Конспект открытого занятия по окружающему миру в подготовительной группе «Как Щука друга искала».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по окружающему миру

в подготовительной группе

«Как Щука друга искала».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_shchuka_druga_iskala_1.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по окружающему миру

в подготовительной группе

«Как Щука друга искала».

Цель: применить полученные знания при решении проблемных ситуаций.

Задачи:

- Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные).

- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

- Формулировать новое знание при помощи педагога или самостоятельно;

- Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

- чтение рассказа А.Клыкова «Зимой под водой», Л. Карповой «Как зимуют рыбы»; «Морские рассказы»,  «Всем вам крышка» Э. Шим.

- рассматривание рыб на картинках, в книгах, в аквариуме;

- наблюдение за их поведением;

- проведение опытов, связанных с наличием воздуха в воде;

- опыт, дающий представление о том, что не вся вода замерзает зимой;

- совместное рисование рыб с педагогом и родителями;

- изготовление плоскостных макетов озера, аквариума и моря.

Оборудование: нарисованные рыбы, плоскостное изображение озера, моря, кукла Щука, изображение деревни, домик Емели, ведра, изображения инструментов для проруби или настоящие  музыкальное сопровождение, сани.

Ход занятия.

Воспитатель и дети входят в зал. Слышится завывание ветра.

Дети замечают лежащую на полу щуку. Поднимают ее.

В. Ой, кто это? Да, верно, щука. Живая? (Берет в руки и делает вид, что щука начинает шевелиться). Да, еще живая. Но ей очень плохо. Почему?

Ответы детей.

В. Да, она не может дышать воздухом, как мы. Что же делать? Как ей помочь?

Дети находят ведро с надписью «Вода» и сажают щуку.

В. Молодцы. А теперь скажите мне, почему ее надо было так срочно опустить в воду? И почему вы вообще решили, что это щука?

Ответы детей.

Щ. Спасибо вам, ребята! Помогли, спасли меня от гибели!

В. А щука – то говорящая! Не иначе, как в сказку попали! Что же с тобой случилось? Почему ты на снегу лежишь?

Щ. Позвал меня Емеля. Говорит: «По щучьему веленью, по моему хотенью, явись, щука передо мной!»  Только я из речки вынырнула, а тут меня метель и закружила, да и выбросила на снег! Хорошо, вы вовремя подошли!

В. Ты, Щука, отдыхай, сил набирайся, а мы с ребятами решим, как тебе помочь.

Что делать будем?

Ответы детей.

В. Да, сама щука не доберется. А если обратно ее в речку отнесем, она Емеле, другу своему, не сможет помочь. Вдруг с ним беда приключилась?

- Хорошо, раз решили – идем. Только непросто это будет. Что-то мне подсказывает, что неспроста эта метель разыгралась! Видно, Морозко снова решил свою силу показать. Не боитесь? Тогда вперед!

- Только куда же мы пойдем? Мы же не знаем, где Емеля живет. Давайте вспоминать, где он жил.

Ответы детей.

В. Да, в деревне. Осмотримся и решим, в какую сторону двигаться будем. Сначала посмотрим справа, затем слева, потом назад и вперед. Вот и деревня впереди показалась.

- Только как же мы пройдем – вон сколько снега пурга намела! Надо идти, но мы не знаем глубину снега. Что делать будем?

Предложения детей, что можно измерить глубину снега с помощью палки, а потом уже идти друг за другом след в след, чтобы было легче идти.

Измерили и пошли дальше.

В. Вот и санный след! Значит, тут недавно сани проехали! Теперь нам легче будет идти.

- Ой, а почему тут рыбы столько на снегу лежит?

Дети поднимают рыбу и складывают в другое ведро.

В. А почему вы ее складываете в другое ведро?

Дети отвечают, что щука – хищная рыба, она может съесть других рыбок.

В. Что с этой рыбой делать будем?

Дети предлагают отпустить ее в воду.

В. Столько рыбы мы не понесем. Давайте опустим ее домой. Только она какая-то разная вся: и по форме, и по цвету и по размеру. Помогите разобраться.

Игра «Пресноводная и морская рыба».

Дети разбирают рыбу на две группы и прикладывают ее к плоскостному изображению моря или озера. При этом кратко рассказывают про каждую рыбу.

В. А почему рыба живет в разных домах? Одни – в соленом доме – море, другие – в пресном озере или реке? Почему нельзя их перепутать?

Дети говорят, что многие рыбу погибнут, если не знать, в каком доме они живут.

В. Откуда вообще могла взяться эта рыба? Интересно, кто ее мог из саней выкинуть?

Дети предполагают, что это могла сделать лиса из сказки «Лисичка – сестричка и серый волк». А мы ее спугнули, и она не успела ее съесть.

В. Ребята, что-то я замерзла. Если не согреюсь, могу заболеть. Помогите мне согреться.

Дети подходят к решению, что лучший способ согреться, это побегать и поиграть.

Подвижная игра.

(со скакалкой или тканью – рыбак и рыбки).

В. Спасибо, ребята, согрели меня. Теперь можем дальше идти. А вот и домик. Только Емели или нет, непонятно! По каким признакам мы узнаем дом Емели?

Дети догадываются по саням без лошади, что это дом Емели.

Дети: Емеля, выходи, мы Щуку тебе принесли!

Е. Кто такие? Чего спать мешаете? Вот я вам сейчас! Как скажу «По щучьему веленью, по моему хотенью…»

В. Подожди, Емеля! Мы с ребятами твою Щуку из беды выручили, принесли ее к тебе, а ты нам не веришь!

Е. Конечно, ходят тут всякие! Может, это не моя Щука? Или вовсе, не рыба, а чудо-юдо какое-нибудь?

В. Ребята, что делать? Не верит нам Емеля. И выходить не хочет.

Ребята приходят к выводу, что им надо описать щуку, чтобы Емеля ее узнал по описанию.

Рассказ-описание детей.

Е. Вроде похожа на мою. Да только не слышу я ее голос. Не выйду и все!

В. Разве можно так с друзьями поступать? Она ради тебя чуть не погибла, а тебе лень с теплой печки подняться! Эх, ты! Какой же ты после этого друг?

- Ребята, отнесем щуку домой, а то она устала, да и в ведре ей воздуха не хватает. Ее надо вернуть домой.

Ребята идут обратно. Приходят к речке, а прорубь уже успела покрыться льдом.

В. Что делать?

Дети вспоминают, что при помощи каких специальных инструментов можно сделать лунку.

В. Я видела какие-то инструменты. Посмотрите, вот эти?

Дети соглашаются. Проделывают лунку и отпускают щуку.

Щ. Спасибо, ребята! Я никогда не забуду вашу доброту!

В. Ребята, если мы оставим прорубь просто так, то она снова замерзнет. А я слышала, что это плохо для рыб. Что же сделать?

Дети приходят к выводу, что ее лучше прикрыть. В ходе диалога с В. понимают, что можно укрыть соломой и снегом.

В. Устали? Какие вы молодцы! В каких сказках мы побывали? Кому мы помогли? Какие препятствия преодолели? Какое запомнилось вам больше всего? Почему зимой рыбам не достаточно воздуха поступает? Что можно сделать, чем помочь? Как вы оцениваете поступок Емели? А как поступили бы вы? Спасибо за помощь!

- А сейчас пройдем в группу, помоем руки и угостимся печеньем «Рыбки».

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»

Конспект открытого занятия развитие речи в подготовительной группе «Буратино в гостях у группы № 7»...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе. Тема занятия: «Знатоки в стране математики».

Задачи: Образовательные:Закрепить счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке;Уметь называть дни недели и «соседей» дня и числа;Развивать слуховое внимание и координацию движений, ...

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом» в подготовительной группе «Буратино»

Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Земля -наш общий дом»  в подготовительной группе «Буратино»...

Конспект занятия по окружающему мирув подготовительной группе Беседа о поле.

Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе Беседа о поле.– Где мы с вами оказались? (В поле.) Ранней весной здесь кажется, что идёшь по земле, усеянной изумрудами, ...

Конспект открытого занятия по окружающему миру в группе детей старшего возраста 5-6 лет на тему "Путешествие в город Транспорта"

Дети путешествуя по городу Транспорта показывают свои знания о видах транспорта, номерах телефонов экстренных служб, знание дорожных знаков.По результатам эксперементирования делают вывод о том, почем...