Проект на тему: «Птицы весной» во второй младшей группе
проект по окружающему миру (младшая группа)

Мотина Ирина Александровна

Воспитание экологической культуры дошкольников, нравственности являются важнейшей задачей, решаемой детским садом и семьей, с раннего возраста. Проведя анализ знаний детей, выяснилось, что дети имеют скудные знания об образе жизни птицах, их повадках, питании, у детей отсутствует представление о том, как беречь, ухаживать, не причинять вреда птицам. Многие дети не могут назвать их, составить описательный рассказ о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_temu.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Птицы весной»

во второй младшей группе

Тип проекта: познавательно – творческий,

краткосрочный

Участники проекта: дети второй младшей группы,

родители воспитанников, воспитатели.

Сроки реализации проекта: первая неделя апреля

Образовательные области: «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Проблемная ситуация:

Наблюдая на прогулке за птицами,  дети стали задавать вопросы:

-Кто такие перелетные птицы?

-А почему они улетают?

-А почему улетают не все птицы? Как помочь птицам?

Актуальность проекта:

Дети в силу своего возраста не имеют знаний о тех или иных сезонных  изменениях в природе, могут назвать не более 2-3 видов птиц. Дети недостаточно имеют представлений и знаний о птицах; отсутствует представление о том, как беречь, ухаживать, не причинять вреда птицам. Воспитание любви и бережное, заботливое отношение к птицам.

Цели проекта:

Развитие у детей познавательного интереса к природе.

Дать детям представление о птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной;

Познакомить детей с понятием «прилёт птиц», как с одним из природных явлений весны;

Воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.

Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление скворечников).

Задачи:

Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);

Способствовать уточнению и обогащению представлений детей о перелётных птицах (грачи, ласточки, скворцы и др.), прилёт, добывание ими корма, выведение птенцов, забота о них;

Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;

Воспитывать бережное отношение к гнездовьям птиц;

Учиться устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц, состоянием растительности;

Развивать умение общаться со взрослыми, отвечать на вопросы по прочитанному, вести диалог;

Развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности;

Укреплять здоровье детей, осуществлять закаливающие процедуры, приобщать детей к здоровому образу жизни;

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности;

Формировать первичные представления о выразительных возможностях музыки; её способности передавать различные эмоции, настроение.

Подготовка к проведению проекта.

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц, музыкальные произведения).

Реализация проекта:

Социокультурное развитие

Дидактические игры:

«Назови птицу»

«Кто где живёт?»

«Времена года»

«Когда это бывает»

«Кто как кричит?»

«Кого не стало?»

«Чей голос?»

«Подбери крылышко по цвету»

Настольные игры:

 «Разрезные картинки»

 «Помогите найти маму»

 «Какая птица, назови»

«Кто что ест?»

Познавательное развитие

Беседы:

- «Птицы во дворе» - дать элементарные представления о птицах (летают, клюют, поют, строят гнёзда).

- «Не разоряйте птичьих гнёзд».

- «Птицы прилетают с юга»

Наблюдение за птичьими гнёздами, скворечником, кормушкой(птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё…)

Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада: особенности строения тела; повадки; кормление; гнёзда, скворечники.

Целевая прогулка к голубятнику

Речевое развитие

Рассматривание фотографий птиц.

Рассматривание сюжетных картинок:

«Грачи прилетели», «Кормление птиц»

Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах и их веселом возвращении.

В. Берестов «О чём поют воробушки»;

М.Зощенко «Умная птичка»

С.Я.Маршак «Весенняя песенка»,

А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»,

Е.Авдеенко «Воробей».

Художественно-эстетическое развитие.

Продуктивная деятельность.

Разучивание песен: «Песенка цыплёнка».

Вечер поэзии на тему «Встречаем птиц».

Работа по лепке: «Птенчики ».

Работа по аппликации: «Мы построили скворечник для весёлого скворца».

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Птички и птенчики»

«Воробушки и кот»

«Наседка и цыплята»

«Гуси-лебеди»

«Найди своё гнездо»

Развивающая среда.

Сюжетные картины на тему «Птицы».

Альбомы для рассматривания: «Птицы мира», «Птицы России», «Домашние птицы».

Книжки-раскраски: «Птицы», «Лесные пернатые», «Птичий двор».

Работа с родителями.

Выставка детских рисунков на тему «Птицы». Оформление папки-передвижки на тему: «Любовь и забота сохраняют природу».

Консультация «Правильное отношение к природе начинается в семье».

Привлечение родителей к участию в совместной деятельности с детьми (изготовление скворечников) .

Результативность проекта:

Благодаря проекту дети получили знания о внешнем виде птиц, их названиях;

Дети получили элементарные знания о том, как проявлять заботу, бережно относиться к птицам.

Появилось у детей желание оказывать птицам посильную помощь.

Проект способствовал развитию познавательного интереса и любознательности. развитие умения выполнять действия соответственно игровому правилу.

В ходе проекта происходило дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук.

В ходе проекта у детей продолжилось формирование потребности в двигательной активности через подвижные игры.

НОД Познавательное развитие        «Птицы весной»

Цель:

Обобщать у детей представление о птицах: у всех птиц есть клюв, тело покрыто перьями, два крыла, две ноги, птенцы появляются из яйца.

Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц весной.

Закреплять представления детей о весенних приметах, с помощью моделей, а так же, о перелетных птицах.

Пополнить и активизировать словарь.

Развивать мышление, слуховое восприятие умение сравнивать.

Использовать прием эмпатии – превращение в птиц.

Развивать умение складывать фигуру птиц из геометрических фигур (моделирование).

Воспитывать бережное отношение птицам, к природе.

Вызвать желание помочь друзьям.

Материал и оборудование:

картинки с изображением птиц, игрушка «Незнайка», конверт (птицы, бабочки, самолет, шар, жук и др.); модели: «Времена года», «Птицы»; магнитофон с кассетой «Прогулка по лесу; кулончики – птицы, конверты с геометрическими фигурами на каждого ребенка, игра «Береги живое».

Предварительная работа:

стихи о птицах, рассматривание иллюстраций птиц, наблюдение за птицами игры с геометрическими фигурами «Сложи узор», «Сложи животных», чтение сказки «Как старик обидел сову», подвижная игра «Перелет птиц», «Совушка», рассматривание модели «Времена года».

Методические приемы:

1. Сюрпризный момент. Приход Незнайки (приносит конверт)

2. Рассматривание фотографии.

3. Д/и «Чем же все птицы похожи?» (модели).

4. Прослушивание магнитофонной записи  «Голоса птиц».

5. Рассказ воспитателя.

6. Д/и « Превращение в птиц».

7. Д/и «Птицы и дождик».

8. Д/и « Сложи птичку».

9. Подведение итогов.  

 Ход:

(заранее повесить картины некоторых птиц).

I. Приходит в гости Незнайка с конвертом (здоровается с детьми).

- Ой, ребята, я был в лесу, да там такая красота. Знаете, как много птиц в лесу, они так весело и громко поют. Они мне очень понравились, и я сфотографировал их. А фотографии принес с собой, хотите посмотреть? (В конверте картины птиц, бабочек, самолет, кузнечик, шар и другое).

- Ребята, посмотрите на фотографии, как много птиц он сфотографировал. Дети заметят, что не все птицы, есть лишнее.

Игра «Выбери птиц». (Стоя около стола).

– Ой, ребята, правильно ли сфотографировал Незнайка?

-Конечно, правильно я сфотографировал. Все что летает, это значит птицы.

-Ребята, правильно ли он говорит?

II. Давайте научим Незнайку отличать птиц от других предметов. (Садятся на стульчики полукругом). Подскажите, какие части тела есть у птиц? (Модели).

-Чем же все птицы похожи?

-Сколько ног у всех птиц?

-Чем покрыты все птицы?

- Чем едят все птицы?

- Что есть у всех птиц? (крылья).

- Покажите, как птицы летают (Физкультминутка).

- Ребята, нам Незнайка сказал, что очень хорошо в весеннем лесу.

- А вы хотите оказаться  в весеннем лесу. Закрываем глаза и окажемся сейчас с вами в весеннем лесу (Музыка ,шум леса, пение птиц).

- Ребята все оказались в лесу? Заметили, там как много птиц и красиво поют.

Недавно, зимой, когда лежал на земле снег, птиц совсем мало было. Почему, же их сейчас много стало? Откуда они прилетели? (Тепло стало, снег растаял, ручьи потекли, весна наступила, дожди идут, насекомые проснулись, на деревьях почки набухли, солнышко греет и другое. Показываю модели. «Времена года».)

-Да. Весна наступила. К нам из юга, из теплых стран вернулись перелетные птицы. А зимой у нас жили только зимующие птицы. Поэтому птиц зимой было мало. На самом деле сейчас у нас на улицах и в лесу много птиц.

-Каких зимующих птиц вы знаете?

- Каких перелетных птиц вы знаете?

- Почему перелетные птицы от нас на юг улетают? (Холодно, голодно).

- Как вы думаете, птицы полезные или нет? (Можно рассказать ,как старик обидел сову, прогнал из огорода).

- А вы знаете, как появляются птицы?

- Ребята, птицы очень  полезные, они съедают очень много вредных насекомых, они красивые, поют хорошо, украшают нашу землю. Мы должны их беречь и любить. А как мы можем беречь птиц? (Экологическая игра «Береги живое»).

III. Ребята, давайте на некоторое время мы превратимся в птиц. Для этого мы должны говорить такие слова: «раз, два, три, четыре, пять, вокруг себя обернись и в птиц превратись». (Надеваю кулоны - птиц).

Дыхательная гимнастика: дышим носом и поднимаем крылья, выдыхаем воздух через  рот, отпускаем крылья.

- А сейчас поиграем в игру «Дождик и птички».

Дыхательная гимнастика «Дышим лесным воздухом».

Превращаемся обратно в ребят: раз, два, три, четыре, пять вокруг себя обернись в умных детей превратись.

Ну, что понравилось быть птицами?

IY.  Ребята, хотите,  чтобы еще больше птиц стало? Мне такая идея пришла в голову, давайте попробуем собирать модель птичек из геометрических фигур. А Незнайка посмотрит, как вы будете собирать и, тоже научится.

Игра «Сложи птичку».

- Ой, как много разных птиц получилось.

- Это что у тебя?

- Это какая геометрическая фигура?

- Как называется твоя птичка?

Y. Итог

Незнайка, сейчас научился отличить птиц?

Ребята, давайте еще раз подскажем, какие части тела есть у птиц.

Спасибо, Незнайка, за то, что пришел к нам.  

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие Аппликация

«Птички в гнёздышке»

Цель: сформировать у детей представления о жизни птиц весной.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о характерных признаках весны, о птицах; познакомить детей с тем, как птицы вьют свои гнёзда; продолжать учить детей аккуратно намазывать клеем силуэт, составлять композицию.

Развивающие: развивать внимание, память, мелкую моторику детей.

Речевые: обогатить словарь детей по теме «Птицы».

Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к птицам.

Материалы и оборудование: картинки с изображением времён года (6 - 8 шт.), картинки с изображением птиц (утка, цапля, скворец, грач, ласточка), аудиозапись «Голоса птиц».

Раздаточный материал: плоскостные фигурки птиц по количеству детей; листы бумаги с силуэтами гнёзд, клей, кисти.

Ход НОД:

На доске помещены картинки с изображением разных времён года. Воспитатель предлагает детям найти среди них картинки с изображением весны и поместить их отдельно от других картинок (дети выходят по очереди к доске и находят нужные картинки). После того, как ребёнок нашёл картинку, воспитатель задаёт вопрос: «Почему ты решил, что на картинке весна?»

После того, как все картинки выбраны, воспитатель предлагает детям рассказать по картинкам о весне, её признаках.

Воспитатель. Когда наступает весна?                                      

Дети. После зимы.

Воспитатель помещает на доску ещё одну картинку, где изображены летящие птицы.

Воспитатель. Ребята, а что изображено на этой картинке?

Дети. Весной прилетают птицы.

Воспитатель. Давайте назовём птиц, которые возвращаются к нам весной.

Воспитатель по очереди помещает на доску карточки с изображением птиц, дети называют их (утка, цапля, скворец, грач).

Воспитатель. Посмотрите ещё раз внимательно на карточки. А теперь закройте глаза, посчитайте до трёх (воспитатель убирает какую-нибудь карточку с доски) … и откройте глазки. Посмотрите на доску. Какая птица улетела? (игра повторяется 2-3 раза).

В последний раз воспитатель не убирает птицу, а добавляет карточку с изображением ласточки.

Воспитатель. Какая птица улетела?

Дети. Никакая не улетела, прилетела ещё одна птица.

Воспитатель. Как называется эта птица?

Дети. Ласточка.

Воспитатель. Давайте сравним ласточку и цаплю. Чем они отличаются?

Дети. У цапли длинные ноги и клюв, цапля больше ласточки.

Воспитатель. А теперь сравним утку и ласточку. Чем они отличаются?

Дети. Они разного цвета, разные клювы, утка больше ласточки, утки плавают в воде, а ласточки – нет.

Воспитатель. А похожа ли ласточка на скворца?

Дети. Они чёрные, но у ласточки меньше клюв, хвост другой.

Воспитатель. А на грача похожа ласточка?

Дети. Только чёрным цветом.

Воспитатель. Вот видите, ребята, птиц много и все они разные. А что общего у этих птиц? То, что они улетают на зиму в тёплые края. Их называют перелётными.

Физминутка «Птички летают»: воспитатель включает аудиозапись с голосами птиц и предлагает детям изобразить летающих птиц.

Воспитатель. Ребята, а что делают птицы, когда прилетят к нам из дальних стран? Из чего строят птицы гнезда? Давайте поможем птицам свить гнезда.

Выполнение аппликации из бумаги гнездо.

После того, как аппликация выполнена, воспитатель раздаёт детям фигурки птиц и просит посадить их в гнёзда.

Воспитатель. Как вы думаете, для чего птицам нужны гнёзда?

Дети. Чтобы жить в них.

Воспитатель. А ещё гнёзда нужны птицам, чтобы высиживать яйца, из которых вылупятся птенцы. А теперь птицам нужна тишина, их нужно оставить одних и не пугать. Мы придем к ним еще в гости и посмотрим, что же произойдёт в гнёздах.

Конспект НОД Познавательное развитие «Пернатые друзья»

-Воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру,

бережное, заботливое отношение к птицам.

-Закрепить ранее полученные знания о взаимосвязях в природе (от воды зависит жизнь животных и растений), использовать систему исследовательских действий .

-Активизировать двигательную активность детей во время подвижной игры.

-Уточнять и расширять представления детей о птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания.

-Учить находить признаки сходства и различия.

Материал:

картинки птиц; разрезные картинки «Собери птицу». Птица (иллюстрация), грам.запись (пение птиц).

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к книгам, беседа с детьми о том, что надо заботиться о птицах, чтение стихов, отгадывание загадок, рисование перелетных и зимующих птиц, кормление на прогулке птиц.

Методические приемы:

наглядные: рассматривание, показ способа действия, совместные действия детей и взрослого.

практические: творческая и практическая работа.

словесные: беседа, чтение, вопрос, пояснение.

Ход образовательной деятельности

- Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие, где нас ждут наши друзья птицы, которые живут в нашем крае, и мы их видим каждый день.

Каких вы птиц знаете?

(Ответы детей).

Ребята, я вам сейчас загадаю загадки, а вы мне скажите, что это за птичка.

Озорной мальчишка

В сером пиджачишке

По двору шныряет,

Крошки собирает

(Воробей)

Какие вы молодцы, быстро справились с моим заданием.

А теперь, предлагаю вам собрать всем вместе картинку. И вы узнаете, что же это за птичка.

Игра «Собери картинку».

Что ж е это за птичка?(ответы детей)

Правильно, эту птичку зовут дятел, посмотрите какой он. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У дятла большой и крепкий клюв, а язычок у него длинный, чтобы проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры. За это дятла прозвали доктором или санитаром леса.

Ребята, ваши пальчики устали  надо их немножко размять.

Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Дятел — дятел

Сел на сук.

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук

Тук-тук-тук

Долбит сук.

Стихи о птицах

В. Звягина.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

С. Есенин.

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Н. Рубцов.

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе —

Горе ей, настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

Н. Рубцов.

Голуби, голуби,

Раз, два, три...

Прилетели голуби-сизари.

И. Токмакова.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Загадки

Живет в лесу,

Ухает, как разбойник,

Люди его боятся,

А он людей боится.

(Филин.)

Днем молчит,

Ночью кричит.

(Филин, сова.)

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих в лесу пугает.

(Сова.)

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

— Где болит?

Тук-тук!

А, нашел. Тут, тут.

(Дятел.)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

(Дятел.)

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится —

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится...

(Синица.)

Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать ее...

(Синичка.)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь.)

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел — а все же птица!

(Воробей)

Это кто там на дорожке

Испугался нашей кошки?

Это кто там поднял крик —

Чик-чирик да чик-чирик?

(Воробей.)

Чик-чирик!

К зернышку прыг,

Клюй, не робей,

Кто это?

(Воробей.)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая!

(Сорока.)

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

(Сорока.)

На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

"Кар-кар-кар!"

(Ворона.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»

«Экологическое воспитание во второй младшей группе в работе с родителями»  Содержание1. Введение1.1. Цели и задачи сохранность окружающей природы: улицы, парка, леса;1.2. Формы работы с род...

Собственная методическая разработка.Педагогический проект на тему: «Домашние животные» во второй младшей группе

Воспитание гуманного отношения к живым объектам природы через обогащение и углубление у детей представлений о домашних животных проживающих в квартире....

Педагогический проект на тему: "Домашние животные" во второй младшей группе

У воспитанников пришедших в 3 года впервые в детский сад ,выявлено отсутствие в должном объёме знаний о внешнем виде и месте проживания домашних животных, они неправильно называют детёнышей дома...

Педагогический проект на тему: «Птиц встречаем» во второй младшей группе

Проект направлен на приобщение малышей к истокам русской культуры....

Проект на тему: «Птицы улетели» во второй младшей группе

Этот проект направлен на расширение и закрепление представления детей о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от ...

НОД по познавательному развитию на тему "Птицы" для детей второй младшей группы

Непосредственно-образовательная деятельность для детей второй младшей группы по познавательному развитию на тему "Птицы"...

Весеннее развлечение «Птицы весной» во второй младшей группе.

знакомить детей с домашними птицами и птицами живущих в природе, особенностями их жизни.                               ...