ПРОЕКТ «Осень дивная пора»
проект по окружающему миру (средняя группа)

Журавлева Валентина Дмитриевна

В настоящее время актуальна проектная деятельность детей дошкольного возраста. В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Осень дивная пора"40.62 КБ
Файл Фотоотчёт503.04 КБ

Предварительный просмотр:

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « Детский сад №27 «ПЕТУШОК»

ПРОЕКТ

«Осень дивная пора»

Срок реализации: 1 неделя

Журавлева. Валентина Дмитриевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

г. Камень-на-Оби

2020

Вид проекта:

  • по количеству участников – коллективный;
  • по приоритету метода – информационно- познавательный;
  • по продолжительности – краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта:

  • дети средней группы;
  • родители воспитанников;
  • воспитатели группы.

Сроки реализации  14.09.2020- 18.09.2020

Актуальность проекта: В настоящее время актуальна проектная деятельность детей дошкольного возраста. В условиях образовательного процесса в МБДОУ расширяем и укрепляем связь с природой, развиваем взаимодействия и бережное отношение к живой и неживой природе.

Проблема проекта:

Учитывая, что представления детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой.

   

Цель проекта: Активизировать исследовательскую деятельность по изучению природы во всех её проявлениях, а также способствовать творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.

Задачи проекта:

  1. Углубить представления детей об изменениях в природе, об овощах и фруктах - дарах природы,
  2. Вовлечь и поддерживать интерес детей к проектно – исследовательской деятельности: проведение опытов и наблюдений.
  3. Отражение знаний, полученных опытным путём, в различных видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно – исследовательской).
  4. Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов, направленных на воспитание экологического сознания.

 Ожидаемые результаты:

  1.  Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
  2. Активизация исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  3. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов;
  4. Воспитание экологического сознания детей группы;
  5. Вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом;
  6. Оформление группы;
  7. Ведение детьми календаря погоды.

Планирование работы по реализации проекта


I этап. Подготовительный

II этап. Основной этап

Основной этап реализует следующие темы:

III этап. Заключительный этап

В ходе реализации проекта «Осень дивная пора» с детьми использовались разнообразные методы обучения: наблюдения, познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера. В уголке природы были помещены дары осени - овощи, фрукты и ягоды (муляжи), осенние букеты из листьев, поделки из природного материала «Осенние деревья».

Были организованы с детьми наблюдения неживой природы: за ветром, за дождём, за листопадом. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака; солнце днём очень низко над горизонтом.

Эти наблюдения подтолкнули к необходимости создания тематической выставки «Осенние мотивы». Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, а затем листопад, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет меньше; земля становится влажной, холодной, затем замерзает в октябре; дуют холодные ветры.

Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и поведении животных, сообщали детям, что животные во все времена года нуждаются в тепле, пище. Однако осенью становится холоднее, пища (насекомые, растения) исчезает и животные, чтобы выжить, изменяют свой облик и поведение.

Во время прогулок проводили беседы об осени и организовывали разнообразные дидактические и подвижные игры, упражнения с природными материалами – «Листопад», «У медведя во бору грибы, ягоды беру», «Найди листок, как на дереве».

Формы работы с родителями:

 Основные направления проекта:

Рассматривание сюжетных картин.

НОД «Большие и маленькие морковки»

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин»

Разучивание песни «Осень» сл. и муз. И. Кишко

Рисование красками «Разноцветная осень»

Тематическая выставка «Осенние мотивы»

Салфеточная аппликация «Веточка рябины»

Д\и «Мир животных», «Яблоки и ягоды», «Чьи листья»

Подвижные игры: «Листопад»; «У медведя во бору грибы, ягоды беру»; «Найди листок, как на дереве».

 Предпроектный этап:

 Изучение литературы по данной теме;

 Создание развивающей среды.

Содержание проекта

Этапы реализации проекта: 

Беседы об осени.

Цель: Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам и приметам. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.

Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.

Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.

Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов.

Д\и «Мир животных», «Яблоки и ягоды», «Чьи листья»

Цель: развитие операций сравнительного анализа; учить составлять сложные предложения; сравнивать признаки осени и лета; развивать внимание, память, чувство языка. Воспитывать любовь к природе.

Описание природы в сентябре. Цель: учить наблюдать за изменениями в природе, описывать осень по картинке.

Ежедневные прогулки

Подвижные игры:

1. «Листопад» Цель: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад». Материал: осенние листья.

2. «У медведя во бору…» Цель: Развивать у детей умение выполнять действия по сигналу. Учить выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

3. «Найди листок, как на дереве» Цель: развивать умение находить часть по целому.

Речевое развитие

Составление рассказа детьми по теме «Что я видел на прогулке».

 Цель: учить передавать свои наблюдения и впечатления; развивать память, речь, мышление, познавательные способности, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Рассматривание сюжетных картин. "Что происходит в сентябре с природой?"

Цель: учить  составлять описательные рассказы с помощью схем. Учить наблюдать за явлениями живой и неживой природы ,за жизнедеятельностью растений и животных ,и в дальнейшем, составлять  описательные рассказы по схемам.

Загадки, пословицы, поговорки на тему осени (прилагаются в папке-передвижке).

Чтение художественной литературы. Пословицы, загадки, поговорки. Чтение стихотворений об осени. Чтение сказки «Царица осень и ее любимые туфельки» Д.Н.Мамин-Сибиряк; «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снегирёв.

Художественно – эстетическое развитие

Рисование красками «Разноцветная осень»

 Цель: Закреплять и расширять представления о приметах осени. Вызывать желание рисовать осенний лес. Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования ватными палочками. Развивать аккуратность при рисовании на листе бумаги, учить не выходить за контур рисунка.

Лепка «Большие и маленькие морковки» Цель:  учить детей лепить предметы удлинённой формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Формировать у детей интерес к знаниям об овощах. Закреплять умение передавать в лепке образы овощей.

Салфеточная аппликация «Веточка рябины»

Цель: Учить детей скатывать кусочек салфетки в шарик и с помощью клея приклеивать на лист бумаги. Формировать умение у детей аккуратно наклеивать детали аппликации. Развивать мелкую моторику рук, усидчивость, творческую инициативу детей, самостоятельность.

Создание тематической выставки «Осенние - мотивы»

 Цель: Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине. Продолжать закреплять представление о размере и цвете листьев. Воспитывать интерес к занятию художественным творчеством.

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин». Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии "магазин", а также знания об овощах и фруктах. Развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

Игра – драматизация сказки «Репка».

Цель: Развитие эмоциональной отзывчивости, взаимопомощи посредством приобщения детей к народному фольклору. Развивать эмоциональную отзывчивость на содержание сказок в игре – драматизации. Продолжать учить детей понимать образное содержание и идею сказок. Формировать умение находить выразительные средства игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, взаимопомощи, умение договариваться при организации игрового пространства.

Труд «Дары осени» - сбор природного материала на прогулке. Цель: закрепить знания детей о деревьях, листьях, семенах. Показать, как с помощью семян, листьев, палочек можно изготовить разные поделки. Продолжать учить собирать природный материал, засушивать для использования в дальнейшей работе.

Продукт проекта: Выставка поделок на конкурс «Осень щедрая пора»

Заключение:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, могут самостоятельно решать проблемные задачи, проявляют чувство ответственности за природу, себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

Используемая литература:

  1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.- 80с.
  2. Книга для чтения в детском саду и дома: 4-5 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/Сост. В.В. Гербова и др.-М.:Издательство- Оникс, 2011. - 336с.
  3. Казакова Р.Т. Занятия по рисованию с дошкольниками: Метод. пособие. М.: Сфера, 2008.
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Планы занятий.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Приложение 1

Беседы. Знакомство с приметами осени.

Сентябрь

Чтение стихотворения

Самуил Маршак "Сентябрь"

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря –

И открылась школа.

1. Знакомство с приметами ранней осени.

Вопросы: Какое время года сейчас? А месяц? (Сентябрь). Сентябрь – это первый осенний месяц. Сейчас ранняя осень. На улице жарко? Солнце светит? Ветер дует? Какого цвета листья на деревьях? Трава высохла или еще зеленая? А цветы цветут? Как одеты люди?

Ранней осенью немного холодает, но еще тепло. Солнце ярко светит. Дожди идут редко. Листья начинают менять окраску. В садах и парках еще цветут цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесу собирают грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

2. Признаки «Золотой осени».

Вопросы: - Какой осенний месяц? Почему вы так думаете

Погода теплая или холодная? Почему вы так думаете? Какая одежда на людях?

люди? Что они делают? Какого цвета листья в сентябре? В сентябре часто идут дожди? Какое небо? Как светит солнце? Много ли фруктов и овощей в сентябре? Почему много листьев на земле!

Как называется явление природы, когда падают листья? Что делают птицы в сентябре?

Приложение 2

Сравнение.

Летом солнце яркое, а осенью? Летом небо светлое, а осенью? Летом день длинный, а осенью? Летом деревья зеленые, а осенью? Летом люди одеваются легко, а осенью? Летом колхозники растят урожай, а осенью?

Найдите ошибки:

В сентябре дети носят легкую одежду.

В сентябре набухают почки, распускаются листья.

В сентябре солнце сильно греет.

В сентябре бывают заморозки и снег.

В сентябре птицы прилетают из теплых краев.

В сентябре идут дожди сильнее

В сентябре начинают опадать листья

В сентябре желтеют листья.

Приложение 3

1.Наблюдение за деревьями.

Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева(обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет).

2.Наблюдение за дождём.

И/д: Исследование свойств воды: вода жидкая, прозрачная, без запаха, она льётся, пропитывает землю (испаряется на солнце и от ветра).

3.Наблюдение за птицами

4.Наблюдение за листопадом

И/д : определить, на каких деревьях начинают быстрее желтеть листья?        

5.Наблюдение за ветром

Приложение 4

 «1. «Царица осень и ее любимые туфельки» Д.Н.Мамин-Сибиряк

2. «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снегирев.

3. «Осень на пороге» Н. Сладкова.

4. «Листопадничек»  И. С. Соколов-Микитов

5.  Кукольный театр «Как Ёжик Ерофей к осени готовился» 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №27 «Петушок» Журавлева Валентина Дмитриевна, воспитатель 1 квалификационной категории « Осень дивная пора» Фотоотчёт

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осень-дивная пора"

Сценарий развлечения в средней группе с Дворником, Мухомором и инсценировкой "Лесной зонтик"...

Проект “Осень, дивная пора!”

Проект “Осень, дивная пора!&rdquo...

Тематически проект "Осень - дивная пора" 2021г.

Тематически проект "Осень - дивняя  пора" 2021г....

Проект Осень - наша дивная пора

Проект Осень - наша дивная пора...

Проект «Осень- дивная пора»

Творческо-исследовательский проект с детьми старшей группы...

Проект "Осень золотая-чудная пора"

Краткосрочный проект в ясельной группе "Осень золотая-чудная пора"Вид проекта:Познавательно-творческийТип проекта:Групповой, совместный с родителямиДлительность проектаКраткосрочный (10.09.2...

Экологический проект "Осень дивная пора"

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3»    Экологический проект«Осень дивная пора»...