Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: " Весна: помощь Айболиту"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сергеева Юлия Юрьевна
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: " Весна: помощь Айболиту"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_strashey_gruppe.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сергеева Юлия Юрьевна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад № 65

Красногвардейского района г. СПб

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: " Весна: помощь Айболиту"

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: закрепить представления детей об изменениях, которые происходят с приходом весны в природе, жизни животных, птиц, насекомых, жизни людей.
Задачи:
Образовательные: 
- уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе.
- Закрепить названия весенних месяцев, перелетных и зимующих птиц.
- Способствовать умению применять свои знания на практике; самостоятельно анализировать полученные результаты.
- Совершенствовать коммуникативные навыки - умение выслушивать товарища, высказывать свое мнение.
Развивающие: 
- развивать логическое мышление, зрительную память, связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: 
- воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать у детей навыки учебной деятельности
(умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей), создавать положительный эмоциональный настрой.
- Формировать умения работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности:
Игровая, познавательно - исследовательская, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы
Предварительная работа:
Чтение сказки «Айболит» К. Чуковского, рассматривание иллюстраций о весне, заучивание стихотворений о временах года, сезонные наблюдения в природе; рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»; слушание музыкальных произведений о весне; просмотр презентации на тему «Весна», рисование весенних пейзажей.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте, с вами поделимся хорошим настроением друг с другом.

Игра «Приветствие»
(Дети здороваются разными частями тела).
• Один хлопок – здороваемся за руку;
• Два хлопка – здороваемся плечиками;
• Три хлопка – здороваемся спинками.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо, посмотрите, странный конверт какой-то, кому написано, а от кого не написано. Как вы думаете, кто мог бы его прислать? (дети рассуждают с воспитателем)

Воспитатель: Откроем конверт и тогда узнаем, кто его прислал (открывают конверт – в нем разрезные картинки )
Воспитатель: Что это, как вы думаете? (разрезные картинки), попробуем собрать . Дети собирают и делают вывод, что это карта пиратов.
Воспитатель: В конверте есть еще и письмо.
Воспитатель достает письмо из конверта и читает его.

«Здравствуйте, ребята! Это пишет вам доктор Айболит. Представляете, мне позвонили из леса и попросили, чтобы я срочно приехал. В лесу начал таять снег, образовалось много воды и звери, промочили лапы, заболели. Я взял свой чемодан с медицинскими инструментами и волшебную воду, уже было, собрался в путь, но злой Бармалей с друзьями отобрали у меня чемодан и спрятали. Они мне дали карту с заданиями, которые нужно выполнить. Я один не справлюсь, мне нужна ваша помощь. Ребята, помогите мне, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, поможем доктору Айболиту?
Дети: да, поможем.
Воспитатель: Карта будет указывать нам, правильно ли мы двигаемся. Каждый пройденный этап нам нужно отмечать, чтобы не сбиться с пути. С помощью карты мы найдем шкатулку, в которой находится ключ от сундука.
Воспитатель: Надо отправляться в путь, но путь наш долог и труден, и нам надо будет выполнить не мало заданий. Прежде, чем приступить к заданиям, нам с вами нужно потренироваться, давайте поиграем в игру «Времена года».
Какие вы знаете времена года?
Дети: весна, лето, осень, зима
Воспитатель: Какое время года самое волшебное?
Дети: зима (потому что зимой волшебный праздник Новый год)
Воспитатель: Какое время года самое журчащее?
Дети: весна (потому что весной звонче всего журчат ручьи)
Воспитатель: Какое время года мы называем золотым?
Дети: осень (потому что осенью идёт сбор зерновых «золотое зерно», а на деревьях «золотые» листья) 
Воспитатель: Какое время года самое солнечное?
Дети: лето
Воспитатель: Сколько времен года?
Дети: 4
Воспитатель: Назови, пожалуйста, времена года.
Дети: зима, весна, лето, осень
Воспитатель. Скажите, а в какое время года начинается наше путешествие?
Дети: Весна.
Воспитатель: Все верно. Мы с вами сделали разминку, теперь приступим к заданиям
(смотрят карту).
По дорожке вы пройдете,
И налево там свернёте,
Там налево за углом,
Три пенька покрытых мхом,
А под ним и задание.
На полу 3 дорожки
(направо, прямо, налево)

Дети проходят по дорожке, воспитатель из-под пенька достаёт задание

1 задание. Приметы весны
Я, Джейн – гроза морей! Меня боятся даже самые отъявленные разбойники и злодеи! Я много повидал на своем веку и не каждому суждено это испытать. В первом задании вы, ребята, должны вспомнить все приметы весны.
Воспитатель: Предлагает подойти поближе и рассмотреть картинки. Найди картинки с признаками весны.
Воспитатель задает детям вопросы о весне:
- После какого времени года наступает весна?
Дети: после зимы
- Назовите приметы весны?
Дети: появляются проталинки, просыпаются насекомые, просыпаются ежи, медведи. Прилетают птицы. Просыпается природа.
Воспитатель: - Назовите весенние месяцы?
Дети: март, апрель, май.

Воспитатель: Молодцы! Мы справились с первым заданием

Воспитатель: Какое же 2задание нам придумали разбойники? Ребята, посмотрим на карту с заданиями? Рассматривают карту (птичьи следы) Воспитатель: Ребята, посмотрите, на полу какие-то следы (следы приводят детей к конверту с заданием).

2 задание
- Что вы услышали? Чьи голоса были слышны?
(Птиц)
- Когда так поют птицы?
(весной, когда прилетают)
- А какие птицы прилетают весной?
(скворцы, грачи, ласточки, стрижи, утки, кукушка, лебеди, гуси)
- Как одним словом можно назвать этих птиц?
(перелётные)
- А почему их называют пернатыми?
(у птиц тело покрыто перьями)
- А почему их называют друзьями?
(птицы поедают вредных насекомых, они поют песни и радуют нас).

Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Воспитатель: Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка
Воспитатель: Ребята, да вы просто знатоки птиц. .
Воспитатель: как называется домик скворца? (Скворечник). Дети находят скворечник, в нем задание:

3 задание «Отвечай быстро»
Детям предлагается быстро ответить на вопросы:
Здесь нас ждут ребята, вопросы о деревьях.
(на конверте деревья картинка)
Воспитатель читает вопросы из конверта:
- какие бывают деревья?
Дети: лиственные и хвойные.
- Что происходит с деревьями весной?
Дети: набухают почки, появляются листочки.
- Какие деревья встречают весну уже зелеными?
Дети: ель, сосна
- На каких деревьях появляются белые пушистые шарики?
Дети: верба
- как называется дерево, у которого весной появляются серёжки?
Дети: берёза
- Как называются домики, которые вешают для птиц на деревья люди?
Дети: скворечники, кормушки
- деревья живые или неживые?
Дети: живые.
Воспитатель: молодцы, ответили на все вопросы. Но на этом задания не заканчиваются, чтоб быть смелыми и храбрыми, нам предстоит провести физкультминутку.

Физкультминутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками)
Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
(Дети стоят спокойно)

Воспитатель: Молодцы ребята, все отдохнули. Посмотрите на карту.
На карте цифра 5.значит нам надо найти эту цифру, там и будет следующее задание.
Дети находят цифру5, под ней прикрепленный конверт со следующим заданием:

4 задание. Игра с мячом "Кто у кого?"
Воспитатель: Я буду бросать мяч кому-нибудь из вас, задавать вопрос, а вы должны его поймать и дать правильный ответ
Воспитатель: У медведицы - … медвежонок
У лисицы - … лисенок
У белки - … бельчонок
У волчицы - … волчонок
У зайчихи - … зайчонок
Воспитатель: Что ж, ребята. Вы молодцы.

5 задание
Воспитатель: Отправляемся дальше!
На карте показан глобус. Дети находят, в группе глобус, и шкатулку.
Воспитатель: А вот и шкатулка, с конвертом и ключом.
- Если вы добрались до этого конверта, значит, дела у Вас идут хорошо.
А жаль! Сундук я спрятал в надежном месте, но его ещё надо найти. Надеюсь, то, что я прошу вас сделать, вам никогда не выполнить!!! ХА-ХА-ХА!!!
Сундук, вы сможете найти только используя силу своего воображения
Повернитесь к окну, посмотрите, улыбнитесь солнышку, закройте глазки, представьте , что травка зеленеет, тепло, птицы поют свои песни, а вы на речке купаетесь, загораете, отдыхаете.

Воспитатель: Ребята, надо выполнять, читаем и делаем как просит Джек воробей.
(прочесть 2 раза, как будто с первого не получилось)
(конверт прикреплен на окне за шторой, пока глаза у ребят закрыты, шторку
открыть)

Воспитатель: Вот и конверт! Здорово у нас получилось. Посмотрим, что же
такое невыполнимое придумал для нас?
(пазл)

Дети с воспитателем находят сундучок. Открывают и достают чемодан и волшебную воду.

Воспитатель: Молодцы, вы справились. По пути домой я зайду на почту и отправлю чемодан Айболиту.
Ребята, вы рады, что помогли Айболиту? А как вы ему помогали? Какие задания выполняли? сложно было?
Вам понравилось?
Я горжусь вами, что вам удалось помочь доктору Айболиту.. за старательность,. За внимательность. За сообразительность.
Молодцы!
Дети получают сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Первые признаки весны»

Развитие у детей познавательных интересов, формирование целостной картины мира в весенний период....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Весна"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Весна"....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Весна идёт».

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Весна идёт»....

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Весна пришла».

Данный конспект воспитывает у детей любовь к природе. Помогает им запомнить времена года и расширить знания о признаках весны....

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: "Весна пришла".

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе на тему: "Весна пришла"....