Образовательная ситуация «Зимний календарь знатоков природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Систематизация представлений детей о зиме, зимней природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimniy_kalendar.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №91
Выборгского района СПб
Ильина Т.А.
Образовательная ситуация «Зимний календарь знатоков природы»
(Для детей старшей группы).
(Фрагмент детско-взрослого проекта "Мы юные дизайнеры-создатели календарей природы", проводится на проблемно - деятельностном этапе) Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция с образовательными областями: художественно эстетическим развитием, социально-коммуникативным развитием
Цель. Систематизация представлений детей о зимней природе с использованием разных художественных средств.
Задачи. - Обобщение характерных признаков зимы и представлений детей о растительном и животном мире. - Развитие умений передавать впечатления через звучание музыкальных, шумовых инструментов, рисунок, поэзию и др. -Развитие выразительности и образности речи детей.
Материалы.
Разные виды календарей, две заготовки для дизайнерского календаря- коллажа, рисунки к ним, репродукции картин художников, демонстрационное пособие «Зимний лес», материалы к нему, ЭОР,шумовые инструменты :металлофон, кастаньеты, колокольчики, бубенчики, кубики. Музыкальные произведения в записи.
Предварительная работа с детьми. Рассматривание репродукций картин И.И Шишкина, И. Э. Грабаря, Левитана, иллюстраций, календарей, чтение произведений о зимнем лесе. Изготовление силуэтов животных, птиц, рисование на зимнюю тематику. Придумывание и составление сюжетов календарей из цветных палочек Кюизенера». Наблюдения. Фоторепортаж.
- (Стучу в окошко)Подойдём и посмотрим внимательно в окно. Отгадайте, что я увидела? Спинка у нее желтовато-зеленого цвета, брюшко желтое с широкой черной полосой. села на ветку, повертела головой, спела свою песенку. И улетела. Я только услышала: Дзинь-дзинь.
Какое сейчас время года? Какой месяц?(Сезон)
А как ещё можно узнать, какое время года? ( по календарю)
Посмотрите, на столе лежат календари, для чего они нужны? Что такое календарь?
2. В календаре отражаются не только времена года, название месяца, но и порядок и следование дней недели в числах, поэтому давным-давно, в старину календари называли численниками.
На каком календаре, по вашему мнению, наиболее ярко видны признаки февраля? Почему ты так думаешь? (Дети выбирают календари) Как и кто создаёт календари ?
Кто придумывает сюжет, текст, рисунок? выбирают тему, придумывают иллюстрации художники, на типографии его печатают.
Мы можем придумать свой календарь? (Ответы детей) Представим, что мы с вами дизайнеры и изготовим календарь на февраль.
(дизайнер-это художник, который может придумать разработать новую идею, рассказать об этом, нарисовать(оформить )
3.Разделимся на две команды.
Послушайте, что рассказал нам С. Я.Маршак
Открываем календарь (Дима)
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом
А за месяцем январь, точно следует февраль.
С. Я. Маршак рассказал нам про февраль, послушайте.
Дуют ветры в феврале, ( Марьяна)
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Что нам нужно для того, чтобы создать календарь?(бумага, картинки, клей..(Ответы детей)
4.На основе приготовленных материалов самостоятельно составьте два календаря, выберите рисунки, наклейте.
В тот момент, когда мы будем делать календарь зазвучит музыка, которая нам тоже расскажет о зиме.(Музыкальное сопровождение А. Вивальди концерт «Времена года», «Зима»)
дети объясняют свой выбор материала, его расположение, беседует о признаках месяца: «Что изображено?», «Почему так расположил?»)
Кто хочет рассказать о своём календаре? Отразили мы характерные признаки зимы(сезона)?
Почему вы думаете, что изображен февраль? Кто дополнит? Чем особенно вам нравится свой календарь?
5.А теперь послушаем, как выразил русский поэт Ф. И.Тютчев своё впечатление о зиме:
Чародейкою Зимою (Лиза)
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Послушайте это стихотворение ещё раз и скажите, какими красками вы бы нарисовали картину к этому стихотворению?
Заготовлены цветные полоски, выберите подходящие по цвету. (Дети выбирают полоски определённого цвета, объясняют, почему).
Посмотрите на репродукцию картины И. И. Шишкина Зима
Видите, на картине художника и в стихотворении поэта изображено одно и тоже состояние леса, какое?(спокойствие, оцепенение, безмолвие)
Сравним впечатления о зиме, высказанные поэтом и художником на картине:
Нашли ли вы что то общее со словами Тютчева?
Заметили на репродукции признаки «Чародейки-зимы»?
Что изобразил художник?
Какого цвета краски использовал художник?
Нравится ли вам эта картина? Какие мысли и желания возникают, когда вы смотрите на эту картину?)
6.Засмотрелись мы с вами, заслушались, что-то зябко нам стало.
Что же делать, как теперь согреться?(Ответы детей)
Музыка Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина «Кабы не было зимы»)
7. А теперь закроем глаза и представим, что мы в зимнем лесу?
(Демонстрируется пособие «Зимний лес»)
Что вы можете рассказать об этом лесе? Прислушайтесь, действительно - в лесу тихо?
Заселим его. Распределите животных по зимним местам обитания,(изобразите) сопровождая звучанием инструмента. И услышим их.
Педагог. Расскажите, как животные приспосабливаются к зиме? А что произошло с миром растений?
8. На фоне музыки, покажем, кто живёт в зимнем лесу. Вы - оркестр, а я буду управлять вами. Я- дирижёр.
(Звучит «Вальс-шутка» Д. Д.Шостаковича, дети сопровождают музыку звучанием шумовых инструментов.)
(Каждый играет свою партитуру, опускает инструмент. Когда музыка кончается. А теперь поклонимся, как настоящие исполнители. Встают и кланяются зрителям.)
Снег,(марья) на суку сидит дятел(лиза), на ветке Зинька(эрбол),пробежала мышка(матвей), упала в берлогу к медведю(храпит андрей), испугалась, выскочила, убежала, вдруг из-за кустов вышел волк(дима), слышен звон бубенчиков (поля и настя), человек осматривает красоту леса(лев),уехал.Снег.)
Итог. Вот мы даже услышали зимний лес. А что нового вы сегодня узнали о зиме?
Кто из вас знает зимние приметы, загадки, стихи?
Что вам запомнилось?
Что вам понравилось?
Что мы создали?(даже календари на февраль создали)
Рефлексия..Давайте, на память гостям подарим календари.
(Дети дарят календари на фоне музыки П. И. Чайковского «Февраль»)
Приметы месяца
1.Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …
Значит, ясно будет днем.
2.Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …
Жди метели.
2. Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …
Ждите потепления.
3 Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …
Дети:
Будет ясно и морозно.
Кто Вспомнит и прочитает стихотворение про метель?
А по двору метелица (кто?)
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней
Как поэты описывают природу?
Береза( С, Есенин) (Матвей)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом.
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки в золотом огне.
« Зимняя ночь» С. Есенин( Андрей)
Искрится тихая дорога,
Теряясь в сонном далеке.
Над голубой вершиной стога
Луна в январском ободке.
Молчат леса. Не крикнет птица.
В траве, у края борозды,
Таится рыжая лисица,
Темнеют заячьи следы.
С. Есенин
Теплый февраль принесёт весну с заморозками (лев)
Гуляю в поле, летаю на воле, кручу, верчу, знать никого не хочу(метель)Марья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная ситуация "Дежурство в уголке природы" в подготовительной группе в технологии деятельностного подхода (ФГОС)
Конспект образовательной ситуации - дежурство в уголке природы "Комнатные растения и воздух"...
Образовательная ситуация «Создание календаря жизни группы» (интеграция коммуникативной, познавательной и продуктивной деятельности)
Цель: освоение алгоритма планирования деятельности с помощью создания календаряжизни группы.Задачи: 1. Закреплять и расширять представления детей о символах через практический...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: " Знатоки природы"
конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию с применением экспериментальной деятельности (эксперименты с водой, молоком, сахаром) для детей старшего возра...
Слайдовая презентация к образовательной ситуации «Зимняя тайна». Мультимедийная игра «Чей клюв?».
В целях повышения познавательного интереса использую информационные технологии: (мультимедиа игры, тематические презентации, дидактические игры, сюжетные картинки). Созданная мною авторская мультимеди...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Знатоки природы» игра «Что? Где? Когда?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Знатоки природы» игра «Что? Где? Когда?»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Знатоки природы» игра «Что? Где? Когда?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии «Знатоки природы» игра «Что? Где? Когда?»Цели:• Закрепить знания детей о природе;• Через эмоциональн...