Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Перелетные птицы" (Весной) в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Фуртуна Екатерина Сергеевна

Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов для использования его в ходе формирования у детей представлений о перелетных птицах в весенний период времени года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 569 Невского района Санкт-Петербурга Отделение дошкольного образования детей

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

Ознакомление с окружающим миром

«Перелётные птицы» (Весна)

с детьми старшей группы

                                                Воспитатель:

Фуртуна Екатерина Сергеевна

Санкт-Петербург

2021

Конспект по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Перелётные птицы» (Весна)

Цель: Продолжать формировать и расширять представления о перелетных птицах.

 Задачи:

- Уточнять и расширять представление о жизни птиц в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов).

- Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы; учить описывать птиц.

- Воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к окружающему нас миру.

Материалы: плакат с перелетными птицами, картинки грача, скворца, жаворонка, ласточки, стрижа, картинки с изображениями птичьих гнёзд, скворечника.

Ход:

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто возвращается к нам из тёплых краёв? (Ответы детей).

Воспитатель: Как называются эти птицы?(Ответы детей – перелетные).

Воспитатель: Кто может вспомнить названия перелетных птиц? (Ответы детей).

Воспитатель: Молодцы. Кто первым прилетает к нам весной? (Ответы детей).

Воспитатель: Посмотрите на картинку – это грач. (Воспитатель ставит картинку с изображением грача). Грач - большая птица. Она похожа на ворону (показать картинку с вороной – для наглядного сравнения). У него толстый большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Он ходит по пашне и поедает жуков, червяков, личинок. Своё гнездо грач делает из тонких прутиков и соломы на самой верхушке дерева (показать картинку птичьего гнезда).

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Ответь на вопрос» с мячом. Я буду кидать вам мяч и задавать вопросы, у кого окажется мяч, тот и отвечает на вопрос.

- Вопросы:

- На кого похож грач? (Грач похож на ворону)

- Какой у грача клюв? (Клюв у грача большой и толстый)

- Чем питается грач весной? (Грач весной питается червяками, жуками, личинками)

- Из чего грач делает своё гнездо? (Грач делает гнездо из соломы и прутиков)

- Где делает грач своё гнездо? (Грач делает гнездо на верхушке дерева)

Воспитатель: Еще грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе. И зима прошла. Есть даже небольшая подвижная игра, которая так и называется «Зима прошла». Вставайте все в круг. Подвижное упражнение «Зима прошла» (М.Клокова).

Воробей с березы

На дорогу – прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Вот журчит в канавке

Быстрый ручек,

И не зябнут лапки –

Скок, скок, скок!

Высохнут овражки!

Прыг, прыг, прыг!

Вылезут букашки,

Чик-чирик!

Дети ритмично прыгают, хлопают руками по бокам.

Дети бегут по кругу, взявшись за руки.

Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом – против. 

Воспитатель: За грачами прилетают другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке:

На шесте дворец

Во дворе певец

Звать его… (Скворец)

Воспитатель показывает картинку со скворцом.

Воспитатель: Давайте вместе расскажем о скворце. Какой он?

Дети вместе с воспитателем: Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.

Воспитатель: Еще за грачами прилетают жаворонки. (Показать картинку с жаворонком). Позже всех прилетают ласточки и стрижи (показать соответствующие картинки). Потому что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее. А давайте скажем, какая это ласточка?

Дети: У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.

Воспитатель: Давайте подумаем, о чём следующая загадка?

Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо)

Воспитатель: Зачем птицы строят гнёзда?

Дети: Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.

Воспитатель: Но гнездо домом не является. Это приспособление птиц к окружающей среде. А из чего строят гнезда птицы?

Дети: Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры.

Воспитатель: Где птицы строят свои гнезда?

Дети: На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной?

Дети: Сделать с родителями и развесить скворечники, кормушки, насыпать корм.

Воспитатель: Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?

Дети: Отложить яйца, вывести птенцов.

Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?

Дети: Мама-птица, самка.

Воспитатель: Кто заботится, кормит маму и птенцов?

Дети: Папа, самец.

Воспитатель: давайте еще в одну игру поиграем, тоже с мячом, я буду называть перелетную  птицу, а тот, у кого окажется мяч – будет называть ее одного детеныша и как будет если их много.  Игровое упражнение «У кого кто?»

- У грача – грачонок - грачата. - У утки – утёнок – утята. - У лебедя – лебедёнок – лебедята. - У соловья – соловьёнок – соловьята. - У журавля – журавленок – журавлята. - У дрозда – дроздёнок – дроздята. - У чижа – чижонок - чижата. - У аиста – аистёнок – аистята. - У скворца – скворчонок - скворчата.

Воспитатель: Давайте наши пальчики разомнем. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок»:

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,

Носик – остренький,

Бочок – пестренький,

Перья – тонкие,

Песни – звонкие.

Весной распеваются,

Зимой забываются.

Дети машу сложенными накрест ладонями, как крыльями.

Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Вновь машут сложенными накрест ладонями. 

Воспитатель: Давайте повторим, о ком мы сегодня с вами говорили?

Дети: О жизни перелётных птиц весной, о том, что птиц нельзя обижать, разорять гнезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как птицы весну встречают"(образовательная область "Познание")

Итоговое занятие посвящено систематизации знаний у детей о перелетных птицах...

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе с ЗПР "Волшебница Зима"

Тип занятия: обучающийВид: подгрупповоеПрограммное содержание:- развитие связной речи;- развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, их видов и свойств;- развитие умения ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе.

Конспект занятия для воспитателей старших групп.  Тема: "История возникновения тарелки"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «Незнайка в стране насекомых»

Цель: сформирование обобщённого понятия «насекомые».Задачи:Образовательные:·         расширять и закреплять знания детей о насекомых;·...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...