«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира» (методическая разработка)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Тарасова Елена Владимировна

 Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю.

Конфуций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_attestatsiyu.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ — ПУТЬ

К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

 Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю.

Конфуций

 

        Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

        Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Задача педагога – поддержать и развить в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого.

Проводимые эксперименты с различными материалами и предметами (вода, бумага, звуки, песок и глина, магниты, стекло, воздух, тесто, яйца, дрожжи, нитки, дерево, собственное тело, актуальные природные явления – лед, снег, листья, земля, продукты и т.п.) предоставляют им возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

        Исследование – это такая увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря проведению различных экспериментов. Путем собственных наблюдений, через проведение самостоятельных опытов, установление различных закономерностей дети по-новому смотрят на обычные предметы и ситуации. Исследование развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с процессами, происходящими в природе, и развивает способность их замечать в собственной жизни.

        Изучаемый материал усваивается крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам экспериментирует. В ходе этого интересного, загадочного занятия, дети в полной мере могут почувствовать себя открывателями чего-то необычного. Каждый имеет возможность не только наблюдать опыт, но и самостоятельно его провести. Ребенок обязательно расскажет всем остальным, что он делал, что у него получилось, что он нового узнал, поделиться своими чувствами, которые он испытывает.

Разнообразный мир, окружающий ребенка, вызывает у него постоянную потребность в новых впечатлениях. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. В процессе эксперимента идет обогащение  памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

В ходе участия детей в экспериментальной деятельности не только приобретаются знания, но и получают развитие специальные умения и навыки, такие как:

- умение ставить вопрос;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать

- делать умозаключения и выводы;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

          Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Детям необходим  определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

          Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В системе разнообразных знаний об окружающем особое место занимают знания о явлениях неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями неживой природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.

             Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

          Несколько лет я работаю в дошкольном учреждении и отмечаю, что дошкольники с интересом относятся к экспериментированию. Анкетирование родителей позволило мне узнать, что нередко знания дети приобретают из телевидения, мультиков, разговоров взрослых. У них отсутствует самостоятельный опыт получения знаний. Педагогическое диагностирование знаний и умений детей, изучение теоретической литературы, методической литературы, анализ программ, позволило мне сделать вывод о том, что приучать детей к самостоятельному получению знаний посредством экспериментирования нужно как можно раньше.

           Учитывая актуальность значения, которое имеет детское экспериментирование в познании окружающего мира, мною была выбрана тема исследования «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира».

Целью моей работы является формирование знаний об окружающем мире у дошкольников путем детского экспериментирования.

       Для реализации поставленной цели, мною определены следующие задачи:

- привитие детям первоначальных навыков исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

- повышение  уровня речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;

-обогащение  активного словарь, развитие речи;

- изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме детского экспериментирования;

-проведение диагностики навыков экспериментирования у детей и построение воспитательно-образовательной работы на основе данных диагностического обследования;

- создание условий и определение методов, форм работы по формированию основ экспериментирования у детей;

- систематизировать накопленный опыт работы по формированию навыков экспериментирования;

- найти пути достижения необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в процессе экспериментирования.

        Для решения этих задач я определила следующие приоритетные  направления своей работы:

- формировать элементарные знания и представления об экспериментировании;

- учить правильно проводить эксперимент;

-воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

 

Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной  деятельности, я решила адаптировать практический материал непосредственно к нашей группе.

При организации работы по экспериментированию использую различные формы:

- непосредственно образовательную деятельность,

- чтение художественной литературы,

- опыты,

- беседы,

- продуктивную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект на тему"Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира".

создание условий для развития элементарных научных представлений о человеке,животном и растительном мире,для формирование экологической культуры детей....

"Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Разработка данного проекта может быть использована педагогами в Дошкольных учреждениях. Главной целью проекта является оздание условий для развития элементарных естественно научных представлений ...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Перспективный краткосрочный план работы по реализации проекта " Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира"

Актуальность проектаВ наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить при...

План работы по самообразованию на тему: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под в...