Методическая разработка «Путешествие в осенний лес»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Капикян Карине Леоновна

Методическая разработка

«Путешествие в осенний лес»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_puteshestvie_v_osenniy_les.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Путешествие в осенний лес»

Программное содержание:

  • Обогащать и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее. Часто идут дожди. Приостанавливается рост растений, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях и на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, отлёт птиц. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.)
  • Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных, и приспособлением их к зиме.
  • Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом.
  • Развивать логическое мышление (логическая задача «Книжка про осень»).
  • Развитие творческого воображения (дидактическая игра «Чей силуэт?)
  • Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Материал: иллюстрации, дидактические игры «Времена года», «Когда это бывает?»

Силуэтные изображения зверей, листья деревьев: берёза, дуб, клён, рябина. Сюрпризный момент: игрушка лесовичка.

Раздаточный материал: бумажные шаблоны листьев, пластилин, стека.

Ход работы:

Бегали, ходили, озорными были,

А как встали в кружок- поздоровайся дружок!

  1. Здравствуйте, дети! Поздоровайтесь друг с другом и с гостями.

Загадки:

Снег на полях,                                

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой) (показ картинки)        

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает? (Весной)(показ картинки)

Цветы расцветают,

Бабочки порхают,

Ягоды поспевают,

Когда это бывает? (Летом)(показ картинки)

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Осенью)

Педагог: Да, это осень, одно из четырёх времён года. Какие времена года прозвучали в загадках? Сколько месяцев длится год? А сколько месяцев в году длится осень? Как называются осенние месяцы? (ответы детей)

 2. Проблемная ситуация. Логическая задача «Книжка про осень»

Я хочу рассказать вам про мальчика Сашу. Внимательно выслушайте меня, чтобы потом без труда ответить на вопросы.

«Книжка про осень»

Мама купила Саше новую книжку. В ней было три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи. Шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинке почти все деревья были голые. Опавших листьев было много под деревьями, на дорожках. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег. «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму. «Осень»-прочитала мама. «А эта? »-Саша показал на вторую картинку. «Осень»-опять прочитала мама. «А эта? »-спросил Саша про третью картинку. «Осень»-опять прочла мама.

Педагог: Почему про осень нарисованы три разные картинки? Как разложить их по порядку: ? (что раньше, что потом?) Ответы детей.

Отгадайте новую загадку: Падают с ветки золотые монетки (листья)

Вопросы детям:

- почему монетки «золотые»?

- какой период осени называют «золотая осень?»

Какие ещё мы отмечали  периоды осени? (Ранняя осень, поздняя осень - все вместе находят иллюстрации к каждому периоду).

  1. Педагог. Сейчас мы с вами отправимся в осенний лес.

Мы сейчас в поход выходим,

По тропинке в лес заходим,

Руки за спину кладём,

И по брёвнышку идём! ( дети идут по скамейке или по канату)

Закройте глаза. Представьте, что мы шагаем по мягкому ковру из листьев.

Сюрпризный момент. Игрушка Лесовичка.

Лесовичок: Здравствуйте ребята! Я- Лесовичок. Рада видеть вас в моём лесу. Я предлагаю вам поиграть в игру « С какого дерева лист?».

Показывает листья разных деревьев. (Дети отвечают).

Педагог: молодцы ребята! Верно назвали все деревья.  Лесовичку  очень приятно, что все вы знаете и бережёте природу родного края.

4. Лесовичок: А в подарок  я вам принёс картину, но, к сожалению, я не успел её закончить. Предлагаю вам мне помочь.

Пластилиновая живопись.

Педагог: ребята,  я предлагаю вам рассмотреть листочки, лежащие у вас на столах. Они с одной стороны зелёные, летние, а с другой- пока белые, а раскрашивать мы с вами их будем пластилином.

Листики нужно сделать  осенними. По окончании работы все ваши листья мы поместим на картину.

Лесовичок, покажи,  пожалуйста, нашим ребятам, как правильно раскрашивать листики пластилином.

- А сначала, чтобы размять наши пальчики, мы с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика: «Листья».

На мою ладошку лист похож у клена,                      показать ладони

Осенью оранжевый, летом он зеленый.             

Словно перышки- листочки у рябинки,                   отдельно пальцы

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья как монеты,                                   округлить пальцы

У каштана - словно опахала.

Было листьев очень много летом,                             стряхнуть кисти

Осенью их очень мало стало.

 -  Скажите,  с чего мы начнем раскрашивать, что потом? (ответы )

-  А сейчас приступайте к работе. Если у вас останется время, вы можете дополнить картину. Готовые листики прикрепите к картине двусторонним скотчем.

Психогимнасика «Превращение»

Ход игры: Под спокойную музыку дети ходят или стоят с педагогом, на быструю, веселую - «превращаются в лес»: редкий - стоят на значительном расстоянии; густой - на близком расстоянии друг от друга; дремучий - становятся вплотную; непроходимый - переплетают руки.

Педагог: Дети, мы в лесу, а почему не слышно весёлых птичьих голосов? (Птицы собираются в стаи и улетают на юг). Почему? (стало холоднее, меньше еды, так как насекомые спрятались от холода – приготовились к зимовке).

Каких перелётных птиц вы знаете? (ласточки, грачи, скворцы, утки, гуси)

5. Педагог: Идём дальше по лесу, подошли к реке. Как нам перейти реку, если нет моста?

Мы в затылок подравнялись,

На носочки приподнялись,

На мосток другой взошли-

Вот и речку перешли.

Группой по лугу шагаем,

 вдруг болото мы встречаем.

Как нам пройти по болоту?

Перейдём преграду вмиг

И по кочкам прыг-прыг-прыг!

Только к лесу подошли-

Обнаружили следы.

Игра «Чей силуэт?» Медведь, заяц, белка, ёжик, жираф- кто лишний?

Педагог: Что вы можете рассказать о жизни зверей наших лесов осенью?

Ответы детей с использованием моделей- шесть становится гуще, меняется её окраска, заготавливают корм на зиму, некоторые звери готовятся к спячке)

Педагог: Пока мы гуляли, погода испортилась. Пошёл дождь.

Послушайте загадку, повторите со мной: «Шёл долговяз, в сыру землю увяз» (Дождь)

А чтобы нам вернуться сухими, придётся воспользоваться помощниками:

Сухой- клин, Мокрый –блин. (зонт) – Что это? Почему вы так думаете?

Если дождик- мы не тужим – Бойко шлёпаем по лужам.

Будет солнышко сиять- Нам под вешалкой стоять. (Резиновые сапоги)

О чём идёт речь? Поясните?  (Дети аргументируют сои ответы)

6. Педагог: Пора возвращаться в группу,  пока совсем не промокли. Давайте расскажем Лесовичку,  о чём мы сегодня говорили? ( ответы детей: об осени. Дают обобщающую характеристику осени).

Педагог: Что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? (проводится дидактическая игра «Хорошо – плохо»)

Педагог: Какое время горда было перед осенью, какое после осени?  Какое самое любимое и почему?

Педагог: молодцы! На память о сегодняшнем разговоре я вас подарю осенние раскраски. А теперь мы пойдём на прогулку и продолжим наши наблюдения на участке.

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь)

* * *

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

* * *

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Прогулка по осеннему парку"

Презентация по развитию речи для детей старшей группы. Цель: знакомство с флорой и фауной парка, расширение лексического запаса...

Методическая разработка на тему "Осень"

В данной методической разработке рассматривается занятие по окружающему миру на тему " Осень". Занятие рекомендовано для детей среднего возраста....

Методическая разработка "Аппликация из осенних листьев"

Что можно сделать из обыкновенных листьев, которые осенью разноцветным ковром рассыпаны под ногами? Не знаете - смотрите идеи и проводите время со своими детьми с пользой! Это очень увлекательно фанта...

Методическая разработка по теме "Осень. Признаки осени"

Конспект для детей подготовительной группы проводится в виде игры с использованием разнообразного наглядного материала.Видео о занятии можно найти здесь:https://yadi.sk/i/43tutLoTkCN7m...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС"

laquo;Путешествие в осенний лес» Цель: Знакомство с животным и растительным миром леса.Задачи:В области «Физическая культура»- Развитие основных движений: закреплят...

Методическая разработка "Путешествие в осенний лес"

Досуг для детей старшего и подготовительного возраста. Проводится в виде сореснования двух команд....