Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Перелетные птицы" (Весной) в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов для использования его в ходе формирования у детей представлений о перелетных птицах в весенний период времени года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по окружающему миру "Перелетные птицы" (весной) | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа № 569 Невского района Санкт-Петербурга Отделение дошкольного образования детей
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Ознакомление с окружающим миром
«Перелётные птицы» (Весна)
с детьми старшей группы
Воспитатель:
Фуртуна Екатерина Сергеевна
Санкт-Петербург
2021
Конспект по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Перелётные птицы» (Весна)
Цель: Продолжать формировать и расширять представления о перелетных птицах.
Задачи:
- Уточнять и расширять представление о жизни птиц в весенний период (перелётные птицы возвращаются в родные края, вьют гнёзда, выводят птенцов).
- Развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы; учить описывать птиц.
- Воспитывать чувства доброты и любви к живой природе, уважительное и бережное отношение к окружающему нас миру.
Материалы: плакат с перелетными птицами, картинки грача, скворца, жаворонка, ласточки, стрижа, картинки с изображениями птичьих гнёзд, скворечника.
Ход:
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто возвращается к нам из тёплых краёв? (Ответы детей).
Воспитатель: Как называются эти птицы?(Ответы детей – перелетные).
Воспитатель: Кто может вспомнить названия перелетных птиц? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы. Кто первым прилетает к нам весной? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите на картинку – это грач. (Воспитатель ставит картинку с изображением грача). Грач - большая птица. Она похожа на ворону (показать картинку с вороной – для наглядного сравнения). У него толстый большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Он ходит по пашне и поедает жуков, червяков, личинок. Своё гнездо грач делает из тонких прутиков и соломы на самой верхушке дерева (показать картинку птичьего гнезда).
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Ответь на вопрос» с мячом. Я буду кидать вам мяч и задавать вопросы, у кого окажется мяч, тот и отвечает на вопрос.
- Вопросы:
- На кого похож грач? (Грач похож на ворону)
- Какой у грача клюв? (Клюв у грача большой и толстый)
- Чем питается грач весной? (Грач весной питается червяками, жуками, личинками)
- Из чего грач делает своё гнездо? (Грач делает гнездо из соломы и прутиков)
- Где делает грач своё гнездо? (Грач делает гнездо на верхушке дерева)
Воспитатель: Еще грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе. И зима прошла. Есть даже небольшая подвижная игра, которая так и называется «Зима прошла». Вставайте все в круг. Подвижное упражнение «Зима прошла» (М.Клокова).
Воробей с березы На дорогу – прыг! Больше нет мороза, Чик-чирик! Вот журчит в канавке Быстрый ручек, И не зябнут лапки – Скок, скок, скок! Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки, Чик-чирик! | Дети ритмично прыгают, хлопают руками по бокам. Дети бегут по кругу, взявшись за руки. Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом – против. |
Воспитатель: За грачами прилетают другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке:
На шесте дворец
Во дворе певец
Звать его… (Скворец)
Воспитатель показывает картинку со скворцом.
Воспитатель: Давайте вместе расскажем о скворце. Какой он?
Дети вместе с воспитателем: Он весь черный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку.
Воспитатель: Еще за грачами прилетают жаворонки. (Показать картинку с жаворонком). Позже всех прилетают ласточки и стрижи (показать соответствующие картинки). Потому что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее. А давайте скажем, какая это ласточка?
Дети: У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.
Воспитатель: Давайте подумаем, о чём следующая загадка?
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
Воспитатель: Зачем птицы строят гнёзда?
Дети: Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.
Воспитатель: Но гнездо домом не является. Это приспособление птиц к окружающей среде. А из чего строят гнезда птицы?
Дети: Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры.
Воспитатель: Где птицы строят свои гнезда?
Дети: На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной?
Дети: Сделать с родителями и развесить скворечники, кормушки, насыпать корм.
Воспитатель: Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
Дети: Отложить яйца, вывести птенцов.
Воспитатель: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?
Дети: Мама-птица, самка.
Воспитатель: Кто заботится, кормит маму и птенцов?
Дети: Папа, самец.
Воспитатель: давайте еще в одну игру поиграем, тоже с мячом, я буду называть перелетную птицу, а тот, у кого окажется мяч – будет называть ее одного детеныша и как будет если их много. Игровое упражнение «У кого кто?»
- У грача – грачонок - грачата. - У утки – утёнок – утята. - У лебедя – лебедёнок – лебедята. - У соловья – соловьёнок – соловьята. - У журавля – журавленок – журавлята. - У дрозда – дроздёнок – дроздята. - У чижа – чижонок - чижата. - У аиста – аистёнок – аистята. - У скворца – скворчонок - скворчата.
Воспитатель: Давайте наши пальчики разомнем. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок»:
Дружок ты мой, дрозд, В крапинку хвост, Носик – остренький, Бочок – пестренький, Перья – тонкие, Песни – звонкие. Весной распеваются, Зимой забываются. | Дети машу сложенными накрест ладонями, как крыльями. Загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку. Вновь машут сложенными накрест ладонями. |
Воспитатель: Давайте повторим, о ком мы сегодня с вами говорили?
Дети: О жизни перелётных птиц весной, о том, что птиц нельзя обижать, разорять гнезда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Как птицы весну встречают"(образовательная область "Познание")
Итоговое занятие посвящено систематизации знаний у детей о перелетных птицах...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему фрукты в старшей группе.
Ознакомление детей с фруктами...
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе с ЗПР "Волшебница Зима"
Тип занятия: обучающийВид: подгрупповоеПрограммное содержание:- развитие связной речи;- развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, их видов и свойств;- развитие умения ...
план- конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе "Незнайка в стране насекомых"
план-конспект...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе.
Конспект занятия для воспитателей старших групп. Тема: "История возникновения тарелки"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «Незнайка в стране насекомых»
Цель: сформирование обобщённого понятия «насекомые».Задачи:Образовательные:· расширять и закреплять знания детей о насекомых;·...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе на тему «Космос»...