Исследовательский творческий проект на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Чаще всего таким уголком: городом, посёлком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство человека ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы не было человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они происходили, то есть в любимом городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyubimyy_gorod.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский творческий проект на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»

У каждого из нас в жизни существует любимый сердцу уголок.

Чаще всего таким уголком: городом, посёлком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство человека ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы не было человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ним и места, где они происходили, то есть в любимом городе. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям: отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

К сожалению дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Это и равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадание к чужому горю.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Цель проекта:

Привитие любви к Отечеству, гордости за её культуру, формирование социальной позиции участника и созидателя общественной жизни.

Задачи проектной деятельности:

1. Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Санкт-Петербурга.

2. Знакомить детей с русской культурой, народно-прикладным искусством, с достопримечательностями, с названиями улиц, носящих имена известных людей.

3. Обогащать детей новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях, почетных жителях города.

4. Формировать представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа.

5. Расширять знания детей о профессиях города и значимости их труда.

6. Воспитывать уважение к труду взрослых.

7. Воспитывать любовь к родному городу. Вызывать восхищение родным городом, чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свой город, бережное отношение к тому, что сделано их трудом.

Методы проектной деятельности:

-познавательно-игровые занятия

-целевые прогулки

-наблюдения

-беседы

-мониторинг

Срок реализации проекта: долгосрочный

Этапы реализации проекта:

1 этап - предпроектный( 1 неделя)

-социологический опрос

-формирование творческой группы, распределение обязанностей

-формирование целей и задач проекта

-изучение литературы по теме проекта

-анализ предметной среды группы

2 этап – проектный

-деятельность в соответствии с тематическим планированием по ФГТ

-сбор и систематизация информации о городе и т. п.

-консультации для родителей

-создание в группе условий для реализации проекта: выставки книг, создание с детьми альбома с фотографиями, просмотр DVD

-создание мини проекта «Петербург-город будущего».

3 этап – результативный

-выпуск фотоальбома

-разработка экскурсий, мероприятий

-тематические выставки рисунков детей

-тематические выставки поделок (совместная работа детей и родителей)

-разработка итоговой, тематической деятельности «Путешествие по реке времени», викторины «Мой любимый город».

- разработка мини-проекта «Петербург- город будущего»

БЛОК «Петербург- моя малая Родина»

Образовательные

области Совместная деятельность взрослого и

детей

Познание Экскурсии по карте–схеме «Панорама – города».

Социализация Рассказ – беседа о родном городе.

Лото – «Достопримечательности»

Сюжетно – ролевая игра «Профессии города»

Игра – драматизация «Легенды и

предания»

Безопасность Ситуативные действия на макете «Улицы полны неожиданностей»

Беседы: «Я один дома», «Правила поведения в общественных местах»

Целевые прогулки «Правила перехода через улицу»

Здоровье и физическое развитие «Мы ловкие и смелые», «Мы веселые ребята».

Беседа о героях спорта.

Труд Наблюдение «Наши помощники машины»

Труд на прогулке: помощь в уборке территории детского сада.

Самостоятельная деятельность на прогулке: сбор листьев для гербария.

Коммуникация Просмотр DVD «Ведущие профессии города»

Составление рассказа «Из окна из окна наша улица видна»

Составление рассказа по фотографии из группового альбома «Достопримечательности города»

Чтение детьми стихотворений о Петербурге, заучивание новых.

Художественное творчество Лепка: «Детская площадка», «Продукция нашего города», «Детский сад»

Аппликация: «Дома на нашей улице», «Главная улица моего района»

Сюжетное рисование: «Моя родной уголок»

Конструирование: «Улица моего района», «Здания моего района» (из бросового материала)

Чтение художественной литературы Работа в центре книги: подбор книг о Санкт-Петербурге. Знакомство с творчеством поэтов воспевающий город.

БЛОК «Моя семья»

Образовательные

области Совместная деятельность взрослого и детей

Познание Организовать встречи с ролителями разных профессий с целью знакомства с разнообразием профессий города. Познавательные беседы: «Родственные связи», «Мужчины и женщины в семье»

«Путешествие в историю вашей фамилии»

Социализация Эстетическая беседа Встречаем гостей»

Совместная деятельность с родителями: подбор фото для составления генеалогического древа «Моя родословная»

Речевая игра «Расскажи о своих родственниках»

Сюжетно - ролевая игра «У нас гости», «Дом, моя крепость»

Игра – драматизация «Что такое традиция? », «Погуляю, одену, раздену»

Безопасность Беседы: «Я один дома», «Я и природа», «Дорога к дому»

Просмотр DVD «Азбука безопасности»

«Кто я», «Я гуляю возле дома»

Здоровье и физическое развитие «Мама, папа, я – спортивная семья» - семейная эстафета

Подвижная игра «Мы веселые ребята»

Оздоровительные минутки «Я и мое тело»

Праздник развлечение «В здоровом теле, здоровый дух»

Труд Совместный труд родителей и детей «Осень в гости к нам пришла», помощь в изготовлении поделок из природного материала к выставке «Золотая осень»

Самостоятельная деятельность на прогулке: сбор растений для гербария.

Коммуникация Беседа «Профессии моих родителей»

Чтение стихотворения Я. Акима «Моя родня»

«Интересные истории» рассказывание детей о членах семьи из личного опыта

Словесная игра «Расскажи где ты живешь»

Составление рассказа по фото «Где мы отдыхали летом»

Художественное творчество Лепка: «Моя любимая игрушка»

Аппликация: «Поздравительная открытка»

Сюжетное рисование: «Моя семья»

Конструирование: «Мой родной дом»

(из строительного материала)

Чтение художественной литературы Работа в центре книги: подбор книг о семье по жанрам.

Чтение книг о семье В. Драгунский «Сестра моя Ксения», обсуждение отрывка.

Заучивание стихотворения А. Барто «Сестренка Лида»

Слушание аудиозаписи рассказа А. И. Пантелеева «Честное слово»

БЛОК «Традиция и культура жителей города»

Образовательные

области Совместная деятельность взрослого и детей

Познание Познавательная беседа «История становления и развития города»

Экскурсия в краеведческий музей «Предметы старины, картины»

Рассказ беседа «Наше наследие»

Создание фото – раскладушки «Жители Петербурга в прошлом и настоящем»

Создание мини – музея «Мода прошлого и настоящего»

Социализация Игра – лото «История моего города

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в прошлое»

Игра «Одежда наших предков»

Театрализованная игра «Эх лапти мои, лапти лыковые»

Безопасность Беседа на прогулке «Три чудесных цвета»

Ориентировка в микрорайоне:

«Внимание! Четвероногий друг»

«Электричество! Мой друг или враг? »

Здоровье и физическое развитие Русская народная игра «Палочка – выручалочка», «Городки»

Точечный массаж «Будь здоров»

Подвижная игра «Лапти»

Спортивный праздник «Праздник это здорово»

Физкультурное занятие на улице «Игры наших бабушек»

Труд Создание листовок вместе с родителями «Берегите свой город»

Совместная подготовка к выставке «Кладовая поделок»

Самостоятельная деятельность на прогулке: сбор материалов для создания предметов старины

Коммуникация Беседа обсуждение «Семейные реликвии»

Составление рассказа на тему «Русская изба, чем ты красна»

Игра по иллюстрациям «Прошлое, настоящее»

Разучивание с детьми народного фольклора

Игра викторина «Колесо истории»

Художественное творчество Лепка: декоративно прикладное искусство «Оберег»

Аппликация: Девушка в русском костюме»

Рисование «Визитная карточка города» (герб, флаг)

Конструирование из спичечных коробков «Изба»

Чтение художественной литературы Работа в центре книги: подбор книг по жанру

Заучивание частушек к развлечению «Урожай собирай»

Выступление детей на мини – концерте «Лучший чтец» (прибаутки, потешки, драматизация русской народной сказки)

Заключение

В ходе реализации проекта педагоги придерживались

-личностно-ориентированного принципа

-дифференциации и интеграции во всех видах деятельности

-непрерывности

Итоговыми результатами являются мероприятия, развлечения, в ходе которых определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности, конкурсах, викторинах и т. п.

. Проанализировав результаты наблюдений, диагностики мы сделали выводы, что дети лучше стали знать:

-символику родного города;

-свой город и район, в котором живут;

- Почувствовали личную ответственность за родной город и его будущее

В ходе реализации проекта родители стали более тесно взаимодействовать с ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников,

Данные результаты подтолкнули воспитателей к разработке новых проектов, что будет способствовать более глубокой реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию

-«Моя страна Россия»

-«Планета Земля - наш дом»

Таким образом, внедрение в работу дошкольного учреждения данной проектной деятельности способствует формированию полноценной, гармонично развитой личности.

Список литературы

Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92

Бордовская., Н. В. Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер", 2000

Буре Р. С., Островская Л. Ф. Воспитатель дети., М., 1985

Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А. М. Виноградовой., М., 1991

Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.

Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1980

Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990

Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.http://ap2004.alledu.ru/document/380/839

Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с.

Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007

Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений. - М. : Издательский центр <Академия>, 1999. - 232 с.

Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями. Лаврентьева М. В.http://www.portal-slovo.ru

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М. Д. http://www.portal-slovo.ru

Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.

Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. »: Харвест; Минск; 1998

Струмилин С. Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960. N 7. - С. 208.

Цеева Л. Х., Петрова Н. В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г. Майкоп, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий проект на тему: «Мой любимый город Санкт-Петербург»

У каждого из нас в жизни существует любимый сердцу уголок.Чаще всего таким уголком: городом, посёлком, краем является то место, где человек родился и провел много времени, где промчалось детство...

Конспект проведения открытого мероприятия совместно с родителями на тему: Мой Любимый город Санкт-Петербург" в средней группе.

Цель:совершенствовать знания о любимом городе, о его достопримичательностях.            Формирования словаря, нравствинного  и эстетического воспитания.  ...

Системная паутинка к проекту "Мой любимый город - Санкт- Петербург"

Название проекта: «Мой любимый город - Санкт- Петербург»Возраст детей: 5-6 летСрок реализации: 2 недели. 02.12.2014-13.12.2014 г.Участники проекта: педагоги старшей группы, музыкальный руководитель, р...

Проект на тему ""Любимый город Санкт-Петербург

Паспорт проекта «Любимый город Санкт-Петербург»Вид проекта: информационно-творческийПродолжительность проекта: февраль-май Участники проекта:Дети старшей  группы, воспитатели, ...

Игра "Закончи предложение" (тема: "Наш любимый город - Санкт-Петербург")

Цели игры:•Учить ребёнка изменять имена существительные по числам, в родительном падеже, учитывая нормы русского языка (например: «много дворцов» или «много площадей»).•Активизировать словарь по теме:...

Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»

В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...