условий для самостоятельной деятельности детей

Книжный уголок:

  • Предметные картинки по теме «Овощи», «Фрукты»
  • Овощи:

Стихотворения:

Барто A. Морковный сок.

Бжехова Я. Помидор.

Квитка Л. Осень. Кочан.

Кончаловский H. Показал садовод.

Коркин B. Что растет на нашей грядке?

Полякова T. Рано солнышко встает...

Сапгир Г. Цветы на картошке.

Трутнева E. Урожай, урожай!

Чиарди Дж. На этот раз пойдет рассказ...

Рассказы и сказки:

Белорусская народная сказка: «Пых»

Бехлерова Е. Капустный лист.

Маршак С. Синьор Помидор.

Масаинов О.,Гневашев И. Артисты с грядки.

Носов Н. Огурцы

Пинясов Я. Хитрый огурчик.

Русские народные сказки:

Репка.

Мужик и медведь.

Сапгир Г. Загадки с грядки

Синявский П.Непобедимое пугало.

Толстой Л. Корешки и вершки.

А.Пластов. «Костер в поле».

Дж. Родари «Чиполлино»

  • Фрукты:

Стихотворения:

Аким Я.Яблонька.

Квитко Л. Новая яблоня. Жалоба деревьев. Сливы. Вишенка.

Коринец Ю. Последнее яблоко.

Кутанин С. Сад.

Рашид У. Наш сад.

Токмакова И. Яблонька.

Рассказы и сказки:

Русская народная сказка . Гуси –лебеди.

Свинцов В. Сказка про яблоньку.

В.М. Каратай «Уборка урожая»

М.Сарьян «Натюрморт. Виноград», М.Сарьян «Натюрморт»

В.Ван Альст «Натюрморт с фруктами».

В.Сутеев «Мешок яблок».

К. Ушинский «История одной яблоньки».

Л.Толстой «Старик сажал яблони...»

Сухомлинский В. Внучка старой вишни.

Толстой Л. Косточка.

Центр сюжетно-ролевых игр:   создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов.

  • «Магазин»: спец. одежда, весы, муляжи овощей и фруктов, касса, чеки, «деньги», сумки, гирьки...
  • «Повар»: плита игрушечная, игровой комплект «кухня», посуда, муляжи овощей и фруктов, спец. одежда.

Алгоритмы приготовления простейших блюд ( печенье с вареньем, винегрет, фруктовый салат, десерт из фруктов со сливками, бутерброд с сыром и т.д.)

Центр продуктивной деятельности:

- Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда

«Огород на окне»: посадка лука, огурцов, томатов;

- взаимодействие с родителями: подготовка материала для альбома «Чудеса природы»

Взаимодействие с семьёй:

  • Подготовка информации совместно родители и дети о картошке, ее свойствах и особенностях.
  • Создание папки-передвижки «О пользе овощей и фруктов» или « Витамины в саду и на грядке»

Конкурс совместных работ детей и родителей :

- «Волшебные превращения» (поделки с детьми из овощей  фруктов и природного материала)

- «Чудеса природы» ( творческое рассказывание по рисункам)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Во саду ли, во огороде выросла картошка»

Развивающая образовательная ситуация на игровой основе

«Во саду ли, во огороде выросла картошка»

«Картошка, картошечка,

Урожай богатый,

Вкусную картошку

Любят все ребята»

Интеграция: «Познание», «Социализация»

Цель:

   Закрепить у детей исторические сведения о картофеле. Дать представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания. Уточнить и пополнить знания детей о картофеле как продукте питания, а так же средстве лечения некоторых заболеваний.

   Развивать способности к поисковой деятельности: выдвижению простейших гипотез, определению задач эксперимента, планированию этапов своих действий.

   Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая).

   Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, закладывать основы экологической культуры личности, экологического сознания. Воспитывать любознательность, развивать речь, память, уважение к народным традициям.

Индивидуальная работа: следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.

Оборудование:

  • клубни картофеля разных сортов;
  • алгоритм посадки картофеля;
  • терка;
  • крахмал, мука, лупы;
  • накрахмаленная салфетка;
  • кисель;
  • полотенце для каждого ребенка.

Предварительная работа:

  • подбор стихов, загадок, пословиц и поговорок (совместно с родителями);
  • изготовление картофельных куколок (совместно с родителями);
  • рассматривание картин, иллюстраций «Сбор урожая на полях».

Ход образовательной ситуации:

Психологический этюд: «Улыбка»

Воспитатель: представьте себе, что вы выглянули в окно, а солнышко очень ярко светит. Вы сощурились, солнышко за тучку спряталось – лицо у вас спокойное. Опять солнышко выглянуло – поднесите руку ко лбу, посмотрите на солнышко из-под руки, улыбнитесь солнышку, а потом друг другу. Давайте подарим друг другу наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение. А чтобы много узнать надо быть внимательными, не кричать, не перебивать, слушать друг друга и поднимать руки. Договорились? Вот и замечательно.

Воспитатель:                          Друзья, мы пригласили вас,

Чтобы рассказать сейчас

О чуде-пище не простой,

Которая, так вкусно кормит нас!

Отгадайте мою загадку:

«Неказиста, мелковата,

Только любят все ребята

Запеченную в костре,

В ароматной кожуре.

“Русский хлеб”, зовём мы крошку –

Нашу добрую…»

(картошку)

Правильно!

В некотором царстве,

В некотором государстве

Не на Марсе и не на Луне -

Жила картошечка в земле.

Свойство царское имела:

Накормить народ сумела:

Словом, наша речь о том,

Как пришел картофель в дом!

О всех свойствах, об уходе,

О работе в огороде,

О поделках, вкусной пище…

Многое должны узнать

И уже пора начать…

   Весной, когда природа еще не полностью проснулась, в маленькой семенной картофелине зарождается жизнь. Хрупкий росток уже готов к тому, чтобы начать развиваться в согретой майским солнцем земле. Заботливые руки человека всё лето ухаживают за кустиком: рыхлят землю, окучивают его, пропалывают сорную траву. А еще человеку помогает дождик. Как он помогает?

Дети рассказывают потешку о дождике:

«Дождик, лей, лей, лей,

Крупных капель не жалей!

Помоги немножко

Вырастить картошку!»

Воспитатель: раньше картошку в России не выращивали. Картошка росла только в Америке. Когда путешественники впервые увидели эти плоды, они назвали их «Золотые яблоки». Люди не хотели выращивать картошку, так как считали, что она ядовитая.

   Ирина вместе с мамой в энциклопедии узнали интересную информацию о картофеле и нам сейчас расскажут…

   Ирина вместе с мамой: во времена царя Петра I картофель использовали в качестве украшения: носили на шляпах, платьях; делали бусы, браслеты (показ иллюстраций)

Но однажды крестьяне рассердились, выкопали картофельное растение с кормами и бросили в костер, чтобы оно сгорело. А когда огонь погас, люди увидели в золе аппетитные, румяные клубни. Это была печёная картошка. Она была очень вкусная и съедобная. С тех пор в России все едят картошку и называют её «вторым хлебом».

Воспитатель: а какие пословицы и поговорки о картофеле вы знаете?

Ответы детей и родителей:

  • Картошка да каша – еда наша.
  • Картошку копать, не руками махать.
  • Еле да берёза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.
  • Без труда картошка не родится никогда.
  • Хорош ёрш в ухе, а картошка в пироге.

Игра физкульт.минутка «Собери урожай»

   Давайте мы с вами превратимся в клубни картофеля.

Посадили клубень картофеля в землю, поливал дождик, солнышко пригревало и картофель быстро растет - Поднимите руки, тянитесь вверх.

Ветер сильный дует – качает вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром – потопаем ногами.

А картофелю это нипочём.

Снова в синем небе солнышко сияет,

и картофель снова быстро вырастает – тянемся-потянемся вверх.

Картофель вырос пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

   Молодцы! Ребята, вот мы и собрали урожай.

   А теперь, мы с вами, пройдем в нашу лабораторию

   Действительно, картофель – это такой овощ, из которого можно творить чудеса.

И эти чудеса рядом с нами,

Только к ним мы привыкаем

И совсем не замечаем.

Картофель – очень полезный овощ. Из него можно приготовить много блюд, каких?

Ответы детей и родителей:……

   Картофель нужен людям не только для еды. Он хорошее лекарство.

   Например, если простудился – надо подышать над паром сваренной картошки – станет легче. А еще сырой картошкой лечат ожоги – вот такой удивительный овощ!

   А знаете ли вы из чего состоит картофель? А почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались!

   Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал. А как вы думаете для чего нужен крахмал?

Ответы детей:…

   Для того чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты, варить клей для аппликации, соусы и подливы…

Воспитатель: без крахмала мама не сможет ни вкусный кисель сварить, ни накрахмалить белую салфетку или простыню. Кому из вас дома мама готовит кисель? А кто видел крахмал? Как вы думаете, сможем ли мы сами его сделать?

Давайте попробуем.

Опыт 1:

(показ воспитателем и ребенком по желанию)

   Натираем картофелину на тёрке, кладем в марлю и отжимаем сок в тёмную керамическую тарелку. Через некоторое время рассматриваем загустевший сок – появился крахмал.

Опыт 2:

(показ воспитателем и ребенком по желанию)

   Натертую картофельную кашицу размешать в воде и отстоять.

Результат: вода стала беловатой, мутной.

   Знаете что это? Это крахмал или картофельная мука. Если белое вещество высушить, то оно станет сухим, как мука.

   Сравнение пшеничной муки и крахмала:

-по запаху,

-по цвету

-на вкус,

Результат: крахмал хрустит – а мука, из которой пекут мягкий, пушистый хлеб, не скрепит.

Опыт 3:

   Окрашивание йодом клубня картофеля в разрезе, сухого крахмала, раствора в банке, сравнить с реакцией йода на другие овощи (огурец), на хлеб, на простую и накрахмаленную ткань.

Результат: там где есть крахмал, йод меняет цвет.

Опыт 4:

   Сравнение накрахмаленной и ненакрахмаленной салфетки.

Накрахмаленная салфетка красиво, свежо выглядит, хрустит.

ВЫВОД: Итак, мы с вами сделали открытие и узнали из чего состоит картофель – из крахмала.

Выводы детей о свойствах крахмала:

   Крахмал растворяется в воде, мука и крахмал похожи цветом, но отличаются на ощупь, не имеют вкуса, если на крахмал капнуть йодом, то он синеет.

   Сегодня мы с вами узнали об обычном и привычном для нас растении о картошке, о том как надо выращивать картошку, как заботиться о ней, что картошку можно не только употреблять в пищу, но из неё также получают крахмал. Спасибо и вам, родители за активную работу.

А теперь я вас приглашаю поиграть в игру «Огородник»

Подвижная игра: «Огородник»

Ах, картошка, ты, картошка.

Кормишь ты честной народ!

Если есть картошка в доме,

Будешь сытым целый год!

(дети становятся в круг, в центре – огородник, у него завязаны глаза и в руках палка. Дети идут по кругу и проговаривают слова. После этого огородник стучит палкой об пол. Дети спрашивают: «Кто там?» - «Огородник» - «Зачем пришел?» - «За картошкой». Водящий на кого–нибудь из детей надевает маску картофеля и этот ребенок говорит: «Я». Если огородник угадал по голосу ребенка, то он его догоняет, сняв повязку с глаз)

Музыкальная игра « Апельсин»

   Для этой игры понадобится апельсин. Участники игры танцуют под музыку и одновременно передают друг другу апельсин. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент оказался в руках апельсин, выбывает. Выигрывает последний танцующий игрок, в награду он получает апельсин.

Подвижная игра « Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто-куда!

Водящий ловит убегающих детей

Подвижная игра малой подвижности « Огород у нас в порядке»

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки

имитируем работу с лопатой

Мы пололи огород

наклоняемся, достаем руками пол

Поливали огород

показываем, как поливали лейкой

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту

присесть на корточки, обхватить руками колени

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь

медленно поднимаемся

Говорит: «Посторонись!»

топнуть ногой в конце фразы

Игра с фруктами или овощами

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

(модели – грядка, сад)

Цель: Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило: Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется.

Игровые действия: Поиск предметов, соревнование команд.

Описание игры: Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты.

«А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» - модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде».

   Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке).

   Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт).

   Игра продолжается с другими командами.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения), развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки

Игровое правило: Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет»

Игровое действие: Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает

Описание игры: Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает».

Воспитатель: Морковь.

Дети: Да!

Воспитатель: Огурцы.

Дети: Да!

Воспитатель: Свекла.

Дети: Да!

Воспитатель: Сливы.

Дети: Нет!

   Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен!»

Пальчиковая гимнастика "Компот"

Будем мы варить компот

Левую ладошку держать «ковшиком» указательным пальцем правой руки «мешают»

Фруктов нужно много

Загибают пальчики по одному, начиная с большого

Вот

Будем яблоки крошить

имитируют движения, крошат

Грушу будем мы рубить

имитируют движения, рубят

Отожмем лимонный сок

имитируют движения отжимают

Слив положим и песок

имитируют движения

Варим, варим мы компот

«варят» и «мешают»

Угостим честной народ

угощают

Игровое упражнение " Садовник"

Цель: Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.

Мы вчера в саду гуляли

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Мы смородину сажали

Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст

Яблони белили мы Известью, белилами

Движение правой рукой вверх-вниз

Починили мы забор

Имитируют удары молотком

Завели мы разговор

Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок

Ты скажи,

Садовник наш,

Что ты нам

В награду дашь?

Дам в награду

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке

Слив лиловых,

Груш медовых,

Самых крупных,

Спелых яблок,

Вишен целый килограмм.

Вот что вам

В награду дам!

«Купите лук»

Купите лук, зеленый лук,

Петрушку и морковку!

Купите нашу девочку,

Шалунью и плутовку!

Не нужен нам зеленый лук,

Петрушка и морковка,

Нужна нам только девочка,

Шалунья и плутовка!

(Шотландская песенка)

«Приходите в огород»

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки,

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в. огород —

Очень интересно.

(Е. Благинина)

«Дедушка Рох»

Дедушка Рох

Посеял горох.

Землю пахал —

Тяжко вздыхал.

Когда убирал,

Пот утирал.

Когда молотил —

По пальцу хватил.

Зато когда ел,

Язык проглотил —

До того было вкусно.

(Польская песенка)

 

«Скороговорка»

Груша, девочка мала,

Грушу-дерево трясла.

С груши груши градом,

Груша грушам рада.

(С. Погореловский)

Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла»

Хозяйка однажды с базара пришла

Шагают пальчиками по столу

Хозяйка с базара домой принесла

Загибают по одному пальцу на обеих руках

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ!  

Хлопок

Вот овощи спор завели на столе -  

Попеременные удары кулачками и ладонями

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка?

Загибают пальчики на обеих руках

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ!

Хлопок.

Хозяйка тем временем ножик взяла

Стучат ребром каждой ладони по столу

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку,

Загибают пальчики

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ!

Хлопок

Накрытые крышкой, в душном горшке

Ладони складывают крест- накрест на столе

Картошка, Капуста, Морковка,

Загибают пальчики

Горох, Петрушка и свекла. ОХ!

Хлопок

И суп овощной оказался неплох!

Показывают, как едят суп

Игра «Подскажи словечко»

или

"У бабушки на грядке выросли загадки"

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он…

Обжигает… Не лимон.

(Лук)

Как на грядке под листок

Закатился чурбачок -

Зеленец удаленький,

Вкусный овощ маленький.

(Огурец)

Огородная краля

Скрылась в подвале,

Ярко-жёлтая на цвет,

А коса-то, как букет.

(Морковь)

Зелёная толстуха

Надела уйму юбок.

Стоит как балерина,

Из листьев пелерина.

 (Капуста)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

Угадали?

(Помидор)

В огороде - жёлтый мяч.

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна.

Вкусные в нём семена.

(Тыква)

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко,

Будет горстка зёрнышек.

(Подсолнух)

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек!

Что это?

(Горошек)

Он кусает, только вот,

Зубок есть, но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что, скажи, дружок?

(Чеснок)

Бурая - не мишка,

В норке - но не мышка. (Картошка)

В огороде хоть росла,

Знает ноты "соль" и "фа".

(Фасоль)

В этих жёлтых пирамидках

Сотни зёрен аппетитных.

(Кукуруза)

Это вовсе не игрушка -

Ароматная…

(Петрушка)

Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

Любят овощ Ваня, Жан...

Так ведь это...

 (Баклажан)

Что это за рысачок

Завалился на бочок?

Сам упитанный, салатный.

Верно, детки…

 (Кабачок)

Это что за чудеса?

На траве лежит звезда!

Может, это дивный сон?

Нет, ведь это…

(Патиссон)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Чудесная капелька»

Реализация проекта «Водичка» позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя удивительный мир природы, расширяет знания о в...

Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей «Путешествие по чудесным островам» с детьми старшей группы

Развивать коммуникативные способности детей, их пантомимические навыки;формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;развивать творческую инициативу;продолжать развив...

Проект по экологическому воспитанию "Птицы - наши друзья" в старшей группе

Раширение и углубление знаний детей о птицах родного края, формирование бережного отношения к пернатым, осознание необходимости помощи птицам в зимнее время года....

Проект по экологическому воспитанию «Маленькие исследователи большого мира» (старшая группа)

Проект по экологическому воспитанию«Маленькие исследователи большого мира»(старшая группа)...

Проект по экологическому воспитанию "С лукошком - в путь - дорожку"

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...

Проект по экологическому воспитанию "С лукошком - в путь - дорожку"

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей природной среды возникла каждого человека. Экология, не только наука, это мировоззрение молодого поколения, ответственность за будущее общего для...