Проект "Времена года"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Людмила Геннадьевна Кузьмина

: Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые впечатления важны и неожиданные для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Учитывая рекомендации ФГОС по подготовке дошкольников к школьному обучению очень важно комплексно и качественно подготовить детей к школе. Сформировать звуковую культуру речи детей через игровую деятельность в детском саду и в семье. Создать условия для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе. Укрепление связь ДОУ с семьей. Развивать мелкую и крупную моторику рук. В результате развивающих занятий научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и научать общаться между собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_vremena_goda.docx133.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №31» Асбестовского городского округа

Проект

C:\Users\Администратор\Desktop\времена года 1.jpg

для детей старшей группы

                                                                                            Автор проекта:  

                                                                              Воспитатель высшей категории

        Кузьмина Л.Г.

2020 г

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА « ВРЕМЕНА ГОДА»

Название проекта: «Времена года»

Тип проекта: Познавательно-творческий

Возраст детей: 5-6 лет

Участники проекта:  дети , воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный с 01.09.20 по 31.08.21

Актуальность:Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые впечатления важны и неожиданные для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы, с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого. Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир. Учитывая рекомендации ФГОС по подготовке дошкольников к школьному обучению очень важно комплексно и качественно подготовить детей к школе. Сформировать звуковую культуру речи детей через игровую деятельность в детском саду и в семье. Создать условия для обеспечения готовности старших дошкольников к обучению в школе. Укрепление связь ДОУ с семьей. Развивать мелкую и крупную моторику рук. В результате развивающих занятий научить детей логическому мышлению, способности к анализу, знакомить с устройством окружающего мира и научать общаться между собой.

Проблема: У детей отмечается низкий уровень усвоение простванственно- временных понятий, особенно таких лексических тем, как « Времена года», « Месяцы» и т.д. При обследовании познавательного и речевого развития на начало учебного года были выявлены низкие показатели по данным направлениям. Так же , дети коррекционной группы показали низкий уровень в умении наблюдать, описывать, сочинять, запоминать, размышлять. В связи выявленными пробелами в развитии детей группы, учителем –логопедом и воспитателем группы было принято решение, включить тему « Времена года» в проектную деятельность, где через все виды деятельности, при системном и разнообразном подходе воздействия и взаимодействия всех участников образовательного процесса , предположительно будут получены положительные результаты в устранении выявленных пробелов в речевом развитии детей.

Цель: Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста. Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года, сформировать представления о правилах и способах взаимодействия с объектами.

Задачи:

 Развивать у детей особенности связной, диалогической и монологической речи. Активизировать словарь детей

 познакомить детей с сезонными изменениями природы в родном городе, с цветовой гаммой, присущей тому или иному времени года;

 научить детей отражать в рисунках признаки природы в разные времена года, используя различные способы и средства изображения;

 научить детей заготавливать листья для аппликаций, вырезать снежинки, изготавливать различные виды цветков для коллективной работы.

 формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе;

 Научить детей находить и описывать сезонные изменения в природе, в течении года.

 Развивать в детях любовь к родному городу, открывать красоту природы.

 Побудить родителей к совместным , исследовательским прогулкам с детьми по городу.

 Стимулировать самостоятельное проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях: повседневных и образовательных ситуациях, досуговой деятельности, в ходе посещения музеев, парков, экскурсий.

Предполагаемый результат: Сформированы навыки связной речи у старших дошкольников, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Становление ребенка как личности. Положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.

Результаты работы с родителями: Повышена педагогическая компетентность родителей. Установлено деловое взаимодействие. Развивать связную речь детей. Делать упор на становлении, понимании и переживании ребенком своего единства с живой природой Земли, её эволюции, бережного отношения к природе. Сформировать тесную связь «Детский сад – ребенок – семья- родной город». Воспитывать у детей чувства взаимопомощи, дружеские отношения.

Формы работы по реализации проекта:

Беседы по теме;

Создание, презентаций, слайд шоу;

 Познавательное чтение;

 Конкурсы и викторины,

 Продуктивная деятельность(рисование, аппликация, лепка, коллективные работы, для украшения ДОУ)

 Игры: Подвижные (речь с движением) имитационные игры, игры-путешествия, речевые, логопедические, математические.

Взаимодействие с городским музеем.

 Взаимодействие с семьей.

Работа семьи Фотоматериал « Гуляем по любимому городу»

Этапы проекта:

Первый этап – подготовительный.

 Определение темы проекта. Формулировка цели и задач. Составление плана основного этапа проекта.

 Информирование родителей о проекте « Времена года».

 Подготовка материала в центрах активности в ДОУ.

 Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.

 Подбор информации через интернет, познавательной информации, картинок, пейзажей о временах года, фрагментов музыкальных произведений.

 Подготовка изобразительного материала для выставки «Мое любимое время года»

 Сбор информации о временах года для создания картотек «Приметы», «Поговорки и пословицы», «Стихи», «Загадки».

 Пополнение центров бросовым материалом для детского творчества. Второй этап – основной.

 Экскурсии по городу в разные времена года.

 Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

 Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года».

 Создание карточек «Приметы», «пословицы и поговорки», «Стихи», «Загадки» по временам года.

 Показ видео ролика о временах года.

 Художественно-творческая деятельность.

 Знакомство с творческим наследием великих композиторов П.И. Чайковский, А. Вивальди.

 Оформление выставки в холле ДОУ. «Наступила осень»,« Зима пришла»,

« Весна», «Лето красное»

 Подготовка презентации выставки «Моё любимое время года» и книжек – самоделок. Составление описательных рассказов по теме, заучивание стихотворений, пословиц, отгадывание загадок. Работа с родителями. Составление фотоальбома : « Гуляем по любимому городу»

Третий этап – заключительный.

 Оформление выставки «Мое любимое время года» Сезонное оформление холла в ДОУ ( коллективная работа  Осень, зима, весна, лето - «Времена года».

 Презентации книжек - самоделок, выставки.

 Презентация для детей других групп.

 Презентация для родителей, сотрудников детского сада.

 Показ родителями этих сказок перед детьми. Презентация проекта на сайте ДОУ и в интернет ресурсах.

 •Размещение материала на сайте ДОУ.

Предполагаемый результат: В ходе реализации проекта дети и родители получат необходимый опыт в изобразительном искусстве и художественной деятельности. У детей самостоятельно проявится бережное и эстетическое отношение к окружающему миру и природе родного города. Гармонизируются детско-родительские отношения. У детей улучшится усвоение лексических тем « Времена года» « Мой город- Асбест»

План проведения проекта: « Времена года»

Дата

Мероприятие

Задачи

Участники

Сентябрь

Информирование родителей о проекте Информировать родителей о проекте и его задачах Подготовка материалов в центрах активности Подбор познавательной информации об осени (картинок, репродукций, пейзажей и других) Подбор наглядно-речевого материала по теме

Информировать родителей о проекте и его задачах Подготовка необходимых материалов для продуктивной и театральной деятельности Подобрать репродукции картин известных художников, картинок, раскрасок, рисунков и т.д. для ознакомления детьми Подобрать наглядный материал по теме « Осень», мнемотаблицы для составления описательных рассказов, чистоговорки по теме, пословицы и поговорки, загадки по теме «Времена года Осень»

Воспитатель, дети, родители

Октябрь

Беседы по теме

 Просмотр иллюстраций и репродукций по теме « Осень»

Чтение рассказов по теме

Заучивание стихотворений по теме

Экскурсия по городу

 Сбор и засушивание листьев

 Рисование, аппликации, лепка, раскрашивание.

Выявление пробелов в познавательном развитии в данной теме.

Обогащение и активизация словаря по теме

Приобщить детей к культурному наследию.

Научить изучать и описывать увиденное. Развивать у детей умение слушать , запоминать и обобщать услышанное . Развивать у детей память и речь.

Привить детям бережное и заботливое отношение к родному городу, обратить внимание детей на красоту и сезонные изменения в городе. Закреплять у детей знания о временах года через творчество

Воспитатель, дети

Ноябрь

Изготовление коллективной работы « Осень в Асбесте» Составление описательных рассказов по теме.

 Заучивание названий месяцев осени, Выполнение работы « С-сентябрь, О-октябрь, Н-ноябрь:

СОН» на пластилиновых дощечках

Игра « А у нас в Асбесте» Рисование по теме « Осень на Урале» работа с родителям. Выполнение домашних заданий по теме, подбор семейных фотографий по теме «Мой город осенью» Прослушивание музыкальных произведений Просмотр мультфильмов по теме

Развивать в детях чувство коллективизма, радости от совместной деятельности. Совершенствовать навыки составления описательных рассказов Закрепить у детей знания по лексическим темам.

Развивать умение, выделять первый звук к слове. Закрепление пройденных тем « Звук и буква С, О, Н.»

Развивать у детей связную речь.

Закреплять умение составлять развернутую фразу.

 Закреплять у детей знания о временах года через творчество

Вовлечь родителей в образовательный процесс, закрепить дома пройденный материал, улучшить детско-родительские отношения. Развивать в детях музыкальную культуру. Умение слышать и различать различные музыкальные настроения, акценты.

Развивать у детей умение описывать свои ощущения от услышанного. Развивать у детей умение обобщать и описывать увиденное.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети, родители.

Декабрь

Подбор познавательной информации о зиме (картинок, репродукций, пейзажей и других) Беседы по теме

 Чтение рассказов по теме Заучивание стихотворений по теме Экскурсия по городу, территории ДОУ. Наблюдения за изменениями в природе. Сравнение осени и зимы Рисование, аппликации, лепка, раскрашивание Изготовление снежинок для коллективной работы Коллективная работа

« Зима пришла» Оформление выставки поделок

« Зимние фантазии»

Подобрать репродукции картин известных художников, картинок, раскрасок, рисунков и т.д. для ознакомления детьми Расширять знания детей по теме.

Развивать у детей умение слушать , запоминать и обобщать услышанное Закрепить у детей бережное отношение к природе и родному городу.

Научить наблюдать и описывать увиденное. Закреплять у детей знания о временах года через творчество Научить детей изготавливать снежинки из бумаги Развивать в детях чувство коллективизма, радости от совместной деятельности Вовлечение родителей в творческую, совместную работу с детьми по теме

Воспитатель, дети, родители

Январь

Просмотр иллюстраций и репродукций по теме « Зима»

Заучивание стихотворения « Дело было в январе…» (с опорой на мнемотаблицу)

Работа в тетрадях (снежинки, елочки, ит.д.) Рисование по точкам, раскрашивание работ Эксперименты со снегом

Приобщить детей к культурному наследию.

 Научить изучать и описывать увиденное.

Развивать память у детей,

Автоматизация поставленных звуков у детей.

Развивать графо моторные навыки у детей

Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес

Воспитатель, дети

Февраль

Наши любимые мультфильмы Прослушивание музыкальных произведений Составление коллективной работы

« Зимние забавы»

Работа по тестопластике

« Умелые ручки» -«Снеговик»

Оформление выставки Праздник февраля-

« День защитника отечества!»

Расширение у детей знаний по теме через мультфильмы. Развивать в детях музыкальную культуру. Умение слышать и различать различные музыкальные настроения, акценты. Развивать у детей описывать свои ощущения от услышанного. Закрепление знаний у детей по теме. Сенсомоторное развитие детей Закрепить знания детей через данную тему.

 Развивать у детей чувство патриотизма.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

Март

Беседы по теме

Просмотр иллюстраций и репродукций по теме « Весна»

Праздник весны « 8 марта»

Рисование красками, карандашами по теме Заучивание стихотворения « Потихоньку тает снег…» с опорой на мнемотаблицу Изготовление цветов из цветной бумаги для оформления коллективной работы

Расширять знания детей по теме. Приобщить детей к культурному наследию.

Закрепить у детей умение изучать и описывать увиденное. Закрепление темы через праздничные мероприятия. Закреплять у детей знания о временах года через творчество Развивать память у детей

 Автоматизация поставленных звуков у детей

Сенсомоторное развитие детей

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

Апрель

Работа по тестопластике

« Умелые ручки» « Весенний цветок»

Коллективная работа

« Весна пришла» Составление рассказов с опорой на картину

 День пословиц, поговорок и загадок о временах года

Работа в тетрадях и прописях. Графические узоры, раскрашивание по цифрам, рисование по точкам

Аппликация « Цветок и бабочка»

Сенсомоторное развитие детей Развивать в детях чувство коллективизма, радости от совместной деятельности

Развитие связной речи у детей

Развивать память, внимание, образное мышление.

 Развивать у детей графо

моторные навыки Развивать у детей мелкую моторику, пространственное ориентирование, художественный вкус

Воспитатель, дети

Май

Прослушивание музыкальных произведений.

Участие во Всероссийском интернет-конкурсе « Времена года»

Работа  с детьми

« Умелые ручки» -

« Бабочка»

Просмотр презентации:

« Прекрасен наш город весной!»

Развивать в детях музыкальную культуру. Умение слышать и различать различные музыкальные настроения, акценты. Развивать у детей описывать свои ощущения от услышанного. Закрепить полученные знания у детей.

Выявить пробелы в усвоении полученного материала Сенсомоторное развитие детей Закрепить у детей чувство патриотизма и гордости за родной город. Побудить к семейным прогулкам. Закрепить полученные знания.

Воспитатель, музыкальный руководитель, дети

Июнь

Беседы по теме

Просмотр иллюстраций и репродукций по теме

« Лето»

Праздник кдню защиты детей «Здравствуй лето»

Рисование мелками по теме

Заучивание стихотворений о лете.

Посадка цветов на клумбе.

Уход за цветами

Расширять знания детей по теме. Приобщить детей к культурному наследию.

Закрепить у детей умение изучать и описывать увиденное. Закрепление темы через праздничные мероприятия. Закреплять у детей знания о временах года через творчество Развивать память у детей

Прививать любовь к растениям, умение ухаживать за ними

Воспитатель, дети, родители

Июль

Беседы по теме

 Просмотр иллюстраций и репродукций по теме

«Лето»

Чтение рассказов по теме

Заучивание стихотворений по теме

Экскурсия в парк

 Полив и прополка цветников, огорода

 Рисование, аппликации,  раскрашивание.

Выявление пробелов в познавательном развитии в данной теме.

Обогащение и активизация словаря по теме

Приобщить детей к культурному наследию.

Научить изучать и описывать увиденное. Развивать у детей умение слушать , запоминать и обобщать услышанное Развивать у детей память и речь.

Привить детям бережное и заботливое отношение к родному городу, обратить внимание детей на красоту и сезонные изменения в городе.

Закреплять у детей знания о временах года через творчество

Воспитатель, дети

Август

Составление рассказов с опорой на картину.

Просмотр иллюстраций и репродукций по теме

«Радуга»

Праздник лета «Радужная мода»

Рисование «Разноцветная радуга»

День загадок о временах года

Сбор семян и урожая

Подведение итогов проекта.

Развитие связной речи у детей

Развивать память, внимание, образное мышление. Закрепление темы через праздничные мероприятия.

Закреплять у детей знания через творчество

Привить детям заботливое отношение к растениям, обратить внимание детей на красоту и сезонные изменения в городе.

Воспитатель, дети, родители

Практическая реализация проекта

      Сроки

Конкретные

мероприятия

результат

Сентябрь

                         

Беседа о первом месяце осени (ее приметы, какие работы ведутся в сентябре)

Загадывание загадок про овощи  и фрукты

Д/и «Найди ошибку»

Беседы о многообразии мира растений.

Рассматривание иллюстраций про осень.

Игра -  хоровод «Здравствуй осень»

Сбор природного материала для поделок.

Изготовление альбома «Гербарии».

Рисование «Нарядные грибочки» 

Физкультминутка «Клен»

Оформить Лепбук  по теме «Осень»

Выставка поделок из овощей и фруктов

октябрь  

Беседа  о втором месяце осени

Слушание  П. Чайковского  «Осенняя песня», «Октябрь».

Занятие «Дары осени».

Рассматривание  сюжетных картин.

Загадывание загадок.

Игра «Четвертый лишний».

Чтение А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…».

Рисование « Золотая осень».

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Оформить папку передвижку по теме «Осень»

Праздник - развлечение «Осенние дары»

ноябрь

Беседа о третьем месяце осени

Заучивание стихотворения «Осень художница».

Экологическая сказка «Осень».

Итоговая беседа об осени (приметы осени).

Д/и «Живая и неживая природа».

Вылепи, какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин.

Рисование «Ветка рябины»

Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме»

Конкурс стихов на тему «Заглянула Осень в сад» (конкурс на выразительное чтение стихотворений об осени).

декабрь

Беседы-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос»

Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица»

Занятие  «Идет волшебница зима»

Беседа «Как живут птицы зимой» .

Просмотр мультфильмов 

 «Двенадцать месяцев»

Расчистка дорожек от снега на участке.

Чтение художественной литературы В.Бианки «Лес зимой».

Русские народные сказки: «Зимовье зверей».

Литературные сказки: 

«Морозко», «Двенадцать месяцев».

Зарубежные сказки: «Снежная королева».

Рисование: «Деревья в инее»

 Лепка зимнего леса и его обитателей.

П/и «Два мороза», «Мороз красный нос».

  Народные хороводные игры «Золотые ворота»,

 Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», 

Составить картотеку  игр

Акция «Поможем птицам зимой»

Изготовление совместно с родителями  зимней икебаны с символикой года.

Конкурс стихов  про новый год

Изготовление Лепбука -  «Зима»

Январь

Беседы-рассуждения «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

Игровая ситуация  «Как на тоненький ледок».

Занятие «Зимовье зверей».

Беседа «Где рождается снег и иней». 

Рассказывание по картине «Северные медведи.

Словотворчество: «Приметы зимы»

Просмотр мультфильмов  «Зимние сказки».

Сюжетно-ролевая игра: «У нас гости».

Расчистка дорожек от снега на участке.

Чтение художественной литературы «Письмо простое и письмо с хитростью»,  Г.Скребицкий «На лесной полянке».

Русские народные сказки:  «Заяц-хваста».

Литературные сказки:  «Мороз Иванович».

Зарубежные сказки «Щелкунчик».

Лепка: «Зимние забавы».

Рисование по замыслу по теме «Зима».

П/и  «Зайка беленький сидит»

Народные хороводные игры «Метелица» , «Бездомный заяц», 

 Игры и эстафеты  «Кто быстрее украсит елочку».

Фотовыставка «Как я помогаю птицам зимой»

Изготовление плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Просмотр презентаций:

  «Жизнь диких животных зимой».

Развлечение «Зимние забавы»

Акция «Поможем птицам зимой»

февраль

Беседа «Зима в нашем крае».

Рассказывание описательного рассказа на тему «Зима».

Словотворчество:  «Кому нужна зима»

Беседы: «Как мы встретили Новый год», «Чем запомнился праздник».

Просмотр мультфильмов «Снежная королева»

Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию.

Расчистка дорожек от снега на участке.

Чтение художественной литературы В.Архангельский «Летят пушистые снежинки», Э.Успенский «Проказы старухи зимы», Н.Носов «На горке».

Русские народные сказки «Два мороза».

Литературные сказки: 

 «Снегурочка».

Загадки, пословицы о зиме.

Рисование:  «Весело качусь я под гору в сугроб…»;

Аппликация: «Заснеженный дом»; 

Раскрашивание раскрасок «Гжель».

П/и  «Снежки».

Народные хороводные игры «Золотые ворота», «Метелица», «Что нам нравится зимой».

Игры и эстафеты «Кто быстрее в лес за елкой», «Кто быстрее украсит елочку».

 Просмотр презентаций:

 «Путешествие в зимний лес»

Конкурс стихов о зиме.

Выставка книг о зиме.

Март

Беседы: «Весна в лесу»; «Как птицы и звери весну встречают»,

Речевые игры:

 «Подбери слово» 

Пальчиковые игры: «Цветок»

Чтение художественной литературы:

Г. Скребицкий «Четыре художника», «Весна»;

 Г. Снегирев «Ласточка»;

 Чтение рассказов

Е. Чарушина «Лисята».

Заучивание стихов о весне:

А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи…»

Дидактические игры:

 «Бывает – не бывает»;

 «Кто как кричит»;

«Летает – не летает»;

Сюжетно – ролевые игры:

 «Магазин семян»;

Выставка рисунков и поделок на тему: «Весна красна»

Конкурс для родителей вместе с детьми «Скворечники для птиц»

Апрель

Беседы: «Насекомые весной»;

 «Перелетные птицы»;

Речевые игры:

 «Чей хвост?» 

Чтение художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки»;

 Г. Снегирев «Первое солнышко»;

Народные приметы, поговорки о весне;

Заучивание стихов о весне: С. Маршак «Апрель»;

Дидактические игры:

«Узнай цветок по описанию»;

 «У кого какой домик»;

 «Чьи припасы»;

Сюжетно – ролевые игры: «Путешествие в парк»;

Подвижные игры:

 «Горелки»;

 «Летает – не летает»;

Рисование:

 «Ранняя весна»;

 «Весенний лес»;

Участие  с детьми в международном конкурсе рисунков «Рисуем весну».

Изготовление Лепбука -  «Весна»

Май

 Беседы: Труд людей весной»;

 «Первоцветы».

Речевые игры: «Один – много» 

Пальчиковые игры: «Капелька»

Чтение художественной литературы: Ф. Тютчев «Весенние воды»

 Г. Снегирев «Первое солнышко»;

оды», «Зима недаром злится»;

А. Прокофьев «Грачи»;

Заучивание стихов о весне: - Е. Серова «Подснежник»

Дидактические игры:

 «Что в лесу растет»;

«Кто в лесу живет».

Сюжетно – ролевые игры:

 «На лесной поляне».

Подвижные игры:

«Хитрая лиса»;

«Бездомный заяц».

Рисование:

Ветка с первыми листочками»;

«Цветут сады»;

Составление буклетов

о весне.

досуг «Веснушка – весна».

Июнь

Беседы: «Лето- красное»,  «Отдыхаем всей семьей».

Чтение: стихотворение «Вот и лето подоспело» В. Данько;

Загадки, стихи о лете

Пальчиковая гимнастика «Лето»,

Д/и: "Когда это бывает?»

Сюжетно-ролевые  игры «Летние забавы»

Рисование на асфальте «Солнечный круг…»

П/и: «Солнце и тень»;

 «Солнышко и дождик», «Солнечные зайчики»

Труд полив цветников, грядки

пускание мыльных пузырей.

Развлечение  на тему: « 1 июня – «День защиты детей»

Конкурс рисунков «Здравствуй лето»

Июль

Беседы: «Безопасное поведение на улице», «Сигналы светофора»

Чтение: В. Семерин «Запрещается – разрешается»;

Б. Житков «Что я видел»;

Загадки, стихи о солнце, солнечных и несолнечных лучах

Пальчиковая гимнастика: «Солнце, тучка»

Строительные игры: «Гараж»; «Пассажирские остановки»

 Д/и «Выложи солнце»

Наблюдение-эксперимент за солнцем (через цветные стеклышки, солнечные очки)

П/и: «Ромашка», «Море волнуется раз…» , «Лошадки», «Бездомный заяц»,

Рисование палочками на мокром песке.

Труд прополка цветников и грядки

Спортивный досуг для детей «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

 Коллективная работа по аппликации на тему: «Одуванчики на лугу»

 Конкурс на лучший букет лета.

 Изготовление Лепбука -  «Лето»

Август

Беседы: «Безопасное поведение в природе летом»

Наблюдение за цветами.

Чтение: С. Михалков «Дядя Степа милиционер»

Загадки, стихи  о цветах, ягодах, насекомых

Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»

Д/и «На чем я путешествую»

Аппликация: «Божья коровка»

Рисование мелками на асфальте на тему « Что нам лето подарило»

 П/и: «Дети и волк» «Волк и зайцы», «Лягушки»

Труд сбор семян и урожая.

Поход в лесопарк

Театрализованное представление  на координацию речи и движений «Мы охотимся на льва»

Конкурс поделок из природного материала «Сказочные герои»

Материал к проекту «Времена года»

Осень

Восприятие музыки

 А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года».

 П. Чайковский «Осенняя песня», «Октябрь».

 А. Вивальди «Осень».

Мультимедийные презентации

 Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме»..

 «Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г. «Осень»

  Союзмультфильм, 1982 г.

 «Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.

Репродукции картин известных художников

 И. Левитан, «Золотая осень», «Осенний день Сокольники», «Осень. Дорога в деревне».

 В. Поленов «Золотая осень».

 А. М. Герасимов «Дары осени». Художественное слово

 К. К. Случевский. «Осенний мотив».

 К. Д. Бальмонт «Осень».

 И. А. Бунин «Листопад».

 А. А. Блок «...Осенний день высок и тих...».

 Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной...».

 А. Н. Майков «Осень».

 А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..».

 Н. А. Некрасов «Перед дождем».

 И. С. Никитин «Дождь каплет...».

 А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало...».

 И. А. Бунин «Первый снег».

 А. А. Блок «Зайчик».

 С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом...».

 С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы...».

 И. А. Бунин «Осень. Чащи леса...».

 Н. А. Некрасов «Славная осень!».

 С. Д. Дрожжин «Миновало лето…».

 Художественное творчество

 «Волшебные краски осени».

 «Дары осени».

 «Я шагаю по ковру из осенних листьев».

 «Портрет осени».

 «Золотая осень».

 «Осеннее дерево».

 «Аппетитные, ароматные, сладкие…».

 «Веточка рябины».

 «Золотые яблоки».

 «Унылая пора, очей очарованье…».

Зима

Восприятие музыки

В.Шаинский «Снежинки».

 А. Внукова «Если снег идет».

А.Вивальди «Зима».

П.Чайковский «Зима».

Мультимедийные презентации

 Презентация «Зимние сказки».

 «Лисичка сестричка и серый волк»

Союзмультфильм, 1958 г.

 «Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

Репродукции картин известных художников

 Н. П. Крымов «Зимний вечер».

 И. Левитан «Зимой в лесу».

 Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье».

 А. А. Пластов «Первый снег».

 И. Э. Грабарь «Февральская лазурь».

 К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень», «Волшебница-Зима».

 И. И. Шишкин «Зима».

 Б. Кустодиев «Масленица».

Художественное слово

 А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...».

 А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».

 А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой».

 Л. А. Мей «Двойным зеленым строем...».

 С. А. Есенин «Пороша».

 А. С. Пушкин «Зимняя дорога».

 С. А. Есенин «Поет зима – аукает».

 И. А. Бунин «Метель».

 С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает...».

 С. А. Есенин «Берёза».

 Н. А. Некрасов «Мороз-воевода».

 А. С. Пушкин «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...».

 Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок».

 А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной...».

 А. А. Блок «Ветхая избушка».

Художественное творчество

 «Мои волшебные снежинки».

 «Первый снег».

 «Мое любимое дерево зимой».

 «Птички на ветке».

 «Зимняя сказка».

 «Я в волшебном лесу».

 «Белая береза».

 «Как розовые яблоки на ветках снегири…».

 «Царство снежной королевы».

 «В лесу родилась елочка».

 «Зимний вальс».

 «Букет для снегурочки».

(Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Весна

Восприятие музыки

 Н. Любарский «Дождик».

 П. Чайковский «Времена года».

 В. Моцарт «Весенняя».

 А. Вивальди «Весна».

 П.И. Чайковский «Весна», «Песня жаворонка», «Подснежник», «Белые ночи».

Мультимедийные презентации

 «Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН», 1983-1984 г.

 «Как мы весну делали»

Союзмультфильм,1962 г.

 «Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.

Репродукции картин известных художников

 А. Саврасов «Грачи прилетели».

 П. Кончаловский «Сирень в корзине».

 И. Левитан «Весна. Большая вода».

 И. Левитан «Март».

 К. Ф. Юон «Мартовское солнце».

 С. А. Виноградов «Весна идет».

Художественное слово

 Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид...".

 Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

 Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится ...".

 Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист!..".

 А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами...".

 Ф. И. Тютчев. Первый лист.

 Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.

 А. А. Фет. Весенний дождь.

 Н. А. Некрасов. Зеленый шум.

 С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная...".

 А. А. Блок "Ворона".

 С. А. Есенин "Черёмуха".

 А. А. Блок "На лугу".

 С. А. Дрожжин "Весеннее царство".

 И. С. Никитин "Полюбуйся: весна наступает".

 С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился...".

 И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом...".

Художественное творчество

 «Ветка с первыми листочками».

 «Весенний букет».

 «Березы весной».

 «Подснежники в ладошке».

 «Цветущий сад».

 «Грачи прилетели».

 «Сапог в луже».

 «Сороки».

 «Первые цветы».

 «Одуванчик – толстые щеки».

Бумагопластика, пластилинография, живопись, аппликация, мокрым по мокрому.)

Лето

Восприятие музыки

П. Чайковский «Времена года».

В. Моцарт «Летний вечер».

А. Вивальди«Гроза»

Мультимедийные презентации

«Что такое лето»Яндекс. Эфир

Мульт-песенка видео для детей. Наше всё! Яндекс. Эфир

Союзмультфильм

«Цветик семицветик», 1948г.

«В гостях у лета», 1972г.

Художественное слово

П. Прануза  «Я рисую лето»

Е. Трутнева  «Если в небе ходят грозы»

Н. Красильников «У тропинки загорела спинка»

Г. Лагздынь «Все вокруг зазеленело»

Л. Мартынов «Вот и лето на пороге»

С. Маршак «Круглый год. Июнь» 

С. Маршак «Круглый год. Июль»

 С. Маршак «Круглый год. Август»

 И. ТокмаковаЛетний ливень

 Н. Полякова «Доброе лето!»

 А. Майков «Летний дождь»

 С. Городецкий «Лето»

  О. Высотская«Одуванчик» 

Г. Лагздынь «Земляника»

Художественное творчество

«Расцвели одуванчики»        

«Воробьи купаются в лужах»

«Радуга-дуга» 

«Лето красное пришло»

«Прогулка в лес» 

«Деревья и кусты на нашем участке» 

«Веточка ивы»

«Веселые качели»

 «Загадки с грядки»

«Грибная поляна» 

Список используемой литературы:

1. Копцева Т.А. «Природа и художник», М., «Сфера», 2001 г.

2. Алябьева Е.А. «Природа. Сказки и игры для детей», М., «Сфера», 2012 г.

3. Григорьева О.А., Фесюкова Л.Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал», М., «Сфера», 2007 г.

4. Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.

 5. Иванова А.И. «Мир растений», М., «Сфера», 2010 г.

6. Молодова Л.П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников», Минск, «Асар», 2001 г.

7. Скребицкий Т.А. «На лесной полянке. Зима», М., «Детская литература», 1952 г.

8. Тамбиев А.Х. «Кто где живёт», М., «Дрофа», 2007 г.

9. Лыкова И.А. «Цветные ладошки», М., ИД «Цветной мир», 2011 г.

10. Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М., «Сфера», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....