Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Конспект занятия для воспитателей старших групп.  Тема: "История возникновения тарелки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в старшей группе.

Тема: «История  возникновения тарелки»

Цель занятия:

Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Учить детей приемам барельефной лепки из тонких жгутиков, завитков, шарообразных форм. Словарь: выставка, хрупкий, декоративный. Упражнять детей в использовании прилагательных, обозначающих материал, из которого изготовлен предмет. Закрепить знания о материалах (камень, стекло, дерево, металл, керамика, пластик) Активизировать познавательную деятельность детей. Развивать любознательность, мышление, творческое воображение, мелкую моторику. Воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с пластилином.

Оборудование:

Разнообразные тарелки, расставленные как на выставке, картинка с изображением древнего человека у костра, крупные листья какого-нибудь растения, плоские камни, крупа, пластиковые тарелки, разноцветный пластилин, оборудование для лепки.

 

Тарелка, лепка, работа детей .

Ход занятия:

Сегодня мы с вами отправляемся на выставку. Знаете ли вы, что такое выставка? Выставка – это показ, выставление на показ, чтобы многие люди могли увидеть. Повторите слово «выставка» и запомните его. А теперь мы отправляемся на выставку тарелок.

Рассматривание экспонатов выставки

Какие именно тарелки понравились вам больше всего? Почему? Что вас удивило?

Вас удивило, почему на выставке тарелок оказались камень и лист растения. Послушайте, и вам все станет понятно.

«Тарелка из листка»

Давным-давно, когда не было ни домов, ни детских садиков, ни магазинов, когда люди жили еще в пещерах, произошла эта история. Захотел как-то древний человек поесть. Убил он на охоте кабана, поджарил на костре мясо. (Показ картинки). И тут он подумал: на что ему мясо положить? В руках держать горячо, на землю положить – что с мясом будет? Испачкается мясо. Подумал человек и решил сорвать большой лист у какого-нибудь растения, чтобы на него положить мясо. Так и сделал. Так что первой тарелкой был листок. Но удобна ли такая тарелка? Давайте проведем эксперимент.

Экспериментальная деятельность детей

Возьмите листочки, насыпьте на них крупу и попробуйте сделать вид, что хотите поесть с листочков? Что происходит? Все рассыпается. Удобно ли есть с листочка? Почему все рассыпается? Листок плоский и маленький.

«Тарелка из камня»

Вот и древнему человеку было неудобно есть из такой тарелки. Нужно придумать что-то другое. Посмотрел вокруг себя и увидел много камней. Выбрал из них самый плоский. Вот такой примерно. (Показ плоского камня). Затем целых два дня долбил он камень, чтобы появилось в нем углубление. А легко ли ему было долбить камень? Попробуйте сами.

Экспериментальная деятельность детей

Детям предлагается попытаться сделать углубление в камене с помощью другого камня. Получилось ли у вас сделать хоть малюсенькое углубление в камне? Легка или тяжела эта работа?

Тяжело пришлось древнему человеку. Но когда готова была каменная тарелка, положил на нее человек мясо, сел и обрадовался, что у него есть теперь такая удобная тарелка.

Динамическая пауза «Мы на выставке бывали»

 Мы на выставке бывали,

Очень многое узнали.

(Шаг на месте)

 Хорошо все рассмотрели,

И, конечно, поумнели.

(Развести руки в стороны, дотронуться указательным пальцем до головы)

 Но пора нам отдохнуть.

Разомнемся – снова в путь.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой.

(Вращения головой)

 Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем.

(Повороты вправо и влево)

 А теперь мы приседаем,

Мы прекрасно понимаем –

Ноги нужно укреплять,

Раз-два-три-четыре-пять.

(Приседания)

 Напоследок потянулись

Вверх и в стороны. Прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны)

Но через некоторое время человеку эта тарелка стала меньше нравиться. Как вы думаете, почему? Возьмите камень в руки. Какой он по весу? Тяжелый. Руки устают держать такую тарелку, ведь столов тогда еще не было.

«Тарелка из дерева»

Тогда решил человек сделать посуду из чего-нибудь полегче – из дерева. Взял он деревянную чурку выдолбил в ней углубление. Получилась удобная тарелка. Всем она хороша, да только боятся деревянные тарелки огня, воды и солнца. Давайте поразмышляем, почему? Почему тарелка из дерева боится огня? Дерево быстро и хорошо горит. А почему тарелка из дерева боится воды? От воды дерево разбухает и теряет форму. И почему тарелка из дерева боится солнца?

Прошло немало времени. Человек научился строить дома, шить одежду и многому другому. И захотелось человеку, что бы предметы, которыми он себя окружил, были не только удобными, но и красивыми. Вот тогда-то и пришло человеку в голову украсить тарелку узорами. Вот какие красивые расписные тарелки. (Показ).

«Тарелка из глины»

Чем больше проходило времени, тем больше умел человек. Человек стал использовать для изготовления тарелок глину. (Показ). Глиняные тарелки не боялись огня, воды и солнца, но были хрупкие. Как вы понимаете это слово? Хрупкий – значит очень непрочный, легко ломающийся. Повторите слово «хрупкий» и постарайтесь запомнить. Большинство тарелок в вашем доме и в детском саду сделаны именно из глины.

«Тарелка из метала»

Научился человек делать изделия из металла, тут же сделал металлические тарелки. (Показ). Такие тарелки легкие, прочные, не горят, не бьются. Но они сильно нагреваются, когда в них находится горячая пища. Проведем несложный эксперимент.

Экспериментальная деятельность

В металлическую тарелку наливается из чайника кипяток, через полминуты он выливается, а дети осторожно притрагиваются к тарелке для того, чтобы убедиться, что тарелка нагрелась.

«Тарелка из стекла»

Когда человек научился делать стекло, он стал изготавливать из него тарелки. (Показ). Что вы можете сказать о стеклянных тарелок? Какие они? Стеклянные тарелки красивые, изящные, праздничные. Но у них есть серьезный недостаток. Как вы думаете, какой? Они хрупкие, легко бьются.

«Тарелка из пластика»

Со временем человек овладел производством пластика. Из пластика были сделаны многие предметы. В том числе и тарелки. (Показ). Чем хороши эти тарелки? Они легкие, небьющиеся. Но от горячего такие тарелки могут плавиться. Поэтому из пластиковой посуды нельзя есть горячую пищу.

Но зачем человек придумал столько разнообразных тарелок? Жизнь человека разнообразна, разные тарелки для разных случаев. В наше время люди очень редко пользуются деревянными тарелками и совсем не используют листья растений в качестве тарелок. Зато все остальные тарелки использует, но в разных случаях. Давайте поиграем.

Дидактическая игра «Какие взять тарелки»

 Я буду предлагать вам случай, ситуацию, а вы предлагайте мне тарелки,

которые к ней подойдут.

Какие взять тарелки для праздничного застолья? Стеклянные.

Какие тарелки подойдут для дачи или пикника? Пластиковые.

А какие тарелки положат в рюкзак туристы, отправляясь в дальний поход?

Металлические.

Какими тарелками мы пользуемся ежедневно?

Глиняными.

Воспитатель просит не только назвать материал,

но и обосновать свое предложение.

Сегодня мы увидели много разнообразных тарелок. Все они сделаны мастерами. Давайте будем с уважением относиться к таким людям, беречь их труд. А как именно мы можем беречь их труд? Аккуратно обращаться с тарелками, мыть их, не бить.

А на память о нашем сегодняшнем посещением выставки я хочу предложить вам украсить свою тарелку. Но сначала подготовим пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Полепить мы захотели»

 Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

(Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)

 И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(Потираем руками)

 Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопаем в ладоши)

 Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями)

 Постучали,

(Стучим по столу)

 Повертели

(Круговые вращения кистью)

 Полепить мы захотели.

(Потираем руками)

 Поработают немножко,

(Активное шевеление пальцами)

 Мы дадим им отдохнуть.

(Сложили ладони вместе).

Барельефная лепка «Декоративная тарелка»

 Мы возьмем тарелку из пластика и украсим ее узорами из пластилина.

Можно будет есть из такой тарелки? Нет. Тарелки, которые изготавливают

не для еды, а для красоты, называются декоративными.

Декоративной тарелкой можно украсить кухню.

Сегодня мы сделаем декоративную тарелку.

Давайте повторим это слово и запомним его.

 Детям предлагаются пластиковые тарелки и пластилин разных цветов.

Воспитатель показывает знакомые детям приемы барельефной лепки

(раскатывание, загибание, сплющивание, размазывание) и элемент ы узоров

(ягодка, цветок, завиток, линия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по ФГОС в старшей группе Тема: «Незнайка в стране насекомых»

Цель: сформирование обобщённого понятия «насекомые».Задачи:Образовательные:·         расширять и закреплять знания детей о насекомых;·...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и лепке в средней группе «По дороге к бабушке»

Цель:1) закреплять и уточнять знания и представления детей об осени, как о времени года, о его характерных признаках;2) закреплять знания о названиях деревьев, продолжать учить различать некоторые лис...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи (старшая группа) по теме: "Профессии"

Интегрировнное занятие в старшей группе с здержкой психического развития по ознакомлению с окружаюим миром и развитию речи....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Водные ресурсы Земли». Старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Водные ресурсы Земли». Старшая группа.Провела Седова О. А. 15.03.2021. Литература. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — огромная страна» старшая группа.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Россия — огромная страна» старшая группа.Провела Седова О. А. 19.04.2021. Литература. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Откуда хлеб пришел?» (старшая группа)Образовательная: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Ознакомит...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебный крахмал» в старшей группе.

Самый распространенный способ для определения крахмала в продуктах - это добавление капли йода на продукт, если крахмал в продукте присутствует, капля окрашивается синим цветом, если крахмала нет - ос...