Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Магнит"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Капикян Карине Леоновна

Конспект познавательного занятия

для детей старшего дошкольного возраста, цель - познакомить со свойствами магнита.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznavatelnogo_zanyatiya_magnit.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия

для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание.

Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами магнита: притягивает металлические предметы, металлические предметы сохраняют намагниченность определенное время; магнит имеет полюса.

Развивающие задачи:

Учить детей делать несложные умозаключения, выводы. Учить выдвигать гипотезы. Создавать условия для выявления и проверки своих гипотез.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.

Здоровье сберегающие задачи:

Учить детей соблюдать правильную осанку во время работы за столом.

Предварительная работа:

Чтение сказок Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Беседы по прочитанному из детской энциклопедии “Почемучка”:

Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр: “Рыболов”, “Магнитная мозаика”, “Магнитная касса цифр и букв”.

Индивидуальная работа:

Закреплять умение отвечать на вопросы ясно, понятно, излагая свои мысли достаточно громко; стараться использовать в своей речи наиболее точные слова.

Методы и приёмы:

  1. Сюрпризный момент (получение посылки);
  2. Наглядные (работа со схемами)
  3. Словесные (активизация слов в речи детей: металлический, полюса)
  4. Практические (проведение опытов)

Используемый материал:

халаты по количеству детей, халат для педагога

магниты (каждому ребёнку);

коробка с различными предметами (из дерева, резины, пластмассы, железа);

скрепки по7-8 на каждого ребёнка;

штатив с гвоздём, висящим на нитке;

лист бумаги, стекло, толстая книга, картон (на каждого ребёнка);

банка с водой (на дне скрепка) на каждого ребёнка;

удочки, таз с водой, с пластмассовыми рыбками и металлическими предметами;

мультимедийное сопровождение

Форма организации:

По подгруппам.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми вспоминает содержание книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

В этот момент раздается стук в дверь. Воспитатель выходит на стук и заносит посылку с письмом. В письме Винтик и Шпунтик рассказывают о том, что они хотят построить новую машину, для которой нужны железные детали, но Незнайка перепутал всё. Теперь в коробке лежат металлические, деревянные, пластмассовые, стеклянные предметы. Что нам делать?

Ребята предлагают помочь героям.

Воспитатель: А как, вы, сможете отличить металлические детали от остальных?

Дети: Нужно использовать магнит.

Воспитатель уточняет:

- Почему нужно использовать магнит?

- Вот перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит. А что мы знаем о магните?

Сейчас мы с вами спустимся в лабораторию доктора Зная и проверим эти свойства.

Дети вместе с воспитателем спускаются в музыкальный зал, где оборудована лаборатория доктора Зная. Ребята, обратите внимание, что у вас на халатах прикреплены бейджики с символами. Девочки выбирают халаты с красными квадратами, а мальчики с синими прямоугольниками.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы снова будем работать в лаборатории дедушки Зная.

Ребята, а как ведут себя учёные в лаборатории (напоминает правила поведения в лаборатории). Сегодня мы с вами продолжим знакомство с магнитом.

- У нас в посылке много предметов. Как вы думаете, какие предметы притягивает магнит? (ответы детей)

Давайте опытным путем это проверим.

Возьмите магниты и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. Назовите те предметы, которые притянулись к магниту, и положите их на голубой поднос, а которые не притянулись – на белый.

Ребята, на голубом подносе какие предметы? Что общего между ними? (ответы детей)

А те предметы, которые находятся на белом подносе из чего сделаны? (ответы детей)

Значит, ребята, какие предметы может притягивать магнит?

Вывод делаю сами дети: Магнит притягивает металлические предметы. Это происходит потому, что магнит – это кусок стали или железа, обладающий способностью притягивать предметы из железа. (выставляется схема)

Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру (объясняет правила игры: если предмет на картинке сделан из металла, то вы поднимаете красную табличку, а если из другого материала, то зеленую). Будьте внимательны. Ребята, внимание на экран (слайд)

Воспитатель: А теперь подойдите к моему столу. Здесь стоит штатив с подвешенным на нитке гвоздём.

Подскажите мне, что произойдёт, если приблизить к нему магнит? (дети выдвигают свои гипотезы) Давайте проверим. (Нитка с гвоздём отклонится).

Почему это произошло, как вы думаете? (Гвоздь металлический).

Вывод (делают дети): Нитка с гвоздём отклонилась от своего первоначального положения потому, что гвоздь притягивается к магниту, он металлический.

Ребята, как вы думаете, всегда ли магнит притягивает металлический стержень?

А если между ними поместить другой предмет. Притянется ли стержень к магниту? Как думает…? Давайте проверим.

Дети по одному проводят опыты с листом бумаги, стеклом, толстой книгой, фанерой, картоном тонкой книжкой.

Ребята, а всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения? (дети высказывают свои предположения)

В каком случае магнит может притягивать к себя металлические предметы?

Вывод (делают дети): магнит может притягивать к себе металлические предметы, когда находится на близком расстоянии, и когда между ними нет других толстых предметов.

Воспитатель: А теперь продолжим опыты с магнитом. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась целая цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите, внимательно, цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. Не забывайте, что сейчас вы учёные, а они работают, аккуратно и помогают друг другу. Молодцы, вы у меня настоящие учёные – справились с этим опытом. Ребята, а почему скрепки не распались? Что с ними произошло?

Вывод. Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитыми.

Ребята отсоедините магниты от скрепок и положите их на стол.

Физкультминутка.

Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками) А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты.

- А вот и наш водоём. Водоём наш загрязнён разными предметами. Давайте очистим водоем от металлического мусора.

- Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело.

А теперь присядем на места.

Продолжим наши эксперименты с магнитом.

Что же произошло с нашей цепочкой из скрепок? Подумайте, почему это так бывает? (Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время).

А теперь возьмите на столе картон, положите на него скрепки, а снизу к листу поднесите магнит и двигайте его в разных направлениях.

- Что происходит со скрепками? (Скрепки как будто “танцуют”)

Почему двигаются скрепки?

Вывод. Магнит оказывает своё волшебное действие через картон.

Предлагаю вам решить такую задачу. У вас на столах стоят банки с водой, на дне скрепка.

- Как достать скрепку, не замочив рук? Поднести магнит к банке.

- Что произошло?

Вывод: Магнитная сила действует через стекло и воду. Поэтому мы легко достали скрепку, не замочив рук.

- Ребята, обратите внимание на окраску вашего магнита. В какие цвета он окрашен? (Синий и красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами.

Что происходит с ними?

А теперь приложите красным и синим концами. Что произошло с магнитами?

Вывод: Разноокрашенные концы магнита притягиваются, а одинаково окрашенные – отталкиваются.

- Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д.и. “Магнитная мозаика”, “Магнитная азбука”, “Рыболов”, зажим на шкафчики, крепления картин к доске).

- Я хочу попросить вас посмотреть дома, где используется магнит и рассказать мне об этом.

На этом лаборатория дедушки Зная заканчивает свою работу. А нам нужно вспомнить, что нового и интересного мы узнали сегодня о магните.

Итог занятия дети подводят по схемам, выставленным на мольберте:

  1. Магнит притягивает железные предметы.
  2. Магнит действует сквозь бумагу, стекло, воду.
  3. Под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами.
  4. Магниты не только притягивают предметы и сами друг к другу, но и одинаково окрашенные концы отталкиваются.

Молодцы, хорошо потрудились сегодня ребята-учёные. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста

конспект разработан для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста « Язык мой – друг мой»

Конспект  познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста  « Язык мой – друг мой»  Цель: способствовать осознанию детьми необходимости органа чувств языка при воспр...

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мой город - Нижневартовск

формировать представление о Родине, о своем городе, его жителях, строителях, нефтяниках и других профессиях нашего города...

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Постройка жилища»

расширение знаний детей о профессии строитель, о жилищах разных народов, пополнение словарного запаса детей, воспитание у детей уважительного отношения к человеку труда, расширение знаний детей индиви...

Педагогическая находка. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Город в опасности».

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека. Изменить ситуацию можно только с помощью экологического...

Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Безопасное поведение на природе»

Конспект познавательного занятия для детейстаршего дошкольного возраста«Безопасное поведение на природе»...