Консультация для воспитателей «Целесообразность использования ИКТ в работе по формированию духовно-нравственных ценностей, культурных и исторических традиций».
консультация по окружающему миру

Семенова Юлия Валерьевна

Процесс реформирования системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Переход дошкольного образования на качественно новый уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Одними из таких являются информационно-коммуникационные технологии.

Мероприятия с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей, развивают духовную направленность.

Преимущества использования ИКТ:

  1. Доступность тиражирования изобразительного и звукового материала;
  2.  Неограниченная возможность пополнения базы данных;
  3.  Большие возможности обмена опытом, представляемые современными технологиями;
  4. Доступность иллюстративного материала в любой области культуры и естествознания;
  5.  Широкие возможности адаптации материала для конкретной аудитории;
  6. Минимальные финансовые затраты на иллюстративный материал.

Подобранные по темам иллюстративные материалы очень хорошо использовать в мультимедийных презентациях, при создании которых педагогами должны соблюдаться такие дидактические требования, как научность содержания (предъявление детям только научно-достоверных сведений), доступность (представляемый материал, формы и методы организации учебной деятельности соответствовали уровню подготовки воспитанников, их возрастным особенностям). Кроме того, данные презентации в полной мере позволяют познакомить детей с историческим прошлым города, края, страны, поскольку имеют такие преимущества как информационная емкость (возможность в одной презентации разместить достаточный объем и графической и звуковой информации), компактность (облегчение труда педагога в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия), доступность (презентацию в программе Microsoft PowerPoint достаточно просто сделать, используя разнообразные интернет-ресурсы), наглядность и эмоциональная привлекательность, интерактивность (возможность реагировать на действия детей, своевременно вносить коррективы, дети не являются пассивными слушателями).

Созданные педагогами мультимедийные презентации позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией. При этом задействованы различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей.

Важно отметить, что при выборе режима просмотра презентаций лучше отдавать приоритет тем, которые управляются в течение непосредственно образовательной деятельности самим педагогом, так как в этом случае педагог получает полный контроль над ходом занятия, может остановиться на отдельных слайдах и проработать их содержание, или задержаться на тех слайдах, которые вызвали большой эмоциональный отклик у детей.

 Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволит нам построить процесс ознакомления дошкольников с историей и культурой малой родины, родного края, страны на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формируя систему мыслеобразов. Ребенок может одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение мультимедийных презентаций позволяет успешно сочетать получение новых знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей с одной стороны, и поддерживать педагогов в состоянии творческого поиска с другой стороны.

При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания можно делать акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства, и на народном творчестве, что позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение дошкольников к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, позволяет активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт детей.

Например, мы используем для прослушивания народные потешки, песни, танцы.  Интересно слушать, как звучат национальные музыкальные инструменты. Особое внимание можно уделить прослушиванию колокольного звона, как неотъемлемой части культуры русского народа.

Видеофильм имеет ряд особенностей — это информационная насыщенность и сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.

Используя в работе мультфильмы, видеофильмы, познавательные видеоуроки и видео экскурсии, мы должны понимать, на сколько они подходят по возрастным критериям. И конечно же не перегружать детей большим количеством такой информации.

Так же хочется предложить к вниманию подборку мультфильмов.

тема

Название мультфильма

О дружбе

«Петушок -золотой гребешок»

«Волк и телёнок»

«Серая шейка»

«Непослушный котёнок»

«Мой друг зонтик»

«Однажды утром»

«Обида»

«Варежка»

«По дороге с облаками»

 

О радости и грусти

«Песенка радости»,

«В тусклом царстве, в сером государстве…»

«Грустная весна»

«Как ослик грустью заболел»

О дружбе

«Грибок теремок»

«Крепыш»

«Капитошка»

«Варежка»

«Кот Леопольд»

«Чебурашка»

«Мама для мамонтенка»

«Просто так»

«Птичка Тари»

«Голубой щенок»

О трудолюбии

 «Репка»

 «Золушка»

«Дудочка и кувшинчик»

«В лесной чаще (про энотека)»

«И так сойдет»

«Крошечка хаврошечка»

«Стрекоза и муравей»

О честности

«Пятачок»

«Коза-дереза»

«Приключения поросёнка Фунтика»

О смелости

«Храбрый заяц»

 «Снежная королева»

«Лягушка путешественница»

«В лесной чаще»

«Подарок для самого слабого»

«Снежная королева»

«Буратино»

«Муха – Цокатуха»

О вежливости

«Неблагодарный козлёнок»

 «Волшебное слово»

«Котёнок по имени Гав»

«Мельница»

«В новогоднюю ночь»

О любви о добрых отношениях

 «Гуси-лебеди»

«Мешок яблок»

«Аленький цветочек»

«Снегурочка»

«Как ослик грустью заболел»

«Самый маленький гном»

Желания и мечты

«Цветик-семицветик»

«Летучий корабль»

«Можно и нельзя»

О жадности и хвастливости 

«Приключения Хомы»

«Золотая антилопа»

«Сказка о жадности»

«Два жадных медвежонка»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Заяц-хваста»

«Яблоко» по Сутееву

«Муравьишка-хвастунишка»

О хитрости и смекалке

«Три мешка хитростей»

«Волшебная палочка» по Сутееву

«Сказка о лисе и волке» («Битый не битого везет»)

«Лисичка со скалочкой»

О гордости и гордыне

«Лягушка царевна»

 «Гордый Мыш»

« Каникулы Бонифация»

О храбрости и трусости

«Межа»

« Никита кожемяка»

 «Храбрый Пак»

«13 рейс»

«Ничуть не страшно»

«У страха глаза велики»

О лжи

«Ворон-обманщик» - преодоление склонности ко лжи

«Замок лгунов»- преодоление детской лжи

«Барбоскины» серия «Опять двойка»

«Пятачок»

«Приключения Фунтика»

О зависти

«Золушка»

«Белоснежка»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Аленький цветочек»

«Конек Горбунок»

О лени

«Сестрички — привычки»- развитие аккуратности, преодоление лени

«Сказка про лень» - преодолеваем лень

«Маша больше не лентяйка» - преодолеваем лень

«По щучьему веленью, по моему хотенью…»

«Мойдодыр»

Самопознание

«Совесть»

«Мама для мамонтёнка», «Серая шейка» - «Сочувствие»

«Маша и волшебное варенье» - Когда бывает стыдно?

«Пиноккио» (1 ч. «Совесть» и 3 ч. «К»)

«Смешарики» серии «Сила воли», «Добро, зло и девочки»

«Нехочуха» - преодолеваем негативизм

«Зайка зазнайка» - учимся общаться

«Чуня» - самопознание — какой я?

«Жили-были мысли» - самопознание

«Самый большой друг» - учимся общаться, самопознание

«Задиристый мишка» - учимся общаться

«Три поросенка» - снятие мнимых неадекватных страхов.

«Раз-горох, два-горох» - От чужого добра – добра не бывает!

 «Уроки тётушки Совы. Мудрые сказки» серия «Твердолобик»- «Добросердечие»

«Уроки тётушки Совы. Мудрые сказки» серия «Не-выполненные обещания» - «Ответственность»

 

общие

 Лунтик «Как стать другом» (серия 4)

 Лунтик «Страх» (серия 32)

Лунтик «Лунтик и его друзья» (серия 43)

Лунтик «Невежи» (серия 42)

Лунтик «Долг чести» (серия 50)

Лунтик «Это моё!» (серия 52)

Лунтик «Все вместе» (серия 76)

Лунтик «Смельчаки» (серия83)

Лунтик «Ссора» (серия 104)

Лунтик «Красота» (серия 111) ( «Красота души и поступка»)

Лунтик «Плакса» (серия 115)

Лунтик «Настоящие друзья» (серия 122)

 Лунтик «Недоразумение» (серия 136)

Лунтик «Послушные гусенецы» (серия 221)

Лунтик «Трусишка Вупсень» (серия 175)

Лунтик «Обманщики» (серия 179)

Лунтик «Чужой секрет» (серия 212)

Лунтик «Наоборот (серия 223) – гусеницы разрушили горку

Лунтик «Смельчак» (серия 229)

Лунтик «Спасибо» (серия 234)

Лунтик «Пожалуйста» (серия 248)

Лунтик «Справедливость» (серия 237)

Лунтик «Симулянт» (серия 243)

Лунтик «Хорошие манеры» (серия 250)

Лунтик «Совесть» (серия 350)

Лунтик «Извинились» (серия 366)

Лунтик «Доброе воспитание» (серия 420)

Лунтик «Доверие»

Лунтик «Извинились» - «Исправление поступка»

«Обезьянки»

 Хочется так же отметить познавательные серии «Мы живем в России», «Вперед в прошлое», «Путешествуй с нами».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_22.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила воспитатель

старшей группы

ГБДОУ детский сад № 50

Адмиралтейского района СПб,

педагог первой

квалификационной категории

Неметуллаева Юлия Валерьевна

Консультация для воспитателей

«Целесообразность использования ИКТ в работе по формированию духовно-нравственных ценностей, культурных и исторических традиций».

Процесс реформирования системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу. Переход дошкольного образования на качественно новый уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Одними из таких являются информационно-коммуникационные технологии.

Мероприятия с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей, развивают духовную направленность.

Преимущества использования ИКТ:

  1. Доступность тиражирования изобразительного и звукового материала;
  2.  Неограниченная возможность пополнения базы данных;
  3.  Большие возможности обмена опытом, представляемые современными технологиями;
  4. Доступность иллюстративного материала в любой области культуры и естествознания;
  5.  Широкие возможности адаптации материала для конкретной аудитории;
  6. Минимальные финансовые затраты на иллюстративный материал.

Подобранные по темам иллюстративные материалы очень хорошо использовать в мультимедийных презентациях, при создании которых педагогами должны соблюдаться такие дидактические требования, как научность содержания (предъявление детям только научно-достоверных сведений), доступность (представляемый материал, формы и методы организации учебной деятельности соответствовали уровню подготовки воспитанников, их возрастным особенностям). Кроме того, данные презентации в полной мере позволяют познакомить детей с историческим прошлым города, края, страны, поскольку имеют такие преимущества как информационная емкость (возможность в одной презентации разместить достаточный объем и графической и звуковой информации), компактность (облегчение труда педагога в упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия), доступность (презентацию в программе Microsoft PowerPoint достаточно просто сделать, используя разнообразные интернет-ресурсы), наглядность и эмоциональная привлекательность, интерактивность (возможность реагировать на действия детей, своевременно вносить коррективы, дети не являются пассивными слушателями).

Созданные педагогами мультимедийные презентации позволяет представить материал как систему ярких опорных образов, наполненных структурированной информацией. При этом задействованы различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей.

Важно отметить, что при выборе режима просмотра презентаций лучше отдавать приоритет тем, которые управляются в течение непосредственно образовательной деятельности самим педагогом, так как в этом случае педагог получает полный контроль над ходом занятия, может остановиться на отдельных слайдах и проработать их содержание, или задержаться на тех слайдах, которые вызвали большой эмоциональный отклик у детей.

 Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволит нам построить процесс ознакомления дошкольников с историей и культурой малой родины, родного края, страны на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности детей дошкольного возраста. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формируя систему мыслеобразов. Ребенок может одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение мультимедийных презентаций позволяет успешно сочетать получение новых знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей с одной стороны, и поддерживать педагогов в состоянии творческого поиска с другой стороны.

При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания можно делать акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства, и на народном творчестве, что позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность. Обращение дошкольников к произведениям искусства как к духовному опыту поколений, проживание их в собственной музыкальной деятельности, позволяет активно формировать эмоционально-ценностный, нравственно-эстетический опыт детей.

Например, мы используем для прослушивания народные потешки, песни, танцы.  Интересно слушать, как звучат национальные музыкальные инструменты. Особое внимание можно уделить прослушиванию колокольного звона, как неотъемлемой части культуры русского народа.

Видеофильм имеет ряд особенностей — это информационная насыщенность и сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.

Используя в работе мультфильмы, видеофильмы, познавательные видеоуроки и видео экскурсии, мы должны понимать, на сколько они подходят по возрастным критериям. И конечно же не перегружать детей большим количеством такой информации.

Так же хочется предложить к вниманию подборку мультфильмов.

тема

Название мультфильма

О дружбе

«Петушок -золотой гребешок»

«Волк и телёнок»

«Серая шейка»

«Непослушный котёнок»

«Мой друг зонтик»

«Однажды утром»

«Обида»

«Варежка»

«По дороге с облаками»

О радости и грусти

«Песенка радости»,

«В тусклом царстве, в сером государстве…»

«Грустная весна»

«Как ослик грустью заболел»

О дружбе

«Грибок теремок»

«Крепыш»

«Капитошка»

«Варежка»

«Кот Леопольд»

«Чебурашка»

«Мама для мамонтенка»

«Просто так»

«Птичка Тари»

«Голубой щенок»

О трудолюбии

 «Репка»

 «Золушка»

«Дудочка и кувшинчик»

«В лесной чаще (про энотека)»

«И так сойдет»

«Крошечка хаврошечка»

«Стрекоза и муравей»

О честности

«Пятачок»

«Коза-дереза»

«Приключения поросёнка Фунтика»

О смелости

«Храбрый заяц»

 «Снежная королева»

«Лягушка путешественница»

«В лесной чаще»

«Подарок для самого слабого»

«Снежная королева»

«Буратино»

«Муха – Цокатуха»

О вежливости

«Неблагодарный козлёнок»

 «Волшебное слово»

«Котёнок по имени Гав»

«Мельница»

«В новогоднюю ночь»

О любви о добрых отношениях

 «Гуси-лебеди»

«Мешок яблок»

«Аленький цветочек»

«Снегурочка»

«Как ослик грустью заболел»

«Самый маленький гном»

Желания и мечты

«Цветик-семицветик»

«Летучий корабль»

«Можно и нельзя»

О жадности и хвастливости  

«Приключения Хомы»

«Золотая антилопа»

«Сказка о жадности»

«Два жадных медвежонка»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Заяц-хваста»

«Яблоко» по Сутееву

«Муравьишка-хвастунишка»

О хитрости и смекалке

«Три мешка хитростей»

«Волшебная палочка» по Сутееву

«Сказка о лисе и волке» («Битый не битого везет»)

«Лисичка со скалочкой»

О гордости и гордыне

«Лягушка царевна»

 «Гордый Мыш»

« Каникулы Бонифация»

О храбрости и трусости

«Межа»

« Никита кожемяка»

 «Храбрый Пак»

«13 рейс»

«Ничуть не страшно»

«У страха глаза велики»

О лжи

«Ворон-обманщик» - преодоление склонности ко лжи

«Замок лгунов»- преодоление детской лжи

«Барбоскины» серия «Опять двойка»

«Пятачок»

«Приключения Фунтика»

О зависти

«Золушка»

«Белоснежка»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Аленький цветочек»

«Конек Горбунок»

О лени

«Сестрички — привычки»- развитие аккуратности, преодоление лени

«Сказка про лень» - преодолеваем лень

«Маша больше не лентяйка» - преодолеваем лень

«По щучьему веленью, по моему хотенью…»

«Мойдодыр»

Самопознание

«Совесть»

«Мама для мамонтёнка», «Серая шейка» - «Сочувствие»

«Маша и волшебное варенье» - Когда бывает стыдно?

«Пиноккио» (1 ч. «Совесть» и 3 ч. «К»)

«Смешарики» серии «Сила воли», «Добро, зло и девочки»

«Нехочуха» - преодолеваем негативизм

«Зайка зазнайка» - учимся общаться

«Чуня» - самопознание — какой я?

«Жили-были мысли» - самопознание

«Самый большой друг» - учимся общаться, самопознание

«Задиристый мишка» - учимся общаться

«Три поросенка» - снятие мнимых неадекватных страхов.

«Раз-горох, два-горох» - От чужого добра – добра не бывает!

 «Уроки тётушки Совы. Мудрые сказки» серия «Твердолобик»- «Добросердечие»

«Уроки тётушки Совы. Мудрые сказки» серия «Не-выполненные обещания» - «Ответственность»

общие

 Лунтик «Как стать другом» (серия 4)

 Лунтик «Страх» (серия 32)

Лунтик «Лунтик и его друзья» (серия 43)

Лунтик «Невежи» (серия 42)

Лунтик «Долг чести» (серия 50)

Лунтик «Это моё!» (серия 52)

Лунтик «Все вместе» (серия 76)

Лунтик «Смельчаки» (серия83)

Лунтик «Ссора» (серия 104)

Лунтик «Красота» (серия 111) ( «Красота души и поступка»)

Лунтик «Плакса» (серия 115)

Лунтик «Настоящие друзья» (серия 122)

 Лунтик «Недоразумение» (серия 136)

Лунтик «Послушные гусенецы» (серия 221)

Лунтик «Трусишка Вупсень» (серия 175)

Лунтик «Обманщики» (серия 179)

Лунтик «Чужой секрет» (серия 212)

Лунтик «Наоборот (серия 223) – гусеницы разрушили горку

Лунтик «Смельчак» (серия 229)

Лунтик «Спасибо» (серия 234)

Лунтик «Пожалуйста» (серия 248)

Лунтик «Справедливость» (серия 237)

Лунтик «Симулянт» (серия 243)

Лунтик «Хорошие манеры» (серия 250)

Лунтик «Совесть» (серия 350)

Лунтик «Извинились» (серия 366)

Лунтик «Доброе воспитание» (серия 420)

Лунтик «Доверие»

Лунтик «Извинились» - «Исправление поступка»

«Обезьянки»

 Хочется так же отметить познавательные серии «Мы живем в России», «Вперед в прошлое», «Путешествуй с нами».

Список литературы:

1.Современные технологии обучения дошкольников / авт.-сост. Е.В.Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013.

2.Занятия в детском саду. Современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / авт.-сост. Н.В.Тимофеева, Ю.В.Зотова. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.Полат Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования. – М., 2005.

Список интернет-ресурсов:

  1. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/12/02/ispolzovanie-ikt-v-realizatsii-zadach-dukhovno
  2. https://www.maam.ru/detskijsad/vklyuchenie-ikt-v-duhovno-nravstvenoe-vospitanie.html
  3. https://znanio.ru/media/kartoteka-multfilmov-po-narvstvenomu-vospitaniyu-i-po-leksicheskim-temam-2627005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию духовно-нравственных основ внутрисемейных отношений, традиций здорового образа жизни

В статье отражена работа МАДОУ № 21 с родителями, педагогами и детьми по духовно-нравственному воспитанию...

консультация для воспитателей "Влияние использования разных форм работы по физвоспитанию на развитие физических качеств дошкольников"

«Влияние использования разных форм работы по физическому воспитанию на развитие физических качеств дошкольников»....

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

Из опыта работы "Формирование духовно-нравственных чувств у старших дошкольников на традициях отечественной культуры в процессе кружковой работы"

Большую работу по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств важно начинать с самых ранних лет. Возрождение духовности, обращение к национальным и  культурно -  историческим традициям, я...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Материалы для выступления на РМЦ «Приёмы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств у детей в соответствии с требованиями ФГОС» Тема: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры средствами музейной педагогики»

На основании городского августовского совещания работников системы образования города Нижневартовска 2016 г. «Муниципальная образовательная среда – комплекс условий, направленный на всесто...