Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы "Карлсон и бумажные ленты" (свойства бумаги)
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Власова Марина Борисовна

Развитие познавательной сферы детей  через включение в процесс экспериментирования с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_bumaga.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию в средней группе

Тема: «Карлсон и бумажные ленты» (свойства бумаги)

                                                             

                                                                                              Подготовила: воспитатель Власова Марина Борисовна

Санкт-Петербург

Конспект НОД в средней группе детского сада №23

«Карлсон и бумажные ленты» (Свойства бумаги)

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: развитие познавательной сферы детей  через включение в процесс экспериментирования с бумагой.

Задачи:

 Образовательные: 

Продолжать знакомить детей со свойствами бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде). Формировать умение сравнивать бумагу по качеству и свойствам с тканью. 

Расширять представления о фактуре материалов (шероховатый, гладкий, плотный).

Побуждать сравнивать предметы (по назначению, форме, материалу), классифицировать их (изделия из бумаги, изделия из ткани).

Формировать умение делать выводы.

Развивающие:

 Развивать активную речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.


Предварительная работа: просмотр презентации, чтение материалов в энциклопедии об истории создания бумаги, дидактические игры «Что из чего?», «Что лишнее?», НОД по аппликации, оригами, опытно-экспериментальная деятельность с бумагой в центре экспериментирования.

Действующие лица: дети, воспитатель, воспитатель в костюме Карлсона

Материалы и оборудование: листы бумаги разного размера, плотности, цвета, фактуры, емкости с водой, ленты из ткани разного цвета, размера.

Этапы НОД и их характеристика

Методы и формы, приемы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность детей

Время

Этап 1. Мотивационно-ориентировочный

  • Эмоционально-психологический настрой, формирование начального интереса и познавательной мотивации.
  • Постановка проблемной ситуации
  • Постановка задачи

 

Этап 2. Практический

  • Выбор инструмента и способов его использования.
  • Уточнение правил безопасности
  • Получение новой информации, по заданной теме, применение на практике      
  • Воспроизведение  

движений под музыку  

  • Уточнение последовательности работы.

Применение на практике.  

Словесные методы:

Вопросы, объяснение, рассказ воспитателя

Практические методы:

Упражнение (повторение умственных или практических действий заданного содержания)

Беседа,  вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности), пояснение.

Упражнение (повторение умственных или практических действий заданного содержания

Вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности)

Воспитатель: Хлопают радостно наши ладошки,                                                     Быстро шагают резвые ножки.                      Наши умные головки будут думать много ловко,                                                             Ушки будут слушать, ротик четко говорить, Ручки будут трогать, глазки наблюдать, Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.

Воспитатель: Улыбнитесь друг другу и скажите: «Давай дружить».

В группу влетает Карлсон, садится на ковер, пытается перевязать подарочную коробку бумажными ленточками, они рвутся, мнутся, Карлсон их разбрасывает, ворчит.

Воспитатель: Ребята, кто это тут безобразничает?                                   Здравствуй, Карлсон. Что случилось? Почему ты ворчишь, мусоришь?

Карлсон: Привет всем! Меня мой друг Малыш на день рождения пригласил. Вот подарок ему приготовил, хочу перевязать нарядной лентой, а она все рвется и мнется.

Воспитатель: Ничего у тебя не получится, Карлсон. Ребята, почему Карлсон не может эту ленту завязать?

Карлсон: Ну и что, что бумажная. Зато очень красивая, все равно завяжу.

 

 

Воспитатель: Не трудись, Карлсон! Ребята, предлагаю пригласить Карлсона в нашу лабораторию и показать ему, почему бумажная лента не завязывается и что с ней может произойти. А вам ребята, я думаю, тоже будет интересно узнать, какими еще свойствами обладает бумага.

Карлсон  подбегает к столам, начинает хватать оборудование, разбрасывает.

Воспитатель: Карлсон, не спеши. В нашей лаборатории существуют определенные правила поведения. Ребята, предлагаю их вспомнить.

Воспитатель: Посмотрите, на столах много разной бумаги. Ребята потрогайте, посмотрите, и скажите, вся ли бумага одинаковая?

Карлсон (смотрит на детей через лист бумаги): Ой! Ничего не вижу, куда все подевались?

Воспитатель: Ребята, возьмите лист бумаги и посмотрите сквозь него, что вы видите?

Воспитатель: Ребята, а почему Карлсон не смог завязать бумажную ленту? Что случилось с бумагой? Ребята, возьмите любой лист бумаги и попробуйте порвать его на мелкие кусочки. Какая бумага рвется труднее? 

Я предлагаю подуть на бумажные кусочки. Понаблюдать за их движением в зависимости от силы, с которой на них дуют.

На кусочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На кусочек дуй сильнее,
Полетит он веселее.

Карлсон: Какие вы все умные, все знаете. Наверно, много читаете? Но ведь невозможно все на свете знать! Надо еще и отдыхать. Потанцуете со мной?

Карлсон: Все ребята, я пошел. Сейчас разглажу свою помятую ленту и полечу. Малыш заждался, все плюшки без меня съест.

 Воспитатель: Ребята, предлагаю проверить, можно ли полностью разгладить смятый лист бумаги? Выберите себе любой лист бумаги и сомните его, а потом попробуйте разгладить. Что вы заметили? Какое свойство бумаги мы сейчас узнали?

Карлсон: Ничего-ничего. Сейчас постираю свою ленточку, она как новая будет. И я, наконец-то, завяжу подарок! (стирает ленту в воде). Ой, что это? Где моя лента? Ничего не понимаю.

Воспитатель: Ребята, предлагаю провести еще один опыт и узнать свойство бумаги. Поместите бумагу в емкость с водой, скажите, что произошло с бумагой?

Карлсон: Что же мне делать?

Воспитатель: Не переживай, Карлсон, мы тебе поможем. Посмотрите, у нас есть еще ленты. Ребята, из чего эти ленты? Попробуйте ленту из ткани смять, порвать.

Воспитатель: Карлсон, можешь спокойно перевязать подарок этой яркой лентой из ткани (перевязывает). А Малышу передай от наших ребят подарок ко дню рождения – этот рисунок. Ребята, расскажите Карлсону, каким способом мы рисовали эти цветы.

Карлсон: Вот здорово! Мятой бумагой еще и рисовать можно! Спасибо, ребята. Я столько интересного узнал! Полечу к Малышу, пошалим с ним, с бумагой поэкспериментируем. До свидания! (Улетает).

Дети присаживаются на ковер.

Дети: Это Карлсон! Здравствуй!

Ответы детей

Карточки-правила заранее выставлены на мольберте, дети озвучивают их.

Опыт 1. Дети обследуют бумагу визуально и  на ощупь и делают выводы: бумага разная по цвету, плотности (тонкая, плотная), поверхности (гладкая, шероховатая).

Опыт 2. Дети смотрят на предметы сквозь лист бумаги и делают вывод: через бумагу ничего не видно, бумага непрозрачная.

Дети: бумажная лента рвется.

Опыт 3. Дети рвут листы бумаги и делают вывод: вся бумага рвется, но плотная бумага рвется труднее.

Дыхательная гимнастика

Физминутка под музыку «Гимн Незнайки»

Опыт 4. Дети мнут и разглаживают листы бумаги, делают вывод: вся бумага (и плотная, и гладкая) мнется, а разглаживается она не полностью, остаются сгибы

Опыт5.Дети помещают листы бумаги в воду, наблюдают и делают вывод: бумага в воде намокает и рвется.

Дети: из ткани.

Опыт 6. Дети обследуют ленты из ткани и делают вывод: лента из ткани не рвется, слабо мнется.

Рассказ детей: мятую бумагу помещали в краску и оставляли цветные отпечатки на листе.

1 мин.

2 мин.

3 мин.

5 мин.

1мин.

2 мин.

7 мин.

Этап 3. Рефлексивный

  • Анализ и обобщение полученных результатов

Воспитатель: Ребята, что интересного вы сегодня узнали о бумаге?

-Какой опыт вам понравился больше всего? Почему?

-Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни?

Воспитатель: Ребята, если вам было интересно сегодня, то разместите на ленте цветной флажок, а если было скучно, то белый. И у нас получится гирлянда настроения.

Ответы детей (бумага мнется, рвется, намокает)

Ответы детей.

Дети: рвем, режем, мнем, сгибаем на занятиях по аппликации.

Дети размещают флажки.

3 мин.

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Достопримечательности Санкт-Петербурга» (с использованием ИКТ).

Цель - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Знаменитые дворцы Санкт-Петербурга» (с использованием ИКТ).

Цель - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма....

Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста «Экскурсия на кухню детского сада»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному  развитию  для детей среднего дошкольного возраста  «Экскурсия на кухню детского сада»...

Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста средней группы №4 Тема: «Волшебное письмо»

Конспект ООД(ОО «Познавательное развитие»)для детей среднего возрастасредней группы №4Тема: «Волшебное письмо»...

Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей среднего возраста группы кратковременного пребывания №19 «Особый ребенок» для детей с ТМНР Тема: «Мячики»

В данном конспекте представлен материал по формированию элементарных математических представлений у детей с ТМНР....