Конспект НОД в средней группе «Свойства бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Технология: Детское экспериментирование.

Виды детской деятельности:

- познавательно-исследовательская

- коммуникативная

- игровая

- продуктивная

Цель: формировать знания детей о свойствах бумаги через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности

Задачи.

Образовательная область Познавательное развитие:

• через экспериментирование открывать свойства бумаги;

• упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие:

• продолжать формировать у детей интерес к экспериментированию с различными материалами;

• воспитывать бережное отношение к бумаге и изделиям из нее (книги);

• подвести детей к пониманию того, что бумага – это непрочный материал, требующий аккуратного использования;

• обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание);

• формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Образовательная область Речевое развитие:

• способствовать развитию любознательности;

• развивать умение участвовать в беседе, помогать выражать свою точку зрения, выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния;

• пополнять и активизировать словарь детей глаголами, обозначающими свойства бумаги (шуршит, скрипит, горит, намокает и др.);

• совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Образовательная область Физическое развитие:

• развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей во время физкультминутки;

• способствовать снятию напряжения мышц.

Предварительная работа: беседа о технике безопасности при проведении опытов; дидактическая игра «Что из чего сделано», игра «Бывает – не бывает», беседа о бумаге, о ее производстве, об истории возникновения бумаги; участие в акции по сбору макулатуры.

Оборудование и материалы: листы бумаги, предметные картинки, таз с водой, бумажные салфетки, кусочки ткани, ватные палочки, емкость с небольшим количеством растительного масла, карандаш, ластик, целлофановый пакет, глубокое блюдечко, спички, емкость с водой (для тушения огня).

Содержание организованной деятельности детей

Приветствие.

Воспитатель произносит слова игры-приветствия «Доброе утро»:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: "Доброе утро!"

"Доброе утро!" – солнцу и птицам.

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

(Дети повторяют слова игры, улыбаются друг другу, воспитателю, гостям, приветствуют их).

1. Вводная часть

Дети сидят на стульчиках полукругом. В середине – стол, на котором стоит коробка.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим об одном материале. А о каком, вы сможете узнать, отгадав загадку:

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдёт - там след кладёт.

(Ответы детей).

Правильно! Это бумага. (Воспитатель открывает коробку, достает лист бумаги). В нашей жизни мы очень часто встречаемся с бумагой. А где и как человек использует бумагу?

(Ответы детей: для рисования, печатают книги, журналы, газеты, салфетками мы вытираем лицо и руки, делаем коробки, упаковку, фотографии).

Верно. Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, (Воспитатель достает из коробки перечисляемые предметы) и ещё много- много другого. А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт? (Ответы детей). Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.

- А какими еще волшебными свойствами обладает бумага, мы сейчас и узнаем. Я предлагаю всем нам отправится в лабораторию, где мы проведем настоящие эксперименты. Согласны? Тогда повторяйте за мной следующие слова:

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть, покружиться,

То в лаборатории можно очутиться.

(Дети встают у своих стульчиков, выполняют действия, садятся обратно. В это время воспитатель убирает со стола коробку и достает приготовленные материалы для опытов).

Воспитатель. Вот мы и оказались с вами в нашей лаборатории. Здесь есть свои правила поведения. Нельзя шуметь, мешать своему соседу, бегать, а нужно внимательно слушать и соблюдать технику безопасности. (показ запрещающих знаков). Посмотрите, сколько здесь бумаги. (На столе лежат образцы бумаги: цветная, белая, плотная, тонкая, шершавая, гладкая). Она вся разная. Посмотрите на нее, потрогайте. Какая она на ощупь, по цвету? (Дети рассматривают, определяют и отвечают). Сейчас мы проведем эксперименты и узнаем о других свойствах бумаги. Давайте подойдем к столу.

2. Основная часть.

Опыт №1.

Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Что заметили? (показ). Сначала намокла салфетка, а потом и тетрадный лист. Значит, бумага намокает. Чем тоньше бумага, тем быстрее она намокает.

Опыт №2

Попробуйте порвать руками целлофановый пакет. Не получилось. А теперь бумагу, и нам это удалось. (показ). Значит, бумага хорошо рвётся.

Опыт №3

Попробуйте смять кусочек ткани и кусочек бумаги. (Читается стихотворение):

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумагу будем мять!

Мы бумагу будем мять!

Свои ручки развивать!

Легко это было сделать? (Ответы детей). Итак, бумага – не прочная, мягкая, её можно смять. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ). Значит, она хорошо мнётся.

ФИЗМИНУТКА (речь с движением)

Воспитатель: Давайте вспомним, как изготавливается бумага

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

Опыт №4

Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели? (показ). Нарисуем карандашом, затем сотрем. А теперь что увидели? (показ). Да, мы видим жирное пятно, линию. На бумаге остаются следы от масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д. Значит, бумага легко пачкается.

Опыт №5

Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки? Как вы думаете – может? (Ответы детей: Я думаю… Мне кажется). Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ). Что услышали? Бумага шуршит, скрипит. Значит, она может издавать звуки.

3. Подведение итогов.

Теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Если дружно встать на ножки

Топнуть, прыгнуть, покружиться,

То в нашей группе можно снова очутиться.

Ребята, вот мы с вами и вернулись в детский сад. Где мы были сегодня?

С чем познакомились? Что узнали про бумагу? Какая бумага бывает?

Что с ней можно делать? Как вы думаете, почему из бумаги не шьют одежду? Не строят дома? (Ответы детей: она непрочная, боится воды)

Поэтому давайте не будем забывать о том, что бумагу можно легко повредить. Мы должны аккуратно читать книги!

Вы все молодцы! На этом наше исследование закончилось, но о бумаге мы и дальше будем узнавать что-то новое и интересное!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_eksperiment_bumaga.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Виды детской деятельности:

- познавательно-исследовательская

- коммуникативная

- игровая

- продуктивная

Цель: формировать знания детей о свойствах бумаги через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности

Задачи.

Образовательная область Познавательное развитие:

  • через экспериментирование открывать свойства бумаги;
  • упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

Образовательная область Социально-коммуникативное развитие:

  • продолжать формировать у детей интерес к экспериментированию с различными материалами;
  • воспитывать бережное отношение к бумаге и изделиям из нее (книги);
  • подвести детей к пониманию того, что бумага – это непрочный материал, требующий аккуратного использования;
  • обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание);
  • формировать ответственное отношение к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

Образовательная область Речевое развитие:

  • способствовать развитию любознательности;
  • развивать умение участвовать в беседе, помогать выражать свою точку зрения, выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния;

         пополнять и активизировать словарь детей глаголами, обозначающими свойства бумаги (шуршит, скрипит, горит, намокает и др.);

        совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.

Образовательная область Физическое развитие:

  • развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей во время физкультминутки;
  • способствовать снятию напряжения мышц.

Предварительная работа: беседа о технике безопасности при проведении опытов; дидактическая игра «Что из чего сделано», игра «Бывает – не бывает», беседа о бумаге, о ее производстве, об истории возникновения бумаги; участие в акции по сбору макулатуры.

Оборудование и материалы: листы бумаги, предметные картинки, таз с водой, бумажные салфетки, кусочки ткани, ватные палочки, емкость с небольшим количеством растительного масла, карандаш, ластик, целлофановый пакет, глубокое блюдечко, спички, емкость с водой (для тушения огня).

Содержание организованной деятельности детей

Приветствие.

Воспитатель произносит слова игры-приветствия «Доброе утро»:

Придумано кем-то просто и мудро 

При встрече здороваться: "Доброе утро!" 

"Доброе утро!" – солнцу и птицам. 

"Доброе утро!" – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

(Дети повторяют слова игры, улыбаются друг другу, воспитателю, гостям, приветствуют их).

1. Вводная часть

Дети сидят на стульчиках полукругом. В середине – стол, на котором стоит коробка.

Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим об одном материале. А о каком, вы сможете узнать, отгадав загадку:
Я белая, как снег, дружу с карандашом.
Где он пройдёт - там след кладёт.
(Ответы детей).

Правильно! Это бумага. (Воспитатель открывает коробку, достает лист бумаги). В нашей жизни мы очень часто встречаемся с бумагой. А где и как человек использует бумагу?

(Ответы детей: для рисования, печатают книги, журналы, газеты, салфетками мы вытираем лицо и руки, делаем коробки, упаковку, фотографии).

Верно. Из неё делают книги, журналы, альбомы для рисования, газеты, салфетки, (Воспитатель достает из коробки перечисляемые предметы) и ещё много- много другого. А почему из бумаги не делают одежду? Мебель? Транспорт? (Ответы детей). Да, потому что бумага не прочная, не надёжная, тонкая.

- А какими еще волшебными свойствами обладает бумага, мы сейчас и узнаем. Я предлагаю всем нам отправится в лабораторию, где мы проведем настоящие эксперименты. Согласны? Тогда повторяйте за мной следующие слова:

Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть, покружиться,
То в лаборатории можно очутиться.

(Дети встают у своих стульчиков, выполняют действия, садятся обратно. В это время воспитатель убирает со стола коробку и достает приготовленные материалы для опытов).

Воспитатель. Вот мы и оказались с вами в нашей лаборатории. Здесь есть свои правила поведения. Нельзя шуметь, мешать своему соседу, бегать, а нужно внимательно слушать и соблюдать технику безопасности. (показ запрещающих знаков). Посмотрите, сколько здесь бумаги. (На столе лежат образцы бумаги: цветная, белая, плотная, тонкая, шершавая, гладкая). Она вся разная. Посмотрите на нее, потрогайте. Какая она на ощупь, по цвету? (Дети рассматривают, определяют и отвечают). Сейчас мы проведем эксперименты и узнаем о других свойствах бумаги. Давайте подойдем к столу.


2. Основная часть.

Опыт №1.
Возьмём таз с водой и положим в него сначала салфетку, а потом тетрадный лист. Что заметили? (
показ). Сначала намокла салфетка, а потом и тетрадный лист. Значит, бумага намокает. Чем тоньше бумага, тем быстрее она намокает.


Опыт №2
Попробуйте порвать руками целлофановый пакет. Не получилось. А теперь бумагу, и нам это удалось. (
показ). Значит, бумага хорошо рвётся.


Опыт №3
Попробуйте смять кусочек ткани и кусочек бумаги
. (Читается стихотворение):

Раз, два, три, четыре, пять

Мы бумагу будем мять!

Мы бумагу будем мять!

Свои ручки развивать!

Легко это было сделать? (Ответы детей). Итак, бумага – не прочная, мягкая, её можно смять. Ткань распрямилась, а бумага так и осталась мятой. (показ). Значит, она хорошо мнётся. 

ФИЗМИНУТКА (речь с движением)

Воспитатель: Давайте вспомним, как изготавливается бумага

Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили,
И в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги
Для журнала, книги и тетради.


Опыт №4
Теперь возьмём ватную палочку, макнём её в растительное масло и проведём по бумаге. Что увидели? (
показ). Нарисуем карандашом, затем сотрем. А теперь что увидели? (показ). Да, мы видим жирное пятно, линию. На бумаге остаются следы от масла, грязи, от карандаша, красок, ручки и т. д. Значит, бумага легко пачкается.


Опыт №5
Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки? Как вы думаете – может? (
Ответы детей: Я думаю… Мне кажется…). Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». (показ). Что услышали? Бумага шуршит, скрипит. Значит, она может издавать звуки.

3. Подведение итогов.

Теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад.

Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть, покружиться,
То в нашей группе можно снова очутиться
.

Ребята, вот мы с вами и вернулись в детский сад. Где мы были сегодня?
С чем познакомились? Что узнали про бумагу? Какая бумага бывает?
Что с ней можно делать? Как вы думаете, почему из бумаги не шьют одежду? Не строят дома?
(Ответы детей: она непрочная, боится воды…)
Поэтому давайте не будем забывать о том, что бумагу можно легко повредить. Мы должны аккуратно читать книги!

Вы все молодцы! На этом наше исследование закончилось, но о бумаге мы и дальше будем узнавать что-то новое и интересное!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе. "Свойства соли и муки"

Конспкт НОД по интеграции образовательных областей "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие"....

Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»

Конспект занятия в средней группе «Свойства воды»Цель: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах,)Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни; закрепить знания дет...

Конспект занятия для средней группы «Свойства воды».

Познакомить детей со свойствами воды (цвет, запах), развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, прозрачная....

Конспект НОД в средней группе "Свойства воды"

Экспериментирование в средней группе, в ходе которого дети знакомятся со свойствами воды (прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса)....

Конспект занятия в средней группе "Свойства воды"

Цель:Расширение представлений о воде, её свойствах.Задачи: Дать детям представление о воде, её свойствах (запах,вкус,цвет).Формировать умение сравнивать и анализировать. Развивать логическое мышление....

Конспект НОД в средней группе Волшебная Бумага

: Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Свойства бумаги»

Цель. Формирование представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, намокает)....