Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Весна. Перелетные птицы".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Огурцова Людмила Владимировна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию

в старшей группе

на тему: «Весна. Перелётные птицы».

Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Задачи:

Обучающие:

— Расширить знания детей о птицах.

— Закрепить знания о перелетных птицах.

— Закрепить обобщающие понятия.

— Обучать развернутому высказыванию.

— Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.

Развивающие:

Развитие речевой активности, диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; речевое развитие.

Методы и приемы:

— Наглядные;

— Словесные;

— Игротерапия;

— ИКТ.

Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций птиц, предметные картинки с изображением различных видов птиц.

Оборудование:

—Плакат с изображением природы, перелетных птиц;

—Презентация по теме: «Перелетные птицы»;

—Конверты со схемами;

—Аудиозаписи с голосами птиц;

—Аудио проигрыватель;

—Д/игра «Четвёртый лишний»;

Ход НОД: 

1. Организационный момент

(Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака, дети стоят полукругом)

На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.

В:  Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении С. Я. Маршака?

Дети: О весне.

В: Правильно, о весне.

- Какое сейчас время года?

- Как называются весенние месяцы?

- Какой сейчас по счету месяц?

Дети: Ответы детей.

В: Ребята, вспомним весенние приметы и расскажем о весне. В этом помогут нам волшебные  картинки из конверта.

(Дети по картинкам-символам составляют рассказ о весне).

Дети: Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются  насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки.  Прилетают птицы и начинают вить гнезда.

В: Весной хочется говорить красивые слова, будем придумывать  красивые слова о весне.

Игровое упражнение «Весна, какая?» (Дети называют прилагательные  и садятся на стульчик).

Дети: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д…

В:  А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?  

Дети: Перелетные птицы. 

(Картинки с изображением птиц: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль ).

В: Почему этих птиц называют перелётными?

Дети: Потому что осенью эти птицы улетают в тёплые края, а весной возвращаются.

В: Почему птицы улетают осенью?

Дети: Потому что становится холодно и нечем питаться.

В: Что для перелётных птиц страшнее: холод или голод?

Дети:  Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.

В: А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?

Дети:  Здесь их родина. Они здесь появились на свет, научились летать, добывать пищу.

В: А как же, интересно, птицы летят до нас? - Птицы могут лететь: клином, стаей, по одному (Воспитатель показывает слайды 1,2,3).

В: Ребята, загадаю вам загадки - на загадки дайте отгадки:

 1. Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели,

    Голосистей и нежней?

    Кто же это? (Соловей) (слайд 4)

Послушайте как поет соловей. (Включают аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (Кукушка) (слайд 5)

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка (Аудиозапись).

Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

    Из комочков глины.

    Для птенчиков стелю на дно

    Пуховую перину (Ласточка) (слайд 6) (включается аудиозапись).

 4. Это старый наш знакомый:

    Он живет на крыше дома –

    Длинноногий, длинноносый,

    Длинношеий, безголосый.

    Он летает на охоту за лягушками к болоту (Аист) (слайд 7) (аудиозапись).

В: Что общее есть у всех птиц?

(Дети по очереди рассказывают)

Дети: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.

В: Ребята, поиграем, встанем в круг!

Физкультминутка: «Весёлый шарик».

Ты катись весёлый шарик

Быстро – быстро по рукам,

У кого весёлый шарик -

Называет птицу нам.

В: Ребята, чем весной занимаются птицы?

Дети: Ответы детей.

В: Вот, ребята, посмотрите, что делают птицы. (Воспитатель показывает пакет: в нем веточки, бумажки, перья, вата, тряпочки, проволочки). Они собирают всякий мусор. Зачем он им?

Ребята, как вы думаете, для чего птицам ветки, тряпочки, соломинки?

ДЕТИ: Строить гнезда.

В: Правильно, ребята. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые. Ребята, а Вы знаете, где птицы строят гнезда?

Дети: На земле, на деревьях, под крышей, под балконом, в кустах.

В:  Грачи строят гнезда на высоких деревьях и гнездятся стаями (слайд 8). Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев, а внутри, чтобы помягче было будущим птенцам - выстилают сухой травой и тонкими ветками.

Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария и строится только из комочков размокшей глины и земли после дождя. (слайд 9)

Соловей поселяется в густых зарослях черемухи, ивы, или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле. (слайд 10)

Скворцы любят старые парки и леса, где много дуплистых деревьев. В дуплах они и строят гнезда. А еще селятся в скворечниках, которые им делают люди. Выстилают его мягким мхом, пухом, травинками. (слайд 11).  

Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?

Дети: Отложить яйца, вывести птенцов.

В: Поиграем в игру  «Назови птенцов». (Дети называют птенцов).

У утки – утята,

У гуся – гусята,

У аиста – аистята,

У грача – грачата,

У скворца– скворчата,

У соловья – соловьята,

У журавля – журавлята,

У кукушки – кукушата,

В: На картинку посмотри, четвертый лишний назови и свой выбор объясни.

Дидактическая игра « Четвертый  лишний? (По картинкам)

(Дети выбирают на картинке лишнюю птицу).

Ласточка, воробей, грач, скворец.

Ворона, аист, голубь, воробей.

Грач, синица, ласточка, кукушка.

Сорока, воробей, дятел, ласточка.

Голубь, кукушка, цапля, журавль

В: Ребята, вспомним, как нужно обращаться с птицами  и расскажем о том, чего  нельзя делать и почему. (Дети составляют предложения по  картинкам – символам).  

Дети: Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

В:  А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Дети: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.

Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.

Не будут слышны их чудесные песни.

В: Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда в любое время года,

Берегите всяких птиц, друзья!

Не зря говорят: Птицы - наши помощники и друзья.

Заключительная часть

В: Ребята, о чем мы сегодня говорили?

О каких перелётных птицах мы говорили?

Ребята, молодцы - внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей группе на тему "Весна,приметы весны.Перелетные птицы"

Пришла весна. Наступили теплые денечки. Природа проснулась от зимней спячки. Набухают на деревьях почки, пробивается молодая травка, расцветают первые подснежники. Птицы стали петь веселее свои песни....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Весна"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Весна"....

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Перелетные птицы».

Содержание конспекта помогает решить такие задачи:Образовательные:- упражнять детей в узнавании и назывании перелётных птиц (скворец, ласточка, грач, соловей, кукушка)- закреплять знания об их отличит...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: " Весна: помощь Айболиту"

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: " Весна: помощь Айболиту" ...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Весна идёт».

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе на тему: «Весна идёт»....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Зимующие и перелетные птицы".

Цель:Формировать представления о зимующих и перелетных птицах.Задачи: Развитие связной речи;Углублять представление о причинах отлета птиц в теплые края; Учить классифицировать птиц на зимующих и...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Весна пришла».

Данный конспект воспитывает у детей любовь к природе. Помогает им запомнить времена года и расширить знания о признаках весны....